Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Порядок формирования цен (тарифов) и контроля за их применением (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 31.03.1997 г. N 165)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 31.03.1997 г. N 165



ПОРЯДОК

формирования цен (тарифов)

и контроля за их применением


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".


2. Настоящий Порядок применяется при формировании цен на:

продукцию, товары и услуги хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр предприятий-монополистов;

продукцию, товары и услуги хозяйствующих субъектов, цены на которые устанавливаются правительством или в пределах своей компетенции государственными органами власти на местах и органами государственного управления.

товары (работы и услуги) хозяйствующих субъектов, используемые на объектах строительства, финансирование которых производится за счет государственных средств или кредитов под правительственные гарантии.

На остальную продукцию (товары, услуги) применяются договорные (свободные) цены (тарифы).

Настоящий порядок применяется также при формировании размеров комиссионных сборов бирж, взимаемых с биржевых сделок.

3. Государственное регулирование цен осуществляется путем:

декларирования предельных уровней цен (тарифов), наценок или рентабельности на продукцию, товары и услуги предприятий-монополистов;

введении фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок по решению Правительства Республики Узбекистан;

установления органами государственной власти на местах, а также органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок.

В порядке, установленном законодательством, могут применяться и другие методы регулирования цен.


4. Формирование и правильность применения договорных (свободных) цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) хозяйствующих субъектов, включая регулируемые, независимо от форм собственности, осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым Министерством финансов Республики Узбекистан.



II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ


5. В целях предупреждения, ограничения и пресечения установления монопольно высоких и монопольно низких цен (установление демпинговых цен), необоснованного повышения (понижения) цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом, других злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, вводится государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) монополистов.


6. Хозяйствующие субъекты, занимающее доминирующее положение на товарном рынке конкретных групп и видов продукции, услуг и товаров народного потребления определенного качества и ассортимента, ведущие хозяйственную деятельность на территории Республики Узбекистан, включаются в Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов, действующих на товарных рынках Республики Узбекистан (далее - Госреестр).


7. Хозяйствующие субъекты, включенные в Госреестр, обязаны осуществлять декларирование действующих на момент включения в Госреестр и повышения договорных (свободных) цен (тарифов) или рентабельности на продукцию, по которой хозяйствующий субъект является монополистом на местном или республиканском рынках, в соответствующих финансовых органах, после согласования новых цен (тарифов) с основным потребителем.


8. Снижение цен предприятиями - монополистами производится самостоятельно. При этом не допускается снижение монополистом договорных (свободных) цен и тарифов с целью ограничения конкуренции (установление демпинговых цен).


9. В случае, если одна и та же продукция (услуги) поставляется нескольким потребителям (заказчикам), декларируется повышение цены (тарифа) по основному потребителю (заказчику), которому реализуется не менее 50 % выпускаемой продукции (услуг), или средневзвешенной цены (тарифа), сложившейся за предыдущий месяц по нескольким потребителям (заказчикам), которым в совокупности реализуется не менее 50 % данной продукции (услуг).


10. Порядок декларирования цен (тарифов) и рентабельности на монопольную продукцию определяется Министерством финансов Республики Узбекистан по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.

11. По представленным для декларирования материалам соответствующий финансовый орган обязан принять решение не позднее, чем в недельный срок.

Датой введения новой предельной декларированной цены (тарифа) или рентабельности считается дата ее регистрации соответствующим финансовым органом. Копия декларация или решение об отказе в регистрации цены (тарифа) направляется хозяйствующему субъекту и государственному антимонопольному органу в трехдневный срок после принятия соответствующего решения.

12. Хозяйствующий субъект, выпускающий или реализующий монопольную продукцию, в недельный срок после получения документов от финансовых органов обязан проинформировать потребителей о принятом финансовыми органами решении.


13. Предприятия, представившие финансовым органам материалы по декларированию договорных (свободных) цен (тарифов), продолжают выпуск и реализацию продукции по согласованным с потребителями ценам (тарифам) с дальнейшим перерасчетом с ними в случае, если финансовыми органами будет принято решение о регистрации цен (тарифов) на уровне ниже представленного проекта. В случае, если финансовыми органами принято решение о снижении проектируемой цены (тарифа) или сохранении ранее действующей цены (тарифа) на продукцию (услуги), реализованную монополистом не конечным потребителям, а посредническим предприятиям и организациям или в торговлю, сумма разницы в ценах фактической реализации и зарегистрированной перечисляется на специальный транзитный счет, открываемый Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (далее - специальный транзитный счет).


IV. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ФИКСИРОВАННЫХ

ЦЕН (ТАРИФОВ) И НАЦЕНОК


17. На отдельные виды продукции, товаров, работ и услуг могут устанавливаться фиксированные цены (тарифы) и наценки Кабинетом Министров Республики Узбекистан и в пределах своей компетенции органами государственной власти на местах, а также органами государственного управления в случае их социального и экономического обоснования по согласованию с Министерством финансов.



V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ

И ПРИМЕНЕНИЕМ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ,

ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)


18. Государственный контроль за правильностью формирования и применения фиксированных и регулируемых цен (тарифов) и наценок осуществляется государственным антимонопольным органом.


19. Государственный антимонопольный орган на основе проведенных проверок и анализов обращается в суд о принятии решения о возврате потребителям либо, в случае невозможности определения потребителей, о взыскании на специальный транзитный счет сумм, полученных хозяйствующим субъектом в результате нарушений порядка государственного регулирования цен, ведет учет подлежащих изъятию и фактически поступивших средств и штрафов.

20. К нарушениям Порядка формирования и применения цен (тарифов) и наценок относятся:

завышение фиксированных и предельных цен (тарифов) и наценок, за исключением цен на продукцию предприятий-монополистов, сложившихся в результате биржевых торгов и аукционов.

представление финансовым органам недостоверной информации для декларирования цен (тарифов) или установления предельного уровня рентабельности, наценок, повлекших их завышение;

включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически неиспользованных материалов или невыполненных работ, которые учтены в их цене;

экономически необоснованное формирование свободных (договорных) цен и тарифов заказчиком или подрядчиком и их завышение, приписки объемов выполненных работ на объектах строительства, финансируемых за счет государственных средств и кредитов под правительственные гарантии;

завышение товарно-сырьевыми биржами предельных размеров комиссионных сборов, взимаемых с биржевых сделок;

реализация предприятиями - производителями алкогольной продукции (за исключением пива) по ценам, ниже установленной законодательством минимальной оптово-отпускной цены.

Получение хозяйствующими субъектами дополнительного дохода (прибыли) в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий не является нарушением настоящего Порядка, и указанный доход (прибыль) не подлежит изъятию.

21. Средства, полученные хозяйствующим субъектом в результате нарушения порядка формирования и применения цен, определяются как разница между фактической выручкой, полученной от реализации продукции (работ, услуг) по завышенным ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок к ним и т.п.), и стоимостью этой же продукции (работ, услуг) по ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок к ним и т.п.), сформированным в соответствии с действующими нормативными актами.

Для предприятий торговли, общественного питания, снабженческо- сбытовых, посреднических и других организаций, формирующих и применяющих цены реализации на продукцию (товары) с добавлением к отпускным ценам торговых, снабженческо-сбытовых, оптовых и других надбавок, суммы, подлежащие изъятию, определяются:

в случаях применения завышенных надбавок - как разница между фактической суммой надбавки, полученной от реализации продукции (товаров), и суммой надбавки, определенной в соответствии с действующими нормативными актами;

в случаях применения установленных надбавок к ценам, определенным с нарушением действующего порядка ценообразования - как разница между суммой надбавки, рассчитанной на весь объем реализованной продукции по завышенным ценам, и суммой надбавки на тот же объем реализованной продукции, рассчитанной в соответствии с действующими нормативными актами.

Для предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, возврату потребителям либо изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам (видам) продукции (товаров, услуг) и не возвращенные потребителям либо не внесенные предприятиями на специальный транзитный счет, на основе квартальных расчетов, а для предприятий, имеющих сезонный характер работ, на основе годовых расчетов.

22. Средства, полученные в результате нарушения настоящего Порядка (кроме разницы, полученной от применения недекларированной цены продукции (товаров и услуг), возвращаются потребителям либо, в случае невозможности определения потребителей, изымаются на специальный транзитный счет.

Разница, полученная от применения недекларированной цены продукции (товаров и услуг), возвращается покупателям либо, в случае невозможности определения потребителей, изымается в соответствующий бюджет.

За нарушение порядка формирования цен (тарифов) и контроля за их применением взыскивается штраф в случаях и размерах, установленных пунктом 28 настоящего Порядка.

При реализации предприятиями-монополистами монопольной продукции через биржевые торги и аукционы, а также по прямым договорам по средневзвешенным ценам биржевых (аукционных) котировок к ним не применяются санкции за превышение декларируемой предельной цены.

23. Штраф применяется за весь период нарушения, и взыскание производится из прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты налогов и других обязательных платежей, независимо от финансового состояния хозяйствующего субъекта и его взаимоотношений с бюджетом, за исключением случая, предусмотренного пунктом 28 настоящего Порядка.

24. Изъятие незаконно полученных средств и наложение штрафа на хозяйствующие субъекты не освобождают их должностных лиц, виновных в нарушении настоящего Порядка, от ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

25. При исчислении сумм, подлежащих изъятию на специальный транзитный счет, у предприятий, допустивших нарушение настоящего Порядка, повлекшее за собой завышение налогов, излишне внесенная сумма налогов и других платежей не засчитывается в уменьшение суммы, изымаемой у предприятия.

26. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные органы, получив решение суда о взыскании незаконно полученных средств и наложении штрафа за нарушение настоящего Порядка, в месячный срок принимают меры по взысканию этих средств на специальный транзитный счет.

Поступающие на специальный транзитный счет средства и штрафы дважды в месяц (до 17 числа месяца и до 5 числа, следующего за отчетным месяцем) распределяются в следующем порядке:

80 процентов средств - в доход республиканского бюджета Республики Узбекистан;

20 процентов средств - во внебюджетный фонд Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.

27. Контролирующие органы при выявлении нарушений настоящего Порядка направляют материалы проверок соответствующему государственному антимонопольному органу для принятия соответствующих средств.

28. Хозяйствующий субъект, самостоятельно выявивший нарушение настоящего Порядка и получивший в результате этого излишние суммы, возвращает их потребителям либо, в случае невозможности определения потребителей, вносит в республиканский бюджет Республики Узбекистан. В этом случае штраф не применяется.

В случае выявления антимонопольным органом нарушения настоящего Порядка, за исключением случаев реализации алкогольной продукции, по ценам, ниже установленной законодательством минимальной оптово-отпускной цены, применяется штраф в размере от 10 до 20 процентов, а при повторном выявлении того же нарушения в течение одного года после применения штрафа - в размере от 20 до 50 процентов от суммы, подлежащей возврату (изъятию) в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 22 настоящего Порядка.

В случае выявления фактов реализации алкогольной продукции по ценам, ниже установленной законодательством минимальной оптово-отпускной цены, к предприятию - изготовителю алкогольной продукции применяется штраф:

в размере 20 процентов от стоимости реализованной предприятием - производителем алкогольной продукции по ценам, ниже установленной законодательством минимальной оптово-отпускной цены, но не менее 200-кратного размера установленной минимальной заработной платы;

при повторном выявлении того же нарушения в течение одного года после применения штрафа - в размере 50 процентов от стоимости реализованной предприятием - производителем алкогольной продукции по ценам, ниже установленной законодательством минимальной оптово-отпускной цены, но не менее 300-кратного размера установленной минимальной заработной платы.

При определении суммы штрафа, предусмотренного абзацами четвертым и пятым настоящего пункта, стоимость реализованной алкогольной продукции рассчитывается по установленной законодательством минимальной оптово-отпускной цене.

Наложение штрафа осуществляется в судебном порядке, а в случаях признания изготовителями (исполнителями, продавцами) вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты штрафа - уполномоченным государственным органом.

Взыскание штрафа, превышающего 20 процентов суммы текущих активов субъекта хозяйственной деятельности на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании.

29. В случае нарушения порядка государственного регулирования цен (тарифов), допущенного хозяйствующим субъектом по указанию государственного органа управления, изъятие средств производится с расчетного счета органа, принявшего данное решение.


30. Решение (предписание) государственного антимонопольного органа может быть обжаловано в соответствии с законодательством.


31. Возврат неправильно взысканных средств и штрафов производится по решению государственного антимонопольного органа либо решением суда со средств и штрафов, поступающих на специальный транзитный счет, с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан.