Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Налоговый кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136)

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые

Налоговым кодексом Республики Узбекистан

Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с установлением, введением, исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан (далее - бюджет) и государственные целевые фонды, а также отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств.

Статья 2. Налоговое законодательство

Налоговое законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства.

Налоги и другие обязательные платежи устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом.

Нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, должны соответствовать положениям настоящего Кодекса. В случае несоответствия нормативно-правовых актов положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Нормативно-правовой акт, затрагивающий вопросы налогообложения, признается не соответствующим настоящему Кодексу, если акт:

1) принят органом, не имеющим права в соответствии с настоящим Кодексом принимать такой акт, либо принят с нарушением установленного порядка принятия нормативно-правовых актов;

2) отменяет или ограничивает права субъектов налоговых отношений, изменяет содержание обязанностей, основания, условия, последовательность или порядок действий субъектов налоговых отношений, установленные настоящим Кодексом;

3) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

4) изменяет содержание понятий, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе.

Нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

Орган, принявший нормативно-правовой акт, не соответствующий настоящему Кодексу, или его вышестоящие органы вправе его отменить или внести в него необходимые изменения. При отказе этих органов отменить или внести необходимые изменения в нормативно-правовой акт, не соответствующий настоящему Кодексу, он может быть признан судом недействительным.

Статья 3. Действие налогового законодательства во времени

Налогообложение производится в соответствии с законодательством, действующим на момент возникновения налоговых обязательств.

Акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу.

Акты налогового законодательства, предусматривающие отмену налогов и других обязательных платежей, снижение ставок налогов и других обязательных платежей, отмену обязанностей или смягчение иным образом положения налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено в актах налогового законодательства.

Акты налогового законодательства, предусматривающие установление новых налогов и других обязательных платежей, полную либо частичную отмену льгот, увеличение налогооблагаемой базы, вводятся в действие не ранее трех месяцев с момента их официального опубликования.

Акты налогового законодательства, предусматривающие изменение ставок налогов и других обязательных платежей, вводятся в действие с первого дня месяца, следующего за месяцем их официального опубликования, если в них не указан более поздний срок.

Акты налогового законодательства, не указанные в частях пятой и шестой настоящей статьи, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.

Статья 4. Налоговое законодательство

и международные договоры

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Принципы налогового законодательства

Налоговое законодательство основывается на принципах обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы, гласности налогового законодательства и презумпции правоты налогоплательщика.

Положения налогового законодательства не могут противоречить принципам, установленным настоящим Кодексом.

Статья 6. Принцип обязательности налогообложения

Каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом налоги и другие обязательные платежи.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом или установленные с нарушением его норм.

Статья 7. Принцип определенности налогообложения

Налоги и другие обязательные платежи должны быть определенными. Акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги и другие обязательные платежи, когда, в каких размерах и в каком порядке должен платить.

При установлении налогов и других обязательных платежей должны быть определены налогоплательщики, а также элементы налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 8. Принцип справедливости налогообложения

Налогообложение является всеобщим.

Установление льгот по налогам и другим обязательным платежам должно соответствовать принципам социальной справедливости. Не допускается предоставление льгот по налогам и другим обязательным платежам индивидуального характера.

Налоги и другие обязательные платежи не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Статья 9. Принцип единства налоговой системы

Налоговая система является единой на всей территории Республики Узбекистан в отношении всех налогоплательщиков.

Не допускается установление налогов и других обязательных платежей, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах таможенной территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Статья 10. Принцип гласности налогового законодательства

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях. Нормативно-правовые акты, официально не опубликованные для всеобщего сведения, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования налоговых отношений, применения каких-либо санкций к субъектам налоговых отношений за неисполнение содержащихся в них предписаний.

Статья 11. Принцип презумпции правоты налогоплательщика

Все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В НАСТОЯЩЕМ КОДЕКСЕ

Статья 12. Налоги и другие обязательные платежи

Под налогами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов.

Статья 13. Налогоплательщики. Налоговые агенты.

Представители налогоплательщика

Налогоплательщики - физические лица, юридические лица и их обособленные подразделения, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложено обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей.

Налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей.

Представители налогоплательщика - лица, уполномоченные представлять налогоплательщика в соответствии с законом или учредительным документом.

Применение в настоящем Кодексе понятия "налогоплательщик" предусматривает его использование также в качестве значения "налоговый агент", "представитель налогоплательщика".

Статья 14. Уполномоченные органы

Уполномоченными органами являются:

1) органы государственной налоговой службы - Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также государственные налоговые инспекции районов, городов и районов в городе;

2) таможенные органы - Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, управления Государственного таможенного комитета по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту, таможенные комплексы и таможенные посты;

3) финансовые органы - Министерство финансов Республики Узбекистан, Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и города Ташкента, финансовые отделы районных и городских хокимиятов;

4) государственные органы и организации, осуществляющие функции по взиманию других обязательных платежей.

Статья 15. Субъекты налоговых отношений

Субъектами налоговых отношений являются налогоплательщики и уполномоченные органы.

Статья 16. Юридические и физические лица

Юридическим лицом признается:

организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства;

международная организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, иностранного государства или международным договором.

Физическими лицами признаются граждане Республики Узбекистан, граждане иностранных государств, а также лица без гражданства.

Статья 17. Некоммерческие организации

Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученные доходы между их участниками (членами).

К некоммерческим организациям относятся бюджетные организации, в том числе органы государственной власти и управления, негосударственные некоммерческие организации, включая международные, прошедшие государственную регистрацию в Республике Узбекистан, а также органы самоуправления граждан и другие организации в соответствии с законодательством.

Статья 18. Индивидуальный предприниматель

Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно, на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного вещного права, допускающего владение и (или) пользование имуществом.

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять найм работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 19. Резиденты и нерезиденты

Резидентом Республики Узбекистан признается:

юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в Республике Узбекистан;

физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Республике Узбекистан в совокупности сто восемьдесят три и более дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде.

Не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Узбекистан время, в течение которого гражданин иностранного государства или лицо без гражданства пребывало:

1) в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус;

2) в качестве сотрудника международной организации, созданной по международному договору Республики Узбекистан;

3) в качестве члена семьи лиц, указанных в пункте 1 настоящей части, при условии, что таким физическим лицом не осуществлялась предпринимательская деятельность;

4) исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Узбекистан (транзитное следование);

5) в качестве туриста, на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Узбекистан исключительно с такими целями.

Нерезидентом Республики Узбекистан признается лицо, не отвечающее критериям, установленным частью первой настоящей статьи.

Статья 20. Постоянное учреждение

Под постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо. Постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается также осуществление предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан, которая продолжается более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода.

Понятие "постоянное учреждение" применяется только для определения налогового статуса и не имеет организационно-правового значения.

Понятие "постоянное учреждение" включает:

1) любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой, реализацией товаров;

2) любое место управления, представительство, филиал, отделение, бюро, контору, офис, кабинет, агентство, фабрику, мастерскую, цех, лабораторию, магазин, склад;

3) любое место осуществления деятельности, связанной с добычей природных ресурсов: шахта, рудник, нефтяная и (или) газовая скважина, карьер;

4) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой и (или) разработкой природных ресурсов, установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском и (или) обслуживанием оборудования;

5) любое место осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, транспортной или иной инфраструктурой;

6) строительную площадку (строительный, монтажный или сборочный объект), а также услуги, связанные с наблюдением за выполнением работ на этих объектах. Каждая строительная площадка со дня начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное учреждение. Если субподрядчиками являются другие нерезиденты Республики Узбекистан, их деятельность со дня начала работы на этой строительной площадке также рассматривается как отдельное постоянное учреждение субподрядчиков;

7) осуществление деятельности через лицо, которое на основании договорных отношений с нерезидентом Республики Узбекистан представляет его интересы в Республике Узбекистан, в том числе действует на территории Республики Узбекистан от имени этого нерезидента Республики Узбекистан, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов от имени этого нерезидента Республики Узбекистан;

8) реализацию товаров с расположенных на территории Республики Узбекистан и принадлежащих нерезиденту Республики Узбекистан, арендуемых им или другим образом используемых складов (в том числе таможенных);

9) осуществление иных работ, оказание других услуг, ведение иной деятельности, за исключением предусмотренной частью пятой настоящей статьи.

В определенных случаях, таких как строительство дорог или разведка полезных ископаемых, то есть где имеет место регулярное перемещение места деятельности, используются другие критерии определения постоянного места. В таких случаях весь проект рассматривается как постоянное учреждение, независимо от его передвижного характера.

Понятие "постоянное учреждение" не включает:

1) осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера, к которой, в частности, относится:

использование помещений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих нерезиденту Республики Узбекистан, до начала реализации товара;

содержание запаса товаров, принадлежащих нерезиденту Республики Узбекистан, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала реализации товара;

содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров нерезидентом Республики Узбекистан;

содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации (без права продажи), маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг) нерезидента Республики Узбекистан, если такая деятельность не является основной его деятельностью;

содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в настоящем пункте, при условии, что совокупная деятельность, возникшая в результате такой комбинации, носит подготовительный или вспомогательный характер;

2) осуществление деятельности через независимого посредника: брокера, комиссионера, поверенного, профессионального участника рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее на основании договора комиссии (поручения) или иного аналогичного договора и не уполномоченного подписывать контракты от имени нерезидента Республики Узбекистан. Под независимым посредником понимается лицо, действующее в рамках своей обычной (основной) деятельности и являющееся юридически и экономически независимым от нерезидента Республики Узбекистан;

3) осуществление операций по ввозу в Республику Узбекистан или вывозу из Республики Узбекистан товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, совершаемых исключительно от имени нерезидента Республики Узбекистан и связанных с закупкой товаров в Республике Узбекистан, а также операциями по экспорту в Республику Узбекистан товаров;

4) владение нерезидентом Республики Узбекистан ценными бумагами, долями в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц - резидентов Республики Узбекистан, а также иным имуществом на территории Республики Узбекистан. Если нерезидент Республики Узбекистан возложит на такое юридическое лицо также выполнение представительских функций, за исключением функций, носящих подготовительный или вспомогательный характер в соответствии с пунктом 1 настоящей части, то такое юридическое лицо, кроме того, что является самостоятельным налогоплательщиком, одновременно рассматривается и как постоянное учреждение нерезидента Республики Узбекистан;

5) предоставление нерезидентом Республики Узбекистан персонала для работы на территории Республики Узбекистан юридическому лицу - резиденту Республики Узбекистан или иному нерезиденту Республики Узбекистан, осуществляющему деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, при отсутствии признаков постоянного учреждения, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

Постоянное учреждение считается образованным в день начала выполнения работ, оказания услуг, если этот день можно определить однозначно. Если это невозможно, днем образования постоянного учреждения считается один из нижеследующих дней:

день начала выполнения работ, оказания услуг, указанный в контракте;

день начала действия лицензии, если лицензия получена с целью выполнения каких-либо работ или оказания услуг по конкретному контракту.

Постоянное учреждение считается образованным при совершении наиболее раннего из действий, указанных в абзацах втором и третьем части шестой настоящей статьи.

Строительная площадка (строительный, монтажный или сборочный объект) образует постоянное учреждение нерезидента Республики Узбекистан с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику.

Постоянное учреждение прекращает существование с момента прекращения деятельности через это учреждение. Если данный момент нельзя определить однозначно, то днем прекращения деятельности постоянного учреждения считается наиболее поздний из нижеследующих дней:

день подписания акта выполненных работ, оказанных услуг;

день выставления последнего счета на оплату за выполненные работы, оказанные услуги постоянным учреждением нерезидента Республики Узбекистан;

день фактического представления окончательного расчета налога на прибыль юридических лиц в органы государственной налоговой службы Республики Узбекистан.

Статья 21. Финансовая аренда

Финансовая аренда - арендные отношения, возникающие при передаче имущества (объекта финансовой аренды) по договору во владение и пользование на срок, превышающий двенадцать месяцев. При этом договор финансовой аренды должен отвечать одному из следующих требований:

по окончании срока договора финансовой аренды объект финансовой аренды переходит в собственность арендатора;

срок договора финансовой аренды превышает 80 процентов срока службы объекта финансовой аренды, или остаточная стоимость объекта финансовой аренды по окончании договора финансовой аренды составляет менее 20 процентов его первоначальной стоимости;

по окончании срока договора финансовой аренды арендатор обладает правом выкупа объекта финансовой аренды по цене ниже его рыночной стоимости на дату реализации этого права;

текущая дисконтированная стоимость арендных платежей за период действия договора финансовой аренды превышает 90 процентов текущей стоимости объекта финансовой аренды на момент передачи в финансовую аренду. Текущая дисконтированная стоимость определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Статья 22. Другие понятия, применяемые в настоящем Кодексе

Другие понятия, применяемые в настоящем Кодексе:

основное место работы - место работы, по которому работодатель обязан вести трудовую книжку работника в соответствии с трудовым законодательством;

основной вид деятельности - деятельность юридического лица, по которой доля чистой выручки в общем объеме реализации является преобладающей по итогам отчетного периода; 

совместно произведенный продукт - товары (работы, услуги), являющиеся результатом совместной деятельности;

субсидия из бюджета - денежные средства, предоставляемые государством за счет бюджета на определенные цели; средства, высвобождаемые за счет предоставления налогоплательщику льгот по налогам и другим обязательным платежам, с условием направления их на определенные цели;

грант - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе государствами, правительствами государств, международными и иностранными правительственными организациями, а также международными и иностранными неправительственными организациями, включенными в перечень, устанавливаемый Правительством Республики Узбекистан, Республике Узбекистан, Правительству Республики Узбекистан, органам самоуправления граждан, юридическим и физическим лицам, а также имущество, предоставляемое на безвозмездной основе иностранными гражданами и лицами без гражданства Республике Узбекистан и Правительству Республики Узбекистан;

дивиденды - доход, подлежащий выплате по акциям; часть чистой прибыли и (или) нераспределенной прибыли прошлых лет, распределяемой юридическим лицом между его учредителями (участниками, членами по их долям, паям, вкладам); доходы от распределения имущества при ликвидации юридического лица, а также при изъятии учредителем (участником, членом) доли (пая, вклада) участия в юридическом лице, за вычетом стоимости имущества, внесенного учредителем (участником, членом) в качестве вклада в уставный фонд (уставный капитал); доходы акционера, учредителя (участника, члена) юридического лица, полученные в виде стоимости дополнительных акций, увеличения стоимости доли (пая, вклада) в случае направления нераспределенной прибыли на увеличение уставного фонда (уставного капитала);

арендный (лизинговый) платеж - сумма, уплачиваемая арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) на основании заключенного договора аренды (лизинга);

процент