Порядок регистрации импортных контрактов в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Поcтановлению КМ РУз от 01.10.1996 г. N 342)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 01.10.1996 г. N 342
ПОРЯДОК
регистрации импортных контрактов
в Министерстве внешних экономических
связей Республики Узбекистан
Порядок определяет механизм регистрации в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан контрактов, договоров (далее именуемых контрактами) по импортным операциям, заключаемых хозяйствующими субъектами республики.
Основной целью проведения регистрации контрактов является защита государственных интересов и интересов хозяйствующих субъектов Республики Узбекистан при осуществлении импортных операций и контроля за их выполнением, защита потребителя от поставки некачественных товаров и производителя от поставки по демпинговым ценам, установление механизма контроля за использованием импортных квот, упорядочение операций в иностранной валюте и установление действенного контроля за целевым использованием средств в иностранной валюте.
В Министерстве внешних экономических связей регистрируются контракты, заключаемые хозяйствующими субъектами, непосредственно подведомственными Кабинету Министров. Остальные хозяйствующие субъекты регистрируют контракты в региональных управлениях МВЭС.
I. Регистрация контрактов осуществляется на основании следующих документов, представляемых в МВЭС Республики Узбекистан или его региональные управления:
- заявление;
- оригинал контракта и его копия в 1 экземпляре;
- сертификат происхождения на товар, подготовленный к отгрузке, или гарантийное письмо о происхождении товара, сертификат соответствия;
- подтверждение уполномоченного банка о платежеспособности импортера;
- свидетельство участника ВЭД;
- копия Устава импортера (представляется один раз в год);
- конкурентный лист.
II. Основными условиями при регистрации являются:
- соответствие контракта общепринятым нормам международного торгового права;
- соответствие контракта законодательству и нормативным актам Республики Узбекистан;
- соответствие контракта принятым Республикой Узбекистан обязательствам перед другими государствами и международными организациями;
- соответствие цен, указанных в контракте, среднемировым и сложившейся конъюнктуре рынка на основе заключения консалтинговых фирм и Республиканского центра по изучению конъюнктуры товарных рынков при Госкомпрогнозстате Республики Узбекистан;
- наличие заключений уполномоченных министерств и ведомств при импорте специфических товаров, технологического оборудования, технологий (ноу-хау), патентов и лицензий на них.
III. Основные требования, предъявляемые к контракту
Типовой контракт должен содержать следующие основные разделы:
1. Вводная часть контракта или преамбула, которая предшествует тексту контракта и содержит: номер контракта, место и дату заключения контракта, определение сторон, совершающих сделку.
2. Предмет контракта, в котором указывается наименование товара, его характеристика и ассортимент по количеству и качеству.
3. Количество товара определяется в единице измерения в соответствии с порядком установления количества, системы мер и весов, принятым в Республике Узбекистан.
4. Качественная характеристика товара определяет совокупность свойств, отражающих пригодность товара для использования его по назначению.
5. Базисные условия поставки определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара (транспортные расходы, страхование) и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя (по международным правилам ИНКОТЕРМС).
6. Парафирование контракта. Каждая страница контракта, а также каждое исправление должны быть парафированы сторонами.
7. Общая сумма контракта, которая указывается в СКВ.
8. Цена. При установлении цены товара в контракте указывается единица измерения, базис цены, способ фиксации цены и уровень цены.
9. Платежи. При определении условия платежа в контракте устанавливаются: валюта платежа, срок платежа, форма платежа.
10. Упаковка. В тех случаях, когда по роду товара упаковка товара является необходимой, в контракт вносится условие, содержащее указание относительно вида и характера упаковки, ее качества, размеров, способа оплаты, а также нанесения на упаковку каждого места маркировки.
11. Порядок отгрузки. Обязанность продавца уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке и о произведенной отгрузке, а также устанавливается порядок выполнения этой обязанности.
12. Порядок сдачи-приемки. Под сдачей товара понимается передача товара продавцом в собственность покупателя в соответствии с условиями контракта. В результате такой передачи покупатель получает возможность осуществлять полный контроль над товаром (вручение распорядительных документов рассматривается как передача самого товара).
13. Рекламация. Претензии, предъявляемые покупателем продавцу в связи с несоответствием качества и количества поставленного товара условиям контракта. Стороны в контракте устанавливают порядок предъявления рекламаций, сроки, в течение которых рекламация может быть заявлена, права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций, способы урегулирования рекламаций.
14. Гарантии. В контрактах на машины и оборудование, а также другие товары, подлежащие сертификации, продавец принимает ответственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока. В этом случае определяется объем предоставляемых продавцом гарантий, сертификат соответствия на безопасность товара, гарантийный срок, обязанности продавца в случае обнаружения дефектности товара или его несоответствия контракту.
15. Условия, обеспечивающие выполнение договора, и штрафные санкции содержат определение различного рода санкций в виде пени, неустойки, штрафов, уплачиваемых стороной, не выполнившей своих обязательств в отношении одного из договорных условий.
16. Оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы ("форсмажор"). Контракты купли-продажи содержат условия, которые разрешают переносить срок исполнения контракта или вообще освобождают стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления после заключения контракта не зависящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению контракта.
17. Арбитраж. Устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы на двусторонней основе. При этом конкретизируется место рассмотрения и орган, рассматривающий споры по данному контракту.
18. Вступление контракта в силу. Контракт вступает в силу после его регистрации в Министерстве внешних экономических связей и уполномоченном банке Республики Узбекистан.
IV. Сроки и форма регистрации
Контракты должны быть представлены на регистрацию в МВЭС Республики Узбекистан или его региональные управления в течение пяти рабочих дней после их подписания.
Регистрация контракта осуществляется в течение 10-ти рабочих дней с момента поступления документов от заявителя в МВЭС Республики Узбекистан или его региональное управление.
При принятии положительного решения контракт регистрируется в журнале установленной формы. На каждом листе оригинала контракта проставляется соответствующий штамп с подписью начальника управления, подтверждающий его регистрацию в МВЭС Республики Узбекистан или его региональных управлениях, и возвращается заявителю.
V. Основанием для отказа в регистрации является:
- несоответствие представленных контрактов общепринятым нормам международного торгового права и действующего законодательства Республики Узбекистан;
- завышение контрактных цен относительно уровня цен, сложившихся на мировом рынке к моменту подписания контракта. В этом случае МВЭС Республики Узбекистан, консалтинговые фирмы и Центр по изучению конъюнктуры товарных рынков при Госкомпрогнозстате оказывают содействие в подборе инопартнера;
- превышение суммы контракта над размером собственных средств, на которые может быть обращена имущественная ответственность;
- наличие у импортера просроченной кредиторской задолженности и задолженности по платежам в бюджет;
- закупка государственными хозяйствующими субъектами морально и физически устаревшего, экономически неэффективного оборудования и технологий (на основании заключений ГКНТ, Узгосстандарта, Госкомприроды Республики Узбекистан);
- импорт экологически вредных технологий (патентов, лицензий, ноу-хау), оборудования и других товаров (на основании заключений Госкомприроды Республики Узбекистан, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Узгосстандарта);
- отрицательное заключение Министерства здравоохранения Республики Узбекистан на экспорт и импорт лекарственных средств и концерна "Узфармпром" на импорт лекарственного растительного сырья и сырья биологического происхождения, используемых в фармпроизводстве;
- отсутствие валютных ресурсов, патента на конвертацию;
- отсутствие сертификатов происхождения и соответствия по качеству товаров.
Решение об отказе в регистрации должно быть мотивированным и направляется заявителю в письменной форме.
Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
VI. Заключительные положения
На основании обращений импортеров, поручений Правительства Республики Узбекистан, в необходимых случаях, в целях обеспечения наиболее выгодных условий при осуществлении внешнеторговых операций, поддержания необходимого уровня компетентности и престижа хозяйствующих субъектов Республики Узбекистан, выходящих на мировые рынки товаров и услуг, а также поставок, осуществляемых в рамках межправительственных договоров и соглашений, Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан и его региональными управлениями может проводиться предварительная экспертиза проектов контрактов, предполагаемых к заключению, с последующей их регистрацией в явочном порядке.