Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

КОММЕНТАРИЙ

к Постановлению Президента Республики Узбекистан

от 8 июля 2008 года "О Государственной программе

укрепления   материально-технической базы

и дальнейшего улучшения деятельности

детских школ  музыки и искусства

на 2009-2014 годы"



В нашей стране с первых лет провозглашения независимости огромное внимание уделяется вопросам всемерного развития талантов и повышения культурного уровня подрастающего поколения. Ярким проявлением этой политики явилось принятое постановление Президента Республики Узбекистан "О Государственной программе укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009-2014 годы".

Принятая программа нацелена на дальнейшее создание благоприятных условий для развития талантов и способностей наших детей, широкого приобщения молодежи к высоким образцам национального и мирового музыкального и изобразительного искусства. Она предусматривает, по сути, коренное совершенствование системы начального музыкального образования в стране.

Реализация программы рассчитана на 2009-2014 годы. За этот период предстоит осуществить широкий комплекс мер, направленных на формирование современной материально-технической базы детских школ музыки и искусства. Достаточно сказать, что программой предусматривается осуществить новое строительство 136 детских школ музыки и искусства, провести капитальную реконструкцию 142 действующих музыкальных школ, обеспечить их соответствие современным возросшим требованиям и типовым проектам. Большое внимание уделено оснащению школ музыкальными инструментами, учебным и музыкальным оборудованием, исходя из требований сегодняшнего дня. Предусматривается совершенствование, на основе современных критериев, учебных стандартов и программ, учебников и методических пособий по музыке как для общеобразовательных школ, так и детских школ музыки и искусства.

Программа исходит из того обстоятельства, что в настоящее время музыкальное образование и приобщение к искусству не является обязательным в образовательном процессе развития детей, повышения их общей культуры и интеллектуального развития. До сегодняшнего дня далеко не у всех родителей имелась реальная возможность реализовать желание дать своим детям музыкальное образование, приобщить их к искусству. Материальная база действующих музыкальных школ не отвечает возросшим требованиям, не обеспечивает необходимых условий для плодотворных занятий музыкой и искусством. Более 80 процентов музыкальных школ размещены в приспособленных помещениях, недостаточно оснащены музыкальными инструментами и оборудованием.

Как свидетельствует мировой опыт, занятия музыкой, искусством являются одним из важнейших, ключевых направлений интеллектуального и духовного развития детей. Этому вопросу в нашей стране уделяется очень серьезное внимание. Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов неоднократно говорил о том, что будущее принадлежит народам и нациям, обладающим высоким уровнем интеллектуального и культурного развития. Принятая Государственная программа является краеугольным камнем для достижения этой цели.

О масштабности принятой программы ярко свидетельствуют значительные объемы средств, предусмотренные на реализацию ее мероприятий. В целом на реализацию программы за 2009-2014 годы по предварительным расчетам предполагается направить свыше 355 млрд. сумов, в том числе на строительство и капитальную реконструкцию школ музыки и искусства - 240 млрд. сумов и на оснащение их музыкальными инструментами, оборудованием и инвентарем - 115 млрд. сумов. При этом в качестве единого заказчика по их строительству и капитальной реконструкции определен Фонд развития детского спорта при Министерстве народного образования Республики Узбекистан. Это не случайно. Строительство и капитальная реконструкция детских школ музыки и искусства будут осуществляться в неразрывной связи с программами по развитию общеобразовательных школ и детского спорта, что в целом направлено на формирование физически здорового и гармонично развитого, духовно богатого молодого поколения.

Очень важно, что эти средства будут направлены прежде всего на создание фактически новой, современной материально-технической базы школ музыки и искусства - качественно нового типа учреждений начального музыкального образования. При выборе строительных площадок намечается размещение школ музыки и искусства в жилых массивах районов и городов республики, чтобы максимально приблизить их к месту проживания детей, причем не только в областных центрах, но прежде всего в сельской местности.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в принятом постановлении большое внимание отводится созданию такой материально-технической базы детских школ музыки и искусства, которая адекватно отвечает целям, поставленным в Государственной программе.

В этих целях ведущими проектными институтами республики с учетом мнений широкого круга преподавателей и специалистов в сфере музыкального образования и искусства разработаны два типовых проекта детских школ музыки и искусства, вобравших в себя как отечественный опыт, так и опыт ведущих зарубежных стран, и учитывающих национальные традиции и особенности. С учетом месторасположения и посещаемости эти типовые проекты рассчитаны на 200 и 150 учеников. При этом на долю типового проекта второго типа приходится порядка 70 процентов объектов, подлежащих новому строительству и капитальной реконструкции. Это связано с тем, что основная масса школ будет размещаться в небольших городах и сельских районных центрах, чтобы сделать доступным приобщение к музыке и искусству для как можно большего количества детей.

Предусмотренные в программе меры по капитальной реконструкции действующих школ музыки и искусства направлены на то, чтобы все эти школы соответствовали типовым проектам, утвержденным Министерством народного образования и Госархитекстроем Республики Узбекистан.

Более того, категорически запрещено осуществлять новое строительство и капитальную реконструкцию детских школ музыки и искусства, независимо от источников их финансирования, без применения типовых проектов и не соответствующих утвержденным строительным нормам и стандартам.

Особенностью утвержденных типовых проектов является гармоничное сочетание и взаимодействие различных направлений детского образования в сфере музыки и искусства.

Так, в типовых проектах оптимально размещены специализированные классы для индивидуальных и групповых занятий музыкой и вокалом. Предусмотрены классы для занятий хореографией, национальным танцем. Есть классы живописи, скульптуры, классы для занятий таким современным видом искусства, как компьютерная графика. Особо следует отметить широкий спектр мастерских национального прикладного искусства - здесь и резьба по ганчу и дереву, чеканка и работы по металлу, изготовление золотошвейных изделий, макраме, гобеленов и ковров.

Кроме того, с целью создания в школах музыки и искусства атмосферы творчества, гармоничного развития подрастающего поколения проектами предусмотрены информационно-ресурсные центры, классы теоретических занятий, кабинеты духовности и просветительства.

Более того, детские школы музыки и искусства должны превратиться в своеобразные культурные центры, где могли бы проходить выступления учащихся, выставки их работ. В этих целях типовыми проектами предусмотрены концертные залы, в том числе летние, для проведения смотров, конкурсов и других культурных мероприятий.

Создаваемая таким образом инфраструктура детских школ музыки и искусства предусматривает значительное улучшение содержания образовательного процесса в них, позволяющего на более раннем и высоком качественном уровне выявлять таланты и дарования у детей и обеспечивать их подготовку.

Понятно, что в таких современных, хорошо оборудованных школах должны работать высококвалифицированные преподаватели. Поэтому одной из важнейших составляющих принятой программы являются меры по укомплектованию школ музыки и искусства высокопрофессиональными педагогическими кадрами и специалистами, обеспечению их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, усилению материального и морального стимулирования их труда.

Речь идет прежде всего об усовершенствовании и расширении системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей и концертмейстеров детских школ музыки и искусства в центрах и на факультетах повышения квалификации, пересмотре квот приема в высшие учебные заведения по музыкальным направлениям, организации подготовки в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях специалистов по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов.

Решающая роль в деле подготовки кадров преподавателей музыки принадлежит Государственной консерватории Узбекистана, которая, обладая современной материально-технической базой, высококвалифицированным педагогическим составом, богатейшим опытом, имеет для этого все необходимые условия. При этом на консерваторию возлагается учебно-методическое обеспечение деятельности музыкальных школ.

Важное место в программе уделено мерам по моральному и материальному стимулированию одаренных учеников школ музыки и искусства. Это и предоставление льгот по оплате обучения одаренных детей из малообеспеченных семей, и проведение на регулярной основе республиканских детских фестивалей и конкурсов с участием учащихся школ музыки и искусства и др.

Особое значение программа приобретает в связи с тем, что принята она в год, объявленный Годом молодежи. Ее своевременная и полная реализация явится еще одним важным шагом на пути наиболее полного раскрытия талантов и способностей молодежи, обогащения духовного мира и повышения культурного уровня подрастающего поколения нашей страны.



“Народное слово”, 9 июля 2008 г.