Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999 - 2005 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 20.10.1999 г. N 469)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 20.10.1999 г. N 469



ПРОГРАММА

действий по охране окружающей среды

Республики Узбекистан на 1999-2005 годы


ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


Главная цель Программы - формирование природоохранной стратегии начального этапа перехода страны на путь устойчивого развития, определяющей приоритетные экологические проблемы, выбор средств их решения и проведение соответствующих организационных мероприятий.

Программа является экологическим сопровождением осуществляемых в Узбекистане реформ, и ее основные положения должны учитываться при разработке и реализации программ и проектов социально-экономического развития.

Она включает три основных направления;

- создание благоприятных условий для проживания населения;

- рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения устойчивого развития;

- углубление международного сотрудничества.



1. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ


Создание благоприятных условий для проживания населения обеспечивается:

- улучшением обеспечения качественной питьевой водой, особенно на селе; улучшением санитарно-гигиенических условий путем полной очистки сточных вод, обеззараживания и удаления бытовых и промышленных отходов;

- улучшением работы промышленных предприятий и транспорта с целью сокращения вредных выбросов и сбросов, токсичных промышленных отходов;

- повышением экологического качества продуктов питания;

- обеспечением радиационной безопасности.

В этом направлении Правительством утверждены и реализуются программы обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом, развития сельской социальной инфраструктуры, усовершенствования системы санитарной очистки г.г.Ташкента и Нукуса и другие.



2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


Рациональное использование природных ресурсов достигается путем:

- осуществления последовательной работы по углублению экономических реформ, предусматривающих создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов, обеспечения их воспроизводства, охраны и обоснованного уменьшения потребления;

- осуществления работ по улучшению сельскохозяйственного использования земель, повышению продуктивности сельскохозяйственных угодий;

- сбережения и охраны вод посредством укрепления правовой базы системы управления водными ресурсами, реконструкции и модернизации существующей инфраструктуры распределения воды и создания надежных систем мониторинга и информации;

- совершенствования и улучшения оросительных и дренажных сетей. (В настоящее время реализуется специальная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.);

- реализации Национальной стратегии и плана действий по сохранению биологического разнообразия, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 1 апреля 1998 г. N 139;

- осуществления системы мер по охране культурного наследия (исторических памятников).

Рациональное использование природных ресурсов обеспечивается совершенствованием природоохранного законодательства, внедрением экономических механизмов природопользования, развитием системы экологического мониторинга, образования и воспитания населения.

Совершенствование экологического законодательства и механизмов его реализации предусмотрено путем внесения дополнений и изменений в законодательство, а также посредством разработки новых актов законодательства по следующим направлениям:

- разработка четких процедурных и институциональных правил по реализации норм законодательства, предотвращению и урегулированию споров по использованию и охране природных ресурсов, обеспечивающих неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;

- совершенствование законодательства, определяющего экономическую стоимость природных ресурсов государства, а также обеспечивающего переход на платное природопользование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

- экологизация норм хозяйственного законодательства с целью дополнения их положениями об охране окружающей среды.

Задачи разработки и внедрения экономических механизмов природопользования и стандартов качества окружающей среды направлены на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду и реализацию принципов "загрязнитель платит" и "пользователь платит". Основная их часть должна стимулировать:

- водосбережение во всех сферах водопользования;

- улучшение качества природных ресурсов, их охрану и воспроизводство;

- производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции;

- снижение загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.

Реализация экономических механизмов и эффективность их действия обеспечивается:

- совершенствованием системы платы за природные ресурсы, за загрязнение и нанесение ущерба окружающей среде;

- совершенствованием системы налогообложения и кредитования природопользователей;

- широким внедрением в практику государственной экологической экспертизы и экологического аудита;

- созданием развитых рынков капитала, обеспечивающих доступ к капиталу для инвестирования в охрану окружающей среды;

- развитым рынком экологических услуг и продукции, открывающей возможность для альтернативного выбора.

Совершенствование системы мониторинга и информации, экологического образования предусматривается путем:

- повышения технологического и технического уровня систематических наблюдений (отбор проб, точность измерений, качество анализов и т.д.) с внедрением автоматизированных систем контроля;

- расширения сети мониторинга, более полного охвата учетом точечных и неточечных источников загрязнения;

- создания единой экологической информационной системы;

- развития и совершенствования Единой службы государственных кадастров (ЕСГК);

- разработки и совершенствования программ экологического образования; подготовки высококвалифицированных кадров-экологов различного профиля, особенно по ведущим отраслям экономики, в сфере управления и аудита;

- использования духовного наследия узбекского народа в развитии экологической культуры молодежи;

- более широкого использования средств массовой информации для проведения разъяснительной работы среди населения;

- вовлечения неправительственных организаций, населения и органов самоуправления граждан (Махалля) к обсуждению, принятию решений и осуществлению природоохранных мероприятий, особенно на местном уровне.



3. УГЛУБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


Действия по углублению международного сотрудничества направлены на:

- выполнение обязательств, принятых Республикой Узбекистан по международным конвенциям и соглашениям, а также на преодоление Аральского кризиса, решение вопросов использования и охраны водных ресурсов межгосударственных водотоков, предупреждения трансграничного загрязнения окружающей среды. Они обеспечиваются разработкой и осуществлением:

- Национальной стратегии устойчивого развития;

- Национальной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ;

- Программы изучения страны в отношении изменения климата и разработки мер по предотвращению возможных последствий;

- Программы мер по борьбе с опустыниванием;

- Национального плана действий по гигиене окружающей среды;

- Национальной стратегии и плана действий по сохранению биологического разнообразия;

- Трансграничного проекта по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня на территории Казахстана, Киргизии и Узбекистана;

- подготовкой необходимых документов для возможного присоединения Республики Узбекистан к Орхусской Конвенции ЕЭК ООН (1998 г.) "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды".

Международным фондом по спасению Арала совместно с правительствами пяти центральноазиатских государств при финансовой поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ), Всемирного банка и других международных доноров организована разработка региональной стратегии управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря (проект ГЭФ, сроки 1998-2003гг.).

Текущие вопросы использования и охраны водных ресурсов межгосударственных водотоков, трансграничного загрязнения окружающей среды решаются путем заключенных двух и многосторонних межгосударственных соглашений и договоров.