Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указание по обеспечению законности при проведении проверок деятельности хозяйствующих субъектов (МЮ от 23.08.2001 г. N 01-01-28, Прокуратура от 24.08.2001 г., МВД от 25.08.2001 г., СНБ от 27.08.2001 г., ГНК от 27.08.2001 г. N 01-5771)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

Министру юстиции Республики

Каракалпакстан, начальникам управлений

юстиции областей и города Ташкента


Прокурорам Республики Каракалпакстан,

областей и приравненным к ним прокурорам


Министру внутренних дел Республики

Каракалпакстан, начальникам управлений

внутренних дел областей и города Ташкента


Председателю Службы национальной

безопасности Республики Каракалпакстан,

начальникам управлений Службы национальной

безопасности  областей и города Ташкента


Начальникам главных государственных

налоговых управлений Республики Каракалпакстан

и города Ташкента, начальникам государственных

налоговых управлений областей



УКАЗАНИЕ

по обеспечению законности при проведении проверок

деятельности хозяйствующих субъектов



Законами Республики Узбекистан от 24.12.98 г. "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов", от 25.05.2000 г. "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", Указом Президента Республики Узбекистан от 19.11.98 г. "Об упорядочении организации проверок хозяйствующих субъектов", принятыми на их основе другими нормативно-правовыми актами регламентирован порядок проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.

Должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, являясь представителями государственной власти, вправе в установленном порядке вызывать руководителей, должностных лиц хозяйствующих  субъектов  и предпринимателей  для  дачи объяснений, уточнения и конкретизации только по существу проверяемого или изучаемого вопроса.

Однако вопреки требованиям законодательства и, в частности, в целях уклонения от обязательного заполнения Книги регистрации   проверок,   в   ряде   случаев   работниками правоохранительных и контролирующих органов под видом вызова руководителей хозяйствующих субъектов и предпринимателей для дачи  объяснений  по  существу  проводятся  проверки  их деятельности.

Из   жалоб   предпринимателей   усматривается,   что, злоупотребляя  служебным  положением,  должностные  лица указанных органов нередко по нескольку часов необоснованно задерживают вызванных, ведут себя неуважительно и амбициозно, истребуют материалы, не относящиеся к изучаемому вопросу, а в некоторых случаях, отмечая какие-либо недостатки в деятельности хозяйствующих субъектов, занимаются вымогательством.

Подобные факты вызывают недовольство со стороны предпринимателей, порождают недоверие к правоохранительным и контролирующим   органам,   нарушают   гарантии   свободы предпринимательской   деятельности,   создают   определенные препятствия   в   деятельности   хозяйствующих субъектов, отрицательно сказываются на их деловой активности и явно не способствуют заинтересованности граждан в предпринимательстве.

В целях недопущения грубого нарушения законодательства, искоренения  изложенных  выше  фактов  установить,  что основаниями для вызова руководителей и должностных лиц хозяйствующих субъектов или предпринимателей в правоохранительные и контролирующие органы являются:

- письменные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов, преступлениях либо иных противоправных действиях, ущемляющих права граждан и интересы государства;

- сообщения средств массовой информации;

- данные контролирующих органов о нарушениях законности в деятельности конкретно обозначенного хозяйствующего субъекта.

Приглашение-вызов руководителя хозяйствующего субъекта или  предпринимателя  направляется  в  письменном  виде. Приглашаемые  лица  заранее  уведомляются  о  характере предстоящей беседы или разбирательства по конкретному вопросу.

Истребование необходимых для изучения документов, затрагивающих деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляется путем направления в их адрес письменных требований за подписью руководителей правоохранительных и контролирующих органов и их структурных подразделении, которым такое право предоставлено законом. Направляемые требования должны содержать конкретный перечень документов и цели их истребования, что не должно являться по сути проверкой деятельности хозяйствующих субъектов.

Если в ходе беседы, рассмотрения и изучения представленных сведений возникает необходимость проведения проверки деятельности хозяйствующих субъектов, руководители правоохранительных и контролирующих органов согласовывают ее проведение с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов в порядке, установленном законом.

В  процессе  приглашения,  рассмотрения  и  изучения материалов и сведений с участием руководителей, должностных лиц хозяйствующих субъектов или предпринимателей им в письменной форме разъясняются права и порядок обжалования решений и действий проверяющих.

Руководители хозяйствующих субъектов, предприниматели в соответствии со статьей 16 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" вправе не выполнять требования соответствующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки. Незаконные действия должностных лиц хозяйствующие субъекты вправе обжаловать вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд.

В случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела все действия, включая вызов руководителей хозяйствующих субъектов,   предпринимателя,   изъятие  у  них  финансово-бухгалтерских,    учетно-отчетных    и    иных    документов, осуществляются в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан.

При проведении всех проверочных действий сотрудники правоохранительных органов обязаны неукоснительно соблюдать принципы уважения чести и достоинства личности, охраны прав и интересов граждан и хозяйствующих субъектов в строгом соответствии со статьями 17, 18, 22 и 88 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

За нарушение требований законодательства и допущение изложенных выше фактов работники правоохранительных и контролирующих органов привлекаются к установленной законом ответственности, вплоть до уголовной.

Вред, причиненный субъектам предпринимательской деятельности незаконными действиями должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в полном объеме, включая упущенную выгоду.

За обеспечение требований законодательства, регламентирующего порядок проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов, и настоящего Указания руководители территориальных правоохранительных и контролирующих органов несут персональную ответственность.




Министр юстиции

Республики Узбекистан                                  А.А. Палван-заде


23.08.2001 г.



Генеральный прокурор

Республики Узбекистан                                  Р.Х. Кадыров


24.08.2001 г.



Министр внутренних дел

Республики Узбекистан                                 З.А. Алматов


25.08.2001 г.



Председатель

Службы национальной безопасности

Республики Узбекистан                                   Р.Р. Иноятов


27.08.2001 г.



Председатель

Государственного налогового комитета

Республики Узбекистан                                   Б.А. Ходжаев


27.08.2001 г.