Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 23.04.2009 г. N ЗРУ-213 "О техническом регулировании" (Принят Законодательной палатой 11.11.2008 г., одобрен Сенатом 27.03.2009 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.04.2009 г.

N ЗРУ-213



О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ


Принят Законодательной палатой 11 ноября 2008 года

Одобрен Сенатом 27 марта 2009 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг.



Статья 2. Законодательство о техническом регулировании

Законодательство о техническом регулировании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о техническом регулировании, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


техническое регулирование - установление, применение и исполнение обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг;


безопасность продукции, работ и услуг - состояние продукции, процессов ее проектирования, производства, эксплуатации (использования), монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполняемых работ, оказываемых услуг, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с вероятностью причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц и государства;

нормативные документы в области технического регулирования - технические регламенты, нормативные документы по стандартизации, санитарные, ветеринарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные правила и нормы, градостроительные, экологические нормы и правила и другие документы в области технического регулирования;

технический регламент - нормативный документ в области технического регулирования, устанавливающий обязательные требования к безопасности продукции и услуг;

общий технический регламент - нормативный документ в области технического регулирования, устанавливающий обязательные требования к безопасности группы однородной продукции и услуг;

специальный технический регламент - нормативный документ в области технического регулирования, устанавливающий обязательные требования к безопасности отдельного вида продукции и услуг, которые не предусмотрены общим техническим регламентом;

технические барьеры в торговле - препятствия в торговле, возникающие вследствие различия или изменения обязательных требований к безопасности продукции и услуг, содержащихся в нормативных документах в области технического регулирования.


Статья 4. Основные задачи технического регулирования

Основными задачами технического регулирования являются:

обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, имущества юридических, физических лиц и государства;

обеспечение охраны окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов;

устранение технических барьеров в торговле;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей в отношении безопасности продукции, работ и услуг.



Статья 5. Основные принципы технического регулирования

Основными принципами технического регулирования являются:

обязательность применения технических регламентов;

единство применения технических регламентов;

соответствие технических регламентов национальным и международным нормативным документам в области технического регулирования;

доступность технических регламентов, информации о порядке их разработки, принятия и опубликования.



Статья 6. Государственная система технического

регулирования

Государственную систему технического регулирования составляют:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

уполномоченные государственные органы в области технического регулирования - Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство строительства Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;

органы государственного и хозяйственного управления, осуществляющие деятельность в пределах своей компетенции в области технического регулирования.


ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И ИНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области технического регулирования

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

определяет основные направления деятельности органов, входящих в государственную систему технического регулирования;

обеспечивает функционирование органов, входящих в государственную систему технического регулирования;

утверждает программы разработки технических регламентов;

утверждает общие технические регламенты, вносит в них изменения и дополнения, а также отменяет указанные регламенты.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия Узбекского агентства стандартизации,

метрологии и сертификации в области технического регулирования

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации:

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан обобщенные предложения по проектам программ разработки технических регламентов, внесенным уполномоченными государственными органами в области технического регулирования и органами государственного и хозяйственного управления;

в пределах своей компетенции координирует и организует деятельность органов государственного и хозяйственного управления по разработке общих и специальных технических регламентов;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об утверждении общих технических регламентов, о внесении в них изменений и дополнений, а также об отмене указанных регламентов;

создает экспертную комиссию в области технического регулирования;

в пределах своей компетенции проводит экспертизу общих и специальных технических регламентов, разработанных органами государственного и хозяйственного управления;

в пределах своей компетенции утверждает специальные технические регламенты, разработанные органами хозяйственного управления, вносит в них изменения и дополнения, а также отменяет указанные регламенты;

утверждает перечень нормативных документов в области технического регулирования, определяющие методы отбора образцов, испытаний и измерений продукции, необходимых для оценки соответствия продукции и услуг требованиям, установленным в технических регламентах;

в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за соблюдением общих и специальных технических регламентов;

формирует государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования;

в пределах своей компетенции осуществляет международное сотрудничество в области технического регулирования.

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения

Республики Узбекистан, Министерства строительства

Республики Узбекистан, Государственного комитета

Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей

среды в области технического регулирования

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан организует и обеспечивает выполнение работ в области технического регулирования, касающихся обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг, по содержанию в них вредных для жизни и здоровья человека веществ, болезнетворных организмов, предупреждению проникновения или распространения переносчиков болезней, производству и применению изделий медицинского назначения, медицинской техники и лекарственных средств.

Министерство строительства Республики Узбекистан организует и обеспечивает выполнение работ в области технического регулирования, касающихся обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг при градостроительной деятельности.

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды организует и обеспечивает выполнение работ в области технического регулирования, касающихся обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования, указанные в частях первой - третьей настоящей статьи, в пределах своей компетенции:

вносят предложения в Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации по проектам программ разработки технических регламентов и по утверждению общих технических регламентов;

осуществляют разработку общих и специальных технических регламентов и проводят их экспертизу;

создают экспертные комиссии в области технического регулирования;

проводят экспертизу общих и специальных технических регламентов, разработанных органами государственного и хозяйственного управления;

подготавливают предложения по внесению в общие технические регламенты изменений и дополнений, а также по отмене указанных регламентов;

утверждают специальные технические регламенты, вносят в них изменения и дополнения, а также отменяют указанные регламенты;

осуществляют государственный контроль за соблюдением общих и специальных технических регламентов;

формируют государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования;

осуществляют международное сотрудничество в области технического регулирования.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия органов государственного и хозяйственного

управления в области технического регулирования

Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своей компетенции:

вносят предложения в Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации по проектам программ разработки технических регламентов;

осуществляют разработку общих и специальных технических регламентов;

подготавливают предложения по внесению в общие и специальные технические регламенты изменений и дополнений, а также по отмене указанных регламентов;

создают экспертные советы в области технического регулирования;

участвуют в формировании государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования;

осуществляют контроль за соблюдением общих и специальных технических регламентов в порядке, установленном законодательством.

Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Органы государственного управления в пределах своей компетенции утверждают специальные технические регламенты, вносят в них изменения и дополнения, а также отменяют указанные регламенты.



Статья 10-1. Правовая экспертиза нормативных документов

в области технического регулирования

Нормативные документы в области технического регулирования органов государственного управления подлежат обязательной правовой экспертизе в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и постановке на учет после получения положительного заключения, за исключением общих технических регламентов.

Не допускается включение правовых норм в нормативные документы в области технического регулирования, за исключением общих технических регламентов.



Статья 11. Экспертные комиссии в области технического регулирования

Экспертные комиссии в области технического регулирования создаются при уполномоченных государственных органах в области технического регулирования для экспертизы разработанных общих и специальных технических регламентов, изменений и дополнений в технические регламенты, а также для подготовки предложений по отмене указанных регламентов и заключений по ним.

Деятельность экспертных комиссий в области технического регулирования осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 12. Экспертные советы в области технического регулирования

Экспертные советы в области технического регулирования создаются при органах государственного и хозяйственного управления для разработки общих и специальных технических регламентов, изменений и дополнений в технические регламенты, а также предложений по отмене указанных регламентов.

Деятельность экспертных советов в области технического регулирования осуществляется в порядке, установленном Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации.


Статья 13. Государственный фонд нормативных документов

в области технического регулирования

Государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования формируется Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации и в пределах своей компетенции другими уполномоченными государственными органами в области технического регулирования.

Государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования включает в себя данные об общих и специальных технических регламентах.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования, органы государственного управления в установленном порядке предоставляют в государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования утвержденные ими специальные технические регламенты.

Порядок формирования и ведения государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 14. Информация о технических регламентах

Информация о действующих, разрабатываемых и принятых технических регламентах должна быть доступна юридическим и физическим лицам. Не подлежат распространению сведения, составляющие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации по запросам юридических и физических лиц предоставляет сведения:

о действующих, разрабатываемых и принятых технических регламентах;

о процедуре оценки соответствия продукции и услуг требованиям нормативных документов в области технического регулирования;

о членстве Республики Узбекистан в международных организациях и об участии в международных договорах в области технического регулирования;

об официальных источниках опубликования разрабатываемых, принятых технических регламентов и других нормативных документов в области технического регулирования.


ГЛАВА 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Статья 15. Виды технических регламентов

В Республике Узбекистан применяются следующие виды технических регламентов:

общие технические регламенты;

специальные технические регламенты.



Статья 16. Требования к обеспечению безопасности продукции

и услуг в технических регламентах

Требования к обеспечению безопасности продукции и услуг в технических регламентах могут устанавливаться по:

биологической безопасности;

механической безопасности;

химической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности;

пожарной безопасности;

электрической безопасности;

безопасности эксплуатации (использования) и утилизации машин и оборудования;

электромагнитной совместимости;

безопасности строительной деятельности;

безопасности эксплуатации зданий, сооружений и использования прилегающей к ним территории;

экологической безопасности;

ветеринарной безопасности;

промышленной и производственной безопасности;

взрывобезопасности;

информационной безопасности;

обеспечению единства измерений и методов испытаний.

В технических регламентах могут устанавливаться и другие требования к обеспечению безопасности продукции и услуг.


Статья 17. Содержание технических регламентов

В технических регламентах должны содержаться:

характеристики безопасности продукции и услуг;

полный перечень продукции и услуг, в отношении которых устанавливаются требования безопасности;

требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения и идентификации продукции;

порядок проведения государственного контроля;

правила, необходимые для оценки соответствия продукции и услуг требованиям нормативных документов в области технического регулирования.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде и предотвращения ущерба, возникающих в связи с проникновением или распространением вредных микроорганизмов и добавок, заболеваний, переносчиков болезней, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей и сорных растений, должны также содержаться санитарные, ветеринарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

В санитарных, ветеринарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных правилах и нормах устанавливаются:

обязательные требования к продукции, процедуре ее испытания, инспектирования, порядку выдачи санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного заключения;

карантинные и ветеринарно-санитарные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений;

методы и процедура отбора проб, методы исследования и оценки риска причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, а также содержащиеся в технических регламентах другие требования.

В технических регламентах не должны содержаться требования к конструкции продукции и ее исполнению, за исключением случаев, когда из-за отсутствия требований к ее конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда жизни и здоровью человека не обеспечивается безопасность продукции.

В технических регламентах не должны содержаться требования к продукции и услугам, причиняющим вред жизни и здоровью человека, имуществу юридических, физических лиц и государства вследствие длительного использования этой продукции и услуг и (или) по причине воздействия других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. При этом в технических регламентах могут содержаться требования, касающиеся информирования потребителей о возможном вреде и о факторах, от которых зависит риск причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде.

В технических регламентах могут содержаться специальные требования к безопасности продукции и услуг:

обеспечивающие защиту жизни и здоровья отдельных категорий граждан, определенных законодательством;

в отношении трансграничных опасных производственных объектов, которые в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера представляют угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц и государства.

Технические регламенты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются и принимаются в порядке, установленном законодательством.

Технические регламенты являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Республики Узбекистан и могут быть изменены только путем внесения в них изменений и дополнений в установленном порядке.



Статья 18. Формирование программ разработки технических регламентов

Формирование программ разработки технических регламентов осуществляется Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации с учетом предложений других уполномоченных государственных органов в области технического регулирования и органов государственного и хозяйственного управления в пределах их компетенции.

Программы разработки технических регламентов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан и публикуются в установленном порядке.


Статья 19. Порядок разработки технических регламентов

Технические регламенты разрабатываются в соответствии с утверждаемыми программами разработки технических регламентов.

Разработчики технических регламентов в установленном порядке:

публикуют сообщения о разработке технических регламентов;

определяют группы и виды продукции и услуг, подлежащие техническому регулированию;

определяют методы оценки соответствия продукции и услуг требованиям, устанавливаемым в технических регламентах;

согласовывают разработанные технические регламенты;

обеспечивают доступность разработанных технических регламентов.

Разработчики технических регламентов обеспечивают обсуждение разработанных технических регламентов в течение двух месяцев со дня их официальной публикации.



Статья 20. Порядок принятия технических регламентов

Общие технические регламенты, разработанные органами государственного и хозяйственного управления, передаются уполномоченным государственным органам в области технического регулирования по направлениям их деятельности для проведения экспертизы.

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации после получения заключения соответствующей экспертной комиссии в области технического регулирования в установленном порядке направляет общие технические регламенты в Кабинет Министров Республики Узбекистан для утверждения.

Специальные технические регламенты, разработанные органами государственного и хозяйственного управления, передаются уполномоченным государственным органам в области технического регулирования по направлениям их деятельности для проведения экспертизы.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования, органы государственного управления по направлениям своей деятельности на основании заключения соответствующей экспертной комиссии в области технического регулирования утверждают специальные технические регламенты.

Утвержденные общие и специальные технические регламенты вводятся в действие не ранее чем через шесть месяцев с момента их официального опубликования.

Опубликование общих и специальных технических регламентов осуществляется в порядке, установленном законодательством.



Статья 21. Применение нормативных документов в области

технического регулирования для разработки технических регламентов

При разработке технических регламентов используются национальные и международные нормативные документы в области технического регулирования, устанавливающие критерии безопасности продукции и услуг.

В технических регламентах в качестве доказательной базы приводятся полностью или частично тексты нормативных документов в области технического регулирования.


Статья 22. Соблюдение технических регламентов

Соблюдение технических регламентов является обязательным для всех юридических и физических лиц.

С введением в действие технических регламентов принятые ранее соответствующие нормативные документы по стандартизации на указанную в них продукцию и услуги утрачивают обязательный характер и приобретают добровольность применения в установленном порядке.


Статья 23. Государственный контроль за соблюдением

технических регламентов

Государственный контроль за соблюдением технических регламентов осуществляется должностными лицами уполномоченных государственных органов в области технического регулирования и органов государственного управления в порядке, установленном законодательством.


ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Финансирование работ в области

технического регулирования

Финансирование работ в области технического регулирования осуществляется за счет средств республиканского бюджета и юридических лиц.

За счет средств республиканского бюджета финансируются:

разработка общих технических регламентов;

проведение экспертизы общих и специальных технических регламентов;

ведение государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования;

осуществление государственного контроля за соблюдением технических регламентов;

расходы, связанные с членством Республики Узбекистан в международных организациях по техническому регулированию.



Статья 25. Разрешение споров

Споры в области технического регулирования разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства

о техническом регулировании

Лица, виновные в нарушении законодательства о техническом регулировании, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 27. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     И. Каримов



"Народное слово", 24 апреля 2009 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 17, ст. 211


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2009 г., N 4, ст. 140