Существенность и основные пользователи МСФО
В рекомендации:
– кто является основными пользователями МСФО;
– как определить информацию, включаемую в финотчетность;
– как определить существенность.
Понятия «существенность информации» и «основные пользователи» тесно связаны в МСФО. «Информация является существенной, если обоснованно ожидается, что ее пропуск, искажение или затуманивание могут в соответствии с разумными ожиданиями повлиять на решения основных пользователей финансовой отчетности общего назначения, вынесенные на основании такой финансовой отчетности» («Определение существенности (поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8»).
Кто является основными пользователями МСФО
Цель финансовой отчетности общего назначения – предоставить об отчитывающейся организации финансовую информацию, полезную для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении ресурсов данной организации .
Таким образом, по МСФО основными пользователями, причем в иерархическом порядке, являются:
- инвесторы, существующие и потенциальные;
- заимодавцы;
- прочие кредиторы.
Помимо указанных в соответствии с МСФО, это покупатели, работники предприятия, правительственные учреждения, министерства, ведомства, общественность и другие заинтересованные пользователи.
Но у таких разных пользователей понятия о существенной для них информации могут значительно отличаться.
Почему же они исключены из состава основных в МСФО?
Совет МСФО решил, что главными пользователями финотчетности должны быть поставщики капитала для компаний. Ведь без ресурсов не может работать и развиваться ни одно коммерческое предприятие.
Также очевидно, что многие существующие и потенциальные инвесторы, заемщики и прочие кредиторы не могут напрямую потребовать от организации предоставить им информацию и поэтому должны полагаться на публикуемую финотчетность общего назначения.
Перед инвестором могут стоять такие вопросы:
- Покупать ли акции компании, удерживать ли уже приобретенные или настало время их продавать?
- Делать стратегические инвестиции в компанию или спекулятивные?
- Покупать или продавать другие ценные бумаги компании (например, облигации)?
Заимодавец хочет решить для себя:
- Предоставить ли заем компании? Под какую процентную ставку?
- Какие предусмотреть методы защиты ссуды (обеспечение, залог)?
- Пришло ли время потребовать возврата ссуды?
Перед кредитором компании может, например, стоять такой вопрос:
- Можно ли отпускать свои товары (предоставлять услуги) компании без предварительной оплаты или с...
