Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 17.04.2008 г. N ЗРУ-154 "О противодействии торговле людьми" (Принят Законодательной палатой 18.03.2008 г., одобрен Сенатом 27.03.2008 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.04.2008 г.

N ЗРУ-154



О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

тарая редакция)


Принят Законодательной палатой 18 марта 2008 года

Одобрен Сенатом 27 марта 2008 года

           

             

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области противодействия торговле людьми.



Статья 2. Законодательство о противодействии торговле людьми

Законодательство о противодействии торговле людьми состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о противодействии торговле людьми, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


противодействие торговле людьми - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми, минимизации ее последствий, оказанию помощи жертвам торговли людьми;


торговля людьми - вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация людей означает эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов или тканей человека;


торговец людьми - физическое или юридическое лицо, которое самостоятельно или в группе лиц совершает любые действия, связанные с торговлей людьми, а также должностное лицо, которое своими действиями содействует торговле людьми, а равно не препятствует и не противостоит ей, хотя обязано это делать в силу своих должностных полномочий.



Статья 4. Основные принципы противодействия торговле людьми

Противодействие торговле людьми основывается на следующих основных принципах:

законность;

неотвратимость ответственности торговцев людьми;

недопустимость дискриминации жертв торговли людьми;

социальное партнерство.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Статья 5. Государственные органы, осуществляющие деятельность

по противодействию торговле людьми

Государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по противодействию торговле людьми, являются:

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан;

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан;

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.

Деятельность по противодействию торговле людьми могут осуществлять и другие государственные органы в соответствии с законодательством.



Статья 6. Межведомственные комиссии по противодействию

торговле людьми

Для координации деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми, создается Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми (далее - Межведомственная комиссия). Порядок формирования и деятельности Межведомственной комиссии определяется Президентом Республики Узбекистан.

В Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте могут создаваться и территориальные межведомственные комиссии по противодействию торговле людьми (далее - территориальные межведомственные комиссии) в порядке, установленном законодательством.

Основными задачами Межведомственной комиссии являются:

организация разработки и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми, а также контроля за их исполнением;

координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в области противодействия торговле людьми в целях обеспечения эффективности их деятельности, тесного взаимодействия и слаженности работы;

оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по противодействию торговле людьми;

изучение практики выявления, расследования, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с торговлей людьми;

выявление, анализ и устранение причин и условий системных недостатков путем совершенствования правоприменительной практики и законодательства;

организация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих торговле людьми;

сбор и анализ информации о масштабе, состоянии и тенденциях торговли людьми;

разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия государственных органов и организаций в противодействии торговле людьми;

сбор, хранение, обработка, анализ информации по противодействию торговли людьми, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих государственных органов и организаций;

подготовка предложений по улучшению работы по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми, совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

организация мероприятий по информированию населения о вопросах противодействия торговле людьми;

руководство и контроль деятельности специализированных учреждений по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми;

координация деятельности территориальных межведомственных комиссий.


Статья 7. Полномочия государственных органов, непосредственно

осуществляющих деятельность по противодействию торговле людьми

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми:

организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность по раскрытию преступлений, обеспечивает проведение доследственной проверки и предварительного следствия по уголовным делам, связанным с торговлей людьми;

организует и осуществляет статистический учет преступлений, связанных с торговлей людьми;

осуществляет сотрудничество с международными организациями и правоохранительными органами других государств по пресечению деятельности лиц, организованных групп и преступных сообществ, занимающихся торговлей людьми;

вносит предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

предоставляет информацию соответствующим органам государственной власти и управления о лицах, организованных группах и преступных сообществах, занимающихся торговлей людьми;

взаимодействует с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями, проводит широкую предупредительно-профилактическую работу среди населения с привлечением средств массовой информации;

осуществляет мероприятия, входящие в компетенцию органов внутренних дел, предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами Республики Узбекистан.

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми:

выявляет связи международных террористических организаций и организованных преступных групп с торговцами людьми;

проводит доследственную проверку и предварительное следствие по уголовным делам, связанным с торговлей людьми, осуществляемой международными террористическими организациями и организованными преступными группами;

принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению попыток пересечения торговцами людьми и жертвами торговли людьми Государственной границы Республики Узбекистан.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми:

осуществляют деятельность по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, ставших жертвами торговли людьми, находящихся за пределами Республики Узбекистан;

способствуют возвращению в Республику Узбекистан жертв торговли людьми, а в случае отсутствия у них документов, удостоверяющих личность граждан Республики Узбекистан, в установленном порядке принимают меры по установлению их личности и оформляют им документы, дающие им право на возвращение в Республику Узбекистан без взимания консульских и иных сборов;

при необходимости предоставляют сведения о законодательстве Республики Узбекистан о противодействии торговле людьми соответствующим компетентным органам иностранных государств;

предоставляют жертвам торговли людьми информацию об их правах и законных интересах.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми в установленном порядке организует оказание медицинской и психологической помощи жертвам торговли людьми.

Государственные органы, непосредственно осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми, могут быть наделены и другими полномочиями в соответствии с законодательством.



Статья 8. Содействие государственным органам, осуществляющим

деятельность по противодействию торговле людьми

Органы государственного управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, а также граждане оказывают содействие и необходимую помощь государственным органам, осуществляющим деятельность по противодействию торговле людьми.



ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

И ОКАЗАНИЕ ИМ ПОМОЩИ

Статья 9. Специализированные учреждения по оказанию помощи

и защите жертв торговли людьми

В целях оказания помощи и предоставления защиты жертвам торговли людьми Кабинетом Министров Республики Узбекистан создаются специализированные учреждения по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми (далее - специализированные учреждения).

Основными функциями специализированных учреждений являются:

обеспечение жертв торговли людьми благоприятными условиями проживания и личной гигиены;

обеспечение жертв торговли людьми питанием, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

предоставление неотложной медицинской, психологической, социальной, юридической и иной помощи жертвам торговли людьми;

охрана безопасности жертв торговли людьми;

оказание содействия по установлению контактов с родственниками жертв торговли людьми;

предоставление информации о правах и законных интересах жертв торговли людьми;

оказание содействия в социальной реабилитации жертв торговли людьми.

Специализированные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 10. Социальная реабилитация жертв торговли людьми

Социальная реабилитация жертв торговли людьми осуществляется в целях их возвращения к нормальному образу жизни и включает в себя юридическую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство, предоставление им временного жилья.

Социальная реабилитация жертв торговли людьми осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Порядок осуществления социальной реабилитации жертв торговли людьми определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 11. Оказание помощи детям - жертвам торговли людьми

Руководители специализированных учреждений в случае появления у них информации о детях - жертвах торговли людьми обязаны немедленно сообщить о ней органам опеки и попечительства в целях обеспечения и защиты прав детей - жертв торговли людьми в соответствии с законодательством.

В случае помещения детей - жертв торговли людьми в специализированные учреждения, они должны находиться отдельно от взрослых.

Детям - жертвам торговли людьми, помещенным в специализированные учреждения, предоставляется возможность посещать государственные образовательные учреждения в соответствии с законодательством.

Если дети - жертвы торговли людьми остались без попечения родителей или не осведомлены о местонахождении своих семей, принимаются меры по розыску их родителей или лиц, заменяющих родителей.



Статья 12. Меры безопасности и иные гарантии, предоставляемые

жертвам торговли людьми

Должностное лицо органа, осуществляющего доследственную проверку, следователь, прокурор, судья принимают меры безопасности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан, в отношении жертвы торговли людьми, заявившей о своем желании сотрудничать с правоохранительными органами в целях обнаружения лиц, подозреваемых в торговле людьми.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, ставший жертвой торговли людьми, признан в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан потерпевшим или является свидетелем по уголовному делу, либо оказывает помощь соответствующим органам в обнаружении лиц, подозреваемых в торговле людьми, по мотивированному ходатайству должностного лица органа, осуществляющего доследственную проверку, следователя, прокурора, судьи к такому лицу не могут быть применены меры по депортации до вынесения решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми. При этом жертве торговли людьми должно быть предоставлено право временного пребывания в Республике Узбекистан независимо от обстоятельств въезда данного лица в Республику Узбекистан.

Меры безопасности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут быть отменены в случае, если:

жертва торговли людьми восстановила связь с лицами, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, доследственная проверка, предварительное следствие или судебное разбирательство, без принуждения со стороны этих лиц;

достоверно установлено, что желание лица сотрудничать с правоохранительными органами является ложным либо способом уклонения лица от ответственности.

Жертвы торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, освобождаются от гражданской, административной и уголовной ответственности за деяния, совершенные под принуждением либо угрозой.


Статья 13. Возмещение расходов, связанных с содержанием

и реабилитацией жертв торговли людьми

Лица, признанные судом виновными в торговле людьми, возмещают в полном объеме расходы, связанные с содержанием и реабилитацией жертв торговли людьми.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Международное сотрудничество в области

противодействия торговле людьми

Международное сотрудничество в области противодействия торговле людьми осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.


Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства

о противодействии торговле людьми

Лица, виновные в нарушении законодательства о противодействии торговле людьми, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 16. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      И. Каримов



"Народное слово", 18 апреля 2008 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2008 г., N 16, ст. 118


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2008, N 4, ст. 190