Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Типовое положение об отделах государственной регистрации субъектов предпринимательства (Утверждено Приказом министра юстиции от 24.09.2001 г. N 165-мх, зарегистрированным МЮ 24.09.2001 г. N 1069)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом министра юстиции

от 24.09.2001 г. N 165-мх,

зарегистрированным МЮ

24.09.2001 г. N 1069

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об отделах государственной регистрации

субъектов предпринимательства


Настоящее Типовое положение об отделе государственной регистрации субъектов предпринимательства (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан “О государственной власти на местах”, “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности” и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2001 года N 347 “О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства”.

Типовое положение регламентирует единый порядок деятельности отделов государственной регистрации субъектов предпринимательства и является обязательным для исполнения Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента и районными (городскими) хокимиятами.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. При хокимиятах районов (городов) создаются отделы государственной регистрации субъектов предпринимательства (далее - Отдел), которые подотчетны хокимам соответствующих районов (городов).

Отдел входит в структуру хокимията района (города) и не является юридическим лицом‚ не имеет в собственности‚ хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество‚ не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и вступать от своего имени в гражданско-правовые отношения с другими лицами.


2. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и настоящим Типовым положением‚ а также Положением о районном (городском) отделе государственной регистрации субъектов предпринимательства‚ утверждаемым хокимом соответствующего района (города) на основании настоящего Типового положения.


3. К субъектам, регистрируемым в хокимиятах районов (городов), относятся все субъекты предпринимательства, включая предприятия с участием иностранного капитала, за исключением тех, государственная регистрация которых осуществляется в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан и управлениях юстиции областей.


4. Отдел возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности хокимом района (города). Сотрудники Отдела также назначаются и освобождаются от должности хокимом района (города).

Начальник и сотрудники Отдела являются государственными служащими.


5. Должностная инструкция сотрудников Отдела утверждается хокимом района (города)‚ в которой в обязательном порядке определяются функции‚ обязанности и персональная ответственность каждого сотрудника Отдела. При этом начальник Отдела несет персональную ответственность за эффективную организацию работы Отдела.


6. Отдел финансируется за счет части средств, поступающих от сборов за государственную регистрацию. В этих целях регистрационные сборы поступают в соответствующий местный бюджет района (города) и аккумулируются на специальном субсчете соответствующего районного (городского) хокимията.


7. Часть средств, поступивших на специальный субсчет, используется для покрытия материальных затрат‚ связанных с осуществлением государственной регистрации и постановкой на учет субъектов предпринимательства, формирования фонда оплаты труда Отдела, а также на другие цели по финансированию Отдела для осуществления возложенных на него задач.

Использование средств для указанных целей осуществляется финансово-хозяйственным подразделением соответствующего районного (городского) хокимията в общеустановленном порядке.


8. Штатное расписание Отдела утверждается хокимом соответствующего района (города) в пределах от 1 до 3 штатных единиц в зависимости от объема работы Отдела.

Штатное расписание Отдела регистрируется в финансовых органах в установленном порядке отдельно от штатного расписания хокимията района (города).


9. Не допускается создание дополнительных, отличных от Отдела структур по регистрации субъектов предпринимательства.



II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОТДЕЛА


10. Задачами Отдела являются:

а) осуществление в установленном порядке государственной регистрации (в том числе изменений и дополнений) и постановки на учет субъектов предпринимательства;

б) взаимодействие с территориальными налоговыми, статистическими органами, дорожным фондом, отделами по труду, занятости и социальной защите населения, отделами социального обеспечения‚ органами внутренних дел, территориальными палатами товаропроизводителей и предпринимателей, центрами государственного санэпидемнадзора и службами пожарной безопасности;

в) ведение государственного реестра субъектов предпринимательства;

г) обеспечение упрощенной и ускоренной процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства по принципу “в одно окно” с одновременной их постановкой на учет в соответствующих органах.


11. В целях выполнения возложенных задач Отдел осуществляет следующие функции:

а) прием и экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию (в том числе на государственную регистрацию изменений и дополнений учредительных документов), а также для исключения из государственного реестра в связи с ликвидацией;

б) подготовка решения хокима района (города) о государственной регистрации субъекта предпринимательства;

в) ведение государственного реестра субъектов предпринимательства;

г) организация постановки на учет субъектов предпринимательства в налоговых и статистических органах, дорожном фонде, в отделе по труду, занятости и социальной защите населения и получение разрешения органов внутренних дел на изготовление печати и штампа;

д) выдача субъектам предпринимательства свидетельства о государственной регистрации с указанием присвоенных статистических кодов и идентификационного номера налогоплательщика, а также разрешения органов внутренних дел на изготовление печати и штампа;

е) уведомление территориальных палат товаропроизводителей и предпринимателей, центров государственного санэпидемнадзора и служб пожарной безопасности о регистрации новых субъектов предпринимательства;

ж) осуществление ежеквартальной сверки с налоговыми и статистическими органами количества зарегистрированных и находящихся на учете зарегистрированных субъектов предпринимательства;

з) осуществление других функций, связанных с государственной регистрацией субъектов предпринимательства.


12. Не допускается возложение на отдел функций‚ не связанных с осуществлением государственной регистрации и ведением государственного реестра субъектов предпринимательства.



III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА


13. Прием документов для государственной регистрации субъектов предпринимательства осуществляется в явочном порядке или по почте (для индивидуальных предпринимателей или дехканских хозяйств без образования юридического лица - только в явочном порядке) строго в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2001 года N 347.

Запрещается запрос и прием дополнительных документов и справок, не предусмотренных вышеуказанным Положением.

Кроме того, не допускается требование об оплате расходов по государственной регистрации субъектов предпринимательства, а также других расходов, связанных с ней.


14. Свидетельство о фирменном наименовании‚ которое представляется для государственной регистрации юридических лиц‚ выдается районными (городскими) органами статистики (далее - уполномоченный орган).

Для получения свидетельства о фирменном наименовании лицо представляет в уполномоченный орган только заявление с указанием предполагаемого фирменного наименования (фирменных наименований). Последний проверяет наличие (отсутствие) по республике другого юридического лица с аналогичным наименованием либо похожим настолько‚ что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.

При установлении наличия юридического лица с аналогичным (схожим) фирменным наименованием уполномоченный орган выдает письменную информацию о наличии аналогичного фирменного наименования.

В случае отсутствия юридического лица с аналогичным (схожим) фирменным наименованием уполномоченный орган выдает свидетельство о фирменном наименовании, которое действует в течение двух месяцев со дня его выдачи. В свидетельстве о фирменном наименовании в обязательном порядке указывается фамилия, имя и отчество заявителя, запись об отсутствии в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) аналогичного (схожего) фирменного наименования, а также дата его выдачи и срок действия.

Срок рассмотрения заявления и выдачи свидетельства о фирменном наименовании или информации о наличии аналогичного (схожего) фирменного наименования не должен превышать трех рабочих дней.

Свидетельство о фирменном наименовании, выдаваемое уполномоченным органом, не является документом‚ подтверждающим право его предъявившего на пользование данным наименованием.

Свидетельство о фирменном наименовании выдается для представления его в регистрирующий орган для государственной регистрации субъекта предпринимательства и является документом‚ подтверждающим отсутствие в республике другого юридического лица с аналогичным (схожим) наименованием. Свидетельство о фирменном наименовании в течение двух месяцев должно быть представлено в регистрирующий орган, в противном случае оно утрачивает юридическую силу.

В соответствии со статьей 1098 Гражданского кодекса Республики Узбекистан фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения его в соответствующий государственный реестр юридических лиц.


15. Поступившее заявление о государственной регистрации (далее заявление) и приложенные к нему документы для государственной регистрации принимаются канцелярией хокимията. При этом сотрудник канцелярии расписывается во втором экземпляре заявления с перечислением принятых документов и с указанием своей фамилии, имени и отчества, а также даты их принятия.

Сотрудник канцелярии обязан принимать документы, представляемые заявителем, в течение полного рабочего дня. Запрещается при приеме документов экспертиза или иная проверка представленных документов (за исключением случаев, когда сверяются паспортные данные со сведениями, приведенными в заявлении о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или дехканского хозяйства без образования юридического лица)‚ а также отказ в приеме документов из-за отсутствия (недостаточности) документов или по другим причинам.


16. Заявление регистрируется в книге регистрации входящих документов (она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена гербовой печатью соответствующего хокимията)‚ которая ведется канцелярией, и проставляется регистрационный штамп.

Допускается ведение в канцелярии отдельной книги по заявлениям о государственной регистрации субъектов предпринимательства (в том числе о внесении изменений и дополнений‚ исключении из государственного реестра).

Не допускается прием заявления в хокимияте без его регистрации в канцелярии.

При наличии компьютера и соответственного программного обеспечения в канцелярии допускается дополнительный учет поступивших заявлений в компьютере.


17. После регистрации заявления и приложенных к нему документов в книге канцелярия в течение двух часов передает их в Отдел для рассмотрения в установленном порядке.


18. После поступления заявления и документов Отдел в установленном порядке проводит экспертизу представленных документов и готовит проект решения хокима района (города)‚ которое принимается не позднее 3 рабочих дней с даты регистрации заявления в канцелярии - по индивидуальным предпринимателям и дехканским хозяйствам без образования юридического лица и не позднее 7 рабочих дней с даты регистрации заявления - по субъектам предпринимательства с образованием юридического лица, либо готовит мотивированное письмо об отказе в государственной регистрации‚ которое подписывается курирующим заместителем хокима района (города) и направляется заявителю в течение вышеуказанных сроков соответственно.


19. С согласия заявителя допускаются исправления и доработка в рабочем порядке недостатков‚ выявленных в ходе проведения экспертизы. При этом срок исправления и доработки не должен превышать сроки, установленные пунктом 18 настоящего Типового положения.


20. В течение одного дня со дня государственной регистрации Отдел официально представляет по месту расположения субъекта предпринимательства сведения о нем из государственного реестра:

- по юридическим лицам - в статистический, налоговый органы и органы внутренних дел с приложением эскизов печати и штампа в трех экземплярах;

- по индивидуальным предпринимателям и дехканским хозяйствам без образования юридического лица - в налоговый орган и органы внутренних дел с приложением эскизов печати и штампа в трех экземплярах.


21. В двухдневный срок после получения от статистических органов информации о присвоенных кодах, а от налоговых органов - ИНН, а также от органов внутренних дел разрешения на изготовление печати и штампа с двумя экземплярами эскиза:

- выдает субъектам предпринимательства - юридическим лицам - “Свидетельство о государственной регистрации юридического лица” по форме, установленной законодательством‚ и учредительные документы с отметкой “зарегистрировано”, а также разрешение на изготовление печати и штампа с эскизом;

- выдает индивидуальному предпринимателю и дехканскому хозяйству без образования юридического лица - “Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (дехканского хозяйства без образования юридического лица)” по форме, установленной законодательством‚ а также разрешение на изготовление печати и штампа с эскизом;

- направляет соответствующим территориальному дорожному фонду, районному (городскому) отделу по труду, занятости и социальной защите населения или районному (городскому) отделу социального обеспечения полную выписку из государственного реестра по зарегистрированному субъекту предпринимательства‚ которая является основанием для постановки субъекта предпринимательства на учет в указанных органах;

- направляет для сведения территориальным палатам товаропроизводителей и предпринимателей, центрам государственного санэпидемнадзора и службам пожарной безопасности по месту расположения субъектов предпринимательства выписку из реестра.


22. Общий срок регистрации субъекта предпринимательства с оформлением разрешения на изготовление печати и штампа в органах внутренних дел, постановки его на учет в соответствующих органах не может превышать для юридических лиц - 12 рабочих дней‚ для индивидуальных предпринимателей и дехканских хозяйств без образования юридического лица - 8 рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.


23. При отказе в государственной регистрации субъекту предпринимательства возвращаются все представленные документы, а также уплаченные им регистрационные сборы. При этом в копии сопроводительного письма (письма об отказе) делается запись заявителя о получении письма с указанием даты получения (при нарочном получении) или прилагается квитанция отделения почтовой связи (при отправлении по почте). К копии письма также прилагается документ, подтверждающий возврат заявителю регистрационного сбора.

В случае, если заявитель изъявляет желание повторно сдать документы для государственной регистрации, регистрационный сбор может не возвращаться, о чем заявителем делается соответствующая запись в копии сопроводительного письма (письма об отказе). При повторной сдаче документов заявитель вправе повторно представлять документы, по которым ранее не были замечания, и являются действительными на момент повторной сдачи документов.


24. В Отделе ведутся следующие Государственные реестры субъектов предпринимательства:

а) Государственный реестр юридических лиц;

б) Государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

в) Государственный реестр дехканских хозяйств без образования юридического лица.


25. Государственные реестры являются официальными документами. Реестры должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены гербовой печатью соответствующего хокимията. Данные о государственной регистрации вносятся в реестры по формам, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2001 года N 347.

При наличии компьютеров и соответствующего программного обеспечения допускается дополнительное ведение электронной базы данных о зарегистрированных субъектах предпринимательства.


26. Ведение государственного реестра включает в себя:

а) внесение записи в реестр в связи с регистрацией нового субъекта предпринимательства;

б) внесение соответствующей записи в реестр в связи с регистрацией изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица;

в) внесение соответствующей записи в реестр на основании письменного уведомления органов статистики о внесении изменений в ЕГРПО (в связи с изменением основного вида деятельности юридического лица и его среднегодовой численности занятых);

г) внесение соответствующей записи в реестр на основании письменного уведомления субъектов предпринимательства об изменении почтового адреса;

д) внесение соответствующей записи в реестр на основании письменного уведомления индивидуального предпринимателя об изменении места и вида деятельности‚ указанных в выданном ему свидетельстве о государственной регистрации;

е) внесение соответствующей записи в связи с ликвидацией субъекта предпринимательства;

ж) внесение записей в связи с изменением других сведений о субъекте предпринимательства‚ указанных в государственном реестре.


27. В случае внесения изменений в государственный реестр или исключения субъекта предпринимательства из государственного реестра Отдел направляет соответствующим органам выписку из государственного реестра.


28. В соответствии со статьей 44 Гражданского кодекса Республики Узбекистан государственный реестр субъектов предпринимательства является открытым для всеобщего ознакомления. Отдел обязан выдавать заинтересованным лицам информацию (выписку) из государственного реестра о субъектах предпринимательства.


29. Отдел ведет отдельную папку по каждому зарегистрированному субъекту предпринимательства, в которую подшиваются: копия решения хокима о государственной регистрации субъекта предпринимательства (оригинал и другие копии решения хокима хранятся в установленном порядке); копия Свидетельства о государственной регистрации; заявление и приложенные к нему документы; документы‚ связанные с регистрацией изменений и дополнений в учредительные документы и ликвидацией субъектов предпринимательства; письменные уведомления органов статистики о внесенных изменениях в ЕГРПО; письменные уведомления субъектов предпринимательства об изменении их почтового адреса и об изменении места и вида деятельности индивидуальных предпринимателей; другие документы, связанные с изменением иных сведений о субъекте предпринимательства‚ указанных в государственном реестре.

Папки хранятся в Отделе по реестровому номеру.


30. По другим документам (корреспонденциям), поступающим в Отдел, делопроизводство ведется в соответствии с номенклатурой, утвержденной хокимом в установленном порядке.


31. Категорически запрещается возложение на заявителя обязанностей Отдела.



IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ


32. В случае несогласия заявителя с решением регистрирующего органа‚ действиями (бездействиями) его должностных лиц или нарушения сроков регистрации он вправе в установленном порядке обратиться в суд.


33. За несвоевременное рассмотрение документов‚ необоснованное затягивание процедуры регистрации и за иные незаконные действия сотрудники Отдела несут ответственность в соответствии с законодательством.



"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2001 г., N 18