Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке регулирования цен на продукцию, товары (услуги), изготавливаемые (оказываемые) хозяйствующими субъектами, занимающими монопольное положение на товарных рынках Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 30.03.1993 г. N 160)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

30.03.1993 г. N 160



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке регулирования цен на продукцию,

товары (услуги), изготавливаемые (оказываемые)

хозяйствующими субъектами, занимающими

монопольное положение на товарных рынках

Республики Узбекистан


1. Настоящее Положение распространяется на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке (местном или республиканском) определенного товара (продукции), включая услуги, дающие им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (в дальнейшем - монополисты).

Действие Положения не распространяется на следующие отрасли экономики и виды деятельности:

- предприятия энергетической отрасли;

- предприятия, производящие продукцию оборонного назначения;

- магистральные железные дороги;

- трубопроводный транспорт;

- системы связи общегосударственного значения, а также на отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав за исключением случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.


2. Государственное регулирование цен на продукцию монополистов вводится в целях предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке продукции, товаров (услуг) и недобросовестной конкуренцией, которые, в частности, могут выражаться в следующем:

- изъятии продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;

- необоснованном повышении (понижении) действующих цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом;

- нарушении установленного порядка государственного регулирования цен;

- навязывании условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- создание других препятствий хозяйствующим субъектам для доступа на рынок.

За нарушение антимонопольного законодательства со стороны субъектов хозяйствования, органов государственной власти и управления и должностных лиц Министерство финансов и финансовые органы вправе давать предписания о прекращении нарушения установленного порядка ценообразования, восстановлении первоначального положения и других мерах, направленных на устранение или уменьшение монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке.


3. Хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное положение на рынке, ведущие хозяйственную деятельность на территории Республики Узбекистан, включаются в специальный Государственный реестр монополистов, действующих на товарных рынках Республики Узбекистан (в дальнейшем - Реестр).

В Реестр заносятся хозяйствующие субъекты, являющиеся монополистами по производству конкретных групп и видов продукции, услуг производственно-технического назначения и товаров народного потребления определенного качества и ассортимента.

Формирование данного Реестра и доведение до заинтересованных предприятий информации о занесении в Реестр или исключении из него осуществляют Министерство финансов Республики Узбекистан и финансовые органы на местах.

Госкомпрогнозстат Республики Узбекистан и его органы на местах, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или по их поручению другие органы выявляют монополистов на местных рынках и вносят предложения в Министерство финансов Республики Узбекистан и финансовые органы на местах для включения в Реестр.

Предложения по включению в Реестр хозяйствующих субъектов, являющихся монополистами, могут представляться также предприятиями (объединениями) - потребителями продукции, товаров (услуг).


4. Монополисты, включенные в Реестр, контролируются в соответствии с настоящим Положением по той номенклатуре продукции, по которой данные хозяйствующие субъекты являются монополистами. Контроль осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан и его местными органами, на которые возложены функции регулирования цен и контроля за их применением.


5. Продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые применяется государственное регулирование цен (тарифов), реализуются монополистами по регулируемым ценам.

На остальную продукцию (товары, услуги) применяются договорные (свободные) цены (тарифы).


6. Договорные (свободные) цены (тарифы) на новую продукцию (товары, услуги), вырабатываемую (производимую) хозяйствующими субъектами - монополистами, устанавливаются в соответствии с Положением о порядке применения договорных (свободных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.


7. Монополисты, включенные в Реестр, обязаны осуществлять декларирование повышения действующих договорных (свободных) цен на продукцию, по которой хозяйствующий субъект является монополистом на местном или республиканском рынках.

При возражении потребителей по уровню базовой (первоначальной) цены финансовые органы вправе принять решение о декларировании этой цены.

В случае принятия решения о повышении договорных (свободных) цен хозяйствующий субъект обязан объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новый размер цены, а также дату ее введения в действие в соответствующих финансовых органах.

Указанные органы регистрируют декларированные цены в установленном порядке.

Снижение цен производится самостоятельно.


8. При декларировании повышения цен хозяйствующие субъекты представляют соответствующим финансовым органам следующие данные:

- предлагаемое повышение цен (тарифов);

- калькуляцию себестоимости продукции (товаров, услуг) с расшифровкой удорожания затрат (материальных и трудовых);

- объем производства в предыдущем и текущем годах;

- достигнутый и планируемый размеры прибыли (дохода) от реализации данной продукции в целом по предприятию, а также фактическую рентабельность по предприятию;

- обоснование причин повышения цен (тарифов).

При изменении одного из факторов, влияющих на затраты, допускается представление только калькуляции.

По представленным материалам соответствующий финансовый орган обязан принять решение не позднее чем в двухнедельный срок.


9. Хозяйствующие субъекты, продукция (товары, услуги) которых является монопольной на республиканском, местном рынках или межгосударственном рынке экономического пространства, представляют в Министерство финансов Республики Узбекистан, соответствующий финансовый орган декларацию о ценах на эту продукцию (товары, услуги).

Министерство финансов Республики Узбекистан, соответствующий финансовый орган в двухнедельный срок анализирует представленные цены на продукцию (товары, услуги) на соответствие их ценам, принятым по межгосударственным соглашениям, ценам на рынке республики (области), а в случаях необходимости - на рынках других государств, входящих в единое экономическое пространство, и мировым ценам, и готовит по ним предложения.

При отсутствии претензий к заявленным монополистом ценам они регистрируются в Реестре.


10. При возникновении разногласий по уровню договорных (свободных) оптовых цен, предлагаемых монополистом на новую продукцию производственно-технического назначения по номенклатуре межгосударственных поставок, окончательное решение по уровню цен и их применению принимает Минфин Республики Узбекистан. В этих случаях изготовителем представляются необходимые расчетные материалы, обосновывающие уровень цен.


11. Монополисты с разрешения Министерства финансов Республики Узбекистан могут декларировать предельный уровень рентабельности определенной продукции.


12. В случаях установления и искусственного поддержания высоких цен на рынке, необоснованного их снижения на продукцию монополиста применяется государственное регулирование цен.


13. При применении монополистом более высоких недекларированных цен (их изменений) или завышении декларированных цен разница в ценах подлежит изъятию на внебюджетный счет "Фонд ценового регулирования" в соответствии с установленным порядком. Указанные средства списываются со счетов хозяйствующих субъектов в учреждениях банков в бесспорном порядке.


14. Решение о введении государственного регулирования цен принимается Министерством финансов Республики Узбекистан и его органами на местах в результате анализа последствий злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках (продукции, услуг) со стороны монополиста.


15. Уведомления о принятых решениях о введении или прекращении регулирования цен на продукцию (товары, услуги) монополистов направляются:

- предприятию-изготовителю продукции (товара, услуг);

- соответствующим финансовым органам;

- основным потребителям продукции (товара, услуг).


16. Государственное регулирование цен на продукцию монополистов осуществляется путем установления предельных уровней цен или рентабельности.

Могут вводиться и другие методы регулирования цен.


17. Хозяйствующие субъекты-монополисты, осуществляющие инициативное разукрупнение без потери номенклатуры и объема поставок продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке, освобождаются от применения мер, предусмотренных настоящим Положением, по решению Министерства финансов Республики Узбекистан, которому представляются необходимые материалы.