Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 14.01.1992 г. N 521-XII "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О налогах с предприятий, объединений и организаций"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.01.1992 г.

N 521-XII



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

"О  НАЛОГАХ   С   ПРЕДПРИЯТИЙ,

ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"


В связи с необходимостью совершенствования системы налогов в условиях рыночной экономики Верховный Совет Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Внести следующие изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан "О налогах с предприятий, объединений и организаций":


1. Части седьмую и восьмую преамбулы изложить в следующей редакции:

"В соответствии с настоящим Законом предприятия, объединения и организации, занимающиеся предпринимательской и иной деятельностью, приносящей доход, на территории Республики Узбекистан, уплачивают следующие налоги:

налог на доходы предприятий;

налог на добавленную стоимость;

акцизный налог;

налог на имущество предприятий;

налог на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимые за пределы республики;

налог на экспорт-импорт;

налог на фонд оплаты труда колхозников.

Суммы налоговых платежей зачисляются в бюджет Республики Узбекистан, бюджеты Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента и в другие местные бюджеты по нормативам, устанавливаемым ежегодно при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год".


2. Главу I изложить в следующей редакции:

"Глава I. Налог на доходы предприятий

Статья 1. Плательщики налога

Плательщиками налога являются:

предприятия, объединения и организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами (за исключением перечисленных в статье 2), а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения предприятий, объединений, организаций, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банковских учреждениях;

организации, не состоящие на хозяйственном расчете, но получающие доходы от хозяйственной (коммерческой) деятельности;

созданные на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями, их дочерние предприятия и филиалы, международные объединения, осуществляющие хозяйственную (коммерческую) деятельность на принципах хозяйственного расчета, и находящиеся на территории Республики Узбекистан филиалы предприятий и их дочерних предприятий, расположенных на территории других государств;

международные неправительственные организации (объединения), осуществляющие хозяйственную (коммерческую) деятельность;

банки, страховые органы.

Плательщики налога, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются "предприятия".

Статья 2. Особые категории плательщиков

Колхозы, совхозы, дехканские хозяйства и другие сельскохозяйственные предприятия являются плательщиками налога только по доходам, полученным от несельскохозяйственной деятельности, и доходам от сельскохозяйственной деятельности в той части, которая не обеспечивается собственным землепользованием плательщика. Особые категории плательщиков ежегодно пересматриваются и утверждаются Верховным Советом Республики Узбекистан при утверждении бюджета.

Статья 3. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения является валовой доход предприятия за отчетный период.

Валовой доход предприятия, исчисленный для целей налогообложения, представляет собой сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и результатов от внереализационных операций.

2. Под выручкой реализации продукции (работ, услуг) в настоящем Законе понимается сумма по оплаченным счетам за отгруженную продукцию и оказанные работы и услуги, а также суммы денежных средств, фактически поступившие за счет предприятия в банке, в кассу предприятия, и другие поступления в оплату реализованной продукции к дате окончания налогооблагаемого периода, если иное не предусмотрено специальными нормативными актами.

3. Для предприятий, торгующих покупными товарами, под доходом от реализации (выручкой) для целей налогообложения понимается разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров.

4. Для предприятий, получающих доходы от посреднической деятельности (как комиссионное вознаграждение), под доходом от реализации для целей налогообложения понимается сумма полученных комиссионных вознаграждений (процентов) по всем сделкам, осуществленным в налогооблагаемый период.

5. Под результатами от внереализационных операций понимаются поступления от сдачи имущества в аренду, поступившие штрафы и неустойки, доходы от облигаций, проценты по выданным ссудам и другие поступления, относимые к доходам.

К результатам от внереализационных операций, учитываемым для целей налогообложения, не относятся дивиденды по акциям и другие доходы от капитала, вложенного в уставной фонд других предприятий.

6. Для предприятий, осуществляющих товарообменные операции, как в форме прямого обмена, так и в форме отпуска продукции по ценам ниже себестоимости, под доходом от реализации понимается сумма сделки, которая определяется расчетно, исходя из цен реализации аналогичной продукции, применявшихся в порядке совершения сделки.

При этом для предприятий, работающих по фиксированным ценам и тарифам, под расчетной ценой понимается фиксированная цена, а для предприятий, работающих по любым другим ценам и тарифам, - средняя биржевая цена, взвешенная по объемам сделок на биржах, насчитанная органами государственной статистики.

7. Взносы, паи и иные целевые финансовые средства, объединяемые для решения общих задач, не являются доходами юридического лица, созданного специально для решения этих общих задач, и не являются объектом налогообложения. Объектом налогообложения является доход, полученный этим юридическим лицом от коммерческого или иного использования аккумуляторных средств.

Статья 4. Расчет налогооблагаемой базы

Для целей налогообложения предприятий, являющихся налогоплательщиками по данному Закону, налогооблагаемая база определяется, как валовой доход предприятия, уменьшенный на следующие суммы материальных и приравненных к ним затрат, а также обязательных платежей:

суммы, причитающиеся к уплате в бюджет в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимые за пределы республики, налог на фонд оплаты труда колхозников, земельный налог, отчисление на содержание, ремонт и строительство дорог общего пользования;

суммы вносимые в Пенсионный фонд Республики Узбекистан, Фонд занятости населения Республики Узбекистан, Фонд социального страхования Республики Узбекистан, суммы, вносимые по обязательным страховым платежам, а также другие обязательные платежи, определяемые законодательством Республики Узбекистан;

суммы платежей по процентам за кредиты банков, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам;

суммы рентных платежей, вносимых в установленном порядке;

суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода и учтенных в калькуляции себестоимости реализованной продукции. При этом амортизационные отчисления на полное восстановление производятся в соответствии с нормами, утвержденными Кабинетом министров при Президенте Республики Узбекистан. Предприятия с иностранными инвестициями, созданные на территории Республики Узбекистан, дочерние предприятия и филиалы таких предприятий, созданных на территории других стран или республик с участием предприятий Республики Узбекистан, а также иностранные предприятия, находящиеся на территории Республики Узбекистан, производят амортизационные отчисления на полное восстановление по нормативам и в порядке, установленном для предприятий республики, если иное не предусмотрено международными договорами и действующим законодательством;

арендную плату (расчеты по финансовому лизингу). При этом предприятия, арендующие все или часть основных фондов, в том числе с правом выкупа этих фондов у собственника, либо использующие финансовый лизинг, включают амортизационные отчисления на полное восстановление арендуемых основных фондов в арендную плату (в расчеты по финансовому лизингу);

суммы приобретаемых нематериальных активов, не имеющих вещественно-натуральной формы, но приносящих доход предприятию или создающих условия для получения дохода. В состав нематериальных активов включается стоимость приобретаемых патентов, авторских прав, лицензий, "ноу-хау", программного обеспечения, собственного патентования; права использовать торговую марку. Расходы, проводимые по статье "нематериальные активы", разрешается вычитать из валового дохода по типу амортизационных отчислений. Порядок вычета определяется плательщиком. При этом срок амортизации не должен превышать пяти лет;

все виды платежей, связанных с использованием прав на нематериальные активы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

суммы расходов на оплату работ по сертификации продукции, консультационных, информационных и аудиторских услуг;

плату сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану;

суммы расходов по оплате услуг связи и вычислительных центров;

суммы расходов на служебные командировки в соответствии с действующим законодательством;

суммы расходов на представительские цели по действующим нормам;

суммы расходов на рекламу;

стоимости материальных затрат, отнесенных на реализованную продукцию (услуги), оплата которых произведена предприятием к дате окончания налогооблагаемого периода.

Расходы, указанные в частях 9, 10, 11, 14 настоящей статьи, исключается из налогооблагаемый базы (валового дохода) в размерах, не превышающих действующие нормы и тарифы на услуги.

По банкам, кроме вышеперечисленных затрат и обязательных платежей, налогооблагаемая база уменьшается на следующие суммы затрат и отчислений:

сумму платежей за кредитные ресурсы, полученные во временное пользование от Государственного банка республики;

проценты, выплачиваемые по депозитам предприятий и вкладам населения;

отчисления в резервные и страховые фонды банков в размере до 20 процентов доходов банков до достижения размеров этих фондов 25 процентов уставного фонда банка. Для Сберегательного банка норматив отчислений в резервный фонд банка устанавливается Государственным банком Республики Узбекистан.

По страховым организациям, кроме перечисленных в настоящей статье затрат и обязательных платежей, налогооблагаемая база уменьшается на следующие суммы затрат и отчислений:

1) суммы расходов по страховым и перестраховочным операциям, включающие:

суммы платежей, переданных по договорам перестрахования;

суммы платежей по договорам страхования и перестрахования, действие которых не прекратилось на конец отчетного года;

суммы произведенных и начисленных выплат по страховым и перестраховочным обязательствам;

суммы неоконченных выплат по страховым событиям прошлых лет, включая обязательства в пределах срока исковой давности;

страховые суммы по договорам, по которым заявлено о наступлении страхового случая, но не представлены размеры убытка;

2) суммы отчислений в страховые и резервные фонды.

Отчисления в страховые и резервные фонды производятся в процентах от суммы дохода. Процент отчислений определяется по совокупности нормативов, определяемых страховой организацией для каждого вида страхования, осуществляемого в соответствии с имеющейся лицензией, исходя из количества заключенных договоров страхования, сроков их действия, объема страховых обязательств, характера страховых рисков, размеров выплат, произведенных по ранее действовавшим договорам, и иных особенностей, складывающейся динамики в данном виде страхования и в деятельности страховой организации в целом.

При этом отчисления в страховые и резервные фонды не могут превышать 20 процентов от доходов страховой организации до достижения размера 25 процентов уставного фонда страховой организации;

3) суммы средств, направляемых страховой организацией на финансирование мероприятий по предотвращению и предупреждению наступления страховых событий (превентивные мероприятия).

Статья 5. Материальные затраты

1. К материальным затратам предприятия (независимо от этапов производства, на которых они совершаются) относятся при исчислении налогооблагаемой базы оплаченные и учтенные в калькуляции себестоимости реализованной продукции расходы на :

сырье и материалы, приобретаемые со стороны и подвергающиеся обработке, переработке на данном предприятии за исключением сырья и материалов, приобретаемых с целью перепродажи;

покупные материалы, используемые на производственные и хозяйственные нужды предприятия;

износ не относимых к основным фондам инструментов, приспособлений, инвентаря, оборудования, спецодежды и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отнесенных на себестоимость реализованной продукции;

покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу и дополнительной обработке на данном предприятии;

работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями или подразделениями самого предприятия, имеющими самостоятельный баланс. В последнем случае плата за работы и услуги включается в доходы такого подразделения;

приобретаемое со стороны топливо всех видов, расходуемое на технологические цели, выработку других видов энергии, на отопление, на собственные транспортные расходы;

покупную энергию всех видов, расходуемую на производственные и хозяйственные нужды предприятия, включая расходы на ее трансформацию и передачу внутри предприятия;

геологоразведочные и геологопоисковые работы;

проведение всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) основных производственных фондов;

рекультивацию земель, в том числе рекультивацию, выполняемую сторонними организациями;

использование природного сырья, плату за древесину, отпускаемую на корню, воду, забираемую из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов. При этом другие виды платежей за природные ресурсы, включая платежи в форме аренды и штрафы, осуществляются за счет остающихся у предприятий доходов;

тару и упаковку, не включенные в цену приобретаемых ресурсов;

транспортировку, доставку, хранение, осуществляемые силами поставщика.

(Эти расходы не включаются в цену, но относятся на соответствующие статьи затрат на производство в случае, если транспортировка, доставка, включая погрузочно-разгрузочные работы, хранение производятся третьими организациями или силами самого плательщика).

2. Из расходов на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.

3. Все остальные статьи материальных затрат, относимые на себестоимость при ее калькулировании, не должны вычитаться из валового дохода предприятия при расчете налогооблагаемой базы.

4. Кабинет министров при Президенте Республики Узбекистан вправе вносить связанные с социальной защитой населения уточнения в перечень материальных и приравненных к ним затрат.

Статья 6. Налоговые ставки

Налогооблагаемая база, исчисленная в соответствии со статьей 4, облагается налогом следующим образом:

1) по доходам предприятий всех форм собственности, за исключением перечисленных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи - по ставке 18 процентов.

Для отдельных отраслей народного хозяйства могут быть установлены Кабинетом министров при Президенте Республики Узбекистан пониженные ставки налога, но не ниже 12 процентов и повышенные ставки, но не более 30 процентов;

2) по доходам банков, их филиалов и представительств, негосударственных коммерческих страховых организаций - по ставке до 30 процентов. Особенности и порядок обложения налогом банковских и страховых органов определяется Кабинетом министров при Президенте Республики Узбекистан;

3) по доходам, полученным от видеосалонов (видеопоказа), аукционов, казино, игровых автоматов с денежным выигрышем, лотерейных розыгрышей, проводимых негосударственными органами, проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, - по ставке 60 процентов;

4) доходы совместных предприятий с долей иностранного капитала в уставном фонде в размере менее 30 процентов подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а с долей иностранного капитала в уставном фонде более 30 процентов, а также иностранных предприятий, их филиалов, представительств и дочерних предприятий - по ставке 10 процентов.

Доходы иностранных участников совместных предприятий с участием иностранного капитала в уставном фонде при переводе за границу подлежат налогообложению в размере 15 процентов, если иное не установлено международными договорами Республики Узбекистан.

Сумма налогового платежа при переводе дохода за границу уплачивается в валюте перевода;

5) иностранные юридические лица, получающие доходы, не связанные с деятельностью в Республике Узбекистан, уплачивают налоги по доходам от дивидендов, процентов, авторских прав и лицензий, фрахта, арендных платежей и по другим доходам, источник которых находится в Республике Узбекистан и которые не связаны с осуществлением деятельности в Республике Узбекистан, - через постоянное представительство по ставке налога в размере 20 процентов (кроме доходов от фрахта), если иное не установлено международными договорами Республики Узбекистан;

6) суммы доходов от фрахта, выплачиваемого иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6 процентов;

7) доходы предприятия по дивидендам от акций и другие доходы от капитала, вложенного в уставной фонд других предприятий, облагаются налогом по ставке 15 процентов.

Статья 7. Изменение налоговых ставок

Размеры налоговых ставок, а также состав налоговых льгот и порядок их предоставления могут уточняться Верховным Советом Республики Узбекистан при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Статья 8. Внесение налоговых платежей в бюджет

Суммы налоговых платежей зачисляются в бюджет Республики Узбекистан, бюджеты Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента и другие местные бюджеты по нормативам, устанавливаемым ежегодно в законодательном порядке."


3. Главу II изложить в следующей редакции:

"Глава II. Льготы по налогу на доходы предприятий

Статья 9. Освобождение от налога

От налога на доход предприятий освобождаются:

а) предприятия, в общей численности основных работников которых:

инвалиды составляют не менее 50 процентов;

учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ составляют не менее 75 процентов;

б) предприятия, специализированные на производстве протезно-ортопедических изделий, оказании услуг инвалидам по протезированию;

в) предприятия по доходам, полученным от реставрации и восстановления памятников истории и культуры;

г) лечебно-производственные мастерские при лечебных учреждениях;

д) общественные организации инвалидов, зарегистрированные в установленном порядке, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения;

е) общество Красного Полумесяца, общество ветеранов войны и труда, Союз ветеранов Афганистана, фонды "Арал", имени Улугбека, Навои, Айбека, Кадыри, помощи детям с отклонениями в развитии, Главная миссия фонда народной дипломатии, Ассоциация культуры Узбекистана, Ассоциация воинов-интернационалистов и воинов запаса, другие благотворительные фонды и ассоциации и их отделения, а также молодежные фонды, зарегистрированные в установленном порядке, по доходам, направленным на реализацию их уставной деятельности;

ж) доходы предприятий, созданных молодежными, профсоюзными организациями при высших, средних специальных учебных заведениях, средних и профессионально-технических училищах, направляемые ими на улучшение социально-бытовых условий студентов и учащихся;

з) доходы дехканских рынков, используемые на строительство и расширение их материально-технической базы, развитие подведомственного гостиничного хозяйства, благоустройство и покрытие расходов по эксплуатации рынков;

и) доходы городского пассажирского транспорта (кроме такси);

к) доходы от оказания услуг населению по распространению печати;

л) доходы, полученные от производства работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

м) предприятия, объединения и организации ветеранов войны и труда, созданные при советах ветеранов войны и труда, в которых работает не менее 50 процентов лиц, достигших пенсионного возраста (пенсионеров).

Статья 10. Льготы для вновь созданных предприятий

Вновь созданные предприятия уплачивают налог первый год с момента создания (регистрации) в размере 25 процентов и во второй год - в размере 50 процентов от установленной ставки.

Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ранее действовавших предприятий, их филиалов и структурных подразделений, а также на предприятия, созданные при предприятиях, объединениях и организациях, при условии, что они работают на оборудовании, арендованном у предприятий.

При прекращении деятельности предприятия до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере за весь период его деятельности.

Статья 11. Временное освобождение от налога

От налогообложения освобождаются:

1) в течение двух лет доходы и валютная выручка, получаемые предприятием патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве с даты начала использования изобретения в пределах срока действий патента;

2) совместные предприятия, их филиалы и дочерние предприятия, доля иностранного участника в уставном фонде которых превышает 30 процентов, специализирующиеся на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции (кроме виноградных и плодово-ягодных вин, крепких напитков), товаров народного потребления и строительных материалов, медицинского оборудования, машин и оборудования для сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, заготовке, переработке вторсырья и бытовых отходов, - в течение двух лет с момента регистрации.

При ликвидации совместного предприятия, освобожденного от уплаты налога, до истечения трехлетнего срока сумма налога взимается в полном размере за весь период его деятельности;

3) в первые два года работы с момента создания (регистрации) дехканские (фермерские) хозяйства и частные предприятия - по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потребления, производству строительных материалов.

Статья 12. Уменьшение налогооблагаемой базы

Налогооблагаемая база уменьшается на сумму:

затрат, осуществляемых в соответствии с утвержденными местными органами власти и управления нормативами по содержанию находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, жилищного фонда, а также затрат предприятий на эти цели при долевом участии предприятий в содержании перечисленных учреждений;

30 процентов затрат на инвестиции, а также на погашение кредитов, полученных на инвестиции для производства продовольствия, строительных материалов, товаров народного потребления. Указанная льгота предоставляется предприятиям, которые полностью использовали для осуществления инвестиций имеющиеся у них амортизационные отчисления;

дохода, использованного на погашение кредита, предоставленного предприятием связи на финансирование капитальных вложений в размере, не покрываемом доходами, оставляемыми в распоряжении предприятий;

30 процентов затрат по проведению природоохранных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоению новых технологий и видов продукции;

20 процентов дохода предприятий, полученного за счет превышения против соответствующего периода прошлого гола физических объемов производства продуктов питания, товаров народного потребления, товаров для детей, детского питания и медикаментов;

взносов в экологические, оздоровительные и иные благотворительные фонды (если эти фонды зарегистрированы в качестве юридических лиц) предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, но не более 1 процента налогооблагаемого дохода;

отчислений от доходов предприятий, находящихся в собственности религиозных и общественных организаций и объединений (кроме профессиональных союзов, политических партий и движений), творческих союзов, благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, направляемых на осуществление уставной деятельности этих организаций, обществ, объединений, союзов и фондов;

30 процентов затрат, направляемых на подготовку, оснащение материально-технической базы специализированных аварийно-спасательных подразделений Гражданской обороны Республики Узбекистан, связанных с ведением спасательных работ при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

затрат, направляемых на профессиональное обучение, повышение квалификации, стажировку работников и внешкольную работу с подростками;

20 процентов дохода, полученного от выпуска изданий периодической печати, изданий детской, учебной, малотиражной (до 2000 экземпляров), научной и технической литературы, литературы на языках малочисленных народов и изданий для лиц с сенсорной недостаточностью;

15 процентов дохода строительных организаций, осуществляющих строительство объектов социальной сферы.

Статья 13. Порядок предоставления льгот иностранным партнерам

Иностранный участник совместного предприятия с участием иностранного капитала в уставном фонде, созданного на территории Республики Узбекистан, имеющий в соответствии с международным договором Республики Узбекистан право на полное или частичное освобождение от обложения налогом дохода, причитающегося ему в порядке распределения, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан. В случае подачи заявления после перевода дохода за границу оно должно быть представлено в течение календарного года со дня перевода. Заявления, поданные по истечении года, к рассмотрению не принимаются.

Иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международным договором Республики Узбекистан право на полное или частичное освобождение от налога на доходы из источников в Республике Узбекистан, реализует это право в соответствии с порядком, изложенным в части 1 настоящей статьи.

Статья 14. Порядок предоставления льгот местными органами власти и управления

Местные органы власти и управления могут предоставлять дополнительные льготы по налогу на доходы в пределах сумм налога, взимаемого с плательщиков, находящихся на их территории, и зачисляемого в местные бюджеты.

Статья 15. Налогообложение доходов от государственных ценных бумаг

От налогообложения освобождаются проценты и дивиденды, получаемые по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам."


4. Главу III изложить в следующей редакции:

"Глава III. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в доход бюджета части чистого дохода исходя из вновь созданной стоимости в процессе реализации товаров, работ и услуг.

Статья 16. Плательщики налога

Плательщиками налога являются предприятия, объединения и организации всех форм собственности, их самостоятельные подразделения и филиалы, перечисленные в статье 1 настоящего Закона, за исключением банков и страховых организаций. Плательщикам налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся всеми видами предпринимательской деятельности и зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

Статья 17. Объект налогообложения

Объектами налогообложения являются обороты по реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Обложению налогом подлежат обороты по реализации товаров, как собственного производства, так и приобретенных и заготовленных на стороне.

Объектами налогообложения являются также:

обороты по реализации товаров и услуг внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), в том числе обороты по реализации товаров и услуг своим работникам;

обороты по реализации товаров без непосредственной денежной оплаты в обмен на другие товары (услуги);

обороты по безвозмездной передаче или передаче с частичной оплатой товаров другим предприятиям или лицам, кроме случаев передачи учреждениям, состоящим на бюджете, и другим организациям для благотворительных целей;

обороты по реализации на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг) за иностранную валюту.

Статья 18. Налоговые ставки

Налог на добавленную стоимость уплачивается по ставке 30 процентов.

Статья 19. Налоговые льготы

От налога на добавленную стоимость освобождаются:

1) экспортируемые товары (работы, услуги);

2) услуги по транспортировке, отгрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров, а также иностранных грузов через территорию Республики Узбекистан (транзитные перевозки);

3) услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным, автомобильным и речным транспортом;

4) услуги розничной торговли, общественного питания, заготовительные, оптовые и снабженческо-сбытовые предприятия;

5) жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, оказываемые населению (включая квартплату и плату за проживание в общежитиях);

6) стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества, а также арендная плата по арендным предприятиям, образованным на базе государственных предприятий;

7) операции по страхованию и перестрахованию, включая услуги, связанные с этими операциями, осуществляемые посредниками и агентами по страхованию;

8) выдача и передача ссуд;

9) операции, касающиеся денежных вкладов, текущих счетов, платежей, перечислений, чеков и прочих ценных бумаг;

10) операции, касающиеся обращения валюты, денег и банкнот, являющиеся законными средствами платежа, за исключением тех, которые используются в нумизматических целях;

11) операции, касающиеся обращения ценных бумаг: акций облигаций, сертификатов, векселей, чеков, лотерейных билетов, за исключением операций по изготовлению и хранению ценных бумаг;

12) продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов;

13) действия, выполняемые специально на то уполномоченными органами, за которые взимается государственная пошлина;

14) обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;

15) услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по уходу за больными и престарелыми;

16) ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев;

17) услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом;

18) курсы, кружки, секции, студии или уроки, оплачиваемые непосредственно населением;

19) выдача, уступка и получение патентов на изобретение, авторских прав, лицензий;

20) услуги, оказываемые в области правосудия членами коллегий адвокатов;

21) проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;

22) услуги связи по выплате пенсий и пособий;

23) гидрометеорологические и аэрологические работы;

24) геологические и топографические работы;

25) выручка от объема выполненных работ по эксплуатации и ремонту дорог общего пользования;

26) услуги населению по индивидуальному пошиву, ремонту одежды, обуви, изготовлению и ремонту детских трикотажных изделий, химической чистке одежды, парикмахерские услуги и услуги бань;

27) медицинские, санаторно-курортные и оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги, услуги учреждений физической культуры и спорта, пионерских лагерей;

28) продукция предприятий, специализированных на производстве протезно-ортопедических изделий, и оказание услуг инвалидам по ортопедическому протезированию.

Размер ставки налога и состав налоговых льгот ежегодно могут уточняться Верховным Советом Республики Узбекистан при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год."


5. Главу IV изложить в следующей редакции:

"Глава IV. Акцизный налог

Статья 20. Объект обложения

Объектом обложения является объем реализуемых товаров в натуральном или стоимостном выражении.

Статья 21. Плательщики налога

Плательщиками налога являются предприятия, объединения и организации всех форм собственности, производящие и реализующие товары, облагаемые акцизом.

Статья 22. Ставки налога

Перечень товаров, облагаемых акцизами, ставки акцизного налога определяются Кабинетом министров при Президенте Республики Узбекистан.

Статья 23. Льготы по налогу

Акцизом не облагается поставка товаров собственного производства на экспорт.

Статья 24. Порядок определения суммы и уплаты налога

Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно, исходя из перечня и объема реализованных товаров и установленных ставок акцизов по этим товарам".


6. Статьи 20, 21, 22 главы V считать соответственно статьями 25, 26, 27.


7. Внести следующие изменения и дополнения в главу VI:


1) наименование главы изложить в следующей редакции:

"Глава VI. Налог на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимые за пределы республики";


2) статью 23 считать статьей 28. Дополнить эту статью после слова "ресурсы" словами "и продукцию";


3) статью 24 считать статьей 29, изложив ее в следующей редакции:

"Налог на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимые за пределы республики, представляет собой форму изъятия части чистого дохода, включаемого в цену отдельных видов товаров и взимаемую с потребителей при реализации, в дополнение к налогу на добавленную стоимость";


4) статью 25 считать статьей 30. Дополнить эту статью после слова "ресурсов" словами "и продукции".


8. Внести следующие изменения в главу VII:


1) статьи 26, 27, 28 считать соответственно статьями 31, 32, 33. Исключить из статьи 27 слова "исчисленный исходя из 160 рублей в месяц в расчете на одного работающего в хозяйстве колхозника";


2) статью 29 считать статьей 34, исключив во второй части этой статьи слова "среднемесячного заработка в размере 160 рублей на одного работающего в хозяйстве колхозника".


9. Главу VIII изложить в следующей редакции:

"Глава VIII. Налог на имущество предприятий

Статья 35. Плательщики налога

Плательщиками налога на имущество предприятий являются юридические лица всех форм собственности, имеющие самостоятельный баланс и находящиеся на территории Республики Узбекистан.

Статья 36. Объект налогообложения и порядок его исчисления

Объектом налогообложения является имущество плательщика в стоимостном выражении, определяемое как итог актива бухгалтерского баланса налогоплательщика за минусом:

износа основных средств;

износа малоценных и быстроизнашивающихся средств;

капитальных вложений и авансов;

кредитов и других заемных средств;

расчетов и прочих пассивов.

Налогооблагаемая база уменьшается на балансовую стоимость:

объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

объектов, используемых для природоохранных, санитарно-очистительных целей и пожарной безопасности;

имущества, используемого для производства, хранения и селекции сельскохозяйственной продукции, выращивания, улова и переработки рыбы;

продуктопроводов, путей сообщения (включая автомобильные дороги), линии связи и энергопередач, а также земельных полос вдоль них, сооружений, вводимых с целью поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

автотранспортных средств предприятий;

спутников связи;

производственных основных фондов, законсервированных по решениям Правительства республики.

Статья 37. Ставки налога

Имущество предприятий облагается налогом по ставке 0,5 процента.

Исчисленная сумма налогового платежа уплачивается из дохода, остающегося в распоряжении плательщика в первоочередном порядке.

Статья 38. Льготы по налогу

1. Налогом на имущество предприятия не облагается имущество:

а) бюджетных организаций и учреждений, органов государственного управления;

б) предприятий в сфере производства, селекции и хранения сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства, выращивания, лова и переработки рыбы;

в) используемое для нужд учреждений народного образования и культуры;

г) религиозных объединений и организаций, национальных культурных центров;

д) жилищно-коммунального и другого городского хозяйства общегражданского назначения;

е) вновь созданных предприятий в течение первых двух лет с момента регистрации.

Указанная в подпункте "е" льгота по налогу не распространяется, на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, а также на предприятия, созданные при предприятиях, объединениях и организациях, при условии, если они работают на оборудовании, арендованном у этих предприятий.

Местными органами власти и управления могут предоставляться дополнительные льготы налогоплательщикам, имущество которых находится на их территории.

Статья 39. Внесение платежей в бюджет

Налог на имущество зачисляется в местные бюджеты."


10. Главу IX исключить, а главы X и XI считать главами IX и X. Исключить в этих статьях слова "налог с оборота", а слово "прибыль" заменить словом "доход".


11. В частях первой и девятой преамбулы и пункте 6 статьи 43 слова "Каракалпакской АССР" заменить словами "Республики Каракалпакстан".



Президент Республики Узбекистан                                            И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1992 г., N 4, ст.177