Приказ исполняющего обязанности начальника Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре от 11.09.2014 г. N 20 "О внесении изменений и дополнений в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (Зарегистрирован МЮ 23.09.2014 г. N 2034-2)
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.09.2014 г.
N 2034-2
ПРИКАЗ
ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ
НАЧАЛЬНИКА ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ
С НАЛОГОВЫМИ, ВАЛЮТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
И ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
11.09.2014 г.
N 20
О внесении изменений и дополнений
в Правила внутреннего контроля по противодействию
легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма
для лиц, осуществляющих операции
с драгоценными металлами
и драгоценными камнями
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 43, ст. 451) и постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2006 года N ПП-331 "О мерах по усилению борьбы с преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 18, ст. 147) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести изменения и дополнения в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденные приказом начальника Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 13 октября 2009 года N 36 (рег. N 2034 от 3 ноября 2009 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., N 45, ст. 492), согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
И. о. начальника Департамента
по борьбе с налоговыми, валютными
преступлениями и легализацией
преступных доходов
при Генеральной прокуратуре Б. Зиляев
к Приказу
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в Правила внутреннего контроля
по противодействию легализации доходов, полученных
от преступной деятельности, и финансированию терроризма
для лиц, осуществляющих операции с драгоценными
металлами и драгоценными камнями
1. В пункте 1:
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма - государства и территории, определенные в официальных заявлениях Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма имеет стратегические недостатки;";
абзацы четвертый - двенадцатый считать соответственно абзацами пятым - тринадцатым;
дополнить абзацем тринадцатым следующего содержания:
"риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма;";
абзац тринадцатый считать абзацем четырнадцатым.
2. В пункте 2:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"определение и оценка рисков в сфере деятельности лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также мер по их снижению;";
абзацы второй, третий и четвертый считать соответственно абзацами третьим, четвертым и пятым.
3. В пункте 3:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"принятие соответствующих мер по выявлению, оценке и снижению рисков в рамках деятельности лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;";
абзацы второй - девятый считать соответственно абзацами третьим - десятым.
4. Абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма лицами, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями приказом руководителя назначается лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее - ответственное лицо)."
5. Пункт 7 дополнить абзацем следующего содержания:
"осуществляет мониторинг по организации системы внутреннего контроля и устранению недостатков, выявленных в деятельности лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в ходе проведения проверок Департаментом.";
6. В пункте 9:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"принимать соответствующие меры по выявлению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;";
абзацы второй - десятый считать соответственно абзацами третьим - одиннадцатым.
7. В пункте 11:
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"осуществлении разовых сделок, сумма которых превышает 300-кратный размер минимальной заработной платы;";
абзацы четвертый, пятый и шестой считать соответственно абзацами пятым, шестым и седьмым;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Меры надлежащей проверки клиентов должны проводиться как в отношении покупателя, так и продавца драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в отношении уже существующих клиентов.".
8. Дополнить пунктами 17-1 и 17-2 следующего содержания:
"17-1. Лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны принимать усиленные меры надлежащей проверки в случае, если одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне, а также отнесенное к категории высокого риска.
17-2. Усиленные меры по надлежащей проверке клиента включают:
получение дополнительной информации о клиенте (род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных, и т. д.) и более частое обновление данных по клиенту и бенефициарному собственнику;
получение от клиента информации об источниках его денежных средств или источниках финансового состояния;
получение информации о причинах запланированных или проведенных операций;
проведение усиленного мониторинга деловых отношений, путем увеличения количества и частоты проверок и выявления характера операций (сделок), которые требуют дополнительной проверки.".
9. Дополнить главой III-1 следующего содержания:
"III-1. Определение и оценка уровня риска
17-3. Лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должно принимать меры по определению, оценке и снижению уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма (далее - уровень риска).
Уровень риска определяется и оценивается ответственным лицом ежегодно на основании представленной клиентом информации с учетом видов операций, совершаемых клиентом, критериев, определенных настоящими Правилами, и результатов надлежащей проверки клиента и других необходимых сведений.
Результаты оценки рисков должны оформляться в письменном виде и представляться в Департамент.
17-4. К категории высокого уровня риска лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязано отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, и проявлять в отношении них повышенное внимание:
лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью, либо прямо или косвенно являющихся собственником или контролирующим организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;
лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне;
нерезиденты;
организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;
организации, реальным владельцем которых является лицо, указанное в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд);
иные лица, финансовые операции которых вызывают обоснованные подозрения ответственного лица.
17-5. По мере изменения характера проводимых клиентом операций лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, при необходимости должно пересматривать уровень риска работы с ним.
Лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должно уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели.
Информация о результатах осуществленных мер должна представляться руководству лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
17-6. Лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должно принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма. В этих целях лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями должно определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи:
с разработкой новых видов услуг и новой деловой практики;
с использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих видов услуг.
Такая оценка риска должна проводиться до запуска новых видов услуг, деловой практики либо использования новых или развивающихся технологий.
Лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями должно принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.".
10. В абзацах втором - седьмом пункта 18 цифру "1000" заменить цифрой "300";
11. Дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:
"20-1. Сообщению в Департамент подлежат также операции, если одной из ее сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.".
12. Дополнить пунктами 26-1 и 26-2 следующего содержания:
"26-1. В целях ограничения доступа ко всем документам (перепискам с Департаментом, в том числе бумажным и электронным копиям переданных сообщений, бумажным и электронным анкетам клиентов, журналам и др.), использованным в деятельности ответственного лица, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим лицом в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.
26-2. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным лицом вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.".
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
29 сентября 2014 г., N 39, ст. 494