Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (Утвержден Законом РУз от 22.09.1994 г. N 2015-XII)

КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

,


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Законодательство

об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан, постановлений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан, постановлений Жокаргы Кенеса и Совета Министров Республики Каракалпакстан, решений областных и Ташкентского городского Советов народных депутатов, хокимов областей и города Ташкента.

Положения настоящего Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена актами законодательства, не включенными в настоящий Кодекс.



Статья 2. Задачи законодательства

об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности имеет своими задачами охрану прав и свобод граждан, собственности, государственного и общественного порядка, природной среды, обеспечение социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества, своевременное и объективное рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также предупреждение этих правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения Конституции и законов Республики Узбекистан.

Для осуществления этих задач настоящий Кодекс определяет, какое действие либо бездействие является административным правонарушением, какое административное взыскание, каким органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть применено в отношении лица, совершившего административное правонарушение, и исполнено.


Статья 3. Принципы законодательства об

административной ответственности

Законодательство об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости и неотвратимой ответственности за вину.



Статья 4. Компетенция Республики Узбекистан

в области законодательства об административной ответственности

Ведению Республики Узбекистан в области законодательства об административной ответственности подлежит определение:

принципов и установление общих положений законодательства об административной ответственности;

действий или бездействий, влекущих за собой административную ответственность, системы органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, порядка производства по данным делам и исполнения вынесенных постановлений;

компетенции Республики Каракалпакстан в области законодательства об административной ответственности;

круга вопросов, по которым представительные органы власти и хокимы областей, города Ташкента могут принимать решения, предусматривающие административную ответственность.


Статья 5. Компетенция Республики Каракалпакстан

в области законодательства об административной ответственности

Ведению Республики Каракалпакстан в области законодательств об административной ответственности подлежит установление:

административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;

правил, за нарушение которых наступает ответственность по статьям 90, 109, 110, 161, 162, части второй статьи 164, статье 168 настоящего Кодекса.



Статья 6. Полномочия органов государственной власти на местах

по принятию решений об административной ответственности

Областные и Ташкентский городской Советы народных депутатов, хокимы областей и города Ташкента полномочны:

принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;

устанавливать правила, за нарушение которых наступает ответственность по статьям 90, 109, 110, 161, 162, части второй статьи 164, статье 168 настоящего Кодекса.



Статья 7. Предупреждение административных правонарушений

Государственные органы, органы самоуправления граждан, общественные объединения разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе сознательности, дисциплины, соблюдения Конституции и законов Республики Узбекистан.

Органы государственной власти на местах, обеспечивая в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, а на территории Республики Каракалпакстан и с Конституцией Республики Каракалпакстан законность, правопорядок и безопасность граждан, координируют на своей территории работу всех государственных органов и общественных объединений по предупреждению административных правонарушений, руководят деятельностью органов внутренних дел, межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и других подотчетных им органов, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.


Статья 8. Обеспечение законности при применении мер воздействия

за административные правонарушения

Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе соблюдения законности.

Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции.

Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны уполномоченных вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования.


Статья 9. Действие законодательства

об административной ответственности

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Лицо, совершившее административное правонарушение на судне, находящемся под флагом Республики Узбекистан или приписанном к порту Республики Узбекистан и находящемся в открытом воздушном или водном пространстве вне пределов Республики Узбекистан, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

Акты, смягчающие или устраняющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.



РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


ОБЩАЯ ЧАСТЬ


ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ


Статья 10. Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением признаётся посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, государственный и общественный порядок, природную среду противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренная настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность.


Статья 11. Совершение административного

правонарушения умышленно

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия, желало или сознательно допускало их наступление.



Статья 12. Совершение административного

правонарушения по неосторожности

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.



Статья 13. Возраст, по достижении которого наступает

административная ответственность

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.


Статья 14. Ответственность несовершеннолетних за

административные правонарушения

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних.

В случае совершения этими лицами административных правонарушений, предусмотренных статьями 61, 116-1, 116-2, 116-3, 125, 125-1, 126, 127, 128, 128-1, 128-2, 128-3, 128-4, 128-5, 128-6, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 135-1, 136, 138, 183, 185, 194, 209-1, 218, 220, 221 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 194 настоящего Кодекса) могут быть переданы, а совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 61 настоящего Кодекса, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских) межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних.


Статья 15. Административная ответственность

должностных лиц

Должностные лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природной среды, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Должностным лицом признается лицо, назначаемое или избираемое постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющее функции представителя власти либо осуществляющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах самоуправления граждан, на предприятиях, учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и уполномоченное на совершение юридически значимых действий, а равно лицо, осуществляющее указанные функции в международной организации либо в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства.

Представителем власти признается лицо, представляющее государственный орган власти, постоянно или временно осуществляющее определенные функции и в пределах своей компетенции пользующееся правом совершения действий или отдачи распоряжений, обязательных для большинства или всех граждан или должностных лиц.


Статья 16. Административная ответственность военнослужащих

и иных лиц, на которых распространяется действие

дисциплинарных уставов

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не может быть применен административный арест. Штраф не может быть применен к военнослужащим срочной военной службы.

Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.



Статья 17. Административная ответственность иностранных

граждан и лиц без гражданства

Находящиеся на территории Республики Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях.

В отношении лиц, обладающих иммунитетом, настоящий Кодекс применяется в части, не противоречащей международным договорам и соглашениям, участницей которых является Республика Узбекистан.


Статья 17-1. Административная ответственность лиц

за нарушения правил дорожного движения, зафиксированных

специальными автоматизированными техническими

средствами фото- и видео фиксации

В случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации нарушения правил дорожного движения административной ответственности подлежит собственник транспортного средства.

В случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации нарушения правил дорожного движения, совершенного с использованием транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу, административной ответственности подлежит лицо, ответственное за эксплуатацию транспортного средства юридического лица.

В случае фиксации нарушения правил дорожного движения специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации повторность правонарушения не учитывается, за исключением случая, предусмотренного частью третьей статьи 321 настоящего Кодекса.

Собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации, совершенное с использованием принадлежащего ему транспортного средства, если в ходе рассмотрения жалобы, поданной на постановление о привлечении к административной ответственности, будет установлено лицо, во владении которого в момент фиксации правонарушения находилось соответствующее транспортное средство, либо данное транспортное средство выбыло из его владения в результате противоправных действий других лиц.

Статья 18. Необходимая оборона

Не являются административным правонарушением действия, предусмотренные настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, но совершенные в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности или прав обороняющегося либо другого лица, интересов общества и государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.



Статья 19. Крайняя необходимость

Не являются административным правонарушением действия, предусмотренные настоящим Кодексом или другими нормативными актами, причинившие вред правам и охраняемым законом интересам, совершенные в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожавшей личности или правам данного лица либо других граждан, интересам общества или государства, если опасность при сложившихся обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.



Статья 20. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать значение своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронической психической болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.



Статья 21. Освобождение от административной ответственности

ввиду малозначительности правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться предупреждением. Если иной орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, придет к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, то дело направляется в суд для решения вопроса об освобождении правонарушителя от административной ответственности в порядке, установленном статьей 308-1 настоящего Кодекса.

Статья 21-1. Физическое или психическое

принуждение либо угроза

Не подлежит административной ответственности лицо, причинившее вред правам и охраняемым настоящим Кодексом интересам, нанесенный в результате физического или психического принуждения либо угрозы применения такого принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Вопрос об административной ответственности за причинение вреда правам и охраняемым настоящим Кодексом интересам, нанесенного в результате физического или психического принуждения либо угрозы применения такого принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), решается с учетом положений статьи 19 настоящего Кодекса.



ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ


Статья 22. Цели административного взыскания

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения и уважения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.


Статья 23. Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) штраф;

2) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения;

3) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного данному лицу (права управления транспортными средствами, права охоты);

5) административный арест;

6) административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан.

Административные взыскания, перечисленные в пунктах 2-6 части первой настоящей статьи, могут быть установлены только законами Республики Узбекистан.


Статья 24. Основные и дополнительные

административные взыскания

Возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение специального права (права управления транспортными средствами) могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, другие административные взыскания, предусмотренные в статье 23 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.



Статья 25. Штраф

Штраф есть денежное взыскание в доход государства, налагаемое на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Размер штрафа определяется исходя из минимальной месячной заработной платы, установленной на момент совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - на момент его обнаружения.

Минимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, не может быть менее одной пятидесятой части, а на должностных лиц не менее одной десятой части минимального размера заработной платы.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан и служащих, не может превышать пяти, а на должностных лиц - десяти минимальных размеров заработной платы. За отдельные правонарушения может быть установлен штраф до двухсот минимальных размеров заработной платы.

Максимальный размер штрафа, устанавливаемого решениями органов государственной власти на местах в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса, не может превышать трех минимальных размеров заработной платы - на граждан и пяти - на должностных лиц.



Статья 26. Возмездное изъятие

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Узбекистан.


Статья 27. Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства и применяется районным (городским) административным судом. Не подлежит конфискации предмет, не являющийся собственностью правонарушителя, за исключением вещей, изъятых из оборота.

 

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения конфискации устанавливается настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Узбекистан.


Статья 28. Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного данному лицу (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется районным (городским) административным судом на срок до трех лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частью пятой статьи 128-3, частью третьей статьи 128-4, частью первой статьи 131, частью первой статьи 136 настоящего Кодекса.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.



Статья 29. Административный арест

Административный арест применяется на срок от трех до пятнадцати суток, а в условиях режима чрезвычайного положения за посягательства на общественный порядок - до тридцати суток. Административный арест назначается районным (городским) административным судом, а в условиях режима чрезвычайного положения - также и военным комендантом или начальником органа внутренних дел.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Статья 29-1. Административное выдворение иностранных граждан

и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан заключается в принудительном или контролируемом самостоятельном их выезде с последующим ограничением в праве на въезд в Республику Узбекистан сроком от одного года до трех лет. Административное выдворение применяется районным (городским) административным судом.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан может быть применено в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 51-2, 51-8, 51-9, 56, 57, 58, частью первой статьи 61-1, статьями 94, 165-1, 184-2, 184-3, 189, 189-1, 201, 202-1, 224-1, частью первой статьи 225, статьями 239, 240, 241 настоящего Кодекса.


ГЛАВА IV. ПРИМЕНЕНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 30. Общие правила применения

административного взыскания

Взыскание за административное правонарушение применяется в пределах и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими нормативными актами.

При применении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.


Статья 31. Обстоятельства, смягчающие

административную ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

4) совершение правонарушения под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости;

5) совершение правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение правонарушения беременной женщиной или лицом, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

Орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и другие обстоятельства.


Статья 32. Обстоятельства, отягчающие

административную ответственность

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, а равно совершение правонарушения лицом, имеющим судимость;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), применяющий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.


Статья 33. Применение более мягкого административного взыскания

Суд при применении административного взыскания, учитывая обстоятельства, смягчающие ответственность, и материальное положение правонарушителя, может применить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного в санкции статей Особенной части настоящего Кодекса или другое, более мягкое взыскание, которое этой статьей не предусмотрено, с обязательным указанием мотивов и оснований. Иной орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, учитывая обстоятельства, смягчающие ответственность, и материальное положение правонарушителя, направляет дело для решения вопроса о применении более мягкого административного взыскания в суд в порядке, установленном статьей 308-1 настоящего Кодекса.


Статья 34. Применение административного взыскания

за совершение нескольких правонарушений

При совершении лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание применяется за каждое правонарушение отдельно.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то окончательное взыскание, применяемое к этому лицу, определяется в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное взыскание.

Если лицо совершило действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность по нескольким статьям Особенной части настоящего Кодекса, дела о которых рассматриваются различными органами (должностными лицами), то взыскание применяется в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное взыскание.

Если лицо совершило действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, с вовлечением несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения (статья 188-1 настоящего Кодекса), то материалы дела для рассмотрения передаются в суд.

В случаях, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любые из совершенных правонарушений.



Статья 35. Исчисление сроков административного ареста

и лишения специального права

Срок административного ареста исчисляется сутками, лишение специального права - днями, месяцами, годами.



Статья 36. Сроки применения административного взыскания

Административное взыскание может быть применено не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении либо прекращении уголовного дела, если не истекли сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Предусмотренные в настоящей статье сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов, производимой на основе таможенного законодательства.


Статья 37. Срок, по истечении которого лицо считается

не подвергавшимся административному взысканию

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному взысканию.



Статья 38. Возложение обязанности возместить

причиненный ущерб

Лицо, совершившее административное правонарушение, обязано возместить причиненный административным правонарушением ущерб.

Если имущественный ущерб, причиненный в результате совершения административного правонарушения физическому лицу, предприятию, учреждению, организации, органу самоуправления граждан или государству, не превышает установленного минимального размера заработной платы, то орган (должностное лицо) при применении взыскания вправе решить вопрос о возмещении виновным этого ущерба, а административный суд - независимо от его размера.

В других случаях возмещение имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.


Статья 39. Исполнение обязанности, за невыполнение которой

было применено административное взыскание

Применение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было применено административное взыскание.



ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ


ГЛАВА V. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА

И СВОБОДЫ ГРАЖДАН


Статья 40. Клевета

Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, -

влечет наложение штрафа от двадцати до шестидесяти минимальных размеров заработной платы.


Статья 41. Оскорбление

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, -

влечет наложение штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров заработной платы.


Статья 42. Нарушение законодательства

о государственном языке

Нарушение прав граждан на свободный выбор языка в воспитании и обучении, создание препятствий и ограничений в использовании языка, пренебрежение к государственному языку, а также к другим языкам наций и народностей, проживающих в Республике Узбекистан, -

влечет наложение штрафа от одного до двух минимальных размеров заработной платы.


Статья 43. Нарушение законодательства об обращениях

физических и юридических лиц

Незаконный отказ в принятии и рассмотрении обращений физических и юридических лиц, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, не направление ответа в письменной либо в электронной форме, принятие противоречащего законодательству об обращениях физических и юридических лиц решения, не обеспечение восстановления нарушенных прав физических и юридических лиц, исполнения принятого в связи с обращением решения -

влечет наложение штрафа на должностных лиц отодного до трехминимальных размеров заработной платы.


Статья 44. Необоснованный отказ в ознакомлении

с документами

Необоснованный отказ в предоставлении гражданину возможности ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и интересы, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от одного до двух минимальных размеров заработной платы.


Статья 45. Нарушение неприкосновенности жилища граждан

Незаконное вхождение в жилище против воли проживающих в нем лиц, совершенное не должностным лицом, -

влечет наложение штрафа от одной третьей до одного минимального размера заработной платы.


Статья 46. Разглашение сведений, могущих причинить

моральный или материальный ущерб гражданину

Разглашение врачебной или коммерческой тайны, тайны переписки и иных сообщений, нотариальных действий, банковских операций и сбережений, а равно иных сведений, могущих причинить моральный либо материальный ущерб гражданину, его правам, свободам и законным интересам, при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного статьей 46-1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение штрафа на граждан от одной второй до двух, а на должностных лиц - от двух до пяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 46-1. Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия -

влечет наложение штрафа от десяти до сорока минимальных размеров заработной платы.



Статья 47. Невыполнение обязанностей

по воспитанию и обучению детей

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, в том числе повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения, -

влечет наложение штрафа от одной второй до трех минимальных размеров заработной платы.

Те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания, -

влечет наложение штрафа от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.

Воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми обязательного общего среднего, среднего специального, профессионального образования -

влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Совершение правонарушения, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, повторно в течение года после применения административного взыскания -

влечет наложение штрафа от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток.

Статья 47-1. Несообщение в орган опеки и попечительства

сведений о детях, оставшихся без попечения родителей

Несообщение в орган опеки и попечительства сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, руководителем учреждения, в котором находятся такие дети, или должностным лицом органа самоуправления граждан, а равно предоставление ими заведомо недостоверных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, -

влечет наложение штрафа на должностное лицо от трех до семи минимальных размеров заработной платы.

Статья 47-2. Нарушение требований законодательства

при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей

Нарушение требований законодательства при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (патронат), усыновление (удочерение), установлении опеки (попечительства) над ними либо при их устройстве в соответствующее государственное учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, -

влечет наложение штрафа на граждан от двух до пяти, а на должностных лиц - от трех до семи минимальных размеров заработной платы.

Статья 47-3. Нарушение законодательства

о брачном возрасте

Вступление в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста, -

влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Выдача замуж либо женитьба лица, не достигшего брачного возраста, родителями или лицами, их заменяющими, -

влечет наложение штрафа от семи до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.

Отправление религиозного обряда по заключению брака с лицом, не достигшим брачного возраста, -

влечет наложение штрафа от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.


Статья 47-4. Уклонение от содержания несовершеннолетних

или нетрудоспособных лиц

Уклонение от содержания, то есть неуплата свыше двух месяцев в общей сложности подлежащих взысканию по решению суда или судебному приказу средств на содержание несовершеннолетнего либо нетрудоспособного лица, нуждающегося в материальной помощи, -

влечет административный арест на пятнадцать суток или наложение штрафа в размере двадцати минимальных размеров заработной платы на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест.

Лицо, впервые совершившее правонарушение, освобождается от ответственности, если оно в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении добровольно уплатило задолженность по алиментным обязательствам.

Статья 47-5. Уклонение от содержания родителей

Уклонение от содержания, то есть неуплата совершеннолетними лицами свыше двух месяцев в общей сложности подлежащих взысканию по решению суда средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи родителей или заменяющих их лиц, -

влечет административный арест на пятнадцать суток или наложение штрафа в размере двадцати минимальных размеров заработной платы на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест.

Лицо, впервые совершившее правонарушение, освобождается от ответственности, если оно в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении добровольно уплатило задолженность по алиментным обязательствам.

Статья 48. Злоупотребление опекунским правом

Использование опеки или попечительства в корыстных целях во вред опекаемому или оставление его без надзора и необходимой материальной помощи -

влечет наложение штрафа от двух до пяти минимальных размеров заработной платы.


Статья 49. Нарушение законодательства о труде

Нарушение должностным лицом законодательства о труде и охране труда -

влечет наложение штрафа от двух до пяти минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетнего, -

влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 49-1. Нарушение требований о недопустимости

использования труда несовершеннолетних

Использование труда несовершеннолетнего на работах, которые могут причинить вред его здоровью, безопасности или нравственности, -

влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех минимальных размеров заработной платы.

Статья 49-2. Невыполнение работодателем

обязанности по обязательному страхованию

своей гражданской ответственности

Невыполнение работодателем установленной законом обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, -

влечет наложение штрафа на граждан от двух до пяти, а на должностных лиц - от семи до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 49-3. Уклонение от обязанности

по выплате пособий по временной нетрудоспособности,

беременности и родам

Уклонение от обязанности по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в размерах, установленных законодательством, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.



Статья 50. Нарушение законодательства

о занятости населения

Невыполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, которым государство обеспечивает дополнительные гарантии, а равно отказ в приеме на работу ранее заявленных лиц, получивших среднее специальное, профессиональное и высшее образование, а также направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Необоснованный отказ в приеме на работу лиц, направленных на предприятия, в учреждения и организации местными органами по труду при наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до семи минимальных размеров заработной платы.


Статья 51. Административное принуждение к труду

Административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, -

влечет наложение штрафа от одного до трех минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетнего, -

влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-1. Нарушение законодательства

о социальной защищенности инвалидов

Невыполнение требований по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятнадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы.

ГЛАВА V-1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМА

Статья 51-2. Вмешательство в деятельность

Центральной избирательной комиссии Республики

Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий

по проведению референдума

Вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно создание препятствий их работе -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-3. Неисполнение решений Центральной

избирательной комиссии Республики Узбекистан,

избирательных комиссий, комиссий

по проведению референдума

Неисполнение решений Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно неправомерный отказ в рассмотрении их обращений, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до семи минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-4. Нарушение прав кандидата,

доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного

представителя политической партии

Нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-5. Нарушение условий и порядка проведения

предвыборной агитации, агитации по вопросам,

вынесенным на референдум

Нарушение кандидатом, доверенным лицом, представителем политической партии, должностным лицом условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам, вынесенным на референдум, -

влечет наложение штрафа от семи до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-6. Распространение ложных сведений

о кандидатах, политических партиях

Опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате, политической партии с целью воздействия на результаты выборов -

влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-7. Умышленное уничтожение или повреждение

информационных и агитационных материалов в ходе

подготовки и проведения выборов или референдума

Умышленное уничтожение или повреждение информационных, агитационных материалов, размещенных на зданиях, сооружениях или в других местах, в ходе подготовки и проведения выборов или референдума -

влечет наложение штрафа от трех до семи минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-8. Нарушение порядка финансирования

выборов или референдума

Нарушение порядка финансирования выборов или референдума -

влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы.

Статья 51-9. Нарушение порядка опубликования

(обнародования) результатов опросов общественного мнения,

прогнозов результатов выборов или референдума

Нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума, а также иных исследований, связанных с выборами или референдумом, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров заработной платы.


ГЛАВА VI. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ


Статья 52. Причинение легкого телесного повреждения

Неосторожное причинение легкого телесного повреждения -

влечет наложение штрафа от одного до двух минимальных размеров заработной платы.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения, не повлекшее кратковременного расстройства здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности, -

влечет наложение штрафа от двух до четырех минимальных размеров заработной платы.


Статья 53. Нарушение санитарного законодательства

Нарушение санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов -

влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы. 


Статья 54. Нарушение правил борьбы с эпидемиями

Нарушение обязательных правил, установленных в целях предупреждения возникновения или распространения карантинных и других опасных для человека инфекций, -

влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц - от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы. 

Статья 55. Нарушение правил, норм, инструкций

и других требований по радиационной безопасности

Нарушение правил, норм, инструкций и других требований по радиационной безопасности -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.


Статья 56. Незаконное изготовление, приобретение,

хранение, перевозка или пересылка наркотических средств,

их аналогов или психотропных веществ в малых размерах

Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка без цели сбыта наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ в малых размерах, -

влечет наложение штрафа от одного до двух минимальных размеров заработной платы с конфискацией наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ либо административный арест до пятнадцати суток с конфискацией наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ.

Статья 56-1. Употребление табачной продукции

в общественных местах

Употребление табачной продукции на рабочих местах, в учреждениях здравоохранения, образовательных, спортивно-оздоровительных учреждениях, пожароопасных местах, включая автозаправочные станции, и иных общественных местах, кроме специально отведенных мест и (или) помещений для употребления табачной продукции, -

влечет наложение штрафа в сумме одной третьей минимального размера заработной платы.


Статья 57. Сокрытие источника заражения

венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией/СПИД

Сокрытие больным венерическим заболеванием или ВИЧ-инфекцией/СПИД источника заражения, а также лиц, имевших с ним контакт, создающее опасность заражения венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией/СПИД, -

влечет наложение штрафа от двух до трех минимальных размеров заработной платы.


Статья 58. Уклонение больных венерическими

заболеваниями или ВИЧ-инфекцией/СПИД от обследования

Уклонение от обследования лиц, в отношении которых имеются достаточные данные о том, что они больны венерическими заболеваниями или ВИЧ-инфекцией/СПИД, продолжающееся после предупреждения со стороны органов здравоохранения, -

влечет наложение штрафа от двух до трех минимальных размеров заработной платы.


Статья 59. Ненадлежащее обеспечение условий безопасности

медицинского обследования на ВИЧ-инфекцию/СПИД, а т