Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 20.06.1990 г. N 93-XII "О Конституционном надзоре в Республике Узбекистан"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.06.1990 г.

N 93-XII



О КОНСТИТУЦИОННОМ НАДЗОРЕ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН *


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели конституционного надзора

в Республике Узбекистан

Конституционный надзор в Республике Узбекистан учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции Республики Узбекистан, а в Каракалпакской Республике - и Конституции Каракалпакской Республики, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов Республики Узбекистан, демократических основ советского общества.



Статья 2. Органы конституционного надзора

Конституционный надзор в Республике Узбекистан осуществляет Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - и Конституционного надзора Республики Каракалпакстан.



Статья 3. Основные принципы деятельности органов

конституционного надзора

Органы конституционного надзора в Республике Узбекистан действуют на основе социалистической законности, коллегиальности и гласности.

Органы конституционного надзора в Республике Узбекистан самостоятельны и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - и Конституции Республики Каракалпакстан.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность органов конституционного надзора не допускается и влечет ответственность в соответствии с законом.



Статья 4. Законодательство о конституционном надзоре

в Республике Узбекистан

Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора в Республике Узбекистан определяются Конституцией Республики Узбекистан и настоящим Законом, а в Республике Каракалпакстан - также Конституцией Республики Каракалпакстан и Законом Республики Каракалпакстан о конституционном надзоре в Каракалпакской Республике.




II. СОСТАВ И ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ

КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 5. Состав Комитета конституционного надзора

Республики Узбекистан

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан избирается из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, заместителя председателя и 9 членов Комитета, включая представителя от Республики Каракалпакстан.



Статья 6. Избрание Комитета конституционного надзора

Республики Узбекистан

Председатель, заместитель председателя, члены Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан избираются Верховным Советом Республики Узбекистан сроком на десять лет.

Предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан представляются Верховному Совету Республики Узбекистан Председателем Верховного Совета Республики Узбекистан.

Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов Республики Узбекистан.

В целях обеспечения преемственности в деятельности Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан его состав обновляется наполовину каждые пять

Вновь избранные члены Комитета вступают в должность со дня их избрания.



Статья 7. Присяга лиц, избранных в Комитет

конституционного надзора Республики Узбекистан

Председатель Верховного Совета Республики Узбекистан приводит к присяге лиц, избранных в Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан.

Текст присяги: "Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности члена Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан, подчиняться при этом всем положениям Конституции Республики Узбекистан и ничему кроме них".



Статья 8. Досрочное прекращение полномочий лица,

избранного в Комитет конституционного надзора

Республики Узбекистан

Полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан, могут быть досрочно прекращены по его просьбе об отставке; по состоянию здоровья, препятствующему выполнение им своих обязанностей; в случае нарушения присяги, выезда за пределы республики; в связи с вступившим в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Решение о досрочном прекращении полномочий лица, входящего в состав Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан, принимается по представлению Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан Верховным Советом Республики Узбекистан.

В период между сессиями Верховного Совета Республики Узбекистан полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан, приостанавливаются в случае нарушения им присяги или вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Решение о приостановлении полномочий принимается Председателем Верховного Совета Республики Узбекистан.



Статья 9. Дополнительное избрание в Комитет

конституционного надзора Республики Узбекистан

В случае досрочного выбытия лица, входившего в состав Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан, Верховным Советом Республики Узбекистан на оставшийся срок полномочий дополнительно избирается в состав Комитета другое лицо.

В случае досрочного выбытия лица, входившего в состав Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан, менее чем за год до истечения срока его полномочий выборы нового члена Комитета вместо выбывшего не проводятся.



III. ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 10. Акты, поднадзорные Комитету

конституционного надзора Республики Узбекистан

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан рассматривает вопросы о соответствии Конституции Республики Узбекистан:

проектов законов Республики Узбекистан и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан;

законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Узбекистан;

Конституции Республики Каракалпакстан.

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан осуществляет надзор за соответствием Конституции Республики Узбекистан и законам Республики Узбекистан, принятым Верховным Советом Республики Узбекистан:

указов Президента Республики Узбекистан;

постановлений и распоряжений Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан; законов Республики Каракалпакстан;

решений местных Советов народных депутатов;

постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Узбекистан;

международных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан, представленных на ратификацию или утверждение;

руководящих разъяснений пленума Верховного Суда Республики Узбекистан;

актов Главного государственного арбитра Республики Узбекистан, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан не осуществляется прокурорский надзор.

Надзорные функции Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан не распространяются на приговоры и иные решения судов, решения органов расследования, прокуратуры, государственного арбитража по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам.



Статья 11. Рассмотрение разногласий

В случае возникновения разногласий между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан по поводу конституционности актов, принятых их органами государственной власти и управления, Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан рассматривает эти разногласия по инициативе любой из спорящих сторон в соответствии с правилами, установленными настоящим Законом и регламентом Комитета Конституционного надзора Республики Узбекистан.



Статья 12. Внесение вопросов на рассмотрение

Комитета конституционного надзора

Республики Узбекистан

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан принимает вопрос к рассмотрению:

1) по поручению Верховного Совета Республики Узбекистан - в отношении проектов законов Республики Узбекистан и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов Республики Узбекистан, Президента Рее-

публики Узбекистан, Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан, Верховного Совета Республика Каракалпакстан - в отношении законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Узбекистан;

3) по поручению Верховного Совета Республики Узбекистан - в отношении указов Президента Республики Узбекистан;

4) по поручению Верховного Совета Республики Узбекистан по предложениям Президента Республики Узбекистан, Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан, Верховного Совета Республики Каракалпакстан - в отношении Конституции Республики Каракалпакстан и законов Республики Каракалпакстан.

5) по поручению Верховного Совета Республики Узбекистан, по предложениям не менее одной пятой народных депутатов Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан, Верховного Совета Республики Каракалпакстан - в отношении постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Узбекистан, международных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

6) по поручению Верховного Совета Республики Узбекистан, по предложениям Президента Республики Узбекистан, Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан, постоянных комиссий Верховного Совета Республики Узбекистан, Совета министров Республики Узбекистан, Верховного Совета Республики Каракалпакстан, Комитета народного контроля Республики Узбекистан, Верховного Суда Республики Узбекистан, Прокурора Республики Узбекистан, Главного государственного арбитра Республики Узбекистан, республиканских органов общественных организаций и Академии наук Республики Узбекистан - в отношении нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан не осуществляется прокурорский надзор.

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан вправе также по собственной инициативе рассматривать вопросы о соответствии Конституции Республики Узбекистан и законам Республики Узбекистан актов высших органов государственной власти и управления Республики Узбекистан, других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Республики Узбекистан, а также решений местных Советов народных депутатов.

Если органы государственного управления, судебные, прокурорские и иные правоохранительные и правоприменительные органы, общественные организации и граждане обнаружат расхождение между законом или иным нормативным актом и Конституцией Республики Узбекистан, они доводят об этом до сведения органа, уполномоченного передать вопрос на рассмотрение Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан.

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан вправе отклонить как не соответствующие его компетенции отдельные поручения, предложения и обращения.



Статья 13. Принятие вопросов к рассмотрению

по собственной инициативе Комитета конституционного

надзора Республики Узбекистан

Право вносить вопрос на рассмотрение по собственной инициативе Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан принадлежит Председателю, заместителю Председателя и членам Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан.

Решение рассмотреть вопрос принимается большинством голосов членов Комитета, участвующих в заседании.



Статья 14. Председатель и заместитель Председателя

Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан

Председатель Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан осуществляет общее руководство работой Комитета, созывает его заседания по собственной инициативе или по предложению не менее трех членов комитета, председательствует на них, а также выполняет другие функции, возложенные на него настоящим Законом.

Заместитель Председателя Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан выполняет по уполномочию Председателя Комитета отдельные его

функции и замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

В случае невозможности осуществления Председателем Комитета и его заместителем их функций, Комитет избирает из своего состава временного Председателя действующего в этом качестве до возвращения Председателя или его заместителя к выполнению своих обязанностей, либо до избрания Верховным Советом Республики Узбекистан нового Председателя и заместителя Председателя Комитета.



Статья 15. Члены Комитета конституционного надзора

Республики Узбекистан

Член Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Комитетом.

Член Комитета не имеет права публично высказывать свое мнение о соответствии или несоответствии Конституции Республики Узбекистан, и законам Республики Узбекистан актов и проектов актов, находящихся на рассмотрении Комитета до принятия Комитетом заключения по этому вопросу.



Статья 16. Подготовка к рассмотрению вопроса

в Комитете конституционного надзора

Республики Узбекистан

Председатель Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан поручает подготовку к рассмотрению вопроса на заседании Комитета одному или нескольким членам Комитета и устанавливает срок ее завершения, который не должен превышать шести месяцев.

В ходе подготовки вопроса члены Комитета вправе:

истребовать от государственных органов и общественных организаций любые относящиеся к данному вопросу документы и иную информацию;

заслушивать объяснения должностных лиц соответствующих государственных органов и общественных организаций;

привлекать в качестве консультантов ученых и практических работников.

Отказ должностных лиц государственных органов и общественных организаций в предоставлении Комитету требуемых документов и иной информации, а также сообщение ими заведомо ложных сведений влекут за собой ответственность в соответствии с законом.



Статья 17. Рассмотрение вопроса Комитетом

конституционного надзора

Республики Узбекистан

Председатель Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан ставит вопрос на заседании Комитета в течение одного месяца после завершения его подготовки к рассмотрению. Проект заключения Комитета и относящиеся к нему материалы рассылаются участникам заседания не позднее чем за пятнадцать дней до заседания.

Заседание правомочно при наличии не менее двух третей лиц, избранных в Комитет.

Заседания Комитета проводятся открыто. Закрытое заседание допускается лишь в случае необходимости сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны.

В заседании Комитета вправе участвовать представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и представитель органа, издавшего акт или внесшего проект акта.

В заседании Комитета могут участвовать:

Президент Республики Узбекистан;

Председатель Верховного Совета Республики Узбекистан;

заместители Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Республики Узбекистан;

Председатель Совета Министров Республики Узбекистан;

Председатель Комитета народного контроля Республики Узбекистан;

Председатель Верховного Суда Республики Узбекистан, Прокурор Республики Узбекистан, Главный государственный арбитр Республики Узбекистан, Министр юстиции Республики Узбекистан.

Председательствующий или по его поручению один

членов Комитета излагает существо рассматриваемого вопроса.

Представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и органа, издавшего акт или внесшего проект акта, вправе высказывать свое мнение по рассматриваемому вопросу. По решению Комитета в заседании могут быть выслушаны и другие лица. Для принятия заключения Комитет проводит совещание, на котором присутствуют только лица, входящие в его состав.

Заключение Комитета объявляется в открытом заседании и подлежит опубликованию.



Статья 18. Заключение Комитета конституционного

надзора Республики Узбекистан

В заключении Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан содержится вывод о соответствии или несоответствии рассматриваемого акта, проекта акта или их отдельных положений Конституции Республики Узбекистан или законам Республики Узбекистан, а в надлежащих случаях также международным обязательствам Республики Узбекистан. Заключение должно быть аргументированным.

Заключение Комитета принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав Комитета. Эти лица не вправе воздерживаться от голосования. В случаях разделения голосов поровну голос Председателя Комитета является решающим.

Член Комитета, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме. В этом случае оно включается самостоятельной частью в заключение Комитета.



Статья 19. Направление заключений Комитета

конституционного надзора Республики Узбекистан

Верховному Совету Республики Узбекистан

Заключения Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан относительно проектов законов Республики Узбекистан и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Узбекистан, а также относительно Конституции Республики Каракалпакстан и законов Республики Каракалпакстан представляются Верховному Совету Республики Узбекистан.

Принятие Комитетом конституционного надзора Республики Узбекистан заключений, указанных в настоящей статье не приостанавливает действия законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Узбекистан, Конституции Республики Каракалпакстан или их отдельных положений.

Заключение Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан о несоответствии Конституции Республики Узбекистан акта, принятого Верховным Советом Республики Узбекистан, а также Конституции Республики Каракалпакстан или их отдельных положений может быть отклонено решением Верховного Совета Республики Узбекистан, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Республики Узбекистан. Заключение Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан ставится на обсуждение и голосование в течение ближайшего по времени заседания Верховного Совета Республики Узбекистан.



Статья 20. Направление заключения Комитета

конституционного надзора Республики Узбекистан

органу, издавшему акт

Заключение Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан во всех случаях направляется органу, издавшему акт, по поводу которого принято заключение; органу, по инициативе которого рассматривается вопрос, и одновременно - Президенту Республики Узбекистан и Председателю Верховного Совета Республики Узбекистан.



Статья 21. Приостановление действия или утрата

силы акта, не соответствующего Конституции

Республики Узбекистан или закону

Республики Узбекистан

Принятие Комитетом конституционного надзора Республики Узбекистан заключения о несоответствии акта или его отдельных положений Конституции Республики Узбекистан или закону Республики Узбекистан, кроме включений, указанных в статье 19 настоящего Закона, останавливает действие акта полностью или в отдельной части до устранения указанного несоответствия.

Сообщение о том, что акт или его отдельные положения не подлежат применению, публикуется и рассылается в том же порядке, в каком был опубликован и разослан акт, действие которого приостановлено.

Заключение Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан, констатирующее, что каким-либо нормативным правовым актом или его отдельными положениями нарушаются основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции Республики Узбекистан и в международных актах, участником которых является Республика Узбекистан, влечет за собой утрату силы такого акта или его отдельных положений с момента принятия заключения Комитета.



Статья 22. Устранение несоответствия акта

Конституции Республики Узбекистан

или закону Республики Узбекистан

Орган, издавший акт, в двухмесячный срок устраняет указанное в заключении Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан несоответствие акта или его отдельных положений Конституции Республики Узбекистан или закону Республики Узбекистан. В необходимых случаях срок устранения несоответствия может быть продлен Председателем Верховного Совета Республики Узбекистан.

По истечении указанного срока, если несоответствие не будет устранено, Комитет входит с представлением соответственно в Верховный Совет Республики Узбекистан или Совет Министров Республики Узбекистан об отмене не соответствующего Конституции Республики Узбекистан или закону Республики Узбекистан акта подотчетного им органа или должностного лица либо отдельных положений акта.

Решение Верховного Совета Республики Узбекистан об отклонении заключения Комитета принимается двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Республики Узбекистан. Если предложение об отклонении заключения Комитета не получит в Верховном Совете Республики Узбекистан необходимого числа голосов, акт или его отдельные положения, не соответствующие Конституции Республики Узбекистан или закону Республики Узбекистан, утрачивают силу.



Статья 23. Право законодательной инициативы

Комитета конституционного надзора

Республики Узбекистан

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Комитету конституционного надзора Республики Узбекистан принадлежит право законодательной инициативы.

Если Комитет обнаруживает, что соблюдению положений Конституции Республики Узбекистан препятствует отсутствие соответствующего законодательного акта, а также в иных случаях, он входит с представлением в Верховный Совет Республики Узбекистан о необходимости подготовки и принятия такого акта.



IV. СТАТУС ЛИЦ, ИЗБРАННЫХ В КОМИТЕТ

КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 24. Независимость лиц, избранных

в Комитет конституционного надзора

Республики Узбекистан

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных органов и общественных организаций, должностных лиц.



Статья 25. Несовместимость статуса лица,

избранного в Комитет конституционного надзора

Республики Узбекистан, с вхождением

в состав других органов

Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан не может быть одновременно народным депутатом, входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.



Статья 26. Право присутствовать на заседаниях

государственных органов

Председатель, заместитель Председателя и члены комитета конституционного надзора Республики Узбекистан имеют право присутствовать на заседаниях Верховного Совета Республики Узбекистан и Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.



Статья 27. Неприкосновенность лиц, избранных

в Комитет конституционного надзора

Республики Узбекистан

Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан, не может быть привлечено к уголовной ответственности, арестовано или подвергнуто мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Комитета. Решение о согласии принимается тайным голосованием двумя третями голосов состава Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан.

Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан, не может быть привлечено к какой-либо ответственности за выраженное им мнение или голосование при рассмотрении дел в Комитете.



V. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 28. Регламент Комитета конституционного надзора

Республики Узбекистан

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан принимает регламент Комитета.



Статья 29. Публикация заключений и иных материалов

Комитета конституционного надзора

Республики Узбекистан

Заключения и иные материалы Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан публикуются в "Ведомостях Верховного Совета Республики Узбекистан".



Статья 30. Секретариат Комитета конституционного

надзора Республики Узбекистан

Информационно-справочную и другую вспомогательную работу выполняет секретариат Комитета конституционного надзора Республики Узбекистан. Положение о секретариате Комитета, его структура и штаты утверждаются Комитетом конституционного надзора Республики Узбекистан.



Статья 31. Печать Комитета конституционного

надзора Республики Узбекистан

Комитет конституционного надзора Республики Узбекистан имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием на узбекском и русском языках.



Президент

Республики Узбекистан                                                       И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Уз ССР ",

1990 г., N 16-18, ст. 289



___________

*) Слова "Узбекской ССР" заменены словами "Республики Узбекистан" в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.09.1991 г. N 364-XII "О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Узбекской ССР".

Название "Республика Каракалпакстан" приведено в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и Конституцией Республики Каракалпакстан.