Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в нотариальных конторах и адвокатских формированиях (Утверждены Постановлением от 13.10.2009 г. МЮ N 10 и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре N 39, зарегистрированным МЮ 19.10.2009 г. N 2020)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 13.10.2009 г.

МЮ N 10 и Департамента по борьбе

с налоговыми, валютными преступлениями

и легализацией преступных доходов

при Генпрокуратуре N 39,

зарегистрированному МЮ

19.10.2009 г. N 2020



ПРАВИЛА

внутреннего контроля по противодействию

легализации доходов, полученных от преступной

деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия

массового уничтожения в нотариальных

конторах и адвокатских формированиях

Настоящие Правила в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" и Указом Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2018 года N УП-5446 "О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями" определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в нотариальных конторах и адвокатских формированиях.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:


бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;


внутренний контроль - деятельность нотариальных контор или адвокатских формирований по выявлению операций, подлежащих сообщению, в специально уполномоченный государственный орган;


государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, - государства и территории, определенные в официальных заявлениях Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, имеют стратегические недостатки;

идентификация - определение нотариальными конторами и адвокатскими формирования данных о клиентах на основе предоставленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки клиента;


клиент - физическое или юридическое лицо, обращающееся в нотариальную контору или адвокатское формирование с письменным или устным поручением либо в электронной форме (заявлением, ходатайством) об осуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом;

надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;


операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные нотариальными конторами или адвокатскими формированиями подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;


подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой в нотариальной конторе или адвокатском формировании при реализации правил внутреннего контроля возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения;

специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

территориальные органы юстиции - Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента;


риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

замораживание денежных средств или иного имущества - запрет на перевод, конверсию, распоряжение или перемещение денежных средств или иного имущества;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в распространении оружия массового уничтожения, - физическое или юридическое лицо, определенное резолюциями Совета Безопасности ООН и международно-правовыми документами, признанными Республикой Узбекистан, направленными на предотвращение распространения оружия массового уничтожения;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в террористической деятельности, - физическое или юридическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности, прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности, а также юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности;

Перечень - перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, формируемый специально уполномоченным государственным органом на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций;

приостановление операции - приостановление исполнения поручений клиента о переводе, конверсии, передаче во владение и пользование другим лицам денежных средств или иного имущества, а также совершении других юридически значимых действий;

публичные должностные лица - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном, судебном или военном органе иностранного государства либо в международной организации, а также высокопоставленные руководители предприятий иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств, в том числе бывшие публичные должностные лица;

лица, близкие к публичным должностным лицам, - физические лица, непосредственно связанные с публичными должностными лицами по социальным и профессиональным признакам;

третья сторона - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 12 Закона Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

2. Нотариальные конторы или адвокатские формирования осуществляют внутренний контроль при совершении для клиентов или от их имени операций в следующих областях:

покупка или продажа недвижимости;

управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управление банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг;

аккумулирование средств для создания, обеспечения функционирования или управления юридическими лицами;

создание, функционирование или управление юридическими лицами и купля-продажа предприятий;

совершение исполнительных надписей.

3. Целями внутреннего контроля нотариальных контор или адвокатских формирований являются:

выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма или финансирование распространения оружия массового уничтожения;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения нотариальных контор или адвокатских формирований в преступную деятельность;

обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения нотариальными конторами или адвокатскими формированиями, а также настоящих Правил при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

4. Задачами внутреннего контроля нотариальных контор или адвокатских формирований являются:

осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с законодательством и настоящими Правилами;

идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности;

выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных пунктом 24 настоящих Правил;

своевременное предоставление в специально уполномоченный государственный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;

приостановление операций с денежными средствами или иным имуществом и (или) замораживание денежных средств или иного имущества лиц, включенных в Перечень, и информирование специально уполномоченного государственного органа о таких операциях в день их приостановления;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства нотариальных контор или адвокатских формирований достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и иными организациями в соответствии с законодательством;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности;

принятие соответствующих мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в деятельности нотариальных контор и адвокатских формирований;

осуществление углубленного мониторинга операций, осуществляемых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

незамедлительное исполнение предписания специально уполномоченного государственного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операций с денежными средствами или иным имуществом.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


5. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в нотариальных конторах и адвокатских формированиях назначается лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля.

6. Система внутреннего контроля нотариальных контор и адвокатских формирований организуется с учетом особенностей их функционирования, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.

Нотариальные конторы и адвокатские формирования, исходя из требований настоящих Правил, должны разработать внутренние правила, предусматривающие порядок принятия мер по выявлению, оценке, мониторингу, управлению, снижению и документальному фиксированию рисков.

Внутренние правила должны соответствовать требованиям настоящих Правил и иных актов законодательства, а также должны быть составлены исходя выявленных рисков и их оценки.

Внутренние правила и внесенные в них изменения и дополнения утверждаются руководителями нотариальных контор или адвокатских формирований.

7. Лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в государственных нотариальных конторах, назначается приказом территориального органа юстиции.

В государственной нотариальной конторе, состоящей из двух и более государственных нотариусов, лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, назначается государственный нотариус данной нотариальной конторы, указанный в приказе территориального органа юстиции.

В случае если государственная нотариальная контора состоит из одного государственного нотариуса, ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля возлагается на данного нотариуса.


7-1. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, несут личную ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля.

8. Лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в адвокатском формировании назначается приказом руководителя адвокатского формирования из числа адвокатов. Копия приказа с персональными данными направляется в территориальный орган юстиции в течение десяти дней со дня издания приказа.

В случае осуществления адвокатом адвокатской деятельности индивидуально (адвокатское бюро) ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля возлагается на данного адвоката.


9. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, выполняют следующие функции:

организуют внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;

обеспечивают своевременную передачу в электронной форме посредством телекоммуникационных каналов связи сообщений в специально уполномоченный государственный орган о подозрительных операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур внутреннего контроля, а также исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа о предоставлении дополнительной информации;

обеспечивают конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил;

осуществляет мониторинг по организации системы внутреннего контроля и устранению недостатков, выявленных в деятельности нотариальных контор и адвокатских формирований в ходе проведения проверок полномочными представителями Министерства юстиции Республики Узбекистан и специально уполномоченного государственного органа.

10. Лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, вправе:

истребовать от руководителей и сотрудников своей организации распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для целей осуществления внутреннего контроля;

снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах организации для целей осуществления внутреннего контроля;

вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции).

Лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


11. Лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, обязаны:

осуществлять надлежащую проверку клиентов;

принимать меры по идентификации бенефициарных собственников;

при выявлении подозрительных операций письменно или в электронной форме посредством телекоммуникационных каналов связи передавать информацию в специально уполномоченный государственный орган в установленном порядке;

соблюдать конфиденциальность полученной информации;

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента;

отказать клиенту в совершении сделки в случаях невозможности завершения идентификации или получения по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений;

принимать соответствующие меры по выявлению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению.

Лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


11-1. Данные об операциях должны быть оформлены таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции и информация была доступной для пользования специально уполномоченным государственным органом.

12. Лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, подготавливают и представляют в территориальный орган юстиции не реже одного раза в год отчет о результатах своей деятельности.


13. В территориальном органе юстиции назначается сотрудник, ведущий список лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, организующий обучение и повышение их квалификации, а также осуществляющий обобщение и анализ представляемых ими отчетов.

Сотрудник территориального органа юстиции подготавливает и представляет в Министерство юстиции один раз в год отчет о результатах проведенного анализа по представленным отчетам лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.

14. Территориальный орган юстиции раз в полугодие до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в Министерство юстиции списки лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля в нотариальных конторах и адвокатских формированиях.


15. Министерство юстиции Республики Узбекистан раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в специально уполномоченный государственный орган списки лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля в нотариальных конторах и адвокатских формированиях.


III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ


16. Нотариальные конторы и адвокатские формирования принимают меры по надлежащей проверке клиентов:

при установлении деловых отношений;

при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

при наличии сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных данных для идентификации;

при осуществлении разовых сделок сумма которых превышает 500-кратный размер базовой расчетной величины.

Нотариальные конторы и адвокатские формирования обязаны принимать усиленные меры надлежащей проверки клиента в случае, если одной из сторон сделки является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, либо в оффшорной зоне.

16-1. Усиленные меры по надлежащей проверке клиента включают:

получение дополнительной информации о клиенте (род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных, и т. д.) и более частое обновление данных по клиенту и бенефициарному собственнику;

получение от клиента информации об источниках его средств или источниках его состояния;

получение информации о причинах запланированных или проведенных операций;

проведение усиленного мониторинга деловых отношений путем увеличения количества и частоты проверок и выявления характера операций (сделок), которые требуют дополнительной проверки.

16-2. Меры по надлежащей проверке клиента, обязательно включают:

проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, на основании соответствующих документов;

идентификацию бенефициарного собственника клиента;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

Помимо применения вышеуказанных мер по надлежащей проверке клиента, в отношении публичных должностных лиц, выступающих в качестве клиента или бенефициарного собственника клиента, нотариальные конторы и адвокатские формирования должны:

применять разумные меры для подтверждения статуса публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

устанавливать (или продолжать для существующих клиентов) деловые отношения с публичным должностным лицом только с разрешения руководства;

осуществлять мониторинг деловых отношений.

Нотариальные конторы и адвокатские формирования обязаны применять меры, предусмотренные настоящим пунктом, также к членам семей публичных должностных лиц и лицам, близким к публичным должностным лицам.

В случае невозможности применения мер надлежащей проверки клиента нотариальные конторы и адвокатские формирования должны отказать во вступлении или проведении операций такого клиента либо приостановить с ним любые деловые отношения и сообщить об этом специально уполномоченному государственному органу.

16-3. Нотариальные конторы или адвокатские формирования могут доверять результатам проверки, проведенной третьими сторонами, по мерам надлежащей проверки клиентов, указанным в абзацах втором - четвертом пункта 16-2 настоящих Правил.

В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке клиентов несут нотариальные конторы или адвокатские формирования. При этом нотариальные конторы или адвокатские формирования должны удостовериться:

в возможности по запросу незамедлительного получения копий идентификационных данных и других соответствующих документов по надлежащей проверке клиентов;

о том, что третья сторона руководствуется настоящими Правилами.

В случае несоблюдения одного из требований, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, нотариальные конторы или адвокатские формирования должны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов.

17. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах совершения операций.

Для установления бенефициарного собственника нотариальная контора или адвокатское формирование обязаны определить, действует ли клиент от имени другого лица, и затем принять меры по идентификации и надлежащей проверке личности лица, от имени которого действует клиент.

Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов, предоставляемых ими в соответствии с законодательством.


17-1. В случае, если принятие мер по надлежащей проверке клиента в отношении существующего клиента, по которому имеются обоснованные подозрения в его причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, может привести к тому, что клиент будет осведомлен о принятии в отношении него мер по надлежащей проверке клиента, нотариальная контора или адвокатское формирование не позднее одного рабочего дня направляет сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган без принятия мер по надлежащей проверке клиента.

18. При единовременном или многократном обращении клиента в нотариальную контору или адвокатское формирование с поручением (заявлением, ходатайством) об осуществлении операций, нотариальная контора или адвокатское формирование обязаны:

идентифицировать клиента или выгодоприобретателя по операции в соответствии с требованиями настоящих Правил или иных актов законодательства;

изучить ранее проводившиеся операции данного клиента в течение прошлого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях имеются в распоряжении;

определить вид операции и степень ее соответствия цели и видам деятельности клиента - юридического лица, закрепленным в его учредительных документах;

определить вид операции и степень ее соответствия видам деятельности клиента - физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, закрепленным в его свидетельстве о государственной регистрации.


19. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего личность. В случае если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной регистрации.


20. При идентификации клиента - юридического лица нотариальные конторы или адвокатские формирования должны проверить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.

В целях более тщательного изучения клиента - юридического лица необходимо уделять особое внимание:

оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента;

структуре органов управления клиента и их полномочиям;

размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента;

иным необходимым сведениям в соответствии с законодательством.


21. Нотариальная контора или адвокатское формирование вправе проверять представляемую клиентом информацию посредством:

использования сведений о клиенте, полученных от органов государственной власти и других организаций;

изучения взаимоотношений клиента с предыдущими нотариальными конторами или адвокатскими формированиями;

сбора информации о деловой репутации клиента;

других общедоступных источников информации.

21-1. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки клиентов, должны обновляться исходя из значимости и рисков и при наличии изменений в сведениях клиента, но не реже одного раза в год.

22. В процессе идентификации юридических и физических лиц нотариальная контора или адвокатское формирование должны предпринимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности клиента.


23. Нотариальная контора или адвокатское формирование должны отказать клиентам в совершении операций при непредставлении ими документов, необходимых для идентификации.


III-1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА

23-1. Нотариальные конторы и адвокатские формирования должны принимать меры по определению, оценке и снижению уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - уровень риска).

Уровень риска определяется и оценивается ответственным сотрудником ежегодно на основании представленной клиентом информации с учетом видов операций, совершаемых клиентом, критериев, определенных настоящими Правилами, и результатов надлежащей проверки клиента и других необходимых сведений.

Результаты оценки рисков должны оформляться в электронном виде и ежегодно до 15 января представляться в специально уполномоченный государственный орган или Министерство юстиции Республики Узбекистан.

23-2. К категории высокого уровня риска нотариальные конторы и адвокатские формирования обязаны отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, и проявлять в отношении них повышенное внимание:

лица, включенные в Перечень, либо организации, находящиеся в собственности или под контролем лица, включенного в Перечень, либо прямо или косвенно являющиеся собственником или контролирующие организацию, включенную в Перечень;

лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, либо в оффшорной зоне;

нерезиденты;

организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;

организации и индивидуальные предприниматели, период деятельности которых не превышает одного квартала финансового года;

организации, реальным владельцем которых является лицо, указанное в абзацах втором и третьем настоящего пункта;

клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд);

публичные должностные лица, члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам;

иные лица, операции которых вызывают обоснованные подозрения ответственного сотрудника.


23-3. По мере изменения характера проводимых клиентом операций нотариальные конторы и адвокатские формирования при необходимости должны пересматривать уровень риска работы с ним.

Нотариальные конторы и адвокатские формирования должны уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели.

Информация о результатах осуществленных мер должна представляться в территориальные органы юстиции.


23-4. Нотариальные конторы и адвокатские формирования должны принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях нотариальные конторы и адвокатские формирования должны определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи:

с разработкой новых видов услуг и новой деловой практики;

с использованием новых или развивающихся технологий, как для новых, так и для уже существующих видов услуг.

Такая оценка риска должна проводиться до запуска новых видов услуг, деловой практики или использования новых или развивающихся технологий.

Нотариальные конторы и адвокатские формирования должны принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.



IV. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ

ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СООБЩЕНИЮ


24. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана подозрительной в следующих случаях:

немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в связи с необходимостью, в том числе о доверителе (если клиент выступает в качестве поверенного);

излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении совершаемой сделки;

пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (юридической помощи), а также предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг;

операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации;

внесение в сделку дополнений и изменений, не соответствующих деятельности клиента;

необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

внесение клиентом в ранее согласованную операцию (сделку) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

отсутствие информации о клиенте, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им контактным данным, в частности, почтовым, электронным адресам, номерам телефонов и электронным каналам данных;

неоправданные задержки в предоставлении клиентом информации и документов, либо представление клиентом информации, которую невозможно проверить;

предоставление клиентом заведомо ложной информации, неверных сведений об участниках сделки;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, которые дают основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур контроля, установленных законодательством;

невозможность завершения идентификации или получение по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений.

25. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операции.


26. Нотариальные конторы и адвокатские формирования при проведении операций обязаны сверять идентификационные данные их участников с Перечнем.

Операция с денежными средствами или иным имуществом безотлагательно и без предварительного уведомления подлежит приостановлению в случаях, если:

установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень;

один из ее участников действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

юридическое лицо - участник операции, находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.

При приостановлении операции и (или) замораживании денежных средств или иного имущества лица, включенного в Перечень, нотариальные конторы и адвокатские формирования обязаны в течение трех часов направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган, с указанием суммы замороженного имущества.

Нотариальные конторы и адвокатские формирования возобновляют проведение приостановленной операции в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. N 3327 от 19 октября 2021 года).

26-1. Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат операции, если одной из ее сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

27. После признания операции клиента подозрительной лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:

сообщении о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

необходимости особого внимания к проведению операций с клиентом;

прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или заключенным с ним договором.


28. Сообщения о подозрительных операциях передаются нотариальными конторами или адвокатскими формированиями в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной.

Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в специальный журнал, который ведется в бумажном и (или) электронном виде лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля.


29. Нотариальные конторы или адвокатские формирования должны также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.


V. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ, ХРАНЕНИЯ,

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ,

ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


30. По операциям, подлежащим сообщению в специально уполномоченный государственный орган в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:

вид операции и основания ее совершения;

дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного) физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.


31. Предоставление информации в специально уполномоченный государственный орган производится по форме, согласно приложению N 1 к настоящим Правилам, в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

32. Нотариальные конторы или адвокатские формирования обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку, результаты любого проведенного анализа, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения отношений с клиентами.

33. Нотариальные конторы или адвокатские формирования ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в специально уполномоченный государственный орган.

Нотариальные конторы или адвокатские формирования обеспечивают неразглашение (либо использование в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.


33-1. В целях ограничения доступа ко всем документам (перепискам с Министерством юстиции Республики Узбекистан и специально уполномоченным государственным органом, в том числе бумажным и электронным копиям переданных сообщений, бумажным и электронным анкетам клиентов, журналам и др.), использованным в деятельности ответственного сотрудника, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим сотрудником в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.

33-2. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным сотрудником вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.


VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


34. Мониторинг и контроль соблюдения нотариальными конторами и адвокатскими формированиями требований настоящих Правил осуществляются Министерством юстиции совместно с специально уполномоченным государственным органом.

Мониторинг и контроль за соблюдением нотариальными конторами и адвокатскими формированиями требований настоящих Правил осуществляются с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также с привлечением специалистов исходя из выявленных рисков в ходе мониторинга и контроля.

34-1. Настоящие Правила, а также иные документы, регламентирующие меры по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, должны быть доведены до сведения всех сотрудников нотариальных контор и адвокатских формирований.

34-2. Нотариальные конторы и адвокатские формирования проводят постоянный мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля с учетом изменяющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также укрепляют ее по мере необходимости для обеспечения эффективной работы.

35. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

36. Настоящие Правила согласованы с Палатой адвокатов Республики Узбекистан.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Правилам


ФОРМА

сообщения о подозрительной операции

      

                

Номер сообщения (при первичной подаче заполняется нулями)





















      


































Дата сообщения













Вид документа













(заполняется цифрами)

   День        Месяц             Год


(1 - основной, 2 - корректированный, 3 - заменяющий)





  






































Сведения о нотариальной конторе или адвокатском формировании, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:

  







































Код нотариальной


































конторы или адвокат-
































ского формирования

  

   
































   







































Полное наименование


































  








































ИНН


































  

   







































Почтовый адрес нотариальной конторы или адвокатского формирования:

  








































Почтовый индекс


































   








































Область
































































Район

































































Населенный пункт


































(город, село, поселок и т. д.)
































  








































Улица


































  








































Дом


































  








































Корпус, строение


































    








































Квартира (офис)


































   








































Характеристики операции:































    








































Вид операции


































   








































Дата совершения


































операции

    День        Месяц             Год
























  








































Наименование


































валюты, в которой


































совершается операция

































    








































Сумма операции


































в валюте ее проведения

































   








































Сумма операции


































в сумовом эквива-


































ленте (тыс. сум.)


































     








































Основание


































совершения операции


































  








































Содержание операции,


































назначение платежа


































(с указанием направления

а

































движения средств или

а

































иного имущества)


































        


































Дополнительная


































информация



































    







































Сведения о юридическом лице, совершающем операцию, по поручению и от имени которого совершается операция, либо действующем в качестве представителя (поверенного, комиссионера, доверительного управляющего):

  








































Полное


































наименование


































  








































ИНН


































  








































Дата гос. регистрации









































    День        Месяц             Год
























  








































Наименование реги-


































стрирующего органа



































  







































МФО обслуживаю-


































щего банка


































   








































Банковский счет, по


































которому осуществля-


































ется операция


































   








































Иные сведения



































  







































Почтовый адрес юридического лица:

  

  







































Почтовый индекс


































  


































Область
































































Район


































  































Населенный пункт


































(город, село, поселок и т. д.)

































   








































Улица


































  








































Дом


































  








































Корпус, строение


































  








































Квартира (офис)

































































Сведения о физическом лице, совершающем операцию, по поручению и от имени которого совершается операция, либо действующем в качестве представителя (поверенного, комиссионера, доверительного управляющего):






























Фамилия


































   








































Имя


































   








































Отчество


































  








































Дата рождения




































  





    День        Месяц             Год































































Место рождения




































  























Место жительства




































  






































Место работы (наиме-


































нование организации,


































занимаемая должность)




































  






































Документ, удостове-


  - паспорт


  - иной документ





















ряющий личность:


































  


  






































Серия и номер



N































паспорта дата выдачи











    День        Месяц             Год













  


  






































Орган, выдавший


































паспорт



































    







































Иные сведения


































  





























  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

необходимая при идентификации

клиента - юридического лица и его

бенефициарного собственника



1. Полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации.


2. Информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа.


3. Идентификационный номер налогоплательщика.


4. Местонахождение (почтовый адрес).


5. Другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации.


6. Информация об имеющихся лицензиях или документах разрешительного характера (номер и дата выдачи, кем выдана, срок действия) либо подтверждении о принятии уведомления (номер и дата выдачи, кем выдана).


7. Данные об идентификации физического лица, действующего от имени клиента.


8. Информация об учредителях (акционерах, участниках) и об их долевых участиях в уставном фонде (капитале) клиента.


9. Информация о величине зарегистрированного и оплаченного уставного фонда (капитала).


10. Информация об органах управления клиента (структура и персональный состав органов управления юридического лица).


11. Контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты, веб-сайт (при наличии).



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 43, ст. 461