Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 08.08.2005 г. N УП-3644 "О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

08.08.2005 г.

N УП-3644



О ПЕРЕДАЧЕ

СУДАМ ПРАВА ВЫДАЧИ

САНКЦИИ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПОД СТРАЖУ



Важнейшей задачей проводимой в Узбекистане реформы судебно-правовой системы является обеспечение эффективной защиты конституционных прав и свобод человека, прежде всего права на защиту от необоснованного уголовного преследования и вмешательства в его частную жизнь, личную неприкосновенность, а также права на справедливое судебное разбирательство.

В последние годы проведена значительная работа по обеспечению законности в деятельности правоохранительных органов, укреплению авторитета судебной власти как важнейшей гарантии эффективной защиты прав человека, обеспечению подлинной независимости судов, усилению их роли в построении демократического правового государства, сильного гражданского общества.

Законодательно закреплена специализация судов по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, что обеспечило повышение качества рассмотрения дел, усилило гарантии защиты прав и свобод граждан. Введен апелляционный порядок рассмотрения дел, который служит важной гарантией своевременного исправления судебных ошибок, недопущения волокиты в судопроизводстве. Реформирована кассационная инстанция: граждане получили возможность лично и непосредственно защищать свои права в этой инстанции при несогласии со вступившим в законную силу судебным решением. Созданы правовые механизмы, обеспечивающие равенство прав защиты и обвинения в судебном процессе, реализацию принципа их состязательности.

Сроки предварительного расследования сокращены законом с двух лет до одного года, а содержания обвиняемых под стражей - с полутора лет до 9 месяцев, а в исключительных случаях - до 1 года. Также ограничена сфера применения этой меры пресечения.

Указанные меры по либерализации законодательства, правоприменительной практики обеспечили повышение оперативности и качества досудебного расследования, отправления правосудия, расширение процессуальных гарантий соблюдения прав участников судебного процесса.

Как свидетельство происходящей в стране либерализации досудебного расследования, использование такой меры пресечения как заключение под стражу только за последние 4 года сократилось более чем в два раза.

Важнейшей задачей дальнейшей либерализации судебно-правовой системы является расширение полномочий суда по осуществлению эффективной защиты прав граждан на стадии досудебного расследования и прежде всего передача от органов прокуратуры судам права выдачи санкции на заключение под стражу. Указанная мера позволит значительно повысить эффективность защиты конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность. При этом она в полной мере соответствует Конституции Республики Узбекистан, общепризнанным принципам и нормам международного права, устанавливающим, что права и свободы личности являются незыблемыми и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.

В то же время передача права выдачи санкции на заключение под стражу в компетенцию судов должна осуществляться последовательно после глубокой проработки и внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан и иные акты законодательства; изучения зарубежного опыта в этой области; разработки организационно-правовых, процессуальных механизмов осуществления судами права санкционирования заключения под стражу; соответствующей подготовки и переподготовки кадров системы судебных и правоохранительных органов, проведения других подготовительных мероприятий.

В целях дальнейшей либерализации судебно-правовой системы, обеспечения поэтапной и последовательной передачи судам права выдачи санкции на применение мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека, а также в соответствии со статьями 19, 25 и 44 Конституции Республики Узбекистан, определяющими права граждан на судебную защиту:


1. Передать в компетенцию судов, начиная с 1 января 2008 года, право выдачи санкции на заключение под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

Определить, что заключение под стражу должно осуществляться в исключительных случаях, когда использование других установленных законом мер пресечения оказывается неэффективным, и только по решению суда по уголовным делам либо военных судов в соответствии с их компетенцией.


2. Министерству юстиции, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан в трехмесячный срок подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан "О судах", "О прокуратуре", регламентирующих порядок и процедуру санкционирования заключения под стражу, продления сроков содержания под стражей, а также определяющих дополнительные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод граждан, обеспечения их неприкосновенности на стадии досудебного производства. При этом в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа подлежат пересмотру не только законы и подзаконные акты, но и нормы и нормативы, предусмотренные ведомственными правовыми актами.


3. Верховному суду, министерствам финансов, экономики, юстиции, внутренних дел, Генеральной прокуратуре, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан и Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан в двухмесячный срок подготовить предложения по совершенствованию системы организационно-кадрового обеспечения судов общей юрисдикции с учетом передачи им полномочий по выдаче санкции на заключение под стражу.


4. Министерствам юстиции, внутренних дел, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан разработать и реализовать комплекс мер по подготовке и переподготовке судей и работников органов прокуратуры, следственных подразделений МВД и СНБ в связи с введением порядка заключения под стражу по решению суда.


5. Внести настоящий Указ на обсуждение в Олий Мажлис Республики Узбекистан.


6. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на государственного советника Президента Республики Узбекистан Т. Худайбергенова.



Президент

Республики Узбекистан                                                      И. Каримов



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2005 г., N 32-33, ст. 242


"Народное слово", N 151 (3768) от 9 августа 2005 года