Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Типовое положение о порядке проведения судебной экспертизы государственным судебно-экспертным учреждением или иным предприятием, учреждением, организацией (Приложение к Постановлению КМ РУз от 05.01.2011 г. N 5)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 05.01.2011 г. N 5



ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения судебной экспертизы

государственным судебно-экспертным учреждением

или иным предприятием, учреждением,

организацией


I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ


1. Настоящее Типовое положение в соответствии со статьей 32 Закона Республики Узбекистан "О судебной экспертизе" определяет порядок и условия производства судебных экспертиз (далее - экспертиза) государственным судебно-экспертным учреждением или иным предприятием, учреждением, организацией (далее - экспертное учреждение).


2. Экспертизы в экспертном учреждении проводятся на основании постановления должностного лица, органов осуществляющие доследственную проверку, дознавателя, следователя, прокурора или судьи, определения суда по гражданскому, экономическому, уголовному делу (включая материалы доследственной проверки), делу об административном правонарушении.

3. Экспертизы проводятся государственным судебным экспертом, работником иной организации или другим физическим лицом (далее - эксперт).

Привлечение, без согласования с органом (лицом), назначившим экспертизу, иных лиц к производству экспертиз не допускается.

Права, обязанности и ответственность эксперта при производстве экспертиз определяются законодательством.


4. За нарушение порядка производства экспертизы и недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, не влекущим уголовной ответственности, эксперт привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.


5. Полномочия руководителя экспертного учреждения определяются законодательством.


6. Сроки производства экспертиз устанавливаются с учетом сложности и особенностей экспертизы в пределах 30 дней.

В случае, когда экспертиза не может быть выполнена в течение 30 дней, руководитель экспертного учреждения за 3 дня до истечения срока составляет обоснованное заключение и письменно уведомляет об этом орган (лицо), назначивший экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.


7. Сроки производства экспертизы исчисляются со дня, следующего за днем поступления материалов в экспертное учреждение, и истекают в день направления их руководителем экспертного учреждения органу (лицу), назначившему экспертизу.

Сроки производства экспертизы приостанавливаются на период:

удовлетворения ходатайства эксперта об устранении недостатков в материалах, представленных на экспертизу, или получения ответа об отказе в удовлетворении ходатайства;

согласования сроков производства экспертизы в случае невозможности ее выполнения в срок до 30 дней;

нахождения эксперта в служебной командировке в связи с выполнением другой экспертизы, в случае невозможности поручения ее выполнения другому эксперту;

временной нетрудоспособности эксперта в случае невозможности поручения ее выполнения другому эксперту.

Приостановление сроков производства экспертизы по основаниям, не предусмотренным законодательством и настоящим Типовым положением, не допускается.


8. Расходы, связанные с производством экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении по гражданским и хозяйственным делам (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), возлагаются на стороны по делу и подлежат оплате до начала производства экспертизы.

Размер оплаты расходов, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, определяется по тарифам, утверждаемым соответствующим государственным органом, в ведении которого находится государственное судебно-экспертное учреждение, по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Отсутствие оплаты расходов по производству экспертизы является основанием для возвращения материалов без производства экспертизы.


9. Проведение экспертиз в экспертном учреждении организуется в соответствии с регионами обслуживания, которые определяются соответствующим государственным органом, в ведении которого оно находится. Для органов (лиц), назначивших экспертизу и расположенных вне региона обслуживания экспертного учреждения, экспертиза в порядке исключения может быть произведена указанным учреждением в соответствии с законодательством.



II. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ,

НАПРАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА

ЭКСПЕРТИЗЫ


10. Экспертиза производится только по представлению органом (лицом), ее назначившим, материалов, оформленных в соответствии с процессуальным законом, настоящим Типовым положением, а также инструкциями о производстве отдельных видов судебных экспертиз.


11. На экспертизу должны быть представлены постановление (определение) о назначении экспертизы, объекты исследования и материалы дела, а равно документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые судебному эксперту для проведения исследований и дачи заключения. Не допускается представление факсимильных экземпляров и светокопий постановлений (определений) о назначении экспертиз.


12. Ответственность за достоверность представленных эксперту объектов исследования, сравнительных материалов, сведений несет орган (лицо), назначивший экспертизу.


13. В случае, если при одном постановлении (определении) о назначении экспертизы поступает большое количество объектов, руководитель экспертного учреждения может организовать проведение ряда раздельных экспертиз.


14. При поручении производства экспертизы двум и более экспертным учреждениям, в постановлении (определении) о назначении экспертизы указывается, экспертами каких специальностей должна проводиться данная экспертиза, на какое экспертное учреждение возлагается организация деятельности комиссии экспертов, и в какое экспертное учреждение направлены исследуемые объекты и иные материалы.

Постановление (определение) о назначении экспертизы направляется в каждое экспертное учреждение.


15. В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы в экспертное учреждение представляется заключение либо акт о невозможности дачи заключения предыдущей экспертизы со всеми приложениями (фототаблицы, экспериментальные материалы и др.).

В постановлении (определении) о назначении дополнительной или повторной экспертизы обязательно указываются мотивы и основания ее назначения.


16. В случае несоблюдения правил оформления материалов, направляемых на экспертизу, делающего невозможным ее производство, руководитель экспертного учреждения немедленно сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу.

Если орган (лицо), назначивший экспертизу, не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель экспертного учреждения по истечении 30 дней возвращает ему материалы без производства экспертизы.

Материалы, поступившие на повторную, а также комиссионную или комплексную экспертизу с нарушением процессуального порядка их оформления, в течение трех дней возвращаются органу (лицу), назначившему экспертизу.


17. Если производство назначенной экспертизы в экспертном учреждении не предусмотрено или экспертное учреждение не располагает соответствующими специалистами или оборудованием, руководитель экспертного учреждения в трехдневный срок возвращает материалы, представленные на экспертизу, органу (лицу), назначившему экспертизу, с указанием причин неисполнения постановления (определения) о назначении экспертизы.


18. В случае представления на экспертизу наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ, драгоценных металлов и камней, а также изделий из них, оружия и боевых припасов к нему, денежных знаков и других объектов высокой ценности или значимости, эксперт обязан в присутствии лица, доставившего указанные материалы на экспертизу, и одного из руководителей экспертного учреждения вскрыть упаковку, произвести взвешивание, пересчитывание предоставленных объектов, а также удостовериться в соответствии представленных номерных и иных объектов согласно текста постановления (определения) о назначении экспертизы. По результатам составляется акт, который подписывается лицами, присутствующими при обследовании объектов экспертизы.


III. ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗЫ

И ОФОРМЛЕНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ


19. Эксперт приступает к производству экспертизы с момента получения письменного поручения руководителя экспертного учреждения вместе с постановлением (определением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

При обнаружении нарушения порядка оформления материалов на экспертизу эксперт уведомляет об этом руководителя экспертного учреждения, который принимает меры, предусмотренные пунктом 16 настоящего Типового положения.


20. При неполноте представленных материалов эксперт вправе через руководителя экспертного учреждения заявить в письменной форме ходатайство органу (лицу), назначившему экспертизу, о представлении дополнительных материалов.

Дополнительные материалы представляются только органом (лицом), назначившим экспертизу.

При непоступлении дополнительных материалов в течение 30 дней, эксперт проводит исследование по имеющимся материалам.


21. Эксперт составляет мотивированный акт о невозможности дачи заключения на поставленные вопросы в случаях:

а) если поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний (компетенции) эксперта или для его разрешения не требуется специальных знаний либо вопрос носит правовой характер;

б) когда представленные объекты исследования либо материалы вследствие их неполноты или недоброкачественности непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены;

в) если состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы;

г) отсутствия условий, методических средств и оборудования, необходимых для проведения исследования и дачи заключения.

Акт о невозможности дачи заключения составляется в соответствии с пунктом 38 настоящего Типового положения.


22. Эксперт проводит исследование представленных ему объектов и материалов, руководствуясь знаниями в соответствующей области, объективно и всесторонне в строгом соответствии с требованиями процессуального закона.

Объекты (кроме живого человека) могут быть повреждены и израсходованы лишь в той мере, в какой это необходимо для проведения исследования и дачи заключения. В случаях, когда производство экспертизы требует повреждения (порчу) или расходование представленного на исследование объекта, на это должно быть получено письменное согласие органа (лица), назначившего экспертизу, за исключением случаев, когда особенности назначенной экспертизы предполагают повреждение (порчу) или расходование объекта.


23. При производстве экспертиз, по которым требуется проведение осмотра объектов исследования (за исключением объектов, представленных в экспертное учреждение), орган (лицо), назначивший экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования. Проведение осмотра организуется органом (лицом), назначившим экспертизу, проводится с обязательным его участием и оформляется соответствующим протоколом.


24. Лица, участвующие в деле, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, вправе присутствовать при проведении экспертизы. Их отсутствие, независимо от причины, не является основанием для приостановления производства экспертизы.


25. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями и несет за него ответственность.


26. При поручении производства экспертизы двум и более экспертам одной специальности (комиссионная экспертиза), каждый из экспертов, включенных в комиссию, проводит исследование в полном объеме. Комиссия экспертов дает общее заключение при условии согласия с ним каждого из экспертов, участвовавших в исследовании. Может быть дано также единое заключение, отражающее мнение части экспертов, участвовавших в комиссии. В случае разногласия каждый из экспертов составляет отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.


27. При назначении для производства экспертизы двух и более экспертов разных специальностей (комплексная экспертиза) каждый из экспертов проводит исследования и дает заключение в пределах своей компетенции. В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Эксперт подписывает ту часть заключения комплексной экспертизы, которая относится к его компетенции.

Общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании вывода (выводов). Если основанием окончательного вывода комиссии или ее части являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении. В случае разногласия каждый из экспертов составляет отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.


28. Если в постановлении (определении) о назначении экспертизы содержатся вопросы, относящиеся к предмету различных видов экспертиз, по каждому из них составляется отдельное заключение или акт о невозможности дачи заключения.


29. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов (заключительной).

Вводную часть заключения эксперта предваряет подписка эксперта о разъяснении ему прав и обязанностей эксперта и предупреждение его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, разглашение материалов дела, а также отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин.


30. Во вводной части заключения указываются сведения об основаниях производства экспертизы, органе (лице), назначившем экспертизу, эксперте (экспертах), проводивших исследование, вопросы, поставленные на разрешение экспертизы, материалы, представленные для проведения исследования, а также иные сведения, имеющие значение для производства экспертизы.


31. В исследовательской части заключения эксперта описывается процесс исследования по каждому вопросу, поставленному перед экспертом, и его результаты, дается научное объяснение установленных фактов.


32. Выводы эксперта излагаются в форме ответа на поставленные перед ним вопросы и должны быть изложены четким, ясным языком, не допускающим различных толкований.

В случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускаются ссылки на исследовательскую часть заключения.


33. В заключении эксперта могут быть указаны причины правонарушения и условия, которые способствовали его совершению, а также организационно-технические рекомендации по их устранению.


34. Заключение эксперта составляется в двух экземплярах, подписывается экспертом (экспертами), проводившим исследование, его (их) подпись удостоверяется печатью экспертного учреждения, после чего один экземпляр заключения направляется руководителем экспертного учреждения органу (лицу), назначившему экспертизу, а другой экземпляр заключения хранится в экспертном учреждении в течение 5 лет.


35. Если к заключению эксперта даются приложения в виде фототаблиц, диаграмм, чертежей и т. п., иллюстрирующие экспертное исследование и его результаты, они также подписываются экспертом (экспертами). Материалы, документирующие ход, условия и результаты экспертного исследования, сохраняются в экспертном учреждении вместе с экземпляром заключения эксперта. По требованию органа (лица), назначившего экспертизу, они представляются для приобщения к делу.


36. В случае, когда руководитель экспертного учреждения при рассмотрении заключения обнаружит неполноту исследования, нарушение методики производства экспертизы, которое могло привести к ошибочному выводу, или неправильное его оформление, заключение возвращается эксперту для внесения необходимых изменений и уточнений.

Если эксперт настаивает на правильности своего заключения, руководитель экспертного учреждения вправе поручить проведение исследования комиссии экспертов с участием первого эксперта, которые дают заключение в установленном порядке.


37. При производстве экспертизы в суде ее результаты оформляются по правилам, предусмотренным в пунктах 29-33 настоящего Типового положения.

Заключение эксперта составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых представляется суду, а другой - руководителю экспертного учреждения.


38. Акт о невозможности дачи заключения состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.

Во вводной части излагаются сведения применительно к перечню, указанному в пункте 30 настоящего Типового положения.

В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дачи заключения.

В заключительной части указывается на невозможность дачи заключения по каждому вопросу, поставленному перед экспертом.

Акт о невозможности дачи заключения составляется в двух экземплярах, подписывается экспертом, его подпись удостоверяется печатью экспертного учреждения, после чего один экземпляр направляется руководителем экспертного учреждения органу (лицу), назначившему экспертизу, а другой хранится в экспертном учреждении в течение 5 лет.

Если акт о невозможности дачи заключения составляется в стадии судебного разбирательства, он составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых представляется суду, а другой - руководителю экспертного учреждения.


39. Если по одним вопросам эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для составления акта о невозможности дачи заключения, то составляется единый документ - заключение эксперта.


40. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования, с соответствующими пометками эксперта подлежат возвращению по описи органу (лицу), назначившему экспертизу, вместе с заключением или актом о невозможности дачи заключения.


41. Заключение эксперта, предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования, и другие материалы выдаются нарочно лицу, назначившему экспертизу, или уполномоченному работнику органа, назначившего экспертизу, либо другому лицу по доверенности, выданной органом (лицом), назначившим экспертизу, или направляются по почте органу (лицу), назначившему экспертизу.

Не допускается выдача заключения эксперта, предметов и документов, бывших объектами экспертного исследования, и других материалов, представленных на экспертизу, по факсимильной или светокопии доверенности.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 1-2, ст. 7


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2011 г., N 1, ст. 2