Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке выявления согласованных действий и сделок, ограничивающих конкуренцию (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 20.08.2013 г. N 230)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 20.08.2013 г. N 230



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке выявления согласованных действий

и сделок, ограничивающих конкуренцию


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" определяет порядок выявления согласованных действий и сделок, ограничивающих конкуренцию, между:

хозяйствующими субъектами, конкурирующими на товарном или финансовом рынке, в том числе являющимися потенциальными конкурентами;

неконкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является продавцом или покупателем;

хозяйствующими субъектами и органами государственного управления, органами государственной власти на местах, объединениями юридических лиц.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


согласованные действия - действия двух или более хозяйствующих субъектов на товарном или финансовом рынке, удовлетворяющие интересы каждого из указанных участников и заранее известные каждому из них, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции;


согласованные сделки - сделки, заключенные между двумя или более хозяйствующими субъектами в письменной либо устной форме, о совершении каких-либо действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции;


горизонтальные соглашения - согласованные действия и сделки между хозяйствующими субъектами, являющимися конкурентами на одном товарном или финансовом рынке, в том числе являющимися потенциальными конкурентами;


вертикальные соглашения - согласованные действия и сделки между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, а другой является продавцом или покупателем;


товар - продукт деятельности, предназначенный для приобретения и реализации, в том числе работы и услуги.


3. Запрещаются:


а) горизонтальные соглашения, если такие соглашения приводят или могут привести к следующему:

искусственному установлению или поддержанию цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат или наценок;

воспрепятствованию установлению свободных рыночных цен, искусственно вызывая их рост или падение;

установлению контроля над производством, рынками сбыта и капиталовложениями;

согласованию объемов производства с целью искусственного изменения объема предложения, а также сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос;

навязыванию условий, не относящихся к предмету договора, включая необоснованные требования касательно передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, а также требования по совершению других действий, ограничивающих конкуренцию;

повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах, биржах и иных торгах;

включению в договор дискриминационных условий;

разделу соответствующего рынка по территориальному принципу, по объему реализации или закупок, по ассортименту товаров либо по кругу продавцов товаров или их покупателей, заказчиков;

ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов соответствующих товаров или их покупателей, заказчиков либо недопущению хозяйствующих субъектов к рынку определенных товаров;

установлению условий участия в профессиональных и иных объединениях, если такие условия ограничивают конкуренцию, а также приводят к установлению необоснованных критериев, являющихся препятствием для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги;


б) вертикальные соглашения, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе которые:

ограничивают продавца или покупателя в самостоятельном определении территории или круга покупателей с целью последующей перепродажи товара;

устанавливают ограничение цен на перепродажу товаров;

запрещают хозяйствующим субъектам реализацию товаров, производимых другими хозяйствующими субъектами.


4. Органы государственного управления, органы государственной власти на местах или объединения юридических лиц могут рассматриваться как участники согласованных действий и сделок.

Не допускается участие органов государственного управления, органов государственной власти на местах или объединений юридических лиц в согласованных действиях и сделках (за исключением действий и сделок, осуществляемых в соответствии с отдельными решениями Правительства), приводящих к следующему:

повышению, снижению, поддержанию цен или тарифов;

разделу соответствующего рынка по территориальному принципу, по объему реализации или закупок, по ассортименту товаров либо по кругу продавцов товаров или их покупателей, заказчиков;

ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов.


5. Юридическим и физическим лицам, органам государственного управления, органам государственной власти на местах запрещается координировать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, предусмотренным в пунктах 3 и 4 настоящего Положения.


6. Запреты, предусмотренные в настоящем Положении, не распространяются на сделки, связанные с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности.



II. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ

СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СДЕЛОК


7. Признаки согласованных действий и сделок выявляются в ходе осуществления в установленном порядке контрольных функций Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан и его территориальными органами (далее - антимонопольный орган) изучения товарных и финансовых рынков, заявлений юридических и физических лиц, органов государственного управления, органов государственной власти на местах, сообщений средств массовой информации и представлений соответствующих органов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков согласованных действий и сделок.

8. Основными этапами выявления факта согласованных действий и сделок являются:


а) установление круга хозяйствующих субъектов и (или) органов государственного управления, органов государственной власти на местах, объединений юридических лиц, совершивших согласованные действия или участвующих в сделках;


б) проведение изучения рынка определенного товара в целях выявления и определения:

границ его обращения с учетом взаимозаменяемости;

долей рынка, приходящихся на участников сделки или хозяйствующих субъектов, совершивших согласованные действия;

наличия барьеров, затрудняющих вход на рынок новым хозяйствующим субъектам;

схожести условий производства и сопоставимости издержек производства товара, удельного веса постоянных издержек в стоимости товара, способствующих установлению единых цен и заключению сделок;

вида соглашений;

наличия органов государственного управления, органов государственной власти на местах и объединений юридических лиц, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и обмена информацией, способствующей согласованным действиям и сделкам;

наличия производителей или поставщиков товаров в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных или финансовых рынках, а также государственного регулирования цен на их товары;


в) установление наличия контроля над поставщиками или потребителями со стороны других хозяйствующих субъектов через владение контрольными пакетами акций;


г) изучение складывающихся изменений цен на рынке и сопоставление их с ценами на других рынках, схожих по условиям;


д) выявление прямых или косвенных доказательств совершения согласованных действий и заключения сделок, ограничивающих конкуренцию;


е) выявление отсутствия противоречий законодательству о конкуренции при наличии государственного регулирования на товарном или финансовом рынке.


9. Признаками осуществления согласованных действий и сделок, ограничивающих конкуренцию, считаются:

одновременное или в течение 30 дней повышение (понижение) цен;

установление единых цен при различных размерах затрат на производство или приобретение либо реализацию аналогичного товара;

дооценка остатков товара, проводимая с целью установления единых цен на рынке;

одновременное установление скидок с одинаковых цен на аналогичные товары;

снижение объемов поставок на рынок произведенных товаров, фактически приобретенных/импортированных для дальнейшей перепродажи товаров, при их дефиците на рынке и высоких ценах на них;

искусственное поддержание высоких цен на товары, реализуемые различными поставщиками;

отказ от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами на тех же условиях, на каких он был заключен с другими покупателями или продавцами;

прекращение реализации товаров в определенных регионах.



III. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НАЛИЧИЯ

СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СДЕЛОК


10. Доказательствами фактов осуществления согласованных действий и сделок между хозяйствующими субъектами, либо между хозяйствующими субъектами и органами государственного управления, органами государственной власти на местах или объединениями юридических лиц, ограничивающих конкуренцию, являются в том числе:

согласование объемов поставки товара;

договоренность об искусственном повышении или понижении цен;

применение единообразного прейскуранта цены или приказа (протокола, распоряжения), которым утверждается цена;

установление ограничений (квот) на объемы производства или реализации товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Доказательства фактов заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, могут быть прямыми и косвенными.


11. Прямым доказательством факта заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, является документальное подтверждение согласованных действий и сделок, выявляемых в ходе изучения условий договоров, счетов, накладных, прейскурантов, платежных поручений, решений (в т. ч. протоколов), писем и т. д.


12. Косвенные доказательства, подтверждающие наличие согласованных действий и сделок, выявляются в ходе сравнительного анализа поведения хозяйствующих субъектов на рынке или в процессе торгов за определенный период.

Косвенными доказательствами заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, считаются устный или с использованием информационно-коммуникационных технологий обмен информацией между представителями хозяйствующих субъектов, объединений юридических лиц, органов государственного и хозяйственного управления или органов государственной власти на местах, публичное объявление цен, а также осуществление ими единообразных и синхронных действий при отсутствии на то объективных причин.



IV. РАССМОТРЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ

СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СДЕЛОК


13. При выявлении признаков согласованных действий или сделок, указанных в пункте 9 настоящего Положения, антимонопольным органом возбуждается дело о нарушении законодательства о конкуренции в установленном порядке.


14. Хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах или объединения юридических лиц вправе представить доказательства того, что совершенные ими действия и сделки не являются согласованными и не противоречат законодательству о конкуренции.



V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


15. За непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу информации, представление недостоверных или ложных сведений хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах, объединения юридических лиц и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

26 августа 2013 года, N 34, ст. 456


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2013 г., N 8, ст. 60