Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке формирования и использования средств внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 01.06.2006 г. N ПП-363)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 01.06.2006 г. N ПП-363



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке формирования и использования

средств внебюджетного Республиканского целевого

книжного фонда при Министерстве финансов

Республики Узбекистан


    

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет цель и основные задачи деятельности Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Фонд), порядок управления Фондом, источники формирования и направления использования его средств.


2. Фонд аккумулирует целевые финансовые ресурсы, направляемые на обеспечение учебниками и учебно-методическими пособиями библиотечных фондов общеобразовательных школ, а также учебниками и учебно-методическими пособиями по иностранным языкам для библиотечных фондов средних специальных, профессиональных образовательных учреждений республики.

3. Распорядителем средств Фонда является исполнительная дирекция Фонда.

4. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, казначейские лицевые счета в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан, депозитный счет до востребования в коммерческих банках Республики Узбекистан в иностранной валюте, а также печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан со своим наименованием.


II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА


5. Целью деятельности Фонда является обеспечение устойчивого и бесперебойного финансирования приобретения и доставки учебников и учебно-методических пособий для библиотечных фондов общеобразовательных школ и учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для библиотечных фондов средних специальных, профессиональных образовательных учреждений путем консолидации финансовых средств за счет бюджетных и внебюджетных источников.

6. Основными задачами Фонда являются:

аккумулирование бюджетных и спонсорских средств, кредитов и грантов международных финансовых институтов, арендных платежей за учебники, предназначенных для обеспечения учебниками и учебно-методическими пособиями учащихся общеобразовательных школ и учебниками и учебно-методическими пособиями по иностранным языкам для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, организация эффективного управления этими средствами;

финансирование приобретения и доставки учебников и учебно-методических пособий для библиотечных фондов общеобразовательных школ, в том числе для обеспечения учащихся учебниками на арендной основе;

финансирование приобретения и доставки учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для обеспечения учащихся и преподавателей общих средних и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений на бесплатной основе;

оказание содействия издательствам, типографиям и предприятиям книжной торговли в развитии розничной торговли учебниками путем выделения краткосрочных целевых ссуд;

осуществление мониторинга и контроля за поступлением, целевым и эффективным использованием средств Фонда.



III. УПРАВЛЕНИЕ ФОНДОМ


7. Высшим органом управления Фонда является Попечительский совет Фонда.

Персональный состав Попечительского фонда утверждается решением Президента Республики Узбекистан.

Заседания Попечительского совета Фонда проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Представитель Азиатского банка развития и иных международных финансовых институтов, чьи кредиты и гранты аккумулируются в Фонде, имеет право участвовать в заседаниях Попечительского совета в качестве наблюдателя.


8. Основными задачами Попечительского совета Фонда являются:

утверждение квот на производство и реализацию учебников и учебно-методических пособий для следующего учебного года, представляемых Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. При этом Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан представляются квоты на производство и реализацию учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам;

привлечение к решению задач, поставленных перед Фондом, заинтересованных министерств, ведомств, общественных и других неправительственных организаций;

утверждение прогнозных параметров доходов и расходов Фонда по источникам и направлениям использования, а также отчетов о поступлении и использовании средств Фонда, вносимых исполнительной дирекцией Фонда;

осуществление контроля за деятельностью исполнительной дирекции Фонда, в части целевого и эффективного использования средств Фонда;

определение порядка исчисления и уплаты арендной платы за учебники;

установление размеров ежегодной арендной платы за учебники;

оказание содействия Фонду в привлечении иностранных кредитов и грантов;

осуществление других полномочий, связанных с формированием и использованием средств Фонда.


9. Исполнительным органом Фонда является исполнительная дирекция Фонда, которая осуществляет текущее руководство и несет ответственность за деятельность Фонда.

Содержание исполнительной дирекции Фонда осуществляется за счет средств Фонда на основании сметы расходов, утверждаемой Попечительским советом в порядке, установленном для бюджетных организаций.


10. Основными функциями исполнительной дирекции Фонда являются:

составление совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан ежегодного баланса учебников и учебно-методических пособий библиотечного фонда общеобразовательных школ;

подготовка прогнозных параметров доходов и расходов Фонда, а также отчета об их исполнении для представления в Попечительский совет Фонда в установленные сроки;

финансирование за счет бюджетных и арендных средств расходов на приобретение и доставку учебников для бесплатного обеспечения отдельных категорий учащихся общеобразовательных школ, а также на обновление учебников, предназначенных для предоставления в аренду;

финансирование расходов на приобретение и доставку учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для бесплатного обеспечения учащихся и преподавателей общих средних и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений за счет оборотных средств Фонда;

консолидированное управление средствами, поступающими на счета общеобразовательных школ от родителей за аренду учебников, путем их размещения в высоколиквидные и надежные активы;

координация деятельности финансовых органов и органов народного образования по обеспечению учебниками и учебно-методическими пособиями библиотечных фондов общеобразовательных школ за счет средств Фонда;

выделение краткосрочных целевых ссуд на временное пополнение оборотных средств издательств, типографий и предприятий книжной торговли на основе изучения их финансового состояния;

осуществление контроля за целевым использованием средств Фонда, профинансированных на приобретение и доставку учебников и учебно-методических пособий;

мониторинг за эффективным использованием и обеспечением возвратности выделенных ссуд издательствам, типографиям и предприятиям книготорговли.


11. Исполнительный директор Фонда назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Попечительского совета Фонда.



IV. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОРЯДОК

АККУМУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА


12. Источниками формирования средств Фонда являются:

бюджетные средства;

платежи за аренду учебников;

гранты, кредиты и спонсорская помощь международных организаций и финансовых институтов, юридических и физических лиц - как резидентов, так и нерезидентов Республики Узбекистан;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда;

поступления от утилизации непригодных для дальнейшего использования учебников, то есть доходы от сдачи их в пункты приема макулатуры;

иные поступления, не запрещенные законодательством.


13. Средства Фонда аккумулируются на едином казначейском счете в расчетно-кассовом центре Главного управления Центрального банка Республики Узбекистан по городу Ташкенту с зачислением их на казначейский лицевой счет Фонда.


V. ПОДГОТОВКА, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

ПРОГНОЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА


14. Подготовка, рассмотрение и утверждение проекта прогноза поступлений и использования средств Фонда осуществляются в увязке с разработкой и утверждением параметров Государственного бюджета на очередной год.


15. Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования (в части, касающейся учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам) и Министерство народного образования Республики Узбекистан на основе ежегодной инвентаризации библиотечных фондов общих средних и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений по обеспеченности необходимыми учебниками и учебно-методическими пособиями и изучения обеспеченности учебниками учащихся и преподавателей общих средних и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений до 1 июня представляют исполнительной дирекции Фонда прогноз потребности в учебниках и учебно-методических пособиях на следующий календарный год в разрезе обеспечения через розничную торговую сеть, бесплатного обеспечения из библиотечных фондов и на арендной основе. При этом прогнозный контингент учащихся на следующий календарный год определяется по согласованию с Министерством экономики Республики Узбекистан.

Окончательная потребность определяется Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и представляется в Фонд после формирования прогнозных квот на производство и реализацию учебников и учебно-методических пособий для следующего учебного года по предметам, в разрезе языков обучения, наименований, классов и курсов.

16. Исполнительная дирекция совместно с Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан ежегодно в срок до 1 июля разрабатывают прогнозные параметры доходов и расходов Фонда на следующий календарный год и представляют на рассмотрение в Попечительский совет Фонда.

17. Прогнозные параметры доходов и расходов Фонда утверждаются Попечительским советом Фонда в течение 5 дней после утверждения параметров Государственного бюджета на следующий год.



VI. ПОРЯДОК РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА


18. Средства Фонда используются исключительно на цели:

финансирования расходов по приобретению и доставке учебников и учебно-методических пособий, предназначенных для издания и переиздания за счет бюджетных средств на основе соответствующих квот, сформированных и утвержденных в установленном порядке;

осуществления оплаты контрактов на приобретение и доставку учебников для арендной системы на основе сформированных квот по каждой общеобразовательной школе и в рамках средств, поступивших от арендной платы;

финансирования расходов на приобретение и доставку учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для бесплатного обеспечения учащихся и преподавателей общих средних и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений за счет оборотных средств Фонда;

выделения целевых ссуд для издательств, типографий и предприятий книжной торговли на пополнение их оборотных средств;

покрытия других операционных расходов, осуществляемых согласно смете расходов, утверждаемой Попечительским советом Фонда.


19. Фонд выделяет средства:

а) Министерству народного образования Республики Узбекистан на оплату расходов по обеспечению школьных библиотек учебниками и учебно-методическими пособиями по следующим направлениям:

для первоклассников;

для учащихся из числа воспитанников домов "Мехрибонлик", специализированных школ и школ-интернатов;

для учащихся из семей, нуждающихся в социальной поддержке;

для арендной системы;

б) Министерству народного образования и Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан для оплаты расходов на приобретение и доставку учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам.

19-1. Расходование Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан средств (включая средства, полученные от применения штрафа и/или пени за невыполнение договорных обязательств издательствами, типографиями и предприятиями книжной торговли, а также организациями, осуществляющими доставку учебников и учебно-методических пособий), не предусмотренных сметами расходов, запрещается, и данные средства подлежат возврату в Фонд.

20. В соответствии с утвержденными квотами на закупку:

Министерство народного образования Республики Узбекистан осуществляет на конкурсной основе размещение заказов на приобретение учебников и учебно-методических пособий. При этом доставка учебников и учебно-методических пособий до общеобразовательных школ осуществляется государственным унитарным предприятием "Укув таълим-таъминот";

Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан осуществляет на конкурсной основе размещение заказов на приобретение и доставку учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам.

Финансирование из Фонда расходов по заключенным Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан контрактам на приобретение и доставку учебников и учебно-методических пособий для общеобразовательных школ, а также учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с порядком, определяемым Министерством финансов Республики Узбекистан.

21. Издательствам, типографиям и предприятиям книготорговли, имеющим распределенные объемы квот для производства учебников, реализуемых через розничную торговую сеть, при нехватке их оборотных средств по предложению Узбекского агентства печати и информации может быть выделена ссуда за счет средств Фонда в порядке, определяемом Министерством финансов Республики Узбекистан.



VII. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО УЧЕБНИКАМ

И КОНТРОЛЬ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В  ФОНД

СРЕДСТВ ОТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ


22. Бухгалтерский учет и отчетность по учебникам и учебно-методическим пособиям ведется общими средними и средними специальными, профессиональными образовательными учреждениями.

Общеобразовательными школами также ведется учет и отчетность по платежам от аренды учебников и другим поступлениям.

23. По запросу территориальных представителей исполнительной дирекции казначейские подразделения представляют выписку с соответствующих счетов общеобразовательных школ или районных (городских) отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.

24. Территориальные представители исполнительной дирекции:

осуществляют координацию и контроль за функционированием арендной системы по школам районов и городов территории;

ведут мониторинг поступления арендных платежей, учет и сбор отчетов и совместно с территориальными органами народного образования обобщают заказы на учебники и учебно-методические пособия для общеобразовательных школ;

совместно с управлениями среднего специального, профессионального образования обобщают заказы на учебники и учебно-методические пособия по иностранным языкам для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;

взаимодействуют с казначейскими подразделениями по вопросам функционирования арендной системы, получают от них регулярные детальные отчеты по поступлениям арендной платы в разрезе территорий и школ;

представляют регулярные отчеты исполнительной дирекции Фонда о своей деятельности.


25. Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, территориальные управления народного образования и управления среднего специального, профессионального образования, территориальные представители исполнительной дирекции Фонда, один раз в полугодие, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют обобщенные отчеты о движении и сохранности учебников по соответствующим территориям Министерству народного образования, Центру среднего специального и профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и исполнительной дирекции Фонда.

26. Исполнительная дирекция Фонда ведет бухгалтерский учет и составляет отчеты о движении денежных средств по счетам Фонда.


27. Фонд ежегодно проводит независимую  аудиторскую проверку счетов Фонда и публикует отчет в средствах массовой информации.


28. На Министерство народного образования и Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан возлагается ответственность за целевое и эффективное использование средств на приобретение учебников и учебно-методических пособий, профинансированных Фондом.

29. Ответственность за обеспечение полноты начисления и сбора арендной платы, своевременной сдачи наличных денежных средств в банковские учреждения в порядке, установленном Центральным банком Республики Узбекистан, возлагается на руководителей общеобразовательных учреждений и органов народного образования на местах.


30. Территориальные органы народного образования и управления среднего специального, профессионального образования осуществляют контроль за своевременной доставкой учебников и учебно-методических пособий в надлежащем состоянии.

31. Контроль:

за поступлением средств от арендной платы, обеспечением надлежащего хранения и использования учебников, а также ведением школами первичных материалов по учету учебников и арендной платы осуществляется соответствующими территориальными органами народного образования, финансов и территориальными представителями исполнительной дирекции Фонда;

за обеспечением надлежащего хранения и использования учебников по иностранным языкам, а также ведением средними специальными, профессиональными образовательными учреждениями первичных материалов по их учету осуществляется соответствующими территориальными управлениями среднего специального, профессионального образования и органами финансов.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 23, ст. 204