Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для профессиональных участников рынка ценных бумаг (Утверждено Постановлением от 13.10.2009 г. ЦККФРЦБ N 2009-43 и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре N 38, зарегистрированным МЮ 03.11.2009 г. N 2033)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 13.10.2009 г.

ЦККФРЦБ N 2009-43 и Департамента

по борьбе с НВП и ЛПД N 38,

зарегистрированному МЮ

03.11.2009 г. N 2033



ПРАВИЛА

внутреннего контроля по противодействию

легализации доходов, полученных от преступной

деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия

массового уничтожения для профессиональных

участников рынка ценных бумаг

Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" и "О рынке ценных бумаг" определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Требования настоящих Правил распространяются на организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, за исключением коммерческих банков и страховщиков.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:


бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;


внутренний контроль - деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;


государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, - государства и территории, определенные в официальных заявлениях Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, имеет стратегические недостатки;

идентификация клиента - определение профессиональными участниками рынка ценных бумаг данных о клиентах на основе предоставленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки клиента;


идентификация бенефициарного собственника - определение профессиональными участниками рынка ценных бумаг собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо, путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного договора, положения);


клиент - депонент или иное лицо, пользующееся услугами профессионального участника рынка ценных бумаг;


надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;


операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные профессиональными участниками рынка ценных бумаг подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;


подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой при реализации настоящих Правил у профессионального участника рынка ценных бумаг возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения;

профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее - профессиональный участник) - юридическое лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;


специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

замораживание денежных средств или иного имущества - запрет на перевод, конверсию, распоряжение или перемещение денежных средств или иного имущества;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в распространении оружия массового уничтожения, - физическое или юридическое лицо, определенное резолюциями Совета Безопасности ООН и международно-правовыми документами, признанными Республикой Узбекистан, направленными на предотвращение распространения оружия массового уничтожения;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в террористической деятельности, - физическое или юридическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности, прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности, а также юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности;

Перечень - перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, формируемый специально уполномоченным государственным органом на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций;

приостановление операции - приостановление исполнения поручений клиента о переводе, конверсии, передаче во владение и пользование другим лицам денежных средств или иного имущества, а также совершении других юридически значимых действий;

публичные должностные лица - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе, в том числе военных структурах иностранного государства либо в международной организации, а также высокопоставленные руководители предприятий иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств (включая бывших);

оффшорная зона - государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие и представление информации при проведении финансовых операций;

лица, близкие к публичным должностным лицам, - физические лица, которые непосредственно связаны с публичными должностными лицами по социальным и профессиональным признакам.

2. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения профессиональные участники осуществляют внутренний контроль в соответствии с законодательством и настоящими Правилами.

3. Организация и осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера профессионального участника (далее - контролер), назначаемого в соответствии с Положением о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг (peг. N 1899 от 6 февраля 2009 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., N 6, ст. 66).


4. Целями внутреннего контроля являются:

выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в деятельности профессиональных участников;

эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения профессиональных участников в преступную деятельность;

обеспечение неукоснительного соблюдения профессиональными участниками требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также внутренних документов при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

5. Задачами внутреннего контроля являются:

осуществление мер по надлежащей проверке клиентов в соответствии с актами законодательства и настоящими Правилами;

идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности;

выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных пунктом 19 настоящих Правил;

своевременное предоставление в специально уполномоченный государственный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и подлежащих сообщению;

безотлагательно и без предварительного уведомления приостановление операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступающих на лицевой счет юридического или физического лица, и (или) замораживание денежных средств или иного имущества лица, включенного в Перечень, и информирование специально уполномоченного государственного органа о такой операции в день ее приостановления;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства профессиональных участников достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и иными организациями в соответствии с законодательством;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности и (или) финансированием распространения оружия массового уничтожения;

принятие соответствующих мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в деятельности профессиональных участников;

осуществление углубленного мониторинга деловых отношений с публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

своевременное исполнение предписаний специально уполномоченного государственного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


6. В целях организации и осуществления противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения профессиональные участники должны разрабатывать программы мер по осуществлению внутреннего контроля (далее - программы), которые утверждаются исполнительным органом профессионального участника и должны предусматривать:

меры по надлежащей проверке и идентификации клиентов и иных участников операции;

критерии подозрительных операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;

оценку рисков совершения клиентом профессионального участника операций, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

документальное фиксирование подозрительных операций и сообщение о них в специально уполномоченный государственный орган;

обучение сотрудников профессионального участника процедурам внутреннего контроля и мерам по надлежащей проверке клиентов.


6-1. Обучение и повышение квалификации контролеров с целью обеспечения их информированности о последних новинках, включая информацию о современных технологиях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения осуществляется образовательными учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку специалистов рынка ценных бумаг, учебные планы и программы которых согласовываются с Министерством финансов в порядке, установленном законодательством.

Обучение проводится регулярно, не реже одного раза в год.

7. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.


8. Министерство финансов ежегодно до 15 января представляет в специально уполномоченный государственный орган списки контролеров, ответственных за соблюдение настоящих Правил, и обеспечивает информирование об изменениях в данных списках в течение пяти рабочих дней с момента, когда ему стало об этом известно.

9. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения контролер выполняет следующие функции:

организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;

разрабатывает и вносит на утверждение программы исходя из специфики деятельности профессионального участника;

обеспечивает своевременную передачу сообщений в специально уполномоченный государственный орган о подозрительных операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур внутреннего контроля, а также исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа о предоставлении информации;

осуществляет ежегодное обновление сведений, полученных в результате надлежащей проверки и идентификации клиентов и бенефициарных их собственников;

обеспечивает конфиденциальность процесса реализации программ и настоящих Правил;

осуществляет мониторинг устранения недостатков, выявленных в ходе проведения проверок, полномочными представителями специально уполномоченного государственного органа, работниками службы внутреннего аудита и внешними аудиторами.

10. Контролер вправе:

истребовать от руководителей и сотрудников профессионального участника распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для целей осуществления внутреннего контроля;

снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах профессионального участника для целей осуществления внутреннего контроля;

вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции).

Контролер может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


11. Контролер обязан:

осуществлять надлежащую проверку клиентов;

принимать меры по идентификации бенефициарных собственников и доступные меры по проверке их личности;

при выявлении подозрительных операций передавать в установленном порядке информацию в специально уполномоченный государственный орган;

соблюдать конфиденциальность полученной информации;

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки клиентов по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента;

отказать клиенту в совершении сделки в случаях невозможности завершения идентификации или получения по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений;

принимать соответствующие меры по выявлению и оценке рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;

своевременно исполнять предписания специально уполномоченного государственного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом;

принимать участие на учебных мероприятиях по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и доводить информацию, полученную на учебных мероприятиях, до сотрудников профессиональных участников.

Контролер может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


11-1. Информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом и надлежащей проверке клиента, включая результаты проведенного анализа и переписку, должна быть оформлена таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции для использования этой информации специально уполномоченным государственным органом.

11-2. Контролер должен знать международные стандарты, законодательство Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.


III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ


12. Профессиональные участники принимают меры по надлежащей проверке клиентов:

при установлении деловых отношений;

при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций к целям легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

при осуществлении разовых сделок с ценными бумагами, сумма которых превышает 500-кратный размер базовой расчетной величины;

при наличии сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных данных о клиенте, в том числе для идентификации.

13. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах совершения операций, в том числе в отношении уже существующих клиентов.

Профессиональные участники обязаны принимать усиленные меры надлежащей проверки клиентов в случае, если одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне, а также отнесенное к категории высокого риска.

Для установления бенефициарного собственника профессиональные участники обязаны определить, действует ли клиент от имени другого лица, и затем принять меры по идентификации и надлежащей проверке личности лица, от имени которого действует клиент.

Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов, предоставляемых ими в соответствии с законодательством.

При необходимости профессиональному участнику наряду с надлежащей проверкой клиента также требуется изучить ранее проводившиеся операции данного клиента по имеющимся в его распоряжении данным и информациям.


13-1. Усиленные меры по надлежащей проверке клиентов включают:

получение дополнительной информации о клиенте (род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных, и т.д.) и более частое обновление данных по клиенту и бенефициарному собственнику;

получение от клиента информации об источниках его денежных средств или источниках финансового состояния;

получение информации о причинах запланированных или проведенных операций;

проведение усиленного мониторинга деловых отношений путем увеличения количества и частоты проверок и выявления характера операций (сделок), которые требуют дополнительной проверки.

В исключительных случаях, если принятие мер по надлежащей проверке клиента в отношении существующего клиента, по которому имеются обоснованные подозрения в его причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, может привести к тому, что клиент будет осведомлен о принятии в отношении него мер по надлежащей проверке клиента, допускается направление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган без принятия мер по надлежащей проверке клиента.

13-2. Меры по надлежащей проверке клиента обязательно включают:

проверку личности и полномочий клиента и лиц, действующих от имени клиента, на основании соответствующих документов;

идентификацию бенефициарного собственника клиента;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;

При отсутствии возможности идентифицировать бенефициарного собственника клиента, профессиональные участники должны идентифицировать руководителя клиента.

13-3. Помимо применения указанных в пункте 13-2 настоящих Правил мер по надлежащей проверке клиента, в отношении публичных должностных лиц, выступающих в качестве клиента или бенефициарного собственника клиента, профессиональные участники должны:

применять разумные меры для проверки сведений о статусе публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

устанавливать деловые отношения с публичным должностным лицом, его членами семьи или лицами, близкими к публичному должностному лицу (в том числе продолжать деловые отношения с имеющимися клиентами), только с разрешения руководителя профессионального участника;

осуществлять мониторинг деловых отношений.

14. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании документа (паспорт/номер идентификационной ID-карты или приравненного к нему документа), удостоверяющего личность. В случае если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной регистрации.

15. При идентификации клиента - юридического лица профессиональные участники должны проверять соответствующие документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.


16. В процессе идентификации юридических и физических лиц профессиональный участник должен предпринимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности клиента.


16-1. При применении мер надлежащей проверки клиентов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей профессиональные участники должны получить у них структуру собственности и управления клиента (высший орган, исполнительный орган, иные органы).

16-2. Зарубежные дочерние предприятия, филиалы и представительства членов бирж при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать международные стандарты и требования страны, в которой они находятся.

В случае если актами законодательства страны пребывания предусмотрены менее строгие меры внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения зарубежные дочерние предприятия, филиалы и представительства профессиональных участников должны руководствоваться настоящими Правилами.

16-3. Профессиональные участники обязаны требовать от своих зарубежных дочерних предприятий, филиалов и представительств информировать головной офис профессионального участника, в случае невозможности соблюдения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, из-за запрета соответствующих мер в законодательстве страны, в которой они находятся. В свою очередь, головной офис профессионального участника должен уведомлять об этом специально уполномоченный государственный орган.

17. Профессиональный участник обязан проверять представляемую клиентом информацию посредством использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и других организаций.

18. Клиентам, не представившим документы, необходимые для идентификации, профессиональный участник отказывает в совершении операций.



III-1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА

18-1. Профессиональные участники должны принимать меры по определению, оценке и снижению уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - уровень риска).

Уровень риска определяется и оценивается контролером ежегодно на основании представленной клиентом информации с учетом видов операций, совершаемых клиентом, критериев, определенных настоящими Правилами, и результатов надлежащей проверки клиента и других необходимых сведений.

Результаты оценки рисков должны оформляться в письменном виде и представляться в специально уполномоченный государственный орган или Министерство финансов.

18-2. К категории высокого уровня риска профессиональные участники обязаны отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, и осуществлять в отношении них меры усиленной надлежащей проверки:

лица, включенные в Перечень, либо организации, находящиеся в собственности или под контролем лица, включенного в Перечень, либо лица, прямо или косвенно являющиеся собственником или контролирующие организацию, включенную в Перечень;

лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне;

нерезиденты;

публичные должностные лица, члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам;

организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;

организации, бенефициарным собственником которых является лицо, указанное в абзацах втором, третьем и пятом настоящего пункта;

клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд);

иные лица, операции которых вызывают обоснованные подозрения контролера.


18-3. По мере изменения характера проводимых клиентом операций профессиональные участники при необходимости должны пересматривать уровень риска работы с ним.

Профессиональные участники должны уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели.

Информация о результатах осуществленных мер должна представляться руководству профессионального участника.


18-4. Профессиональные участники должны принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях профессиональные участники должны определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи:

с разработкой новых видов услуг и новой деловой практики;

с использованием новых или развивающихся технологий, как для новых, так и для уже существующих видов услуг.

Такая оценка риска должна проводиться до запуска новых видов услуг, деловой практики или использования новых или развивающихся технологий.

Профессиональные участники должны принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.


18-5. Министерство финансов не реже одного раза в год, а также при изменениях в законодательстве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения изучает уровень возможных рисков в деятельности профессиональных участников.


IV. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ

ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СООБЩЕНИЮ


19. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана подозрительной в следующих случаях:

немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в связи с необходимостью идентификации клиента, в том числе о доверителе (если клиент выступает в качестве поверенного);

излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении совершаемой сделки;

пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой при оказании такого рода услуг на рынке ценных бумаг;

предложение клиентом нестандартных и сложных схем проведения расчетов по сделке, отличающихся от обычной практики;

внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) значительных изменений непосредственно перед началом ее реализации;

предложение клиентом осуществить возврат своих денежных средств по расторгнутым сделкам третьим лицам;

совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей, приобретая (продавая) при этом единовременно или по частям один и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема;

неоправданные задержки в предоставлении клиентом информации и документов либо предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;

необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

если сумма депонированных клиентом денежных средств за один или в течение 30 календарных дней превышает сумму, эквивалентную 500-кратному размеру базовой расчетной величины;

совершение клиентом покупок (продаж) ценных бумаг по ценам, существенно отличающимся от рыночных;

передача ценных бумаг на сумму, превышающую 500-кратный размер базовой расчетной величины, между юридическими (физическими) лицами на безвозмездной основе или по дебиторским и кредиторским задолженностям;

переуступка денежных средств, аккумулированных на индивидуальных номерах пользователей (далее - ИНП) в расчетно-клиринговых палатах, на сумму, превышающую 500-кратный размер базовой расчетной величины, как при проведении разовых операций, так и нескольких операциях, проведенных в течение трех месяцев;

поручение на открытие ИНП для юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных территориях и в государствах, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

отсутствие информации о клиенте, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им контактным данным, в частности, почтовым, электронным адресам, номерам телефонов и электронным каналам данных;

предоставление клиентом заведомо ложной информации, неверных сведений об участниках сделки;

невозможность завершения идентификации или получение по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений;

наличие любых подозрений на неправомерное использование инсайдерской информации при заключении сделок с ценными бумагами или манипулирование ценами на рынке ценных бумаг;

наличие любых иных подозрений о преступном происхождении денежных средств, использованных при осуществлении операций с ценными бумагами.


19-1. Организации могут применять методические рекомендации по раннему выявлению подозрительной операции, разрабатываемые Министерством финансов по согласованию со специально уполномоченным государственным органом.

20. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, его репутацией, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операции.


21. Профессиональные участники при проведении операций обязаны сверять идентификационные данные клиента, бенифициарного собственника клиента и участников операции с Перечнем.

Операция с денежными средствами или иным имуществом безотлагательно и без предварительного уведомления подлежит приостановлению, а денежные средства или иное имущество замораживанию и сообщению в специально уполномоченный государственный орган, если:

установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень;

клиент действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

клиент - юридическое лицо, находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.

Приостановление и возобновление операции осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. N 2833 от 11 октября 2016 года).

21-1. Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат операции, если одной из их сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

22. После признания операции клиента подозрительной контролер принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:

сообщении о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

необходимости уделения особого внимания проведению операций с клиентом;

прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или заключенным с ним договором.


23. Сообщения о подозрительных операциях передаются профессиональными участниками в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня с момента выявления подозрительной операции, в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года N 272.

Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в специальный журнал, который ведется в бумажном или электронном виде контролером профессионального участника.


24. Профессиональные участники должны также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.


V. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ,

ПОЛУЧЕННЫХ В  РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


25. По операциям, подлежащим сообщению в специально уполномоченный государственный орган в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:

вид операции и основания ее совершения;

дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного) физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.


26. Профессиональные участники обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операции или прекращения отношений с клиентами.

27. Профессиональные участники ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в специально уполномоченный государственный орган.

Профессиональные участники обеспечивают неразглашение (либо использование в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.


27-1. В целях ограничения доступа ко всем документам (перепискам с Министерством финансов и специально уполномоченным государственным органом, в том числе бумажным и электронным копиям переданных сообщений, бумажным и электронным анкетам клиентов, журналам и др.), использованным в деятельности контролера, такие документы и их опись должны храниться непосредственно в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.

27-2. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться контролером вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.

27-3. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки клиентов, должны обновляться исходя из значимости и рисков, и при наличии изменений в сведениях клиента, но не реже одного раза в год в случаях, когда профессиональные участники оценивают риск осуществления клиентом легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, как высокий, в иных случаях не реже одного раза в два года.


VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


28. Мониторинг и контроль за соблюдением профессиональными участниками требований настоящих Правил осуществляются Министерством финансов совместно со специально уполномоченным государственным органом.

28-1. Настоящие Правила, а также иные документы, регламентирующие меры по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, должны быть доведены до сведения всех сотрудников профессионального участника.

28-2. При наличии у профессиональных участников службы внутреннего аудита мониторинг эффективности системы внутреннего контроля осуществляется службой внутреннего аудита.

29. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в установленном законодательством порядке.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 45, ст. 491