Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Концепция развития автомобильных дорог общего пользования на 2007-2010 годы и долгосрочную перспективу (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 20.12.2006 г. N ПП-535)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 20.12.2006 г. N ПП-535



КОНЦЕПЦИЯ

развития автомобильных дорог общего

пользования  на 2007-2010 годы и

долгосрочную перспективу


   

Настоящая Концепция развития автомобильных дорог общего пользования на 2007-2010 годы и долгосрочную перспективу (далее - Концепция) разработана в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 марта 2006 года N ПП-299 "О мерах по усилению контроля за объемами и качеством дорожно-строительных работ и утверждении программы строительства автомобильных дорог на 2006 год".



I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


1. Основной целью Концепции является определение направлений, подходов и механизмов развития и совершенствования сети автомобильных дорог, повышения их эксплуатационных характеристик, способствующих устойчивому и динамичному развитию экономики, укреплению обороноспособности и экономической безопасности республики, роста уровня жизни населения.


2. Для достижения поставленной цели основными задачами Концепции являются:

- выработка основ единой государственной политики в сфере развития и совершенствования дорожного строительства;

- реконструкция и развитие действующих, а также создание новых транспортных коридоров, обеспечивающих:

а) кратчайшие многовариантные выходы к региональным и международным рынкам, исключающие зависимость доступа от какой-либо одной страны;

б) эффективное и беспрепятственное передвижение автотранспорта между регионами республики без пересечения территорий сопредельных стран;

в) надежную круглогодичную перевозку пассажиров и грузопотока по горным участкам стратегических автодорог, соединяющих регионы республики;

- расширение и углубление сотрудничества в использовании международных транспортных маршрутов и направлений с международными организациями и региональными интеграционными структурами;

- реализация эффективной системы управления, финансирования и расходования средств в дорожном хозяйстве;

- обеспечение сохранности дорожной сети с первоочередным осуществлением работ по содержанию существующей дорожной сети;

- осуществление ремонта в объемах, обеспечивающих восстановление износа дорожного покрытия и других дорожных сооружений;

- повышение безопасности дорожного движения, снижение отрицательного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду;

- совершенствование и развитие сети автодорог исходя из потребностей экономики и населения и решения стратегических задач государства;

- укрепление материально-технической базы дорожной индустрии для достижения поставленных целей;

- дальнейшее совершенствование нормативной правовой и технической базы дорожного хозяйства как основа государственной дорожной политики и регулирования развития дорожного строительства;

- обеспечение квалифицированными кадрами дорожной отрасли.



II. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА


3. Общая протяженность сети автодорог общего пользования составляет 42530 км. Все населенные пункты республики имеют устойчивую автодорожную связь, которая обеспечивает выход к сопредельным государствам.

За годы независимости в Узбекистане проведена целенаправленная работа по развитию современных автодорог, комплексной реконструкции и ремонту важнейших транзитных транспортных артерий: "Ташкент-Ош" со строительством двух тоннелей на перевале "Камчик", "Ташкент-Термез", "Самарканд-Бухара-Алат", "Кунград-Бейнеу", "Ташкент-Чимган-Чарвакская зона отдыха". Обеспечено целостное функционирование Ташкентской кольцевой автодороги. Построены современный совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Амударья, обходы крупных населенных пунктов, сложные транспортные развязки и ряд других объектов.

За период 2000-2005 годы введены новые и реконструированы 202 км, произведен капитальный ремонт 4027 км и средний ремонт - 10368 км дорог.


4. Географическое положение Узбекистана позволяет осуществить транзитные перевозки грузов и пассажиров кратчайшим путем, практически во всех направлениях, включая к морским портам.

Республика Узбекистан является участником более 30 международных конвенций, соглашений и договоров в области автомобильного транспорта и автодорог, а также активным участником ряда программ, разрабатываемых международными организациями по совершенствованию и интеграции национальных транспортных коммуникаций в международные транспортные системы.

Через территорию республики проходят 20 международных транспортных маршрутов и направлений, ориентированных:

в северном и северо-западном направлении с выходом в Российскую Федерацию, Украину и страны Европы;

в западном и юго-западном направлениях с выходом на Кавказ, Иран, Турцию и к странам Европы;

в южном направлении по реализации Трансафганского международного транспортного коридора с выходом на Афганистан, Иран и морские порты (Чахбехар, Бендер Аббас), а также альтернативного направления с выходом через Афганистан в Пакистан и к морским портам (Карачи, Касим, Гвадар);

в восточном направлении с выходом в Китайскую Народную Республику.


5. Дислокация материально-технических баз дорожного строительства в разрезе территорий относительно равномерна, однако нарастающая потребность в ремонтных работах требует создания новых и наращивания действующих мощностей, укрепления материально-технической базы организаций и предприятий, входящих в единый технологический комплекс дорожного строительства, соразмерно объемам прогнозируемых дорожных работ.



III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


6. Дальнейшее совершенствование современной, разветвленной сети автодорог и ее интеграция в международные транспортные системы предусматривает следующие направления:

формирование единого, внутренне разветвленного и внешне интегрированного транспортного пространства, с определением наиболее важных для республики приоритетных направлений для эффективной интеграции в мировую транспортную систему;

обеспечение сохранности и дальнейшее совершенствование опорной сети автодорог международного и государственного значения, составляющих единую транспортную сеть страны, соединяющую Запад с Востоком и Север с Югом, обеспечивающую привлекательность и конкурентоспособность транзитных, а также эффективность международных, межобластных и внутриобластных автомобильных перевозок;

развитие транспортных коммуникаций, надежно связывающих Ташкентскую область с областями Ферганской долины с завершением комплекса строительных и ремонтных работ, обеспечивающих круглогодичное, бесперебойное и безопасное автомобильное транспортное сообщение;

модернизация и развитие международной магистральной дороги Е-40 на участке Самарканд-Навои-Бухара путем перевода его со II категории в I категорию с 4-полосной проезжей частью (шириной земляного полотна 25,1 м и проезжей частью 19,1 м) и разделением движения противоположных направлений;

создание международного логистического центра в виде "сухого порта" в г. Навои за счет строительства на участке железной дороги "Навои-Учкудук" новой железнодорожной станции "Разъезд 301" и расширения существующей сортировочной станции "Навои", примыкающей к магистральной автодороге Е-40 и находящейся в 4 км от международного аэропорта г. Навои;

гармонизация транспортной политики и законодательства, унифицирование процедур пересечения и совершенствование транзитно-транспортной инфраструктуры пограничных и таможенных переходов;

расширение и углубление сотрудничества в использовании международных транспортных маршрутов и направлений с международными организациями и региональными интеграционными структурами ЕврАзЭС, ШОС, Межгосударственным координационным советом по развитию Трансафганского международного транспортного коридора, ЭСКАТО и ЕЭК ООН, Международной Дорожной Федерацией, а также активное привлечение международных финансовых институтов в финансировании крупных проектов дорожного строительства;

дальнейшее развитие областных и местных автомобильных дорог, обеспечение их ремонта и надлежащего содержания.


7. Повышение степени безопасности и надежности дорожного движения предусматривается осуществить путем:

совершенствования системы анализа причин дорожно-транспортных происшествий, осуществления мер по ликвидации аварийных участков на автодорогах и повышению безопасности дорожного движения, включая усиление требований к техническому состоянию транспортных средств и транспортно-эксплуатационных качеств автодорог;

дальнейшего оснащения автодорог техническими средствами организации движения, внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением и контроля их технического состояния;

надлежащей эксплуатации автодорог для обеспечения удобного и безопасного движения, а также совершенствование системы координации взаимодействия с органами по надзору за безопасностью дорожного движения и чрезвычайным ситуациям при эксплуатации автодорог.


8. Основные направления по созданию развитой, современной придорожной инфраструктуры должны сопровождаться:

пересмотром порядка разрешительных процедур, упорядочением в придорожной полосе автодорог размещения и деятельности объектов придорожного сервиса, включая наружной рекламы;

обеспечением условий для развития придорожного сервиса и услуг, в первую очередь, вдоль международных транспортных коридоров и на подъездах к государственным границам сопредельных стран;

организацией на автодорогах специальных служб по оказанию медицинской, технической помощи и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.


9. Оптимизация затрат на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог должна предусматривать:

- совершенствование системы ценообразования и финансирования дорожного хозяйства с внедрением современных технологий, проведением мониторинга затрат на производство дорожных строительно-ремонтных работ с соблюдением нормативных требований и их качества;

- повышение эффективности научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ, совершенствование методов контроля технического состояния и проектирования автодорог;

- оптимизацию затрат и обеспечение надлежащего финансирования, включая:

а) содержание действующей сети автодорог в полном объеме нормативной потребности;

б) ремонт в объемах, обеспечивающих восстановление износа дорожного покрытия;

в) совершенствование и развитие автодорог исходя из потребностей экономики и населения и решения стратегических задач государства;

- укрепление материально-технической базы предприятий дорожной индустрии.


10. Повышение эффективности дорожно-строительной индустрии обеспечивается:

модернизацией материально-технической базы дорожно-строительной индустрии;

включением в состав проектной документации приобретения объектов дорожно-строительной индустрии, необходимых для осуществления строительства и реконструкции;

строительством новых и реконструкцией действующих предприятий дорожно-строительной индустрии;

созданием современных ремонтно-производственных мощностей для обслуживания и ремонта дорожно-строительной техники;

принятием мер по обеспечению потребностей в битуме высоких дорожных марок, широкому использованию местных материалов и сырьевых ресурсов;

усилением подготовки и переподготовки квалифицированных кадров дорожной отрасли в соответствии с требованиями современных методов прогнозирования, координации и осуществления дорожного строительства.



IV. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ

РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО

ПОЛЬЗОВАНИЯ НА 2007-2010 ГОДЫ


11. Формирование Программ осуществляется на основе анализа современного состояния автодорог и возрастающей интенсивности движения транспортных средств с учетом:

- поэтапного строительства и реконструкции автодорог, входящих в состав следующих направлений, наиболее востребованных для эффективной интеграции в мировую транспортную систему:

а) северное и северо-западное направление - по автодорогам "Гузар-Бухара-Нукус-Кунград-Бейнеу", "Алматы-Бишкек-Ташкент-Термез" и "Навои-Учкудук", обеспечивающим выход в страны СНГ и Европы;

б) юго-западное и южное направление - по автодороге "Самарканд-Навои-Бухара-Алат", обеспечивающей выход к портам Персидского залива и Черного моря;

- развития сети автодорог в увязке с Генеральной схемой расселения на территории Республики Узбекистан;

- строительства транспортных развязок на перегруженных транспортных узлах, мостов через водотоки;

- удовлетворения потребности экономики и населения в осуществлении перевозок на отдельных участках автомобильных дорог.


12. Программы формируются Республиканским дорожным фондом при Министерстве финансов, Узбекской ассоциацией транспорта и транспортных коммуникаций, ГАК "Узавтойул", Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан с утверждением в установленном порядке.


13. Концепция включает формирование и реализацию следующих целевых Программ:

строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования международного значения на период 2007-2010 годы;

реконструкции автомобильных дорог общего пользования государственного значения на период 2007-2010 годы.


14. В состав указанных Программ включаются строительство и реконструкция участков автодорог, обеспечивающих:

основные международные, транзитные и межобластные перевозки, входящие в состав приоритетных международных транспортных коридоров;

связь между восточными, южными и северо-западными регионами республики, исключающую транзитное движение транспорта через г. Ташкент;

альтернативные маршруты в обход городов, городских поселений и крупных сельских населенных пунктов, а также горные участки автодорог;

строительство мостов через реки Амударья и Сырдарья, транспортных развязок, проектной Ташкентской кольцевой автодороги.



V. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


15. Реализация настоящей Концепции и программ к ней позволит обеспечить:

концентрирование целевых государственных финансовых ресурсов на реализацию приоритетных проектов в сфере дорожного строительства;

строительство и реконструкцию 679 км автодорог, в том числе 489 км участков дорог, входящих в состав международных транспортных маршрутов и 190 км дорог государственного значения;

увеличение протяженности автодорог высшей категории на 557 км, общей длины мостов и путепроводов - на 2743 км;

рост внутриреспубликанского грузо- и пассажиропотока автомобильного транспорта на 60-70%;

увеличения международных и транзитных автоперевозок в среднем на 45-55%, в том числе в направлении Кунград-Бейнеу в 2,5-3 раза;

сохранение и усовершенствование сети автодорог, ее интеграцию в международные транспортные системы с учетом роста внутреннего и внешнего грузопотока и пассажирских перевозок, увеличение пропускной способности дорожной сети;

обеспечение на основе "сухого порта" в г. Навои оказания эффективно взаимодополняющих комбинированных транспортно-экспедиционных услуг автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, с широким использованием "сухого порта" в качестве трансконтинентального транспортно-экспедиционного узла на маршрутах грузопотоков между Западной, Центральной и Восточной Европой, европейскими странами СНГ и Китаем, Японией, странами Юго-Восточной и Южной Азии;

доведение транспортно-эксплуатационных качеств автодорог, прежде всего автодорог международного и государственного значения, до уровня требований международных норм и стандартов, осуществление конкурентоспособного и эффективного транзита по всем направлениям транспортировки грузов и пассажиров;

создание развитой придорожной инфраструктуры;

снижение аварийности и негативного воздействия на окружающую среду от транспортно-дорожного комплекса республики;

завершение очередной стадии формирования единой, целостной и эффективной сети автотранспортных коммуникаций страны.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 51-52, ст. 508