Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 26.08.2004 г. N 660-II "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.08.2004 г.

N 660-II



О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

И ФИНАНСИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.



Статья 1-1. Сфера применения настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц, их филиалы и представительства, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом на территории Республики Узбекистан и за ее пределами в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, а также государственные органы, осуществляющие контроль на территории Республики Узбекистан за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом.



Статья 2. Законодательство о противодействии легализации

доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию

терроризма и финансированию распространения оружия

массового уничтожения

Законодательство о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, то применяются правила международного договора.


Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


доходы, полученные от преступной деятельности, - денежные средства и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а также любая прибыль или выгода, полученные от использования такого имущества, а равно превращенные или преобразованные полностью или частично в другое имущество либо приобщенные к имуществу, приобретенному за счет законных источников;


легализация доходов, полученных от преступной деятельности, - уголовно наказуемое общественно опасное деяние, представляющее собой придание правомерного вида происхождению денежных средств или иного имущества путем их перевода, превращения или обмена, а равно сокрытие либо утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности, если денежные средства или иное имущество получены в результате преступной деятельности;

замораживание денежных средств или иного имущества - запрет на перевод, конверсию, распоряжение или перемещение денежных средств или иного имущества;


приостановление операции - приостановление исполнения поручений клиента о переводе, конверсии, передаче во владение и пользование другим лицам денежных средств или иного имущества, а также совершении других юридически значимых действий;


финансирование терроризма - уголовно наказуемое общественно опасное деяние, направленное на обеспечение существования, функционирования, финансирования террористической организации, выезда за границу либо передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности, подготовку и совершение террористической акции, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности;


финансирование распространения оружия массового уничтожения - предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг в целях разработки, производства, приобретения, накопления, хранения, сбыта, использования ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации

доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию

терроризма и финансированию распространения оружия

массового уничтожения

К мерам, направленным на противодействие легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся:

контроль, осуществляемый специально уполномоченным государственным органом;

внутренний контроль;

меры по надлежащей проверке клиентов;

меры по выявлению, оценке и снижению рисков.


Статья 5. Контроль, осуществляемый специально

уполномоченным государственным органом

     

Контроль, осуществляемый специально уполномоченным государственным органом, - совокупность мер, принимаемых специально уполномоченным государственным органом по проверке информации, представляемой организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и осуществлению других полномочий в соответствии с настоящим Законом.



Статья 6. Внутренний контроль

Внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган.

При проведении внутреннего контроля определяются порядок оформления необходимой информации, обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган.

Правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатываются и утверждаются соответствующими контролирующими, лицензирующими и регистрирующими органами совместно со специально уполномоченным государственным органом, а в случае отсутствия таковых - специально уполномоченным государственным органом.

Мониторинг и контроль за соблюдением правил внутреннего контроля осуществляются органами, утвердившими эти правила, а также специально уполномоченным государственным органом.


Статья 7. Меры по надлежащей проверке клиентов

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов при:

установлении хозяйственных, гражданско-правовых отношений в случаях, определенных правилами внутреннего контроля;

осуществлении разовых операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, определенных правилами внутреннего контроля;

осуществлении подозрительных операций;

наличии сомнений относительно достоверности ранее полученных данных о личности клиента.

Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязательно включают:

проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, на основании соответствующих документов;

идентификацию собственника или лица, контролирующего клиента - юридического лица, путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.



Статья 7-1. Меры по выявлению, оценке и снижению рисков

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также органы, осуществляющие мониторинг и контроль за соблюдением правил внутреннего контроля, обязаны в своей деятельности систематически, не менее одного раза в год проводить изучение, анализ и выявление возможных рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать результаты изучения и принимать соответствующие меры по снижению выявленных рисков.

Меры, применяемые для предотвращения или сокращения количества случаев легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, должны соответствовать выявленным рискам и позволять принимать решение о применении расширенных или упрощенных мер контроля и эффективном распределении ресурсов.

Результаты оценки рисков должны быть доведены до всех органов, участвующих в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Координацию мер по оценке рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения осуществляет специально уполномоченный государственный орган.



Статья 8. Специально уполномоченный государственный орган

В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения специально уполномоченный государственный орган, определяемый в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в установленном настоящим Законом порядке.

Специально уполномоченный государственный орган является самостоятельным и независимым при принятии решений в пределах своих полномочий, кроме случаев, предусмотренных законодательством.



Статья 9. Полномочия специально уполномоченного

государственного органа

Специально уполномоченный государственный орган:

координирует работу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и органов, участвующих в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечивает контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

запрашивает и получает безвозмездно информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и баз данных;

осуществляет анализ информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, получаемой в соответствии с настоящим Законом в целях выявления признаков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

получает, формирует и обрабатывает базы данных по сообщениям о подозрительных операциях, поступающим из организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

совместно с правоохранительными и другими государственными органами определяет порядок взаимодействия по обмену и передаче сведений и информации, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

при наличии достаточных оснований либо по запросу направляет материалы об операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, в соответствующие органы, участвующие в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций, формирует и ведет перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности либо распространении оружия массового уничтожения;

принимает меры по организации оценки рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения совместно с привлеченными министерствами и ведомствами;

при наличии достаточных оснований направляет предписания о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

осуществляет анализ и обобщает практику применения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на основании информации, получаемой от государственных органов и иных организаций, а также разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Республики Узбекистан о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

осуществляет сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

заключает с международными и региональными организациями, соответствующими компетентными органами иностранных государств соглашения в установленном законодательством порядке;

взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств, международными организациями в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Обязательность решения специально уполномоченного

государственного органа

Решения специально уполномоченного государственного органа по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения обязательны для исполнения министерствами, ведомствами, органами государственной власти на местах, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.



III. ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ОРГАНИЗАЦИИ,

ИХ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

Статья 11. Операции с денежными средствами

или иным имуществом

Операциями с денежными средствами или иным имуществом являются действия юридических и физических лиц в отношении денежных средств или иного имущества, направленные на установление, изменение или прекращение их имущественных прав и обязанностей.



Статья 12. Организации, осуществляющие операции

с денежными средствами или иным имуществом

Организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, являются:

банки и иные кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

члены биржи;

страховщики и страховые посредники;

организации, оказывающие лизинговые услуги;

организации, осуществляющие денежные переводы, платежи и расчеты;

ломбарды;

организации, проводящие лотереи и иные игры, основанные на риске;

лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества;

нотариальные конторы (нотариусы), адвокатские формирования (адвокаты) и аудиторские организации - при подготовке и осуществлении сделок от имени клиентов;

лица, осуществляющие деятельность в области оборота крипто-активов.


Статья 13. Операции с денежными средствами или иным

имуществом, подлежащие сообщению в специально

уполномоченный государственный орган

Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля.

Подозрительной операцией признается операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой в соответствии с критериями и признаками, установленными правилами внутреннего контроля, возникли подозрения о ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма либо финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат также операции с денежными средствами или иным имуществом, если одной из их сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.


Статья 14. Операции с денежными средствами или иным имуществом,

подлежащие сообщению в специально уполномоченный

государственный орган в особых случаях

Операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат сообщению в специально уполномоченный государственный орган и приостановлению в соответствии с настоящим Законом при наличии полученной в установленном порядке информации о том, что одной из сторон этих операций является:

юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения;

юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения;

юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения.


Статья 15. Обязанности организаций, осуществляющих операции

с денежными средствами или иным имуществом

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

организовывать и внедрять системы внутреннего контроля;

осуществлять процедуры идентификации и принимать меры по надлежащей проверке клиентов, в том числе верификацию и регулярное обновление данных о клиенте и их собственниках;

идентифицировать собственников и лиц, контролирующих клиентов, а также принимать доступные меры по проверке их личности;

принимать меры по выявлению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;

в случае невозможности применения мер по надлежащей проверке клиента, отказать в открытии счета, проведении операции, во вступлении в деловые отношения и прекратить уже имеющиеся, а также направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

направлять сообщения о подозрительных операциях в специально уполномоченный государственный орган, в том числе о попытках их совершения, в установленном порядке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

сверять участников операции с перечнем лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения;

безотлагательно и без предварительного уведомления приостановить операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, и (или) заморозить денежные средства или иное имущество лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, а также направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган.

Порядок приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, определяется специально уполномоченным государственным органом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.



Статья 16. Отказ в совершении операции с денежными

средствами или иным имуществом

Юридическим или физическим лицам, не предоставившим документы, необходимые для идентификации, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, отказывают в их совершении, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица.



Статья 17. Операция с денежными средствами или иным

имуществом в иностранной валюте

В случае если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в национальной валюте определяется в порядке, установленном законодательством.



IV. ИНФОРМАЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

И ФИНАНСИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ

МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

Статья 18. Предоставление информации, связанной

с противодействием легализации доходов, полученных

от преступной деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия

массового уничтожения

Порядок предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в специально уполномоченный государственный орган, а также информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, о юридических или физических лицах, участвующих или подозреваемых в участии в террористической либо иной преступной деятельности, устанавливается законодательством.

Предоставление в установленном порядке информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом юридических и физических лиц либо других сведений в специально уполномоченный государственный орган не является нарушением коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны.


Статья 19. Обеспечение конфиденциальности

и сохранности сведений

Специально уполномоченный государственный орган и его сотрудники обязаны обеспечивать конфиденциальность и сохранность ставших им известными сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную тайну.

Работники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, специально уполномоченного государственного органа и других органов, участвующих в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не вправе информировать юридических и физических лиц о проводящемся в отношении них контроле.


Статья 20. Ограничение доступа к информации, связанной

с противодействием легализации доходов, полученных

от преступной деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия массового

уничтожения, и ее нераспространение

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, специально уполномоченный государственный орган и другие органы, участвующие в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в порядке, установленном законодательством, ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и обеспечивают ее нераспространение.



Статья 21. Хранение информации об операциях

с денежными средствами или иным имуществом, а также

идентификационные  данные  и  материалы

по надлежащей проверке клиентов

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления таких операций или прекращения деловых отношений с клиентами.



V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Международное сотрудничество в сфере

противодействия легализации доходов, полученных

от преступной деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия

массового уничтожения

Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Специально уполномоченный государственный орган имеет право направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на запросы компетентных органов иностранных государств.


Статья 23. Разрешение споров

Споры в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства

о противодействии легализации доходов, полученных

от преступной деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия

массового уничтожения

Лица, виновные в нарушении законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, несут ответственность в установленном порядке.



Президент

Республики Узбекистан                                                        И. Каримов



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2004 г., N 43, ст. 451


Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

2004 г., N 9, ст. 160