Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.10.1995 г. N 417 "Об оценке хода экономических реформ за 9 месяцев 1995 года и неотложных мерах по их углублению"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.10.1995 г.

N 417




ОБ ОЦЕНКЕ ХОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 1995 ГОДА

И НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ

ПО ИХ УГЛУБЛЕНИЮ


Кабинет Министров отмечает, что в результате принятых практических мер по выполнению постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 июля 1995 года N 298 в III квартале т.г. достигнуты определенные позитивные сдвиги в реализации второго этапа экономических реформ, обеспечении финансовой стабилизации, снижении темпов инфляции, укреплении национальной валюты, обеспечении социальной защиты населения.

Уровень производства валового внутреннего продукта составил за 9 месяцев т.г. 99,5 процента. Среднемесячный уровень инфляции в III квартале снизился до 2,5 процента против 14,1 процента в первом и 6,7 процента во втором квартале т.г.

Активизировались процессы разгосударствления, приватизации и акционирования предприятий, либерализации внешней торговли, формирования и развития частного и малого бизнеса. Обеспечена внутренняя конвертируемость национальной валюты - сума.

Доля негосударственного сектора в общем объеме произведенной продукции возросла в третьем квартале в промышленности до 43,7 процента против 32,6 процента в первом полугодии - в сельском хозяйстве соответственно до 97,7 процента против 93,2. На негосударственную собственность приходится 44 процента всех капитальных вложений против 25,5 в прошлом году. В негосударственном секторе занято 63,6 процента всех работающих в народном хозяйстве.

Значительные положительные сдвиги достигнуты в промышленности. За III квартал получен прирост промышленной продукции на 6,7 процента, уровень к прошлому году за 9 месяцев составил 98 процентов, против 93,8 процента в первом полугодии. Стабильно работали предприятия базовых отраслей. За истекший период объем производства вновь освоенной продукции составил 2,4 млрд. сум против 0,3 млрд. сум в 1994 г.

Валовая продукция сельского хозяйства составила 20 млрд. сум (в ценах 1994 г.), что на 8,6 процента выше прошлогоднего уровня. Более чем на один миллион тонн, или в 1,7 раза, увеличилось производство зерноколосовых. Возросли объемы сбора плодов и винограда.

Ускорилась реализация инвестиционной программы. За 9 месяцев т.г. освоено 50,5 млрд. сум капитальных вложений или 101,5 процента к соответствующему периоду 1994 г. Доля привлечения иностранных инвестиций в общем объеме капитальных вложений составила 16 процентов.

Активизировалась работа по выполнению программы экспорторасширения. Продолжает расти внешнеторговый оборот. Обеспечено положительное сальдо внешнеторгового баланса на 319,3 млн. долларов США.

Вместе с тем в ходе реализации экономических реформ отдельные руководители министерств, ведомств, концернов, корпораций и ассоциаций не принимают должных мер для более активной адаптации предприятий к рыночным условиям. На многих крупных предприятиях не созданы структурные подразделения по маркетингу и внешнеэкономическим связям, проявляется иждивенческий подход в вопросах ресурсного обеспечения, полагаясь в основном на поставки по межправительственным соглашениям.

Медленными темпами осуществляется акционирование предприятий в ассоциации "Узмашпром", корпорации "Узрыба" и Министерстве коммунального обслуживания.

Все еще велики сверхнормативные остатки готовой продукции, которые по состоянию на 1 сентября т.г. превысили 5 млрд. сум. В 2,6 раза возросли остатки готовой продукции на предприятиях ассоциации "Узмашпром" (903,3 млн. сум), в 2,5 - "Узэлтехпром" (774,5 млн. сум), в 3,7 раза РО "Спецплав" (346,6 млн. сум).

Не обеспечивают выполнения задания по экспортным поставкам продукции за рубеж предприятия ассоциации, "Уззаготторг", "Узбеклегпром", "Узплодоовощвинпром", "Узхимпром", концерна "Узстройматериалы".

Несмотря на принимаемые меры по линии банковских, финансовых и местных органов управления по сокращению взаимных неплатежей, все еще остается высокой кредиторская и дебиторская задолженность. На 1 сентября просроченная кредиторская задолженность превысила 18,6 млрд. сум, дебиторская - 22,9 млрд. сум. Неблагополучно обстоит дело с сокращением дебиторской задолженности в концернах "Узстройматериалы", "Узводстрой", а также в Ферганской, Джизакской областях.

Число убыточных предприятий по сравнению с 1 июля т.г. сократилось в два раза, однако сумма убытков за это время возросла с 841,5 млн. сум до 1012,7 млн. сум. За истекший период 18 предприятий объявлены в соответствии с установленным законодательством банкротами.

Серьезные недостатки в осуществлении экономических реформ допускаются в Самаркандской области. Вследствие слабой организаторской работы органов исполнительной власти в области продолжается спад производства по сравнению с аналогичным периодом 1994 года: промышленной продукции - 82 процента, товаров народного потребления - 77,5 процента. Из 152 предприятий области темпы производства снизили 101, из которых 30 предприятий выпустили продукцию в 2 раза меньше, чем за 9 месяцев 1994 года.

Без должной отдачи осуществляются реформы в сельском хозяйстве. Хозяйства области в текущем году недодали в госресурсы 62 тыс. тонн зерна колосовых культур, не справляются с заданием по производству хлопка-сырца. Падает отдача гектара в овощеводстве, кормопроизводстве.

Не улучшается финансовое положение в области, уровень эмиссии достиг 30 процентов вместо установленных 7 процентов. Дебиторская задолженность увеличилась за июль, август с 3111,7 до 5177,5 млн. сум, при снижении кредиторской задолженности с 3808,7 млн. сум до 3463,7 млн. сум. Не уделяется должного внимания привлечению в экономику области инвестиций, в том числе иностранных. Из 92 совместных предприятий действуют только 38.

Слабо осуществляется работа по внедрению эффективных рыночных механизмов в Сырдарьинской и Бухарской областях, что привело к снижению темпов производства, увеличению суммы убытков, росту дебиторской и кредиторской задолженности.


Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Отметить, что в третьем квартале проделана определенная работа по наращиванию темпов выпуска продукции, улучшению экономических показателей.


2. Отметить неудовлетворительную работу хокимията Самаркандской области по руководству и осуществлению экономических реформ. Внести на имя Президента Республики Узбекистан предложение о целесообразности пребывания в должности хокима Самаркандской области - Абдурахманова П.М.


3. Отметить недостаточную работу ассоциации "Пищепром" (Касымходжаев) по обеспечению выполнения экономических показателей третьего квартала и слабую организаторскую работу Сырдарьинского (Хасанов), Бухарского (Рахманов) хокимиятов по развитию рыночных структур и проведению экономических реформ.

Предупредить руководителей РО "Спецсплав", корпорации "Узрыба" и "Узпромгражданстрой" за снижение темпов роста объемов производства, значительное недоиспользование производственных мощностей и ухудшение финансового состояния предприятий.


4. Обратить внимание руководителей ассоциаций "Узмашпром", "Узэлтехпром", концерна "Узстройматериалы" на непринятие ими действенных мер по сокращению сверхнормативных товарных запасов. Строго потребовать от них прекращения выпуска не пользующейся спросом продукции.


5. Госкомпрогнозстату:

завершить разработку макроэкономических прогнозов и программ социально-экономического развития республики на 1996 год и внести их в Кабинет Министров в установленные сроки;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и внести на рассмотрение Правительства порядок разработки и реализации программ приоритетных направлений в развитии экспортного потенциала.


6. Госкомпрогнозстату, Министерству финансов совместно с Министерством сельского хозяйства и другими заинтересованными министерствами и ведомствами произвести анализ себестоимости и цены сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений и в месячный срок внести предложения в Кабинет Министров по их снижению.


7. Министерству сельского хозяйства:

изучить эффективность использования земель, выделенных предприятиям и организациям для производства сельскохозяйственной продукции, и внести предложения в Кабинет Министров на предмет изъятия этих земель при неудовлетворительном использовании;

принять срочные меры по завершению заготовки сочных кормов, их рациональному использованию в период зимовки скота;

совместно с Госкомпрогнозстатом провести контрольные обмены посевных площадей озимых зерноколосовых культур под урожай 1996 года и проверить достоверность соответствующей статистической отчетности. О результатах проинформировать Кабинет Министров.


8. Госкомимуществу:

активизировать работу по обучению руководителей и специалистов предпринимательских структур по вопросам осуществления и углубления экономических реформ, овладению навыками рыночных взаимоотношений, путем организации курсов, семинаров, бизнес-школ и других форм занятий;

совместно с хокимиятами увеличить масштабы продажи ценных бумаг акционерных обществ за счет оживления деятельности фондовых бирж, расширения их сети, а также широкого рекламирования этих процессов в средствах массовой информации;

в месячный срок проанализировать состояние поступления средств от разгосударствления и приватизации государственного имущества и внести докладную записку в Кабинет Министров о конкретных фактах нарушения и неисполнения установленного порядка.


9. Отметить высокий уровень налично-денежной эмиссии в Навоийской, Джизакской, Хорезмской, Кашкадарьинской, Бухарской областях и в Республике Каракалпакстан, что стало результатом падения объемов оказываемых услуг, ухудшения положения дел на потребительском рынке и недостаточности принимаемых мер по обеспечению возврата наличных денег.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента:

в целях сокращения эмиссии принять практические меры по значительному увеличению производства и насыщению потребительского рынка товарами народного потребления, расширению сферы услуг населению для обеспечения возвратности налично-денежных средств;

совместно с Государственным налоговым комитетом в декабре т.г. провести повсеместную проверку объектов торговли, сферы услуг и других торгующих организаций независимо от форм собственности на наличие кассовых аппаратов и их регистрации. В случае отсутствия кассовых аппаратов запретить дальнейшее функционирование торговых организаций;

принять действительные меры по увеличению количества юридических и физических лиц, имеющих патент Центрального банка на конвертацию, и установить строгий контроль за максимальным использованием возможностей владельцев патентов.


10. Министерствам и ведомствам, предприятиям и организациям совместно с коммерческими банками в месячный срок провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, особо уделив внимание просроченным задолженностям, и принять действенные меры по их значительному сокращению до конца года.


11. Комплексам Кабинета Министров в целях обеспечения выполнения прогнозных показателей 1995 года ежемесячно рассматривать итоги экономических реформ в подведомственных отраслях и принимать конкретные меры по реализации.


12. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан.



Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                           А. Муталов