Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 10.07.2004 г. N 323)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 10.07.2004 г. N 323

ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной инспекции Республики

Узбекистан по надзору за безопасным ведением

работ в промышленности, горном деле

и коммунально-бытовом секторе


    

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе (Государственная инспекция "Саноатконтехназорат") является органом государственного управления, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, осуществляющим государственный надзор за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами на территории республики требований законодательства и нормативных технических документов по промышленной и радиационной безопасности, пользования и охраны недр, а также другие меры государственного регулирования в установленном порядке.

Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе (далее - Государственная инспекция) в своей деятельности подотчетна Кабинету Министров Республики Узбекистан.


2. Государственная инспекция, ее региональные инспекции и подведомственные организации образуют единую систему органов государственного управления Республики Узбекистан в области промышленной безопасности.

Региональные инспекции независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Государственной инспекции.


3. Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.


4. Решения Государственной инспекции, принятые в пределах своей компетенции по вопросам промышленной и радиационной безопасности поднадзорных объектов, а также использованию и охране недр, являются обязательными для выполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.

5. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, правоохранительными органами, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями, взаимодействует и сотрудничает с государственными органами надзора других государств на основе международных соглашений.


6. Финансирование деятельности Государственной инспекции и ее отраслевых, региональных инспекций осуществляется за счет средств государственного бюджета в пределах выделяемых Государственной инспекции ассигнований, обслуживаемых предприятий и подведомственных организаций Государственной инспекции, а также средств внебюджетного фонда и иных источников, не противоречащих действующему законодательству.


7. Государственная инспекция и ее подведомственные организации являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.



II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ


8. Основными задачами Государственной инспекции являются:

осуществление государственного надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства и нормативных технических документов в области промышленной и радиационной безопасности, по газоснабжению и эксплуатации, пользованию и охране недр, переработке и металлургическому переделу минерального сырья, геологоразведочным работам, а также геолого-маркшейдерскому обеспечению горных работ;

разработка и реализация профилактических мер в области обеспечения промышленной и радиационной безопасности, а также горного надзора;

осуществление надзора за обеспечением безопасности в системе газового хозяйства и газообеспечения многоквартирных жилых домов и коммунально-бытовых объектов республики;

участие в разработке научно-технических программ по вопросам промышленной и радиационной безопасности и охраны недр;

подготовка предложений по совершенствованию системы обеспечения промышленной и радиационной безопасности в соответствующих отраслях экономики;

оперативное и методическое руководство военизированной горноспасательной частью (ВГСЧ) Республики Узбекистан;

разработка и принятие в установленном порядке нормативно-правовых и нормативных технических документов по вопросам, входящим в свою компетенцию;

внедрение и обеспечение функционирования и развития систем экспертизы промышленной безопасности, подготовки и переподготовки специалистов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

установление порядка проведения экспертизы промышленной безопасности и требований к оформлению заключений экспертизы.

9. Для выполнения возложенных на нее задач Государственная инспекция осуществляет следующие функции:

определяет и утверждает по согласованию с соответствующими органами государственного и хозяйственного управления перечни производств (технологий), объектов, оборудования и хозяйствующих субъектов, располагающих потенциально опасными производственными и технологическими объектами;

рассматривает и согласовывает в установленном порядке проекты государственных стандартов и других нормативных документов, содержащих требования по безопасному ведению работ в промышленности, проектированию, изготовлению, устройству и эксплуатации оборудования, использованию и охране недр, переработке и металлургическому переделу минерального сырья, и утверждает правила и нормы по этим вопросам;

организует лицензирование отдельных видов деятельности в пределах своей компетенции;

выдает и аннулирует в установленном порядке разрешения на отдельные виды работ, входящие в свою компетенцию;

определяет технические требования (в части безопасности работ, охраны недр при эксплуатации месторождений полезных ископаемых и сохранения горных выработок, пригодных для использования в отраслях экономики), подлежащие выполнению пользователями недр при ликвидации и консервации предприятии, объектов по добыче полезных ископаемых;

предоставляет горноотводные акты для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

согласовывает списание с учета добывающих предприятий добытые и потерянные в процессе добычи запасы полезных ископаемых и выдает заключения на списание запасов, утративших промышленное значение или не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождений;

определяет наличие допущенных сверхнормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья;

согласовывает проекты геологоразведочных работ, технические проекты горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, планы горных работ в части технических решений по безопасности ведения работ при разведке и добыче полезных ископаемых, нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья;

утверждает и согласовывает перевод шахт (рудников), скважин в нефтегазовой отрасли из одной категории в другую;

согласовывает планы работ по ведению отдельных ответственных технологических этапов работ, технологических регламентов и т.д.;

регистрирует объекты газового надзора, паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы для пара и горячей воды и подъемные сооружения;

осуществляет инспектирование и мониторинг выполнения службами коммунально-бытовых предприятий нормативно-правовых и нормативных технических документов в области обеспечения промышленной безопасности в системе газового хозяйства жилых домов и коммунально-бытовых объектов;

назначает представителей для участия в составе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию поднадзорных предприятий и объектов, осуществляет контроль за соблюдением правил приемки в эксплуатацию этих объектов;

участвует в формировании и согласовании программ научных исследований и по подготовке специалистов по вопросам безопасности труда и охраны недр в соответствующих учебных заведениях;

устанавливает порядок подготовки и аттестации работников опасных производственных объектов в области промышленной и радиационной безопасности и охраны недр;

контролирует выполнение пользователями недр решений и заключений, принятых при утверждении запасов Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (ГКЗ Республики Узбекистан);

рассматривает и утверждает экспертное заключение о возможности применения иностранных технологий и оборудования в части промышленной безопасности и охраны недр на поднадзорных объектах;

осуществляет международное сотрудничество в области надзора за безопасным ведением работ в промышленности, горного надзора, атомной энергетики и научных исследований, в установленном порядке поддерживает связи с международными организациями, соответствующими органами надзора других стран по вопросам, входящим в компетенцию Государственной инспекции;

разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативно-правовые акты и нормативные технические документы по вопросам промышленной безопасности, аккредитации экспертных организаций в области промышленной безопасности и по другим вопросам, входящим в компетенцию Государственной инспекции;

в соответствии с законодательством выдает заключения и осуществляет надзор при транзите опасных грузов и взрывчатых веществ;

контролирует разработку и проведение мероприятий по предупреждению аварий и производственного травматизма на поднадзорных объектах и готовность предприятий, военизированной горноспасательной части, подразделений противофонтанной, газоспасательной и аварийно-диспетчерской служб к локализации и ликвидации возможных аварий и их последствий, а также согласовывает схемы дислокации указанных подразделений.

ведет учет опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;

проверяет готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

организует экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов;

осуществляет в установленном порядке аккредитацию экспертных организаций в области промышленной безопасности;

утверждает экспертные заключения по результатам экспертизы промышленной безопасности;

осуществляет мониторинг правильности разработки и представления деклараций промышленной безопасности;

контролирует проведение декларирования промышленной безопасности действующих и строящихся опасных производственных объектов;

выдает заключения при обязательном страховании ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте;

осуществляет координацию ведения государственного кадастра зон повышенной техногенной опасности;

пропагандирует безопасность труда и охрану недр, совершенствование надзорной деятельности, необходимость предупреждения аварийности и производственного травматизма.

10. Государственная инспекция осуществляет государственный надзор:

в угольной, горнорудной и нерудной, химической, металлургической, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных организациях, на магистральных нефте-, газо- и продуктопроводах, при использовании газа в производственном цикле, на взрыво-, пожароопасных объектах, по хранению и переработке зерна, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, на объектах повышенной опасности в строительстве и других отраслях, имеющих взрыво-, пожароопасные объекты;

при производстве, хранении, использовании и учете промышленных взрывчатых веществ и средств взрываний;

при проектировании, строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, систем газоснабжения городов и населенных пунктов, особенно многоквартирных жилых домов, а также объектов, связанных с транспортированием, хранением и использованием нефтепродуктов, природного и сжиженного (пропан-бутан) газов;

при поиске, бурении скважин на нефть и газ, их испытании и подготовке к эксплуатации;

при строительстве, реконструкции, эксплуатации и ремонте взрыво- и пожароопасных поднадзорных производств и объектов;

при пользовании и охране недр;

при транспортировании, хранении, использовании, захоронении, добыче, переработке и учете радиоактивных материалов и руд (по компетенции), изделий, содержащих источники ионизирующих излучений, эксплуатации ядерных объектов и других объектов, использующих или получающих источники ионизирующих излучений;

при разработке, проектировании, изготовлении, монтаже, ремонте и эксплуатации подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, а также других поднадзорных объектов;

при транзитной перевозке опасных грузов и взрывчатых веществ в соответствии со своей компетенцией.

Государственная инспекция решает возложенные на нее задачи и функции непосредственно, а также через свои региональные инспекции и подведомственные организации.



III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ


11. Для выполнения возложенных на нее задач и функций Государственная инспекция имеет право:

проводить в установленном законодательством порядке обследования предприятий и объектов по вопросам, относящимся к своей компетенции;

давать руководителям поднадзорных предприятий и организаций, а также органам государственного и хозяйственного управления, имеющим поднадзорные Государственной инспекции объекты, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной и радиационной безопасности и охраны недр;

в установленном порядке приостанавливать работы, которые ведутся с нарушениями требований промышленной и радиационной безопасности и охраны недр, а также выводить людей с рабочих мест при создании угрозы для их жизни или возникновения аварии, опечатывать места работ или оборудование;

привлекать в установленном законодательством порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение требований промышленной и радиационной безопасности и охраны недр в пределах своей компетенции;

организовывать курсы по подготовке персонала для поднадзорных производств, а также курсы по подготовке специалистов на право ответственного ведения горных и взрывных работ, принимать экзамены и выдавать соответствующие удостоверения лицам, подготавливаемым для выполнения особо опасных работ;

проводить проверку знания правил и норм безопасности, технологических регламентов специалистами и инструкций по охране труда рабочими на поднадзорных объектах, участвовать в проверке знаний правил и норм безопасности и охраны недр у руководителей и специалистов поднадзорных предприятий, в том числе осуществляющих подготовку и переподготовку в области промышленной безопасности в установленном порядке;

заслушивать руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, по вопросам, входящим в компетенцию Государственной инспекции;

аннулировать и приостанавливать действие аттестата аккредитации на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

признавать в установленном порядке недействительными подготовленные с нарушениями законодательства заключения экспертизы промышленной безопасности;

аннулировать или приостанавливать в установленном порядке действие удостоверения эксперта в области промышленной безопасности в случае нарушения требований законодательства по проведению экспертизы и аккредитации;

проводить инспекционный контроль деятельности аккредитованных организаций по экспертизе промышленной безопасности, осуществлять координацию их деятельности;

вносить представления руководителям поднадзорных предприятий и государственных органов управления об освобождении в установленном порядке от занимаемой должности или о лишении на срок до одного года права технического руководства работами лиц, нарушающих требования правил, инструкций и другой нормативной технической документации в области промышленной и радиационной безопасности и охраны недр;

передавать материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;

проводить в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма, утрат взрывчатых материалов и принимать по результатам расследования обязательные для выполнения решения по вопросам, отнесенным к своей компетенции;

назначать в случае необходимости проведение предприятиями и организациями контрольных испытаний оборудования и материалов, анализов рабочей и окружающей природной среды, независимой экспертизы проектных и проектно-конструкторских решений;

проверять на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие требованиям промышленной безопасности оборудования для поднадзорных отраслей промышленности, приостанавливать выпуск и запрещать применение в случае несоответствия его требованиям стандартов, правил и норм безопасности и утвержденным проектным решениям;

получать в установленном порядке от министерств, ведомств, других органов государственного управления, предприятий всех форм собственности необходимую информацию по вопросам, относящимся к своей компетенции;

проверять наличие у должностных лиц и граждан соответствующих документов, дающих право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специально установленных требований для работ, связанных с повышенной опасностью;

осуществлять оперативное и методическое руководство региональными инспекциями, финансируемыми за счет обслуживаемых предприятий;

привлекать на договорной основе по согласованию с министерствами, ведомствами и предприятиями их специалистов для проведения независимых экспертиз и разработок, связанных с безопасностью производств, объектов и работ и охраной недр.

Государственная инспекция может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


12. При выполнении инспекторами Государственной инспекции своих обязанностей поднадзорные предприятия обеспечивают их служебными помещениями, средствами связи, дежурной спецодеждой и защитными средствами, транспортом, а постоянно прикрепленным к ним инспекторам региональных инспекций оказывают также содействие в выделении ведомственной жилой площади с коммунальными услугами и телефонной связью, предоставляют места в ведомственных детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, решают вопросы медицинского обслуживания и социально-бытового обеспечения.


13. Государственная инспекция несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на нее задач и функций.


14. Должностные лица Государственной инспекции и ее региональных инспекций за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ


15. Государственную инспекцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

Начальник Государственной инспекции имеет заместителя, назначаемого и освобождаемого от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан в установленном порядке.

Начальник по статусу приравняется к министру Республики Узбекистан, а заместитель - соответственно к заместителю министра.


16. Начальник Государственной инспекции:

осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Государственной инспекции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Государственную инспекцию задач и функций;

вносит при необходимости изменения в структуру, утверждает штатное расписание и смету расходов аппарата управления Государственной инспекции в пределах установленной общей численности;

утверждает в установленном порядке положения о структурных подразделениях и региональных инспекциях Государственной инспекции, положения (уставы) подведомственных организаций, кроме положения о военизированной горноспасательной части Государственной инспекции;

в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата управления Государственной инспекции и руководителей подведомственных организаций;

организует контроль за работой штаба Военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по обеспечению готовности военизированной горноспасательной части к спасению людей, застигнутых авариями, локализации и ликвидации последствий возникающих аварий и выполнению аварийно-технических работ на предприятиях.

Начальник осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.


17. Отраслевые и региональные инспекции осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Государственной инспекцией.


18. Для координации работ, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, при Государственной инспекции образуется Межведомственный совет по промышленной безопасности, возглавляемый начальником Государственной инспекции. Персональный состав Межведомственного совета по промышленной безопасности и положение о нем утверждаются начальником Государственной инспекции по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

19. В Государственной инспекции образуется коллегия в составе начальника (председатель коллегии), его заместителя (по должности), а также руководителей структурных подразделений Государственной инспекции, координирующих основные направления ее деятельности.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению начальника Государственной инспекции.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:

подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Государственной инспекции, определенных в настоящем Положении, по дальнейшему обеспечению государственного надзора за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами на территории республики требований законодательства и нормативных технических документов по промышленной и радиационной безопасности, пользования и охраны недр, а также разработке и реализации профилактических мер в области обеспечения промышленной и радиационной безопасности, а также горного надзора;

подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе;

укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Государственной инспекции за обеспечение своевременной и качественной их реализации.

Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Государственной инспекции.

На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Государственной инспекции.

Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.

Решения коллегии реализуются приказами начальника. В случае разногласий между начальником и членами коллегии начальник самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.

20. Инспекторскому составу и работникам органов Государственной инспекции выдается в установленном порядке форменная одежда со знаками различия и удостоверения единого образца.


21. Реорганизация и ликвидация Государственной инспекции осуществляются в порядке, установленном законодательством.