Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке рассмотрения нарушений антимонопольного законодательства (Зарегистрировано МЮ 29.08.1994 г. N 91, утверждено МФ 30.08.1994 г. N 94)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.08.1994 г.

N 91




УТВЕРЖДЕНО


МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.08.1994 г.

N 94




ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке рассмотрения нарушений

антимонопольного законодательства


Настоящее Положение о порядке рассмотрения нарушений антимонопольного законодательства (далее - Положение)  разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об ограничении монополистической деятельности" и регламентирует порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного  законодательства и принятия соответствующих решений.



1. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


1. Контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства является  компетенцией Министерства финансов и его местных органов.

Министерство  финансов Республики Узбекистан и его финансовые управления  на  местах  рассматривают  дела о нарушении антимонопольного законодательства   и   принимают   по   ним   предписания   (решения)  в установленном законодательством порядке.



2. ВИДЫ И ФОРМЫ НАРУШЕНИЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Нарушения антимонопольного законодательства могут быть  выражены в совершении  противоправного (то  есть не  имеющего законных оснований) действия   (бездействия),   направленного   на  ограничение  конкуренции на рынке с целью поддержания  либо увеличения своей доли   или улучшения положения   на    рынке,   получения    более   выгодных    условий,   не сопряженных с предложением товаров и услуг повышенного качества.

На   практике   нарушения   антимонопольного    законодательства совершаются обычно в форме противоправного:

ограничения видов деятельности хозяйствующих субъектов;

вмешательства  в   хозяйственную  деятельность   и   ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов;

создания  дискриминирующих  или,  напротив,   благоприятствующих условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

воспрепятствования  созданию  новых  хозяйствующих  субъектов  в какой-либо сфере деятельности;

устранения  с  рынка  и  воспрепятствования  вхождению  на рынок конкурирующих хозяйствующих субъектов;

изолирования  конкурентов  от  средств  обслуживания  или прочих необходимых удобств;

создания   хозяйствующих   субъектов,   занимающих  доминирующее положение на рынке;

ограничения свободного перемещения товаров на рынке;

раздела  рынка  по  территориальному  признаку, по объему продаж или  закупок,  по   ассортименту  товаров  или   по  кругу   покупателей (заказчиков) и иного распределения сфер влияния на рынке;

снижения и прекращения производства, а также изъятия товаров  из обращения с целью создания или поддержания искусственного дефицита;

навязывания контрагенту условий договора,  не относящихся  к его предмету (например, при торговле принудительным ассортиментом);

установления чрезмерно высоких ("хищнических") цен.

Нарушения антимонопольного законодательства  могут  совершаться  и во  многих  других  формах,  в  том  числе   в  форме   недобросовестной конкуренции,  проявления  которой  весьма  многообразны  (см.  ст.2-ст.6 Закона   Республики   Узбекистан   "Об   ограничении   монополистической деятельности").



3. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Факты  нарушений  антимонопольного  законодательства  могут быть выявлены   и   установлены    в   результате   собственных    наблюдений проверяющего, бесед с работниками проверяемого предприятия,  учреждения, организации, а также в результате изучения:

учредительных документов предприятия, учреждения, организации;

положений,   инструкций,   приказов,   распоряжений,    решений, постановлений  и  других  внутренних  нормативных документов, протоколов общих собраний,  совещаний, заседаний  коллегий, президиумов,  советов и других коллегиальных органов;

претензионно-исковых материалов;

материалов статистической отчетности;

бухгалтерских и других документов.



4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


При    выявлении     признаков    нарушений     антимонопольного законодательства необходимо в первую очередь установить:

нарушение  какого  нормативного  акта   имеет  место  в   каждом конкретном случае и как можно квалифицировать данное правонарушение;

кто совершил нарушение;

когда было совершено нарушение;

где было совершено нарушение;

каким образом было совершено нарушение (в чем оно выразилось);

почему, для чего, в чьих интересах было совершено нарушение;

кому и какой ущерб был причинен в результате нарушения.



5. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ


Дела  рассматриваются  по   фактам  нарушения   антимонопольного законодательства   на   основании    собственных   материалов    органа, осуществляющего   антимонопольную деятельность,  заявлений хозяйствующих субъектов,  органов  государственной  власти  и  управления,  обществ  и союзов  потребителей,  других  общественных  организаций и отдельных лиц, материалов  прокуратуры,  суда  и   хозяйственного  суда,  а  также   по инициативе Министерства финансов Республики Узбекистан.



6. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЛ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ


До обращения в Министерство финансов Республики Узбекистан  (его местные  органы) с  заявлением  о  рассмотрении  дела по факту нарушения антимонопольного  законодательства  хозяйствующим  субъектам необходимо принять  предварительные  меры  к  его  урегулированию  (предупреждение, предъявление  претензий,  предложения  об  изменении  условий договора и т.п.)



7. ОТЗЫВ ЗАЯВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА


Заявление  хозяйствующего  субъекта   может  быть  отозвано   до принятия  Министерством  финансов  Республики  Узбекистан  (его местными органами)  решения  о  рассмотрении  заявления  по  существу  в   случае добровольного   устранения   последствий   нарушений    антимонопольного законодательства  или   возмещения  ущерба   от  монополистической   или противоправной   деятельности,   а   также   в   случае   восстановления первоначального положения или расторжения заключенного договора.



8. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ


Заявление   подается   в   Министерство   финансов    Республики Узбекистан  (его  местным  органам) в  письменной  форме и подписывается заявителем.

В нем  указывается  нарушение  и  его виновник, какие охраняемые законом права и интерес  были ущемлен, с изложением  существа требований заявителя, а также перечень прилагаемых документов.

Содержание заявлений и документов разглашению не подлежит.



9. ПРИНЯТИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ К РАССМОТРЕНИЮ


Вопрос   о   принятии   заявления   к   рассмотрению    решается заместителем  Министра  финансов,  курирующим  вопросы  антимонопольного законодательства.



10. ОСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ


Заявление не  рассматривается и об этом уведомляется  заявитель, если:

- заявление не подписано  или подписано лицом, которое  не имеет права его подписывать, либо должность которого не указана:

- в  заявлении не  указано наименование  заявителя и  участников дела, их почтовые адреса:

-  рассмотрение  фактов,  указанных  в  заявлении,  не  входит в компетенцию Министерства финансов Республики Узбекистан;

-   заявитель   не   представил   конкретных   фактов  нарушения антимонопольного законодательства,  или представленные  им факты  явно не соответствуют действительности.

Заявитель  может   вторично  обратиться   в  Минфин   Республики Узбекистан (его местные органы) после устранения указанных недостатков.



11. ОБЖАЛОВАНИЕ ОТКАЗА МИНИСТЕРСТВА

ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (ЕГО

МЕСТНЫХ ОРГАНОВ) В ПРИНЯТИИ ЗАЯВЛЕНИЯ


Заявитель  вправе  обжаловать  в  суд  или  хозяйственный  суд в установленном  законодательством  порядке  отказ  Министерства  финансов Республики Узбекистан (его местных органов) в рассмотрении заявления.



12. ПРИНЯТИЕ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ


Заместитель министра,  курирующий рассмотрение  дел о  нарушении антимонопольного   законодательства,    после   поступления    заявления уведомляет  заявителя  и  других  участников  о  принятии  заявления   к рассмотрению,  времени  и  месте   заседания,  необходимых  действиях по подготовке дела к рассмотрению.

Уведомление направляется  также другим  хозяйствующим субъектам, министерствам,  ведомствам   в  случаях,   когда  от   них   истребуются документы, сведения и заключения,  либо когда необходимо присутствие  на заседании должностных лиц этих учреждений.



13. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА


Рассмотрение  дела  производится  лицами  из  числа   работников Минфина  Республики  Узбекистан  (его   местных  органов),  на   которых соответствующим приказом возложены данные функции.



14. СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ


Дела  рассматриваются  в  срок  не  более  одного  месяца со дня поступления заявления. При рассмотрении дела ведется протокол.



15. ПРЕДСТАВИТЕЛИ СТОРОН


Представителями  сторон  являются  руководители  или заместители руководителей хозяйствующих субъектов, органов государственной власти  и управления.  Полномочия   указанных  лиц   подтверждаются   документами, удостоверяющими их служебные положения.

Представителями сторон могут быть также другие лица,  полномочия которых   подтверждаются   оформленной   доверенностью   соответствующих хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.



16. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ


Доказательствами   по   рассматриваемому   делу   о   нарушениях антимонопольного законодательства являются любые фактические данные,  на основе которых Министерство финансов Республики Узбекистан (его  местные органы)    устанавливает    наличие    или    отсутствие   обстоятельств обосновывающих требования  или возражения  сторон, а  также иные  факты, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Доказательства могут быть как письменными, так и  вещественными, включая  видео-,  аудио  и  иные  материалы,  объяснения  представителей сторон  и  других  лиц,  а  также  заключения  экспертов  и компетентных органов.

Письменными доказательствами являются акты, письма,  объяснения, сведения, заключения, иные документы и письменные материалы,  содержащие данные   об   обстоятельствах,   имеющих   значение   для    правильного рассмотрения дела.

Письменные  доказательства  представляются  в  подлиннике либо в заверенной копии. Если для рассмотрения дела  имеет значение лишь  часть документа, представляется соответствующая выписка из него.



17. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ


Для  разъяснения  возникающих  при  рассмотрении  дела вопросов, требующих  специальных   познаний,  Министерство   финансов   Республики Узбекистан  (его  местные  органы)  назначает  экспертизу  (техническую, товароведческую, бухгалтерскую и т.п.)

Министерство  финансов   Республики  Узбекистан   (его   местные органы)  определяет  круг  вопросов,  по  которым  требуются  экспертные заключения.

Проведение  экспертизы  поручается  компетентным   специалистам, имеющим право знакомиться с материалами дела и запрашивать у  участников рассмотрения  дела  дополнительные  материалы.  В  случае  необходимости экспертиза проводится с участием представителей сторон.



18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА


Заключение   эксперта   должно   содержать   подробное  описание проведенных  исследований,   сделанные  по   их  результатам   выводы  и обоснованные ответы  на поставленные  Министерством финансов  Республики Узбекистан (его местным органом) вопросы.

Заключение представляется в письменном виде.

В  случаях  недостаточной   ясности  или  неполноты   заключения эксперта  Министерство  финансов  Республики  Узбекистан может назначать дополнительную экспертизу.



19. ПРИНЯТИЕ ПРЕДПИСАНИЯ (РЕШЕНИЯ)

ПО ДЕЛУ, ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ


После рассмотрения дела принимается предписание (приложение N 1 к настоящему Положению).

Предписание  излагается  в  письменной  форме  и   подписывается заместителем     министра     финансов     (заместителем      начальника облфинуправления),   курирующим   вопросы   соблюдения  антимонопольного законодательства.

В  предписании  указываются  результаты  рассмотрения  дела   по существу  (удовлетворение  требований,  полный  или  частичный  отказ  в удовлетворении) с приведением  мотивов и определяются  действия, которые должны совершить участвующие в деле  лица или от совершения которых  они должны воздержаться.



20. ПРЕДПИСАНИЕ


Министерство финансов Республики Узбекистан (его местный  орган) в 15-дневный  срок направляет  юридическому лицу,  в отношении  которого принято  решение,  предписание  с  результатами  рассмотрения  дела   за подписью     заместителя      министра      (заместителя      начальника облфинуправления), курирующего вопросы антимонопольного законодательства.



21. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ


Юридическое лицо, которому  дано предписание, обязано  исполнить его  в  установленный  срок  и  уведомить  об этом Министерство финансов Республики Узбекистан (его местные органы).



22. НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ


При  неисполнении  предписания  Министерства финансов Республики Узбекистан  (его  местного  органа)  юридическим  лицом,  которому   оно направлено,  а  также  если  стало  известно  о  представлении заведомо недостоверных  (ложных)  сведений,  повлиявших  на принятие предписания, Министерство  финансов  Республики  Узбекистан  и  его  местные   органы вправе  налагать  штрафы  на  виновных  в данном нарушении хозяйствующих субъектов,  органы  управления,   а  также  на   должностных  лиц   этих учреждений (приложения N 2 и N 3).

Предписание-поручение   о    наложении   штрафа    подписывается заместителем  министра  финансов  Республики  Узбекистан   (заместителем министра   Республики   Каракалпакстан    и   заместителем    начальника облфинуправления), курирующим вопросы антимонопольного законодательства.



23. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ


Если в  процессе рассмотрения  дел о  нарушении антимонопольного законодательства  в  действиях  должностных  лиц  были выявлены признаки преступления, Министерство финансов  Республики Узбекистан (его  местный орган) направляет материалы в прокуратуру.



24. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕДПИСАНИЯ


Контроль    за     исполнением    предписания     осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан и его местными органами.



25. ОБЖАЛОВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ


Органы управления,  хозяйствующие субъекты,  должностные лица  в случае  несогласия  с  решениями  и  предписаниями Министерства финансов Республики Узбекистан или его  местного органа вправе обращаться  в суд или хозяйственный суд.

Подача заявления не приостанавливает исполнения предписания  или решения  о  наложении  штрафа  на  время  его  рассмотрения  в  суде или хозяйственном  суде,   если  последними   не  вынесено   определение   о приостановлении.



Заместитель министра финансов

Республики Узбекистан                                         А.М.Абдукадиров




ПРИЛОЖЕНИЕ N 1


N ______от___________________199____г.

______________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта)

______________________________________

(Ф.И.О. руководителя)



ПРЕДПИСАНИЕ

О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



Министерство финансов Республики Узбекистан (финансовое управление,

финансовый отдел) рассмотрев материал по ___________________________

___________________________________________________________________

(описание материала)

Установил:__________________________________________________________

(изложение сведений, дающих основание для предпи-

____________________________________________________________________

сания о недопустимости возможных нарушений Закона)

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

В связи с вышеизложенным предупреждаю Вас о недопустимости нарушения

Закона и предлагаю воздержаться от ___________________________________

(перечень действий,

______________________________________________________________________

которые могут привести к совершенствованию правонарушения)

______________________________________________________________________



Заместитель министра финансов

Республики Узбекистан           ______________________________

(руководитель местного финансового органа)          (подпись)


С предписанием ознакомился __________________199________г.

___________________________________________________________

                     (должность, Ф.И.О.)

Исполнитель _____________________________ тел. ____________

                  (должность, Ф.И.О.)

Получил (подпись) _______________________ тел. ____________

                   (должность, Ф.И.О.)






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2



ПРЕДПИСАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ

ОБ ИЗЪЯТИИ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ СЧЕТ

"ФОНД ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ" МИНФИНА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН




от "____"_______________199___г.         N ______


Рассмотрев материал о нарушении ________________________________

(краткая характеристика

___________________________________________________________________

нарушения)

___________________________________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта, N расчетного счета и

______________________________________________________________________

отделения банка) Министерство финансов Республики Узбекистан

(финансовое управление, финансовый отдел) в соответствии с

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.03.93 г.

N 160, приложение N 5, пункт ______ решило наложить штраф:

на __________________________________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта)

в сумме ________________________________________________________ сум.

                                              (прописью)

ИТОГО с хозяйствующего субъекта ____________________ сум.

                                                                        (прописью)

Настоящее решение направляется:

_____________________________________________________________________

                 (наименование хозяйствующего субъекта)

для исполнения

_____________________________________________________________________

(наименование финансового органа)


Заместитель министра финансов

Республики Узбекистан           ______________________________

(руководитель местного финансового органа)          (подпись)


-----------------------------------

Примечание.

Из общей суммы - 85% или _________ сум. перечисляется на спец.

счет "Фонд ценового регулирования" Минфина РУ (внебюджетный счет N 000746407, МФО - 172682116 р/ц Ташгоруправления ЦБ)15% или _________ сум. перечисляется на спец.счет Минфина РУ N 001141551 (РКЦ Ташгоруправления ЦБ) и соответствующие счета Фонда социального развития и материального поощрения финансовых органов на местах.

Об исполнении данного предписания сообщить Министерству финансов, 700078, Мустакиллик майдони, 5.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3



ПРЕДПИСАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ

ОБ ИЗЪЯТИИ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ СЧЕТ

"ФОНД ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ" МИНФИНА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН




от "____"_______________199___г.         N ______


Рассмотрев материал о нарушении ___________________________________

                                                               (краткая характеристика нарушения)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

                  (наименование хозяйствующего субъекта)

Министерство финансов Республики Узбекистан (финансовое управление,

финансовый отдел) в соответствии со статьей 9 п. ___ Закона Республики

Узбекистан "Об ограничении монополистической деятельности" решило

наложить штраф:


на физических лиц

1. с директора ________________________________ сум.

2. с главного бухгалтера ______________________ сум.

3. с начальника ПЭО ___________________________ сум.

4. ____________________________________________ сум.

5. ____________________________________________ сум.

Итого с физических лиц ________________________ сум.

Настоящее решение направляется: _________________________________

                                                                (наименование хозяйствующего

__________________________________________________________________

                                              субъекта)

для исполнения

__________________________________________________________________

                                 (наименование финансового органа)



Заместитель министра финансов

Республики Узбекистан           __________________________________

(руководитель местного финансового органа)          (подпись)



-----------------------------------

Примечание.

Из общей суммы - 85% или _________ сум. перечисляется на спец.счет  "Фонд ценового регулирования" Минфина РУ(внебюджетный счет N 000746407, МФО -172682116 р/ц Ташгоруправления ЦБ)15% или _________ сум. перечисляется на спец.счет Минфина РУ N 001141551 (РКЦ Ташгоруправления ЦБ) и соответствующие счета Фонда социального развития и материального поощрения финансовых органов на местах.

Об исполнении данного предписания сообщить Министерству финансов, 700078, Мустакиллик майдони, 5.