Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке определения границ товарных рынков и признания хозяйствующего субъекта монополистом (Утверждено Постановлением от 15.02.2001 г. Госкомитета по демонополизации и развитию конкуренции N 3 и Минмакроэкономстата N РА-01/-10, зарегистрированным МЮ 09.03.2001 г. N 1014)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением  от 15.02.2001 г.

Госкомдемонополизации N 3

и ММЭС N РА-01/8-10,

зарегистрированным МЮ

09.03.2001 г. N 1014



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке определения границ товарных рынков

и признания хозяйствующего субъекта

монополистом


§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и определяет порядок определения границ товарных рынков и признания хозяйствующего субъекта монополистом.

2. Положение распространяется на отношения хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара (продукции), включая услуги, дающие им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Действие Положения не распространяется на отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, селекционных достижений и авторских прав, за исключением, когда умышленное использование соответствующих прав приводит к ограничению конкуренции.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках труда, ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства Республики Узбекистан.

Действие Положения не распространяется на отношения, связанные с деятельностью субъектов естественных монополий.

3. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении:

а) "товар" - продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи (обмена);

б) "взаимозаменяемые товары" - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам;

в) "товарный рынок" - сфера обращения товара на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может совпадать и не совпадать с ее административно-территориальным делением;

г) "хозяйствующие субъекты" - юридические лица всех организационно-правовых форм, в том числе иностранные, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и оказанию услуг, их объединения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

д) "конкуренция" - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

е) "монополистическая деятельность" - противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействия хозяйствующих субъектов, государственных органов управления и органов государственной власти на местах, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

ж) "доминирующее положение на рынке" - исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему (ей) возможность оказывать решающее влияние на ограничение конкуренции, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого (которой) на рынке составляет шестьдесят пять процентов и более.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет в диапазоне от тридцати пяти до шестидесяти пяти процентов, если это установлено государственным антимонопольным органом на основании:

1) стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке;

2) относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;

3) возможности вхождения на рынок новых конкурентов;

4) других критериев, характеризующих определенный товарный рынок;

з) "рыночная доля" - показатель участия хозяйствующего субъекта в объеме продаж (преимущественно в натуральном выражении) на республиканском и местном товарных рынках товара данного вида, а также аналогичных, взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) с учетом их ввоза и вывоза.

Рыночная доля определяется соотношением объема реализации либо поставки хозяйствующим субъектом данного вида товара (работ, услуг) к объему республиканского либо местного товарных рынков;

и) "объем продаж на рынке" или "объем товарного рынка" - показатель объема реализации (в натуральном и стоимостном выражении) либо объема поставки (в натуральном и стоимостном выражении) товара данного вида, а также аналогичных, взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) с учетом их ввоза и вывоза.



§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОВАРНОГО РЫНКА


4. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, Комитет по демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан, территориальные управления по демонополизации и развитию конкуренции областей и г. Ташкента на основании статистических данных Минмакроэкономстата Республики Узбекистан о реализации, поставках, ввоза-вывоза и остатков товаров (работ, услуг) определяют в пределах границ обращения товара доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

При необходимости либо при отсутствии статистических данных по запросу Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальных управлений хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах и другие организации, их руководители, а также должностные лица представляют необходимую информацию по вопросам определения границ товарного рынка и для признания его монополистом.

5. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции самостоятельно, а также по ходатайству Комитета по демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан, территориальных управлений по демонополизации и развитию конкуренции областей и г. Ташкента на основании проведенных ими исследований товарных рынков имеет право устанавливать границы обращения товара путем объединения двух или более товарных рынков в один (или другим методом). При этом изменение границ рынка должно осуществляться только по рынку конкретного товара или группе товаров.

6. Границы обращения товара определяются по принципу доступности приобретения для потребителя товаров (работ, услуг). Доступность приобретения товаров (работ, услуг) обеспечивается в случаях:

а) возможности приобретения конкретного товара на данной территории;

б) обоснованности и оправданности транспортных затрат относительно стоимости товара (работ, услуг);

в) сохранения качества, надежности и других потребительских свойств товара (работ, услуг);

г) отсутствия ограничений (запретов) купли-продажи, ввоза-вывоза товаров (работ, услуг);

д) наличия равных условий конкуренции на территории, в пределах которой осуществляются производство, реализация, поставка товара (работ, услуг).

7. При наличии необходимой информации определяются границы товарных рынков по группе товаров (продуктовые границы рынка), когда реализация каждой группы товаров рассматривается как один товарный рынок.



§ 3. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА МОНОПОЛИСТОМ


8. Определение границ соответствующих товарных рынков является основанием для установления и анализа доминирующего положения хозяйствующих субъектов, признания хозяйствующего субъекта монополистом.

При этом рыночная доля хозяйствующего субъекта в пределах границ товарного рынка определяется согласно приложению.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарных рынках определяется Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальными управлениями на основании норм и правил, установленных Законом Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

9. Хозяйствующие субъекты, рыночная доля которых на товарных рынках является доминирующей, включаются в Государственный реестр объединений (предприятий)-монополистов Республики Узбекистан, и это означает признание их монополистами на товарных рынках.

10. Порядок формирования и ведения Государственного реестра объединений (предприятий)-монополистов осуществляется в соответствии с Порядком формирования и ведения Государственного реестра объединений (предприятий)-монополистов, утвержденным Комитетом по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан 9.04.97 г. N 9 и зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 9.04.97 г. N 329.

11. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные управления ежеквартально представляют Минмакроэкономстату Республики Узбекистан и его территориальным организациям информацию о состоянии Государственного реестра объединений (предприятий)-монополистов Республики Узбекистан.

12. Минмакроэкономстат Республики Узбекистан и его территориальные органы ведут статистическое наблюдение за процессом демонополизации хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр объединений (предприятий)-монополистов в соответствии с утвержденными формами статистической отчетности.



§ 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ  И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ

СУБЪЕКТОВ


13. За непредставление Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, его территориальным управлениям в установленный срок информации, сведений, документов и копий с них, необходимых для определения границ товарных рынков и доминирующего положения хозяйствующих субъектов, либо представление заведомо недостоверных сведений хозяйствующие субъекты и их должностные лица, а также должностные лица государственных органов управления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.




ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению

от 09.03.2001 г. N 1014



РАСЧЕТ

рыночной доли на товарном рынке


_____________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта, ХС)

за "___" __________ 200 г.



N

Наименование продукции (товара. работ, услуг) и хозяйствующих субъектов - участников рынка

Единица измерения в натуральных показателях

Объем реализации продукции одного технологического назначения

Объем вывоза аналогичных товаров за пределы товарного рынка


всего

В т.ч. ХС

1

2

3

4

5

6


Компрессор ВР-8/2,2






Предприятие N 1

Предприятие N 2

Предприятие N 3

Предприятие N 4

шт.

шт.

шт.

шт.

879

879

879

-

600

200

70

-

125


ИТОГО:



870

125

Продолжение таблицы


Объем вывоза аналогичных товаров за пределы товарного рынка

Остатки товаров в товаро-проводящей сети, в оптовых предприятиях

Объем товарного рынка (гр4+гр6-гр7+гр9)

Рыночная доля ХС на рынке (гр5гр8): гр10х100

Всего

в т.ч. ХС

7

8

9

10

11






200

200

200

-

100

100

-

-

-

-

-

-

795

795

795

-

62,8

12,6

8,8

15,8

-

200

-

795

100

"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2001, N 3-4.