Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке предпродажной подготовки предприятий (объектов) (Утверждено Постановлением Госкомимущества от 27.09.2006 г. N 01/23-18/03, зарегистрированным МЮ 14.10.2006 г. N 1628)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Госкомимущества

от 27.09.2006 г. N 01/23-18/03,

зарегистрированным МЮ

14.10.2006 г. N 1628



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке предпродажной

подготовки предприятий (объектов)


Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О разгосударствлении и приватизации", Указом Президента Республики Узбекистан от 13 ноября 2012 года N УП-4483 "Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции", постановлениями Кабинета Министров от 30 декабря 2012 года N 374 "О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции" и от 6 октября 2014 года N 279 "Об утверждении положений о порядке приватизации объектов государственной собственности" определяет порядок предпродажной подготовки государственных предприятий (объектов) или предприятий с государственными долями в уставном фонде.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В данном Положении применяются следующие понятия:


предпродажная подготовка предприятий (объектов) - комплекс мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий (объектов);


диагностическое обследование предприятий (объектов) - комплексный анализ эффективности деятельности приватизируемого предприятия (объекта), в том числе системы управления производством, финансового состояния, состава партнеров, конкурентов, инвесторов и т. д., направленный на выявление факторов, положительно и негативно влияющих на эффективную деятельность и развитие предприятия, выработку конкретных предложений;


инвестиционная привлекательность предприятия - система мер, стимулирующая инвестиции в предприятие (объект), направленная на установление структуры, масштабов и направлений их использования;


независимый консультант - специализированные финансовые, технические и иные организации.


2. Предпродажную подготовку могут проходить предприятия и объекты, включенные в программы приватизации, финансовое положение которых не позволяет реализовать их (их активы) потенциальным инвесторам по наиболее высокой рыночной стоимости.

Проведение предпродажной подготовки предприятия (объекта) предусматривает обеспечение устойчивого финансово-экономического положения предприятия, сокращение не задействованных в основном производстве имущества и оборудования, повышение инвестиционной привлекательности и ликвидности предприятия (объекта) для реализации потенциальным инвесторам.


3. Решение о проведении предпродажной подготовки предприятия (объекта) принимают:

Государственная комиссия по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам по предприятиям (объектам), приватизируемым по индивидуальным проектам;

Коллегия Госкомконкуренции по согласованию с соответствующими органами государственного или хозяйственного управления по другим предприятиям (объектам).

4. При проведении предпродажной подготовки предприятий (объектов) осуществляется:

комплексный анализ (диагностическое обследование) предприятий (объектов);

оценка инвестиционной привлекательности предприятия (объекта);

разработка Плана организационных, экономических, финансовых мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности предприятия (объекта);

постоянный мониторинг выполнения утвержденных мероприятий.



II. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ И ОПЛАТА

ПРЕДПРОДАЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕКТОВ)


5. Предпродажная подготовка предприятия проводится специализированными финансовыми, техническими и иными организациями, привлеченными в качестве независимых консультантов на основе договоров, заключаемых с Госкомконкуренции, которые, работая непосредственно на предприятии, в срок не более шести месяцев проводят анализ деятельности предприятия.

6. Сроки проведения предпродажной подготовки устанавливаются в Плане организационных, экономических, финансовых мероприятий, при этом полное выполнение Плана мероприятий должно заканчиваться не менее чем за один месяц до окончания установленного срока реализации государственных активов.


7. Персональную ответственность за предоставление необходимых справочных и других материалов и создание необходимых условий для выполнения намеченных мероприятий несут руководитель предприятия и должностные лица органа государственного или хозяйственного управления, в состав которого входит предприятие (объект).


8. Оплата услуг аудиторских, финансовых, консалтинговых и других иностранных и отечественных организаций, независимых экспертов по проведению предпродажной подготовки государственных активов осуществляется Госкомконкуренции в установленном порядке.


III. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕКТОВ)


9. Для проведения комплексного анализа (диагностического обследования) предприятия (объекта) руководство предприятия (балансодержателя) представляет независимому консультанту:

документы по его финансово-хозяйственной деятельности за предыдущие три года;

копии устава и других учредительных документов предприятия;

баланс предприятия (форма N 1);

отчет о финансовых результатах (форма N 2);

статистические формы;

сведения о производственной мощности;

аналитические данные по имеющимся резервам, необходимым для совершенствования системы управления, оптимизации производства.


10. Независимый консультант может запрашивать у предприятия иные документы, необходимые для проведения диагностического обследования предприятия (объекта).


11. Продолжительность проведения диагностического обследования деятельности предприятия зависит от величины предприятия, характера и специфики его проблем, но не может превышать 6 месяцев.


12. Диагностика предприятия (объекта) осуществляется в следующем порядке:


а) анализ организационно-управленческой системы предприятия (с учетом перспективы развития отрасли (сектора) экономики, к которой относится предприятие), включающий в себя:

оценку существующей системы управления (наличие стратегической цели, наличие центров ответственности - центров прибыли, инвестиций, затрат, доходов) на основе изучения правовой базы, регулирующей деятельность предприятия и отрасли;

оценку системы подчиненности, наличие систем планирования, учета, анализа, контроля, мотивации труда (заработная плата, обучение, социальные гарантии);

построение и оценку эффективности схемы взаимодействия между отдельными структурными подразделениями (схема информационных потоков, организация документооборота и др.);

выявление оптимального количества работников, основных средств и т. п.;


б) анализ производственной деятельности предприятия по следующим основным параметрам:

существующая система контроля качества;

научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа;

вложения в развитие технологий;

оценка существующих производственных возможностей (мощности, качество, ассортимент);

анализ состояния и использования внеоборотных активов;


в) изучение состояния маркетинга предприятия (сбыт, снабжение):

наличие и использование предприятием товарного знака, его ориентированность, наличие рекламной политики, анализ структуры и эффективности коммерческих расходов;

оценка существующей маркетинговой службы (наличие, функции, документооборот, качество и эффективность работы с посредниками, поставщиками, потребителями);

преимущества и недостатки предприятия (объекта) по отношению к текущей рыночной среде в целях определения будущего потенциала и направлений возможного развития, определение инвестиционных потребностей и мер повышения эффективности производственной и коммерческой деятельности;


г) анализ финансового положения предприятия (объекта) по:

рентабельности;

долгосрочной финансовой устойчивости;

ликвидности;

деловой активности;

структуре выручки от реализации;

затратам предприятия;

дебиторской и кредиторской задолженности;


д) изучение рынка потенциальных инвесторов путем определения конкретных потенциальных инвесторов, проявивших интерес к предприятию (объекту), их основных пожеланий и ожиданий с предварительной их квалификацией;


е) подготовка рекомендаций по наиболее эффективному способу продажи государственных активов с учетом состояния, потенциала роста предприятия (объекта) и отрасли, наличия предложений со стороны инвесторов.


13. По результатам изучения независимым консультантом формируются рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности предприятия (объекта), а также оптимизацию существующей его деятельности.



IV. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОБЪЕКТА)


14. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий (объектов), являющаяся неотъемлемой частью предпродажной подготовки предприятия (объекта), производится независимым консультантом на основе показателей рентабельности:

капитала, характеризующего результативность вложения капитала;

продаж как отношения чистой прибыли предприятия к выручке от реализации;

активов как отношения чистой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости его активов.

Также независимым консультантом могут быть рассчитаны другие показатели, необходимые для более полного определения инвестиционной привлекательности предприятия (уровень деловой активности - как отношение годовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости собственного капитала и др.).


15. Инвестиционная привлекательность предприятий (объектов) рассчитывается как коэффициент доходности вложения инвестиций в предприятие (объект), представляющий собой отношение реальной (внутренней) стоимости предприятия к его сегодняшней рыночной стоимости на момент изучения предприятия (объекта).



V. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

ПО   ПОВЫШЕНИЮ   ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

(ОБЪЕКТА)


16. Результаты диагностического обследования и оценки инвестиционной привлекательности предприятия (объекта) рассматриваются представителями Госкомконкуренции, а также органов государственного или хозяйственного управления, в состав которого входит приватизируемое предприятие, с участием независимых консультантов, осуществляющих подготовку проекта Плана мероприятий по предпродажной подготовке предприятия.

17. План мероприятий по предпродажной подготовке предприятия должен быть направлен на обеспечение устойчивого финансово-экономического положения предприятия, сведение к минимуму не задействованных в основном производстве имущества и оборудования, возможной реструктуризации задолженностей в целях повышения ликвидности активов предприятия (объекта).


18. План мероприятий разрабатывается в срок не более одного месяца после проведения диагностики предприятия и включает в себя аналитический раздел и конкретные мероприятия.

В аналитическом разделе Плана мероприятий указываются:

краткая характеристика предприятия (объекта);

финансово-экономические показатели предприятия;

проблемы и недостатки, имеющиеся в деятельности предприятия;

конструктивные предложения по повышению эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности предприятия и по оптимальной реализации предприятия.

В мероприятиях должны быть указаны:

наименования проводимых работ;

ответственные исполнители и сроки выполнения;

средства, необходимые для выполнения утвержденных работ, и их источники;

форма исполнения и другие показатели.


19. В План мероприятий по предпродажной подготовке предприятий (объектов), имеющих стратегическое значение, включаются меры, определенные решением Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам.


20. По итогам обсуждения составляется протокол и проект Плана мероприятий.

При необходимости План мероприятий может быть согласован с руководителями соответствующего Комплекса Кабинета Министров, руководством отрасли, в систему которой входит предприятие, или с органом местной власти, к ведению которого относится предприятие.


21. План мероприятий по предпродажной подготовке предприятия (объекта) утверждается Государственной комиссией по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам, если предприятие (объект) приватизируется по индивидуальному проекту, или Госкомконкуренции - по другим предприятиям (объектам).


VI. МОНИТОРИНГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ


22. Мониторинг выполнения утвержденных мероприятий осуществляется на постоянной основе Госкомконкуренции с участием независимого консультанта через назначенных государственных поверенных или доверительных управляющих государственными активами.

Ход выполнения Плана мероприятий рассматривается ежемесячно непосредственно на предприятии (объекте) с участием руководителей предприятий (балансодержателя объекта), государственного поверенного или доверительного управляющего и ежеквартально на проводимых в Госкомконкуренции совещаниях с участием руководителей соответствующего органа государственного или хозяйственного управления (органа местной власти).

23. Ответственность за надлежащее выполнение утвержденных мероприятий возлагается на руководителей предприятия и органа государственного или хозяйственного управления, в состав которого входит предприятие (органа местной власти).

Контроль за надлежащим выполнением утвержденных мероприятий и своевременное информирование Госкомконкуренции возлагается на государственных поверенных и доверительных управляющих либо ответственных лиц, назначаемых Госкомконкуренции.

За недобросовестное отношение к выполнению Плана мероприятий ответственные исполнители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в установленном законодательством порядке.



VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


24. Настоящее Положение согласовано с Министерством финансов Республики Узбекистан.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 42, ст. 419