Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Департаменте по борьбе с налоговыми преступлениями при Прокуратуре Республики Узбекистан (Приложение N 5 к Постановлению КМ РУз от 06.07.2001 г. N 291)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению КМ РУз

от 06.07.2001 г. N 291



ПОЛОЖЕНИЕ

о Департаменте по борьбе с налоговыми преступлениями

при Прокуратуре Республики Узбекистан

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет правовые основы деятельности, задачи и функции, систему и структуру, полномочия и ответственность Департамента по борьбе с налоговыми преступлениями при Прокуратуре Республики Узбекистан.


2. Департамент по борьбе с налоговыми преступлениями при Прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Департамент) является самостоятельным специализированным правоохранительным органом при Прокуратуре Республики Узбекистан, основной целью которого является организация и проведение оперативно-аналитической, сыскной работы в сфере борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями, укрепление налоговой дисциплины.


3. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, Положением о прохождении службы в Департаменте по борьбе с налоговыми преступлениями, а также настоящим Положением.



II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕПАРТАМЕНТА


4. Основными задачами Департамента являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение реализации налоговой политики, расширение базы налогообложения, полноты охвата и учета налогоплательщиков, пресечение нарушений установленного порядка обращения наличных денежных средств;

организация и проведение эффективной оперативно-аналитической, сыскной работы, направленной на выявление возможных каналов и механизмов уклонения, ухода от уплаты налогов, путей формирования теневой экономики, фактов коррупции;

подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, прежде всего в области предупреждения и профилактики налоговых правонарушений;

систематическая работа по укреплению правосознания людей, формирование у граждан понимания необходимости выполнения конституционных норм и действующего законодательства в сфере экономической деятельности и реализации налоговой политики;

воспитание у населения понимания неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов, совершение преступлений в экономической, налоговой сфере.



III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА


Департамент в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:


5. В сфере оперативно - розыскной деятельности;

а) осуществляет изучение и выявление механизмов:

сокрытия объемов производства, прибыли (дохода), занижения объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг);

реализации неучтенной (не имеющей подтверждающих документов) продукции (товаров) хозяйствующими субъектами;

зарождения, становления и функционирования ”теневой экономики”, причин и условий, способствующих ее развитию;

уклонения от постановки на учет в государственных налоговых инспекциях юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

б) осуществляет специальные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений хозяйствующими субъектами, имеющими наличный денежный оборот, установленного законодательством порядка обращения наличных денежных средств, а также незаконного производства и оборота подакцизных товаров;

оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения налогоплательщиков, злостно уклоняющихся от уплаты налогов, сборов и иных платежей, представления в налоговые органы отчетов, налоговых декларации и расчетов.


6. В сфере контроля за соблюдением налогового законодательства:

осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства путем проведения проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет хозяйствующими субъектами;

проводит встречные проверки хозяйствующих субъектов, сличение имеющихся в проверяемой (ревизуемой) организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

организует в соответствии с законодательством контрольные проверки органов государственной налоговой службы в целях выявления фактов недобросовестного исполнения их должностными лицами своих обязанностей.


7. В сфере производства дознания:

возбуждает уголовные дела, организует и проводит доследственные проверки по фактам совершения налоговых преступлений;

осуществляет контроль за производством дознания по налоговым преступлениям в территориальных подразделениях Департамента.


8. В сфере организационно-контрольного обеспечения:

осуществляет организационные меры по разработке и проведению плановых, внеплановых и иных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в налоговой и экономической сфере;

проводит ведомственные проверки деятельности своих территориальных подразделений по выполнению ими функциональных обязанностей по соблюдению исполнительской и служебной дисциплины, действующего законодательства.


9. В сфере кадрового обеспечения:

разрабатывает и реализует мероприятия по подбору и расстановке кадров, формированию кадрового резерва Департамента и его подразделений на местах;

проводит организационные меры по созданию здорового морально-психологического климата в коллективе Департамента и его территориальных подразделений, обеспечивает организацию профессиональной подготовки и социальной защиты сотрудников Департамента.


10. В сфере информационно-аналитической работы, координации и правового обеспечения:

обобщает практику применения законодательства по обеспечению экономической безопасности Республики Узбекистан, разрабатывает и вносит предложения Генеральному прокурору по совершенствованию законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан;

осуществляет сбор, анализ и оценку фактов нарушений налогового законодательства, вносит в соответствующие органы предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению экономических и налоговых преступлений;

осуществляет информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности;

информирует руководство прокуратуры о результатах и проблемах борьбы с преступностью в сфере экономики;

ведет методические разработки по совершенствованию деятельности Департамента и его территориальных подразделений;

организует и осуществляет обучение сотрудников, в том числе использованию в работе достижений современной науки и новых технологий.



IV. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТА


11. Департамент состоит из следующих подразделений;

Управление по координации и информационно-аналитическому обеспечению борьбы с налоговыми преступлениями;

Отдел по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых преступлении;

Отдел дознания по налоговым преступлениям;

Отдел документальных проверок;

Отделение нормативно-правовой базы;

Инспекция по личному составу;

Отдел кадров;

Финансово-хозяйственное отделение;

территориальные подразделения Департамента (управления по борьбе с налоговыми преступлениями при прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, а также районные (городские) отделы по борьбе с налоговыми преступлениями при районных (городских) прокуратурах).


12. Департамент возглавляет начальник Департамента, приравненный по должности к заместителю Генерального прокурора и назначаемый Президентом Республики Узбекистан.

Заместитель начальника Департамента назначается на должность  Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента и по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.

Начальники территориальных управлений и их заместители, начальники районных и городских отделов Департамента назначаются на соответствующие должности Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента.


13. Департамент является самостоятельным юридическим лицом, имеет расчетный, текущий и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением герба Республики Узбекистан и полным наименованием Департамента.



V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА И ЕГО

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ


14. Департамент и его территориальные подразделения в соответствии с возложенными на них задачами и выполняемыми функциями имеют право:

доступа в установленном законом порядке к средствам телекоммуникации и компьютерным базам данных подразделений органов государственной налоговой службы, а также к документам налогоплательщиков в случаях выявления фактов искажения учета и отчетности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет:

осуществлять в установленном законом порядке повторные проверки при наличии достоверных данных об укрытии правонарушений сотрудниками налоговых и других органов;

осуществлять доследственные проверки по делам о налоговых преступлениях;

приглашать граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения объяснений, справок, сведений по вопросам, относящимся к компетенции подразделений Департамента;

проверять в установленном порядке у граждан и должностных лиц необходимые документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления в налоговой сфере;

истребовать от министерств, ведомств, банков, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на Департамент обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная Департаментом информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;

обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и места хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения и форм собственности, проводить контрольные обмеры выполненных работ и оказанных услуг, инвентаризацию товарно-материальных ценностей;

привлекать в установленном порядке специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ;

изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы для проведения анализов, исследований и экспертиз.

Кроме того, в соответствии с законодательством Департамент и его территориальные подразделения имеют право получать от;

юридических и физических лиц касающиеся их деятельности сведения, справки, документы и копии с них;

банковских и иных кредитно-финансовых учреждений сведения об операциях, совершенных на расчетных и иных счетах хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков);

таможенных органов и МВЭС сведения об исполнении импортно-экспортных операций и другую информацию о хозяйствующих субъектах (налогоплательщиках).


15. Секретно.


16. Сотрудникам Департамента предоставляются и другие права, установленные законодательством Республики Узбекистан.


17. Сотрудники Департамента обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей. В случае разглашения тайны сотрудник несет ответственность в установленном законом порядке.


18. Департамент в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет оперативный контроль за деятельностью своих территориальных подразделений по всему спектру их деятельности.


19. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры обеспечивают контроль за деятельностью подразделений Департамента и его территориальных подразделений по соблюдению ими установленного порядка учета, регистрации и рассмотрения поступающих сообщений и заявлений, проведения проверок, дознания и связанных с ними процессуальных действий, законностью принимаемых решений по материалам проверок исполнения налогового законодательства и другим вопросам, отнесенным к полномочиям прокурора.



VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ


20. Преемственность и последовательность процессуальных действий по выявлению и пресечению налоговых преступлений от возбуждения уголовного дела до рассмотрения его в суде обеспечивается в результате тесного взаимодействия и координации действий Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры всех уровней, которые расследуют уголовные дела по преступлениям в экономической и налоговой сфере, поддерживают по ним государственное обвинение в суде.


21. На Прокуратуру Республики Узбекистан и ее органы на местах возлагаются;

в первую очередь, вопросы своевременного расследования уголовных дел по фактам экономических и налоговых преступлений, их скорейшей передачи с суд, имея в виду максимальное сокращение сроков рассмотрения уголовного дела с момента его возбуждения и до принятия решения судом;

общий надзор за соблюдением законности и норм уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданско-процессуального кодексов, иных нормативно-правовых актов в ходе осуществления борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.


22. Департамент в сроки, установленные Генеральным прокурором Республики Узбекистан, обеспечивает предоставление отчетных, информационных и учетно-аналитических данных о работе Департамента и его территориальных подразделений и о состоянии законности в налоговой сфере.


23. Текущее и перспективное планирование мероприятий Департамента, осуществляемое на основе данных о состоянии законности в сферах налогообложения и платежей в бюджет, осуществляется по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан.


24. Приказы и указания Генерального прокурора, принятые в пределах его компетенции, а также решения  коллегии Прокуратуры Республики Узбекистан по вопросам организации деятельности Департамента и его территориальных подразделений подлежат безусловному исполнению всеми сотрудниками Департамента и его территориальных подразделений.


25. Порядок взаимодействия Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры при осуществлении совместных мероприятий по укреплению законности в налоговой и бюджетных сферах, обеспечению принципа неотвратимости наказания за укрытие доходов и объектов налогообложения от учета, уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет утверждается Генеральным прокурором Республики Узбекистан.



VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ


26. Департамент взаимодействует с органами государственной налоговой службы по следующим направлениям:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, организация проведений соответствующих ревизий согласно ежемесячным, ежеквартальным и годовым мероприятиям по профилактике;

содействие государственным налоговым инспекциям в выполнении прогнозных показателей, взыскании недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;

проведение совместных рейдов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений;

обмен оперативно значимой информацией.


27. Взаимодействие осуществляется и по другим направлениям в установленном порядке с учетом задач, функции и обязанностей Департамента.



VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ


28. Начальник Департамента по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан, в рамках осуществляемой прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по укреплению законности и борьбе с преступностью:

осуществляет взаимодействие с соответствующими службами других правоохранительных органов, разрабатывает и реализует долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми преступлениями;

обеспечивает взаимодействие с другими подразделениями прокуратуры по всему спектру вопросов с тем, чтобы процессуально содействовать расследованию возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям;

во взаимодействии с органами прокуратуры осуществляет контроль по уголовным делам, возбужденным Департаментом и его территориальными подразделениями, с момента их возбуждения и проведения следственных действий до рассмотрения и принятия решения в судебных инстанциях;

осуществляет с органами внутренних дел мероприятия по обмену оперативной информацией, розыску и задержанию лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и совершивших налоговые преступления;

производит с правоохранительными органами взаимный обмен информацией о состоянии правонарушении в этой сфере.



IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ДЕПАРТАМЕНТА


29. Сотрудники Департамента за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.


30. Вопрос привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности регламентируется законодательством Республики Узбекистан и Положением о порядке прохождения службы в Департаменте по борьбе с налоговыми преступлениями.



X. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА


31. Департамент создается и упраздняется постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан.