Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 02.07.1992 г. N 623-XII "Об ограничении монополистической деятельности"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.07.1992 г.

N 623-XII



ОБ ОГРАНИЧЕНИИ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Настоящий закон в целях стимулирования предпринимательства и защиты интересов общества определяет правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности, понимаемой как действие или бездействие хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления в целях извлечения сверхприбыли, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции - состязательности хозяйствующих субъектов.



РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения закона

1. Действие настоящего закона распространяется на отношения, в которых в процессе деятельности на республиканском и местных товарных рынках участвуют хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, органы государственной власти и управления, отдельные должностные лица.


2. Закон применяется также в тех случаях, когда действия и соглашения юридических и физических лиц, совершаемые или заключаемые за пределами Республики Узбекистан, ведут к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на республиканском рынке.


3. Действие закона не распространяется на отношения, связанные с деятельностью:

предприятий энергетической отрасли;

предприятий, производящих продукцию оборонного назначения;

магистральных железных дорог;

трубопроводного транспорта;

систем связи общегосударственного значения.

Закон не распространяется также на отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав за исключением случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.


4. Порядок осуществления антимонопольного регулирования на территории Республики Каракалпакстан определяется законодательством Республики Каракалпакстан.



РАЗДЕЛ II.

ОГРАНИЧЕНИЕ И ЗАПРЕЩЕНИЕ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Статья 2. Недопустимость злоупотребления

доминирующим положением на рынке

1. Под доминирующим понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, устанавливаемую органом, уполномоченным осуществлять антимонопольную деятельность, и позволяет ему самостоятельно или, действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, оказывать решающее влияние на условия обращения товаров, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и причинять тем самым ущерб законным интересам потребителей и общества.


2. Запрещаются следующие действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке:

уменьшение или прекращение производства, а также изъятие из обращения товаров в целях создания или поддержания дефицита на рынке;

установление и искусственное поддержание чрезмерно высоких цен на рынке с целью извлечения сверхвысоких прибылей, необоснованное снижение цен, другие нарушения установленного порядка государственного регулирования цен;

навязывание условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

создание других препятствий хозяйствующим субъектам для доступа на рынок.



Статья 3. Запрещение неправомерных соглашений

(согласованных действий) между хозяйствующими субъектами

1.Запрещаются и признаются недействительными соглашения (согласованные действия) между хозяйствующими субъектами, направленные на ограничение конкуренции путем:

повышения, поддержания или снижения цен на аукционах, биржах и иных торгах;

раздел рынков по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров, по кругу продавцов или покупателей (заказчиков) либо по другим признакам с целью их монополизации;

устранения с рынка или ограничения доступа на него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей (заказчиков);

сговора в целях отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

осуществления других мер, которые существенно ограничивают или могут ограничить конкуренцию.


2. Признаются также недействительными соглашения (согласованные действия) между не конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является поставщиком или потребителем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.


3. В исключительных случаях действия хозяйствующих субъектов, указанные в п.п.1 и 2 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если эти субъекты докажут, что их действия способствовали или будут способствовать насыщению рынка товарами, улучшению потребительских свойств товаров или повышению их конкурентоспособности на внешнем рынке.



Статья 4. Запрещение организационных преобразований,

ограничивающих конкуренцию

1. Запрещаются создание, слияние, присоединение, преобразование, ликвидация хозяйствующих субъектов, их участие в уставном фонде других хозяйствующих субъектов (включая хозяйственные ассоциации всех видов), обеспечивающие им доминирующее положение на рынке.


2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие монополистическую деятельность на рынке товаров (услуг) или допускающие действия, приводящие к существенному ограничению конкуренции, могут быть разделены в принудительном порядке.



Статья 5. Недопустимость действий органов

государственной власти и управления и их должностных лиц,

ограничивающих конкуренцию

1. Органы государственной власти и управления, их должностные лица не вправе издавать акты или совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующее или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных из них, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции или причинение ущерба интересам хозяйствующих субъектов или физических лиц.

Органам государственной власти и управления запрещается:

устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующих субъектов, на производство определенных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

ограничивать доступ на рынок или устранять с него хозяйствующие субъекты;

необоснованно представлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или иные льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара;

давать хозяйствующим субъектам указания о приоритетности заключения договоров или о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков);

необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

осуществлять другие, не основанные на законе действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов.


2. Должностным лицам (по перечню, определяемому законодательством Республики Узбекистан) запрещается:

заниматься предпринимательской деятельностью;

иметь в собственности предприятие или быть его учредителем;

занимать руководящие должности в органах управления негосударственных хозяйствующих субъектов;

самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или другого товарищества.



Статья 6. Запрещение недобросовестной конкуренции

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных нанести ущерб имуществу и деловой репутации другого хозяйствующего субъекта;

самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

получение, использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной, экономической, торговой и другой ин- формации без согласия ее владельца;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

действия, ограничивающие доступ на рынок других хозяйствующих субъектов.



РАЗДЕЛ III.

МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ЗАПРЕЩЕНИЮ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ

КОНКУРЕНЦИИ

Статья 7. Орган, уполномоченный осуществлять

антимонопольную деятельность

1. В целях проведения государственной антимонопольной политики в Республике Узбекистан образуется орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, основными задачами которого являются:

поддержка предпринимательства, развитие конкуренции на рынке товаров;

принятие мер, направленных на предупреждение и недопущение монополистической деятельности, злоупотреблений доминирующим положением на рынке, регулирование цен предприятий-монополистов, пресечение недобросовестной конкуренции;

контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.


2. В случаях нарушения антимонопольного законодательства орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для предписания о прекращении нарушений, восстановлении первоначального положения, о перечислении необоснованно полученного дохода в соответствующий бюджет, о принудительном разукрупнении (разделении) хозяйствующих субъектов и о других мерах, направленных на устранение или уменьшение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке, а также налагать штрафы на хозяйствующие субъекты, органы управления и должностных лиц.


3. В соответствующих случаях орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, направляет материалы в суд, органы прокуратуры для рассмотрения в установленном порядке.



Статья 8. Компенсация ущерба

1. Хозяйствующий субъект, допустивший нарушение антимонопольного законодательства, по решению суда или арбитражного суда обязан возмещать потерпевшему хозяйствующему субъекту ущерб, причиненный монополистической деятельностью, злоупотреблением доминирующим положением на рынке или недобросовестной конкуренцией.


2. Если актом органа управления, принятым с нарушением антимонопольного законодательства, хозяйствующему субъекту причинен ущерб, пострадавшая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба.



Статья 9. Штрафы за нарушение антимонопольного

законодательства

1. Орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, вправе налагать на хозяйствующие субъекты штрафы за следующие нарушения:

а) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений, восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров, противоречащих настоящему Закону, в следующих размерах:

на органы управления и хозяйствующие субъекты - юридические лица - от 100 до 500 минимальных размеров заработной платы;

на хозяйствующие субъекты - физические лица - от 5 до 7 минимальных размеров заработной платы;

на должностных лиц органов государственной власти и управления и хозяйствующих субъектов от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы;

б) за непредоставление органу, уполномоченному осуществлять антимонопольную деятельность, информации или представление заведомо недостоверных сведений - в размерах:

на органы управления и хозяйствующие субъекты - юридические лица - от 40 до 50 минимальных размеров заработной платы;

на хозяйствующие субъекты - физические лица - от 5 до 7 минимальных размеров заработной платы;

на должностных лиц органов государственной власти и управления и хозяйствующих субъектов - до 3 минимальных размеров заработной платы.

2. Штраф, наложенный органом, уполномоченным осуществлять антимонопольную деятельность, уплачивается хозяйствующим субъектом, органом управления или должностным лицом в 30-дневный срок с момента получения решения о наложении штрафа.

При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, вправе обратиться в суд или в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Если немедленное исполнение решения о наложении штрафа может повлечь банкротство предприятия, орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, суд или арбитражный суд по заявлению хозяйствующего субъекта, подвергнутого штрафу, вправе предоставить возможность уплаты штрафа в рассрочку.

Штрафы, наложенные органом, уполномоченным осуществлять антимонопольную деятельность, уплачиваются или взыскиваются в соответствующий бюджет.



Статья 10. Основания для рассмотрения дел

о нарушении настоящего закона

1. Орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, рассматривает дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства на основании собственных материалов, заявлений хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления, обществ и союзов потребителей, других общественных организаций и отдельных лиц, материалов прокуратуры, суда и арбитражного суда.

Заявления подаются в орган, уполномоченный осуществлять антимонопольную деятельность, в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Содержание заявлений и документов разглашению не подлежит.


2. Суд или арбитражный суд рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства на основании заявлений органа, уполномоченного осуществлять антимонопольную деятельность, материалов прокуратуры, обращений хозяйствующих субъектов и органов управления.



Статья 11. Порядок обжалования решений органа,

уполномоченного осуществлять антимонопольную

деятельность

1. Органы управления, хозяйствующие субъекты, должностные лица в случае несогласия с решениями органа, уполномоченного осуществлять антимонопольную деятельность, вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких решений недействительными полностью или частично либо об отмене или изменении решений о наложении штрафа.


2. Заявления рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном для рассмотрения заявлений о признании актов органов управления недействительными, а судом - в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан для производства по делам, возникшим из административно-правовых отношений.


3. Убытки, причиненные неправомерными действиями органа, уполномоченного осуществлять антимонопольную деятельность, возмещаются по иску заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством.



Статья 12. Изъятие необоснованно полученного дохода

хозяйствующего субъекта

В случае неисполнения предписания органа, уполномоченного осуществлять антимонопольную деятельность, по решению суда или арбитражного суда доход хозяйствующего субъекта, полученный в результате злоупотреблений доминирующим положением на рынке или недобросовестной конкуренции, подлежит изъятию в соответствующий бюджет.



Статья 13. Общественный контроль за соблюдением

антимонопольного законодательства

Общественные объединения, которые в соответствии с их уставами имеют целью содействие развитию конкуренции и защиту интересов потребителей от монополистической деятельности, вправе совместно с соответствующими органами осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Указанные объединения и организации в своей деятельности руководствуются действующим законодательством.



Президент

Республики Узбекистан                                                       И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1992 г., N 10, ст. 392