Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Временное положение о регулировании трудовых отношений и социальной защите граждан, занятых в негосударственном секторе экономики (Одобрено Постановлением КМ РУз от 08.02.1994 г. N 57)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ОДОБРЕНО

Постановлением КМ РУз

от 08.02.1994 г. N 57



ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о регулировании трудовых отношений

и социальной защите граждан, занятых

в негосударственном секторе

экономики


Настоящее Положение определяет правовые основы, порядок и условия регулирования трудовых отношений и социальной защиты граждан, занятых в негосударственном секторе экономики Республики Узбекистан.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В условиях формирования рыночных отношений действующее законодательство Республики Узбекистан, регламентирующее трудовые и социально-экономические права и интересы граждан, настоящим Положением распространяется на лиц, занятых в частных, совместных, малых, акционерных обществах с полной или ограниченной ответственностью, в дехканских (фермерских) хозяйствах, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (в дальнейшем - негосударственные предприятия), а также занятых только в личном подсобном хозяйстве и обеспечивающих себя доходом. Учет занятых в личных подсобных хозяйствах ведется на биржах труда.



II. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ


1. Трудовые отношения работников негосударственных предприятий регулируются действующими Кодексом законов о труде, законами Республики Узбекистан "О занятости населения", "О приватизации и разгосударствлении", "О предприятиях в Республике Узбекистан", "О кооперации в Республике Узбекистан", "О дехканском хозяйстве", "О собственности в Республике Узбекистан", "О предпринимательстве в Республике Узбекистан", "Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан", "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", "Об охране труда" и другими законодательными и нормативными актами.

На негосударственных предприятиях могут заключаться коллективные договоры между администрацией и трудовым коллективом в лице профсоюзного комитета.

Коллективные договоры, противоречащие действующему законодательству или ограничивающие предусмотренные государством минимальные гарантии и льготы, считаются недействительными.


2. На всех предприятиях, в организациях и учреждениях, переходящих на новые формы хозяйствования (собственности) должны быть разработаны и утверждены правила внутреннего трудового распорядка.


3. Все негосударственные предприятия должны вести на работающих по найму (договору, контракту) трудовую книжку, выдавать, по мере необходимости, справки о времени работы работников для включения в общий и непрерывный стаж работы с заполнением формы по учету работников.

Трудовые книжки для работников всех негосударственных предприятий ведутся по месту работы, а для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - в местах регистрации их деятельности (хокимиятах).

Трудовые книжки лицам, занятым в личном подсобном хозяйстве, выдаются и ведутся местными биржами труда. Запись о длительности трудового стажа производится при наличии подтверждающего документа об уплате соответствующих отчислений в Фонд социального страхования, выданного отделами уполномоченных Фонда. Биржи труда хранят трудовые книжки занятых в личных подсобных хозяйствах до момента трудоустройства ее владельца на другом месте работы.


4. На всех негосударственных предприятиях, имеющих наемных работников, должны быть соблюдены правила приема (найма) на работу, условия охраны труда согласно трудовому соглашению (договору, контракту), заключенному между руководством (администрацией) предприятия (работодателем) и работниками. В соглашении должны быть указаны:

обязательства и права сторон;

сроки найма;

условия и оплата труда, в том числе условия социального и медицинского страхования, социальной защищенности работников;

ответственность за нарушение трудового договора;

другие данные по согласованию сторон.


5. Минимальная заработная плата работников на негосударственных предприятиях должна соответствовать установленному размеру минимальной заработной платы.


6. Работникам негосударственных предприятий предоставляется ежегодный трудовой отпуск в размере не меньше, чем предусмотрено действующим трудовым законодательством.


7. Порядок возмещения ущерба, нанесенного негосударственными предприятиями своим рабочим (кроме лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и занятых в фермерских хозяйствах), определяется Правилами возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.


8. В случае нанесения материального ущерба предприятию со стороны рабочего или служащего его ответственность определяется согласно действующему Положению о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.


9. Все возникающие трудовые споры между работодателями и наемными рабочими решаются судом в установленном порядке, по действующему законодательству.



III. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ


Вопросы социального страхования регламентированы Инструкцией о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств Фонда социального страхования СССР, утвержденной постановлением Правления Фонда социального страхования СССР 17 мая 1991 года и сохраняющей действие в республике до принятия Закона "О социальном страховании".

Порядок взимания страховых взносов по социальному страхованию с негосударственных предприятий и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, определен Инструкцией, утвержденной 12 июня 1991 г. по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан, Пенсионным фондом Республики Узбекистан и президиумом Центрального совета профсоюза работников кооперативных, арендных, совместных и частных предприятий (предпринимателей) Узбекистана.

Вопросы назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение регламентированы Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г., с последующими изменениями и дополнениями.


1. Собственники негосударственных предприятий осуществляют обязательное социальное страхование работников.

Обязательное социальное страхование осуществляется в целях обеспечения работников негосударственного сектора экономики денежными средствами в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, ухода за детьми по болезни, услугами медицинских учреждений и т.д. на основе действующих инструкций о социальном страховании, утвержденных президиумом Центрального совета профсоюза работников кооперативных, арендных, совместных и частных предприятий (предпринимателей) Узбекистана 23 сентября 1992 г.

Занятые индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры и лица, занятые в личном подсобном хозяйстве, также осуществляют обязательное государственное личное страхование. Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования осуществляется ими в виде отчислений от заработка (дохода) в размерах, установленных для государственных предприятий.


2. Негосударственные предприятия обязаны перечислять взносы по государственному социальному страхованию в районные, городские отделы уполномоченных Фонда социального страхования. В негосударственных предприятиях ведется учет по форме, установленной для государственных предприятий, о произведенных взносах в Фонд социального страхования и по требованию работника, ему предприятием выдается справка о размерах производственных отчислений. Учет взносов занятых индивидуальной трудовой деятельностью, фермеров и лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, осуществляют районные, городские отделы уполномоченных Фонда социального страхования и по требованию страхователей они выдают справки о произведенных платежах в Фонд социального страхования.


3. Для лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, фермеров и лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, время их работы засчитывается в общий трудовой стаж для произведения выплат из общественных фондов потребления при наличии сведений государственных налоговых инспекций о сроках, за которые ими уплачены налоги. Сведения о доходах и оплате труда для лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, используемые при начислении пенсий, пособий, также представляются государственными налоговыми инспекциями по запросам граждан. Сведения об отчислениях, произведенных на социальное страхование, для лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, используемые при начислении пенсий, пособий, представляются органами Фонда социального страхования по требованию граждан.



IV. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО

ФОНДА    ОПЛАТЫ    ТРУДА    ДЛЯ    РАБОТНИКОВ,

ЗАНЯТЫХ НА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ,

ДЛЯ ОТЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ НА СОЦИАЛЬНОЕ

СТРАХОВАНИЕ


1. Для негосударственных предприятий порядок определения минимального фонда оплаты труда аналогичен существующему для государственных предприятий.


2. Для лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, фермеров, занятых в личном подсобном хозяйстве, минимальный фонд оплаты труда устанавливается следующим образом:


2.1. Определяется общий доход занятых работников.


2.2. Из общего дохода вычитаются все расходы, связанные с процессом производства, погашением задолженности банкам и кредиторам и т.д. Таким образом определяется прибыль, остающаяся в распоряжении работников.


2.3. Рассчитанная в пункте 2.2 прибыль делится на количество трудоспособных членов семьи. Если полученная сумма больше или равна минимальной заработной плате, то сумма отчислений на социальное страхование и в местный бюджет определяется по установленным нормативам с полученной прибыли. Если полученная сумма меньше минимальной заработной платы, то отчисления на социальное страхование и в местный бюджет производятся с расчетной прибыли, полученной умножением минимальной заработной платы на количество членов семьи в трудоспособном возрасте.



V. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН, ЗАНЯТЫХ

В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ


1. Пенсионное обеспечение граждан, в том числе и задействованных в негосударственной сфере экономики (включая фермеров и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью), гарантируется действующим в республике пенсионным законодательством.


2. Пенсии гражданам, занятым в негосударственном секторе экономики, назначаются районными и городскими отделами социального обеспечения.


3. Документы для назначения пенсий этим категориям граждан:

работникам негосударственных предприятий представляются отделами кадров этих предприятий;

лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в органы социального обеспечения представляют документы лично.


4. Обязательным условием для назначения пенсии является уплата взносов в Фонд социального страхования. Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны вносить страховые взносы в таком же процентном отношении, как и государственные предприятия. Взнос вносится от заработка (дохода), определяемого как разность между прибылью и отчислениями на развитие хозяйства.


5. В стаж работы при определении размеров пенсии засчитываются только те периоды, за которые произведены взносы в Фонд социального страхования.


6. Размеры пенсии определяются на общих основаниях.


7. Документы, подтверждающие уплату взносов в Фонд социального страхования, выдаются уполномоченными данного Фонда для всех категорий лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью.


8. Выплата пенсий пенсионерам, продолжающим работать в негосударственном секторе экономики после выхода на пенсию по возрасту, производится:

в негосударственных предприятиях - по месту работы;

фермерам и лицам, занятым индивидуальной трудовой деятельностью и в личном подсобном хозяйстве, - органами социального обеспечения через почтовые отделения или путем зачисления во вклады в Сберегательном банке.



VI. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ

НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ


1. Страховые выплаты по временной нетрудоспособности производятся лицам, временно потерявшим способность трудиться на производстве по различным причинам, в том числе для оплаты отпуска по беременности и родам. Основанием для произведения выплаты является листок временной нетрудоспособности, выдаваемый в установленном порядке медицинскими учреждениями.


2. Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится только в случае, если имеются подтверждающие документы о том, что на социальное страхование своих работников предприятие перечислило необходимую сумму в Фонд социального страхования.


3. Фермеры и лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью и в личном подсобном хозяйстве, осуществляют взносы в Фонд социального страхования и вправе требовать от этих органов сведения о произведенных ими взносах. Уплата взносов гарантирует им право на получение пособия по временной нетрудоспособности.


4. Работающим в негосударственном секторе экономики выплата пособий по временной нетрудоспособности производится:

фермерам и лицам, занятым индивидуальной трудовой деятельностью и в личном подсобном хозяйстве, - районными, городскими отделениями Фонда социального страхования через почтовые отделения или путем зачисления во вклады в Сберегательном банке;

остальным - по месту работы.


5. Документы для назначения пособий по временной нетрудоспособности фермеры и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и занятые в личном подсобном хозяйстве, представляют в органы социального страхования по месту жительства лично.



VII. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА


1. Оплата труда в негосударственных предприятиях должна осуществляться на основании постановления Кабинета Министров от 26 декабря 1992 года N 590, статьи 19 и статьи 30 Закона "О предприятиях в Республике Узбекистан" и других законодательных и нормативных актов, регулирующих процессы оплаты труда на предприятиях Республики Узбекистан.


2. Заработная плата работников негосударственных предприятий формируется следующим образом:

трудовые доходы каждого работника, независимо от формы собственности предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы и не ограничиваются верхним пределом;

минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех форм собственности устанавливается законодательными актами Республики Узбекистан;

формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников определяются в соответствии с условиями договора (контракта), заключенного между администрацией предприятия (работодателем) и наемным работником.


3. На негосударственных предприятиях в договорах, заключаемых между администрацией предприятия (работодателем) и работниками, должны быть также оговорены условия и размеры премирования, доплат и надбавок, с указанием категорий работников, на которых они распространяются.



VIII. ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ


Пособия по безработице работникам негосударственного сектора экономики начисляются и выплачиваются на условиях, определенных Законом Республики Узбекистан "О занятости населения" и другими нормативно-правовыми актами. Согласно пункту 2 статьи 23 этого Закона все негосударственные предприятия в обязательном порядке перечисляют в Государственный фонд содействия занятости не свыше 2 процентов от фонда оплаты труда с отнесением этих затрат на себестоимость продукции.



IX. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ

НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ


1. При осуществлении разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности должны соблюдаться все требования действующего трудового законодательства, в том числе связанные непосредственно с социальной защитой работников.

Должны быть соблюдены следующие гарантии:

не допускается увольнение работников по инициативе администрации, кроме случаев, связанных с сокращением численности или штата работников.

Сокращению не должны подлежать:

беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до трех лет;

родители-одиночки, воспитывающие детей до 14 лет, имеющие ребенка-инвалида до 16 лет;

работники, находящиеся в период сокращения на больничных листах, в трудовых отпусках и служебной командировке;

лица, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание на данном предприятии;

лица, достигшие пенсионного возраста (дающего права досрочного выхода на пенсию: женщины - 53 лет, мужчины - 58 лет);

участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также потерявшие частично трудоспособность в результате ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий.


2. Согласно действующим положениям, регламентирующим порядок разгосударствления и приватизации государственного имущества, со стороны администрации должны:

соблюдаться все положения ранее заключенных коллективных договоров;

в течение 6 месяцев с момента регистрации реорганизованных предприятий заключаться новые коллективные договоры;

предоставляться возможность приобретения акций, выкупа имущества на льготных условиях и в рассрочку ветеранам труда, ушедшим на пенсию с данного предприятия, а также членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее 10 лет;

выделяться в обществах с ограниченной ответственностью безвозмездно доли (паи) ветеранам труда, ушедшим на пенсию с данного предприятия и проработавшим на нем не менее 5 лет, а также членам трудового коллектива со стажем работы на данном предприятии не менее 15 лет;

при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества предусматривать реализацию среди членов трудового коллектива акций предприятия с правом выкупа в рассрочку сроком до 3 лет;

с момента подачи заявки на разгосударствление и приватизацию предприятия, его подразделений должны быть прекращены реорганизация, ликвидация, изменения структуры, штатного расписания и увольнение работников, кроме случаев увольнения по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины.


3. На негосударственных предприятиях запрещается увольнение по инициативе администрации работников, перечисленных в п. 1 настоящего раздела.


4. В целях определения долевого участия каждого работника предприятия, подлежащего приватизации, в стоимости приватизируемого имущества следует руководствоваться общепринятой методологией, основанной на использовании неизменных параметров, приведенных в пункте 2 настоящего раздела (неизменность структуры, штатного расписания).


4.1. Комиссией по разгосударствлению и приватизации государственной собственности производится первоначальная оценка стоимости имущества в соответствии с Положением об оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже, преобразованию в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.


4.2. Определяется сумма средств, остающаяся в распоряжении работников после выдачи обязательных отчислений в устанавливаемых Кабинетом Министров размерах: в государственный бюджет, Фонд государственного имущества Министерства финансов республики (Узгосфонд) для создания новых дополнительных рабочих мест, а также переобучения высвобождаемых работников и на другие нужды.


4.3. Определяются параметры численности рабочих и другие необходимые показатели:

общая списочная численность работников, состоящих в списочном составе приватизируемого предприятия;

учитываются лица, на которые распространяются льготы:

а) работники предприятия по основному месту работы;

б) пенсионеры, вышедшие на пенсию с данного предприятия;

в) лица, имеющие право согласно действующему законодательству вернуться на прежнее место работы;

г) лица, уволенные по сокращению штатов и зарегистрированные как безработные;

общий трудовой стаж каждого работника (суммарное рабочее время, отработанное каждым работником этого предприятия в годах);

занимаемая должность каждого работника с классификацией по группам: административно-управленческий персонал, инженерно-технические работники, рабочие основных и вспомогательных цехов и участков, младший обслуживающий персонал.


4.4. Определяется долевое участие (доля) каждого работника в стоимости приватизируемого имущества, остающейся в распоряжении коллектива, на общую списочную численность работников, включающую категории лиц, приведенных в пункте 4.3 настоящего раздела с учетом коэффициентов трудового участия, определенных для каждого работника.