Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 08.06.2011 г. N 165)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 08.06.2011 г. N 165



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственном комитете Республики Узбекистан

по геологии и минеральным ресурсам


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (далее - Госкомгеологии) является органом государственного управления.

Госкомгеологии в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.


2. Госкомгеологии в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативно-правовыми актами и настоящим Положением.


3. Госкомгеологии осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями.


4. Госкомгеологии является юридическим лицом, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, а также счета в банках, открываемые в соответствии с законодательством.



II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГОСКОМГЕОЛОГИИ


5. Основными задачами Госкомгеологии являются:

реализация единой государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, осуществление государственного управления в области горных отношений;

повышение объективности и достоверности геологической информации на основе обеспечения качественного выполнения комплексных исследований по региональному геологическому изучению территорий и проведения на системной основе государственных геологических съемок с широким применением современных технологий и передовых методов прогнозирования геологических запасов полезных ископаемых;

качественное прогнозирование геологоразведочных работ, обеспечивающее повышение эффективности поисков, оценки и разведки месторождений гидроминеральных ресурсов, твердых нерудных полезных ископаемых, черных и редких металлов, редкоземельных элементов, новых (нетрадиционных) видов полезных ископаемых, выполняемых предприятиями Госкомгеологии;

формирование совместно с горно-металлургическими комбинатами республики долгосрочных (на период свыше 3 лет), среднесрочных (на период до 3 лет) и ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе глубокого научного анализа геологической и иной информации о недрах с использованием передовых методов прогнозирования, результатов поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (за исключением углеводородов), а также обеспечение их реализации;

внедрение современных методов финансирования геологоразведочных работ на основе оценки их эффективности и стимулирования в зависимости от конечных результатов отрасли - полноты и качества геологической и иной информации о недрах и прироста промышленных запасов гидроминеральных ресурсов, твердых нерудных полезных ископаемых, черных и редких металлов, редкоземельных элементов;

проведение коренной модернизации и технического перевооружения подведомственных организаций, укрепление их материально-технической базы;

осуществление на системной основе подготовки и переподготовки кадров для геологической отрасли с использованием передового опыта в этой области, а также внесение предложений по направлениям подготовки кадров в высших и средних учебных заведениях республики.


6. В соответствии с возложенными задачами Госкомгеологии выполняет следующие функции:

проводит анализ геологической изученности территории Узбекистана с учетом региональных геологических исследований и степени обновленности действующих картографических основ новыми материалами государственных геологических съемок, результатов других исследований;

разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, органами государственной власти на местах и иными организациями предложения о стратегии использования, дальнейшем расширении, укреплении и качественном улучшении, рациональном и комплексном использовании минерально-сырьевой базы и объемах государственных и иных инвестиций, необходимых для этих целей;

участвует в пределах своей компетенции в разработке прогнозов экономического и социального развития республики, разработке и реализации государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы республики, охраны недр, международных программ по геологическому изучению и охране недр;

разрабатывает совместно с горно-металлургическими комбинатами по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан долгосрочные (на период свыше 3 лет) и среднесрочные (на период до 3 лет) государственные программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы и вносит их на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

разрабатывает по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан и утверждает ежегодные государственные программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы по системе Госкомгеологии в рамках реализации средне- и долгосрочных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

обеспечивает по согласованию с уполномоченными органами и заинтересованными организациями формирование проектов государственного заказа по приросту запасов гидроминеральных ресурсов, твердых нерудных полезных ископаемых, черных и редких металлов, редкоземельных элементов при разработке долгосрочных, среднесрочных и ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

осуществляет на системной основе внедрение современных наукоемких технологий и оборудования в геологоразведочные работы, а также принимает своевременные меры по модернизации и техническому перевооружению предприятий и организаций, подведомственных Госкомгеологии;

обосновывает приоритетные направления тематических, опытно-конструкторских работ, технологических исследований руд и горных пород, а также других работ в области геологического изучения недр и использования минеральных ресурсов на основе передовых достижений фундаментальной и прикладной науки;

на основе комплексного регионального геологического изучения территории республики, результатов государственных геологических съемок и опережающих специализированных поисковых работ определяет территории, перспективные на выявление месторождений твердых полезных ископаемых (в том числе драгоценных и цветных металлов, урана), подземных пресных и минеральных вод;

обеспечивает внедрение в практику проведения геологоразведочных работ новых методов и технологий, включая дистанционные;

размещает между подведомственными предприятиями и организациями государственные заказы на проведение комплексных исследований по региональному геологическому изучению территории республики, геоэкологических работ, государственных геологических съемок, опережающих специализированных поисковых работ, геологоразведочных работ на гидроминеральные ресурсы, твердые нерудные полезные ископаемые, черные и редкие металлы, редкоземельные элементы, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансирует их выполнение за счет средств государственного бюджета и иных средств;

разрабатывает и утверждает, в пределах своей компетенции, нормы и правила в области проектирования и ведения работ по геологическому изучению недр, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющими работы по геологическому изучению недр за счет средств государственного бюджета;

координирует и проводит работы по геологическому изучению недр в соответствии с утвержденными государственными программами развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

обеспечивает проведение работ по геологическому изучению недр, выполнение заданий по приросту запасов гидроминеральных ресурсов, твердых нерудных полезных ископаемых, черных и редких металлов, редкоземельных элементов и геологических заданий по формированию, укреплению и расширению минерально-сырьевой базы республики (за исключением углеводородного сырья, драгоценных и цветных металлов, урана) и других работ в области геологического изучения территории республики;

осуществляет ежеквартальный мониторинг реализации ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы по системе Госкомгеологии, выполнения заданий по приросту запасов гидроминеральных ресурсов, твердых нерудных полезных ископаемых, черных и редких металлов, редкоземельных элементов;

принимает участие в разработке и реализации программ геолого-экологических исследований территории Узбекистана;

осуществляет, в пределах своей компетенции, контроль за соблюдением пользователями недр условий, установленных в лицензиях на право пользования участками недр, норм и правил в области проектирования работ по геологическому изучению недр;

контролирует использование государственных средств, выделяемых на проведение работ по геологическому изучению недр подведомственным предприятиям;

выдает в порядке, установленном законодательством, лицензии на право пользования участками недр для геологического изучения на условиях предпринимательского риска, добычи полезных ископаемых, использования техногенных минеральных образований, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (за исключением лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений в целях хранения и захоронения отходов), образования охраняемых геологических объектов и сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов;

утверждает, в пределах своей компетенции, проектно-сметную документацию на геологическое изучение недр подведомственных предприятий, являющуюся основанием возникновения права пользования участками недр для геологического изучения за счет средств государственного бюджета;

осуществляет государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, государственную регистрацию права пользования участками недр и государственный учет работ по геологическому изучению недр в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

осуществляет права и обязанности собственника на геологическую и иную информацию о недрах, полученную за счет государственных средств по системе Госкомгеологии;

осуществляет учет, хранение и систематизацию геологической и иной информации о недрах по всем видам полезных ископаемых, полученной в результате проведения геологоразведочных работ как за счет государственных средств, так и собственных средств пользователей недр;

организует и обеспечивает осуществление экспертизы проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр;

определяет совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и Государственной инспекцией "Саноатгеоконтехназорат" перечень общераспространенных полезных ископаемых Республики Узбекистан и представляет его на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

ведет государственный фонд геологической и иной информации о недрах, государственный фонд каменных геологических материалов;

ведет государственный реестр месторождений и участков недр, перспективных на выявление месторождений полезных ископаемых (в пределах своей компетенции), государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований, государственный водный кадастр (подземные воды), государственный кадастр зон повышенной природной опасности (зоны проявления опасных геологических процессов), а также составляет и представляет сведения по зонам формирования месторождений пресных подземных вод по государственному кадастру охраняемых природных территорий;

обеспечивает во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами государственный мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод;

проводит работу по изучению опасных геологических процессов (оползни, обвалы, просадки, суффозии, карсты), а также слежению за их образованием и развитием в горных районах;

осуществляет совместно с геологическими службами соседних государств работы по выявлению и изучению очагов загрязнения радиоактивными и токсичными элементами в пределах трансграничных территорий, составляет геологические карты и атласы с отражением особо опасных зон и участков, которые могут отрицательно повлиять на экологическое состояние сопредельных территорий, и представляет их в Кабинет Министров Республики Узбекистан, заинтересованным министерствам и ведомствам;

разрабатывает совместно с министерствами и ведомствами схемы использования водных ресурсов (подземные воды) и защиты территорий от влияния техногенных и опасных геологических процессов;

осуществляет в порядке, установленном законодательством, контроль за охраной геологических и минералогических объектов, а также за охраной подземных вод от загрязнения и истощения;

согласовывает разрешения на бурение скважин на воду и разрешения на специальное водопользование (подземные воды);

проводит изучение региональных экзогенных геологических процессов, влияющих на засоление и опустынивание территории республики;

подготавливает инженерно-геологическое, гидрогеологическое и эколого-геологическое обоснование для перспективного размещения объектов промышленного и гражданского строительства;

принимает, в пределах своей компетенции, участие в работах по оценке воздействия на окружающую среду строящихся и реконструируемых крупных промышленных и сельскохозяйственных объектов;

осуществляет совместно с министерствами и ведомствами подготовку материалов, участвует в организации и проведении публичных торгов на предоставление права пользования участками недр, участвует в разработке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, связанных с пользованием участками недр;

разрабатывает совместно с министерствами, ведомствами и органами государственной власти на местах предложения о стратегии развития внешнеэкономических связей в области геологического изучения, использования и охраны недр;

проводит работу по привлечению иностранных инвестиций, ведет прямые переговоры с иностранными инвесторами и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о предоставлении им права пользования участками недр (в пределах своей компетенции);

осуществляет международное сотрудничество, проводит конференции, симпозиумы, выставки, в установленном порядке поддерживает связи с международными организациями, геологическими службами других стран по вопросам, входящим в компетенцию Госкомгеологии;

участвует в организации и координации выполнения обязательств, вытекающих из членства Республики Узбекистан в международных организациях и участия в международных договорах в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, воспроизводства и развития минерально-сырьевого потенциала;

обеспечивает функционирование и развитие информационных систем о состоянии минерально-сырьевой базы республики, осуществляет в установленном порядке издательскую деятельность в области геологического изучения, использования и охраны недр;

разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами размеры ставок возмещения затрат на геологоразведочные работы (воспроизводство минерально-сырьевой базы), нормативно-правовые акты по финансированию и кредитованию геологоразведочных работ;

обосновывает и разрабатывает предложения по установлению размеров доплат за ведение работ в экстремальных условиях (безводность, высокогорье, подземные и другие);

координирует работу по охране труда в подведомственных предприятиях и организациях;

проводит на системной основе работу по подготовке и повышению квалификации кадров для геологической отрасли;

выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.


7. Госкомгеологии решает возложенные на него задачи и выполняет свои функции непосредственно, а также через подведомственные ему предприятия и научно-исследовательские институты.



III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГОСКОМГЕОЛОГИИ


8. Для выполнения возложенных на него задач и функций Госкомгеологии имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственного и хозяйственного управления, организаций материалы и данные, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

предоставлять, в пределах своей компетенции, права пользования участками недр;

привлекать по согласованию с органами государственного и хозяйственного управления и организациями их специалистов для проведения экспертизы геологических материалов;

выносить в порядке, установленном Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров, решения об ограничении, приостановлении и прекращении права пользования участками недр;

заключать в установленном порядке международные договоры межведомственного характера по вопросам геологического изучения, использования и охраны недр;

создавать, при необходимости, временные рабочие группы из числа ученых, отраслевых специалистов для разработки нормативно-правовых актов, на основе договоров привлекать к этой работе специалистов и экспертов из других министерств и ведомств;

реализовывать (передавать, обменивать, продавать) на основе договоров в установленном порядке геологическую и иную информацию о недрах, полученную за счет средств государственного бюджета и иных источников.

Госкомгеологии имеет и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


9. Госкомгеологии в пределах своих полномочий вправе утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств и ведомств, органов государственной власти на местах, организаций, должностных лиц и граждан.

Госкомгеологии вправе в необходимых случаях издавать с другими министерствами и ведомствами совместные постановления и иные нормативно-правовые акты.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСКОМГЕОЛОГИИ


10. Госкомгеологии возглавляет председатель, утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

Председатель имеет одного заместителя, назначаемого и освобождаемого от должности Президентом Республики Узбекистан.

Председатель Госкомгеологии по условиям материального, бытового, транспортного и медицинского обслуживания приравнивается к министру, а его заместитель - к заместителю министра.


11. Председатель Госкомгеологии:

руководит деятельностью Госкомгеологии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомгеологии задач и функций;

вносит, при необходимости, изменения в структуру центрального аппарата Госкомгеологии в пределах установленной общей численности и фонда оплаты труда;

утверждает штатное расписание центрального аппарата Госкомгеологии;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Госкомгеологии, уставы государственных предприятий, входящих в систему Госкомгеологии;

принимает решение о реорганизации или ликвидации государственных предприятий, подведомственных Госкомгеологии;

в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Госкомгеологии, руководителей предприятий, научно-исследовательских институтов, входящих в систему Госкомгеологии;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.


12. В Госкомгеологии образуется коллегия в составе председателя (председатель коллегии), его заместителя, а также руководителей структурных подразделений Госкомгеологии, координирующих основные направления его деятельности.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению председателя Госкомгеологии.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:

подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Госкомгеологии, определенных в настоящем Положении, по дальнейшей реализации единой государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, осуществлению государственного управления в области горных отношений, качественному прогнозированию геологоразведочных работ, обеспечивающему повышение эффективности поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, а также формированию долгосрочных, среднесрочных и ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе глубокого научного анализа геологической и иной информации о недрах с использованием передовых методов прогнозирования;

подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Госкомгеологии Республики Узбекистан;

укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Госкомгеологии за обеспечение своевременной и качественной их реализации.

Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Госкомгеологии.

На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Госкомгеологии.

Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.

Решения коллегии реализуются постановлениями комитета и приказами председателя. В случае разногласий между председателем и членами коллегии председатель самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.


13. Для рассмотрения наиболее важных направлений, результатов работ и других вопросов, связанных с геологическим изучением недр, при Госкомгеологии создается научно-технический совет из высококвалифицированных специалистов. Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются коллегией.


14. Содержание аппарата Госкомгеологии осуществляется за счет средств государственного бюджета, отчислений подведомственных государственных предприятий, а также иных источников, не запрещенных законодательством.


15. Реорганизация и ликвидация Госкомгеологии осуществляются в порядке, установленном законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 22-23, ст. 235


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2011 г., N 6, ст. 46