Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Правила работы коммерческих банков с несостоятельными субъектами хозяйствования (банкротами) (Зарегистрированы МЮ 14.06.1995 г. N 158, утверждены ЦБ 23.02.1995 г. N 112)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.06.1995 г.

N 158



УТВЕРЖДЕНЫ


ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.02.1995 г.

N 112




ПРАВИЛА

работы коммерческих банков с несостоятельными

субъектами хозяйствования (банкротами)



1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Настоящие  правила   разработаны  в   соответствии  с   Законами Республики  Узбекистан   "О  банках   и  банковской   деятельности",  "О банкротстве"   и   имеют   целью   конкретизировать   работу   банков  с несостоятельными хозяйствующими субъектами.

Под  банкротством  хозяйствующего  субъекта (фирмы, объединения, предприятия,   организации,    частного   предпринимателя)    понимается неспособность удовлетворить  требования кредитов,  включая неспособность обеспечить обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды,  в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.

Банкротом может  быть объявлено  юридическое и  физическое лицо, занимающееся   на   территории   Республики   Узбекистан   хозяйственной деятельностью  независимо  от   форм  собственности,  включая   субъекта хозяйствования других государств.

Не  может  быть  признано  банкротом  предприятие (организация), осуществляющие  свою  деятельность  за  счет  средств   государственного бюджета Республики Узбекистан.



2. РАБОТА БАНКА С ССУДОЗАЕМЩИКОМ

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ ЕГО

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ


При  возникновении  просроченной  задолженности  у  клиента банк должен  предъявить   ему  письменное   претензионное  требование   о  ее погашении.

Банк  вправе  ставить  вопрос  о  банкротстве клиента имеющего у него счет,  если последний  имеет просроченную  задолженность по  ссудам банка и  не обеспечивает  и заведомо  не способен  обеспечить выполнение письменного требования банка  по ликвидации просроченной задолженности в течение  трех  месяцев  с  момента  его  предъявления,  а также в случае превышения  долговых  обязательств  над  стоимостью  имущества  субъекта хозяйствования - ссудозаемщика.

Для  выяснения  дальнейшей  платежеспособности  клиента-должника банк совместно с собственником или его уполномоченным представителем  на основании  анализа  экономического  состояния  ссудозаемщика, определяет реальность погашения долгов.

Анализ   осуществляется   на   основе   бухгалтерского   баланса несостоятельного  должника,  производственной   программы,  списка   его кредиторов и дебиторов, другой  информации о финансовом и  имущественном положении ссудозаемщика.

В ходе анализа  финансового состояния несостоятельного  клиента, до  признания  его  банкротом,  банком  может  быть рассмотрен вопрос об отсрочке, рассрочке или  дисконтировании  долга. Отсрочка  или рассрочка погашения  ссуды  банка  может  быть  рассмотрена в увязке с оформлением залога в  размере неоплаченных  должником обязательств  по кредитам  или гарантии  (если  такое  не  было  оформлено  ранее) на оговоренную сумму неплатежа.

В  случае   наличия  у   клиента-неплательщика  картотеки   N  2 последний  может  также  представить  банку  информацию  об  официальной договоренности  с  кредиторами  об  отсрочке,  рассрочке   причитающихся платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности.

Вышеуказанная информация должна быть подтверждена документами  в виде:

-  протокольных  решений  между  хозяйствующими  субъектами   об отсрочке или рассрочке платежа;

- изменений к договорам;

- нотариально заверенных договоренностей;

-    другими     документами    предусмотренными     действующим законодательством Республики Узбекистан.

Документы  в  обязательном  порядке  должны  иметь подписи обеих сторон и скреплены печатями.

В  случае   участия  государства   в  имуществе   должника  банк официально  уведомляет   Госкомимущество,  его   территориальный   орган уполномоченный   управлять   имуществом,   о   финансовых   затруднениях ссудозаемщика  и  угрозе его банкротства,  если  в течении 15 дней после уведомления не будут приняты меры по нормализации финансового  состояния клиента, и не представлены  надлежащим образом оформленные гарантии,  то дело должно быть направлено в хозяйственный суд.



3. ОБЪЯВЛЕНИЕ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА


Если  по  несостоятельному  должнику,   в  ходе  анализа   будет установлено,  что  обязательства  не  будут  погашены  и нет возможности восстановить его  платежеспособность,  собственником  (предпринимателем) совместно с банком принимается решение добровольной ликвидации  субъекта хозяйствования-должника  и   об  официальном   объявлении  им   о  своем банкротстве,  с  извещением  об  этом  кредиторов,  вышестоящего органа, местного  органа  власти  и   управления,  в  котором   зарегистрировано предприятие (предприниматель),  учредителей (участников)  ссудозаемщика, Центрального банка Республики Узбекистан.

Указанное  решение утверждается собственником имущества субъекта хозяйствования-должника.

Объявление  о  добровольной  ликвидации  субъекта хозяйствования публикуется в официальной печати.

Добровольная     ликвидация     осуществляется     в     порядке, предусмотренном  Законами  Республики  Узбекистан  "О  предприятии" и "О банкротстве".

В  случае  несогласия  с  решением  о  добровольной   ликвидации субъекта  хозяйствования,  а  также  кого-либо  из  кредиторов   данного субъекта  хозяйствования,  в  том  числе  и  банка,  с  решением  о  его добровольной ликвидации возбуждается производство по делу о  банкротстве в хозяйственном суде.

Основанием для  возбуждения дела  о банкротстве  в хозяйственном суде является заявление должника, банка, кредиторов, а также прокурора.



4. САНАЦИЯ


Если  хозяйственным  судом  будет  вынесено решение о проведении санации несостоятельного должника путем оказания ему финансовой  помощи, то выполнение обязательств  перед кредиторами возлагается  на участников санации.

Участники  санации  обязаны  выполнить  принятые   обязательства перед кредиторами в  полном объеме и  несут за их  выполнение солидарную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное.

По  истечении   12  месяцев   с  начала   санации  должно   быть удовлетворено  не  менее   40  процентов  от   общей  суммы   требований кредиторов.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев.

Этот срок может быть продлен по ходатайству участников  санации, за исключением случаев санации  государственных предприятий, но не более чем на шесть месяцев.

В процессе проведения  санации банк-кредитор может  обратиться в хозяйственный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или  о действиях   участников   санации,   ведущих   к   ущемлению    интересов собственника   должника,   либо   кредиторов,   либо   членов  трудового коллектива субъекта хозяйствования-должника.

Санация может быть прекращена а связи:

- с окончанием установленного срока ее проведения;

- невыполнением  требований, предусмотренных  Законом Республики Узбекистан "О банкротстве";

- с установленной неэффективностью санации.

В  случае  прекращения   санации  хозяйственный  суд   принимает решение о признании должника банкротом.



5. ЛИКВИДАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО


Решение  о  признании  несостоятельного  должника  банкротом   и возбуждении  ликвидационного  производства  публикуется  в   официальной печати в установленном порядке,  оплата публикации производится за  счет должника.

С момента объявления несостоятельного клиента банкротом,  банком приостанавливаются  операции  по  счетам,  а  также  выплата дивидендов, налогов и платежей. Должнику запрещаются отчуждение, передача  имущества и погашение обязательств.

Сроки  всех  долговых  обязательств  несостоятельного   должника считаются  истекшими,   не  допускается   предъявление  к   нему   новых требований.

По   всем   видам   задолженности   несостоятельного    должника прекращается начисление пени и  процентов. Снимаются все ограничения  на обращение   взыскания    на   имущество    несостоятельного    должника. Прекращаются    споры    имущественного     характера     с     участием несостоятельного должника,  рассматриваемые в  хозяйственном суде,  если принятые по ним решения не вступили в законную силу.

Все  требования  имущественного  или  финансового  характера,  с момента объявления клиента-должника банкротом, могут быть предъявлены  к нему только в рамках ликвидационного производства.

Участниками ликвидационного производства являются:

- доверенное лицо;

- собрание кредиторов;

- несостоятельный должник;

- другие заинтересованные стороны, в т. ч. банки.

Доверенное лицо возглавляет ликвидационную комиссию,  образуемую собственником или органом, уполномоченным управлять данным имуществом.

Ликвидационное    производство     осуществляется    с     целью соразмеренного  удовлетворения   требований  кредиторов   и   объявления несостоятельного  должника  свободным  от   долгов,  охраны  сторон   от неправомерных действий в отношении друг друга.

Возникающие  между   участниками  ликвидационного   производства споры рассматриваются хозяйственным судом.

Ликвидационная  комиссия  обязана  подготовить  план  ликвидации субъекта хозяйствования банкрота.

В  случае,  если  инициатором  возбуждения  дела был сам субъект хозяйствования, он вправе представить свой план ликвидации.

План    ликвидации    должен    быть    согласован    с   банком прокредитовавшем  несостоятельного  должника  и  другими  кредиторами  и считается одобренным, если он поддержан кредиторами, представляющими  не менее двух третей суммы требований. Если план ликвидации не  одобряется, а  кредиторы  не  представили  в  установленный  срок  собственный  план ликвидации  несостоятельного  должника,  утверждается  уже  предложенный план.

На  основании   утвержденного  плана   ликвидации   производится распродажа имущества  и удовлетворение  претензий к  должнику в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Зачисление  всех  поступающих  средств  производится  банком  на специальный счет открываемый в ходе ликвидационного производства.

Платежи  осуществляются  банком  на  основании  плана ликвидации клиента-банкрота по мере поступления  средств от продажи его  имущества. Окончательная выплата осуществляется  по завершении продажи  имущества в соответствии с планом ликвидации.

Вне  очереди  покрываются  расходы,  связанные  с ликвидационным производством,  выполнением  функции  доверенного  лица  и  продолжением функционирования субъекта хозяйствования,

В  первую  очередь   удовлетворяются  требования  по   взысканию алиментов, пенсий и пособий, требования рабочих и  служащих,  вытекающие из трудовых правоотношений,  требование экспертов, аудиторов,  адвокатов и других  лиц об  оплате за  оказанные услуги,  требование по возмещению вреда, причиненного увечьем  или иным повреждением  здоровья, а также  в связи с потерей кормильца.

После     полного     удовлетворения     указанных    требований удовлетворяются  требования  по  социальному  страхованию  и  требования граждан по  возмещению ущерба,  причиненного их  имуществу преступлением или административным правонарушением.

Во вторую очередь удовлетворяются требования по  государственным и местным налогам и неналоговым  платежам в бюджет и требования  органов государственного страхования по обязательному страхованию, а также -  по кредитам банков.

В   третью   очередь   удовлетворяются   требования    кредитов, обеспеченные залогом.

В четвертую  очередь удовлетворяются  требования кредиторов,  не обеспеченные залогом,

В пятую очередь  удовлетворяются требования владельцев  акций из числа  членов  трудового  коллектива  и  инвесторов,  не  участвующих  в управлении субъектов хозяйствования - должником.

В шестую очередь погашаются все остальные требования.

Требования  каждой  следующей   очереди  удовлетворяются   после погашения требований предыдущей очереди.

При    недостаточности    взыскиваемой    суммы    для   полного удовлетворения всех  требований одной  очереди, кроме  первой и  второй, эти  требования  удовлетворяются  пропорционально  причитающей   каждому взыскателю сумме.

При  недостаточности  взыскиваемой   суммы  для   удовлетворения требований первой и второй  очередей задолженность в бесспорном  порядке взыскивается   с   учредителей   субъекта   хозяйствования   в    долях, пропорциональных вложенным ими в субъект хозяйствования средствам.

О   производстве   последней   выплаты   в   официальной  печати публикуется специальное сообщение.

Остаток  стоимости  имущества  после  удовлетворения  требований кредиторов  и  оплаты  расходов  по  ведению  дела  получает собственник имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Не распроданное в процессе ликвидации имущество используется  по указанию должника-собственника.

Долговые  обязательства,  не   удовлетворенные  за   недостатком имущества, считаются погашенными.

Закрытие   счетов   клиента-банкрота   производится   банком   в порядке, предусмотренном   инструкцией   Центрального   банка Республики Узбекистан от 23 мая 1993 года N 1.

Центральный   банк   Республики   Узбекистан,   при    получении информации  коммерческого  банка  о  наличии  у  него   несостоятельного ссудозаемщика, обязан произвести  глубокий анализ возможных  последствий для   банка-кредитора   и    в   случае    возникновения   угрозы    его действительности   принять   меры    в   соответствии   с    действующим законодательством Республики Узбекистан.



Заместитель

председателя правления                                       Нурмурадов М.Б.