Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке разрешения земельных споров в Республике Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 25.05.1992 г. N 246)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 25.05.1992 г. N 246



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке разрешения земельных

споров в Республике Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение устанавливает порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения споров между землевладельцами и землепользователями по вопросам владения и пользования землей.


2. Порядок возбуждения, рассмотрения и решения земельных споров в Республике Каракалпакстан определяется законодательством Республики Каракалпакстан.


3. Сторонами в земельных спорах могут быть колхозы, совхозы, другие государственные, коллективные предприятия, учреждения и организации, граждане Республики Узбекистан, других государств Содружества Независимых Государств, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, являющиеся землевладельцами или землепользователями.

Земельный спор может быть передан на разрешение в соответствующие органы государственного управления только после принятия сторонами необходимых мер к достижению его урегулирования совместно с землеустроительной службой.


4. Каждая из сторон при решении земельных споров пользуется равными правами.



II. ОРГАНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ


5. В соответствии со статьей 62 Закона Республики Узбекистан "О земле" земельные споры между колхозами, совхозами, другими государственными, коллективными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами разрешаются хокимом района и соответствующим судом в порядке, установлением законодательством Республики Узбекистан.


6. Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.


7. Споры между гражданами по вопросам владения, пользования землей на территории сельских населенных пунктов или городских поселков разрешаются исполнительными комитетами соответствующих кишлачных и поселковых Советов народных депутатов.


8. Земельные споры на территории городов между государственными, коллективными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также между гражданами разрешаются хокимом города.


9. Споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, городских поселков и сельских населенных пунктов о порядке пользования общим земельным участком рассматриваются соответствующими судами в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Узбекистан.


10. Земельные споры на территории района между колхозами, совхозами, другими государственными, коллективными предприятиями, учреждениями и организациями районного подчинения, а также между указанными юридическими лицами и гражданами разрешаются хокимом района.


11. Споры, в которых одной из сторон является предприятие, учреждение, организация республиканского и союзного подчинения, и споры между предприятиями, учреждениями и организациями разных районов одной области разрешаются хокимом области.


12. Споры между предприятиями, учреждениями и организациями разных областей или одной из областей и Республики Каракалпакстан, а также споры, в которых одной из сторон являются иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства, разрешаются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.


13. Земельные споры колхозов, совхозов, других государственных, коллективных предприятий, учреждений и организаций Республики Узбекистан по вопросам владения и пользования землей на территории других государств, а также споры колхозов, совхозов, других государственных, коллективных предприятий, учреждений и организаций других государств по вопросам владения или пользования землей на территории Республики Узбекистан рассматриваются комиссией, образуемой компетентными органами на паритетных началах из представителей Республики Узбекистан и заинтересованного суверенного государства.



III. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА


14. Земельные споры возбуждаются по заявлению одной из сторон в соответствующий орган государственного управления, рассмотрение которых входит в его компетенцию.

Порядок возбуждения, рассмотрения и обжалования земельного спора в судах устанавливается гражданско-процессуальным законодательством Республики Узбекистан, а в арбитражных судах - правилами рассмотрения хозяйственных споров.

В заявлении должны быть указаны:

наименование органа, в который направляется заявление, и дата его отправления;

сведения о причинах возникновения спора и принятия заявителем мер к достижению урегулирования земельного спора;

существо земельного спора, обстоятельства и доказательства, на которых основывается оспариваемое требование.

Исходя из конкретных обстоятельств к заявлению прилагаются:

документы, удостоверяющие право владения или пользования землей;

планово-картографический материал;

протоколы, письма, акты, заключения и другие документы предварительного рассмотрения земельного спора;

другие сведения, справки, доказательства, имеющие отношение к данному земельному спору.

Документы могут представляться как в подлиннике, так и в виде копий или выписок, заверенных в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Заявление может быть возвращено без рассмотрения, если оно не оформлено в порядке, установленном настоящим Положением и действующим законодательством.



IV. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА


15. Соответствующий орган государственного управления в 5-дневный срок рассматривает заявление и для изучения и подготовки материалов по разрешению споров по вопросам землевладения и землепользования создает комиссию.


16. В состав районной и областной комиссий входят:

заместитель холима района или области - председатель комиссии;

члены комиссии:

депутаты местных Советов народных депутатов;

работники землеустроительной службы;

представители природоохранных органов.

При необходимости к работе комиссии привлекаются и другие специалисты.

Подготовка материалов по разрешению земельных споров в сельских населенных пунктах и городских поселках производится депутатской комиссией соответствующего Совета народных депутатов.


17. В рассмотрении земельного спора могут принимать участие вышестоящие по отношению к сторонам органы, при этом они имеют равные права и обязанности.

В отдельных случаях может быть назначена землеустроительная экспертиза с необходимыми топографическими, почвенными и другими обследованиями территории.

Экспертиза должна поручаться государственным землеустроительным организациям за счет средств местного бюджета.

При необходимости экспертиза проводится в присутствии представителей сторон, что подтверждается актом.


18. Срок рассмотрения земельных споров не должен превышать одного месяца со дня возбуждения, за исключением споров, указанных в пунктах 13 и 17 настоящего Положения, для которых сроки устанавливаются и продлеваются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.


19. Стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по разрешению земельного спора, производить из них выписки, участвовать при рассмотрении земельного спора, представлять документы и другие доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайства, доводов и соображений другой стороны, получать копию решения по земельному спору и в случая несогласия обжаловать это решение. Стороны обязаны являться в органы или комиссию, осуществляющие рассмотрение земельного спора, по их вызову, представлять имеющиеся материалы, сведения и объяснения по существу вопроса.


20. Земельные споры рассматриваются комиссией при участии заинтересованных сторон, которые должны быть уведомлены за 3 дня о времени и месте рассмотрения спора. В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, рассмотрение дела откладывается.

Неявка стороны без уважительной причины по повторному вызову не приостанавливает рассмотрение земельного спора.


21. Комиссия имеет право пользоваться необходимыми документами, графическими материалами учета земель и привлекать для консультации работников разных отраслей, научных и проектных организаций, а также министерств и ведомств.


22. Если материалы дела позволяют рассмотреть земельный спор в отсутствие заинтересованных сторон, комиссия может по согласованию сторон рассмотреть спор без вызова их представителей.


23. В случае примирения сторон по их совместному ходатайству или стороны, возбудившей дело, рассмотрение земельного спора прекращается. Однако комиссия, рассматривающая земельный спор, может проверить условия примирения в части соблюдения прав предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан на владение и пользование землей, определенных земельным законодательством Республики Узбекистан, и в случае его нарушения принимается решение соответствующим органом государственного управления.


24. Результаты рассмотрения земельного спора комиссией оформляются актом, в котором указывается:

дата и место рассмотрения земельного спора;

фамилии и должности председателя, членов комиссии, представителей сторон и других лиц, участвующих в рассмотрении спора;

существо земельного спора, описание действий комиссии, результаты экспертизы, доказательства, которыми руководствуется комиссия при принятии решения;

выводы комиссии;

перечень прилагаемых материалов и документов;

подписи председателя и членов комиссии.


25. Комиссия в установленный срок представляет подготовленные материалы на рассмотрение в соответствующий орган государственного управления.



V. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ И ОБЖАЛОВАНИЯ

ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА


26. Разрешение земельного спора оформляется решением соответствующего органа государственного управления.

Решение должно содержать:

краткое изложение сущности земельного спора;

выводы по рассматриваемому вопросу со ссылкой на Закон Республики Узбекистан "О земле" и иные нормативные акты земельного законодательства Республики Узбекистан;

сроки и действия, которые должны предпринять стороны для ликвидации земельного спора.


27. Решения по земельным спорам рассылаются заинтересованным сторонам, а при необходимости и государственным органам не позднее 5 дней после их принятия.


28. Решения исполнительных комитетов кишлачных и поселковых Советов народных депутатов, а также хокимов городов, районов и областей по земельным спорам могут быть обжалованы в вышестоящие органы государственного управления.

При несогласии землевладельца или землепользователя с решением вышестоящего органа государственного управления решение по земельному спору может быть обжаловано в судебном порядке, когда одной из сторон является гражданин или колхоз (другое коллективное предприятие), и в арбитражный суд, когда земельный спор имеет место между государственными предприятиями, учреждениями, организациями.


29. Обжалование решения не приостанавливает его исполнения.

Исполнение решения по земельному спору может быть приостановлено или отсрочено органом, вынесшим решение, либо вышестоящим органом.


30. При рассмотрении земельного спора комиссия руководствуется последними решениями и постановлениями компетентных органов о предоставлении земель во владение и пользование без учета ранее принятых решений и постановлений по данному вопросу.