Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Порядок взаимодействия контролирующих органов и силовых структур при обнаружении несанкционированных (бесхозных) источников ионизирующего излучения (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 20.12.2012 г. N 358)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 20.12.2012 г. N 358



ПОРЯДОК

взаимодействия контролирующих

органов и силовых структур при обнаружении

несанкционированных (бесхозных) источников

ионизирующего излучения


Настоящий Порядок определяет очередность мероприятий, проводимых при обнаружении несанкционированных (бесхозных) источников ионизирующего излучения, и их исполнителей, а также основные задачи, возлагаемые на подразделения реагирования и взаимодействия контролирующих органов и силовых структур в области обеспечения радиационной безопасности населения и территорий.



I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Несанкционированный (бесхозный) источник ионизирующего излучения (НИИИ) - радиоактивное вещество или ядерный материал, обнаруженный или выявленный активными действиями и не внесенный в национальный реестр ИИИ.


Подразделения реагирования - специально подготовленные и оснащенные формирования, предназначенные для проведения работ по предупреждению возникновения и (или) выявлению (радиационная разведка), локализации (обозначение и ограничение) и ликвидации (обезвреживание ИИИ, дезактивация) очага радиационного загрязнения местности.



II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ

(БЕСХОЗНЫХ) ИИИ


В случаях обнаружения у субъектов оборота радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) потерь, а также найденных или неучтенных РВ и РАО, они в течение одного часа информируют об этом вышестоящую организацию (при наличии), Министерство внутренних дел, Службу государственной безопасности Республики Узбекистан и Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет (постановление Кабинета Министров от 13 августа 2009 г. N 231 "Об утверждении Положений о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также ядерных материалов").

В случае обнаружения или выявления НИИИ вне пределов ответственности субъектов оборота РВ и РАО, взаимное информирование осуществляется по Схеме взаимодействия контролирующих органов и силовых структур при обнаружении НИИИ согласно приложению к настоящему Порядку.

В целях обеспечения безопасности работ, проводимых в случае обнаружения НИИИ, на месте происшествия силами и средствами подразделений реагирования Министерства по чрезвычайным ситуациям и (или) Министерства здравоохранения осуществляется радиационная разведка. По итогам последней определяется и обозначается зона (очаг) радиационного загрязнения местности.

Подразделения реагирования допускаются к работам по локализации и ликвидации очага радиационного загрязнения строго после установления режима радиационной безопасности специалистом отдела радиационной безопасности (ОРБ) территориального (ведомственного) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).

Все мероприятия, проводимые на месте обнаружения (выявления) НИИИ, должны осуществляться согласно решению руководителя работ (лица, принимающего решение), принятому на основании предложений, представленных прибывшими специалистами (экспертами) контролирующих органов и силовых структур. Решение на проведение работ на месте обнаружения НИИИ не может быть принято без предложения эксперта (специалиста) отдела радиационной безопасности территориального (ведомственного) ЦГСЭН.

Личный состав подразделений реагирования для работы в очаге радиационного загрязнения должен быть обеспечен средствами защиты органов дыхания и кожи, а также индивидуального и группового радиометрического контроля (дозиметрами).

В случаях ядерных аварий и/или актах ядерного терроризма личному составу подразделений реагирования перед работами в очаге радиационного загрязнения применяется специфическая йодопрофилактика.

По выходе из очага радиационного загрязнения весь персонал и личный состав должен пройти окончательную специальную и санитарную обработку.



III. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ И СИЛОВЫХ

СТРУКТУР В СЛУЧАЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ

(ВЫЯВЛЕНИЯ) НИИИ


По получении информации об обнаружении (выявлении) НИИИ контролирующие органы и соответствующие силовые структуры приступают к выполнению мероприятий в соответствии с возложенными на них функциями.


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

осуществление общего руководства деятельностью контролирующих органов и силовых структур, других министерств и ведомств, вовлекаемых в мероприятия по идентификации и обезвреживанию НИИИ через создаваемый при Кабинете Министров специальный орган (комиссию);

в случае необходимости, разработка и внесение на утверждение Президентом Республики Узбекистан решения о привлечении соединений, частей и учреждений Министерства обороны к мероприятиям по предотвращению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий.


Министерство по чрезвычайным ситуациям:

оповещение ответственных министерств и ведомств, а также силовых структур о факте обнаружения НИИИ;

оперативное прибытие на место происшествия (обнаружения);

организация и проведение радиационной разведки;

выработка и представление предложения для принятия решения на проведение работ по локализации и ликвидации очага радиационного загрязнения;

организация и участие в осуществлении работ по обезвреживанию и захоронению НИИИ;

проведение индивидуального дозиметрического контроля личного состава, привлекаемого к работам в очаге радиационного загрязнения (ОРЗ);

контроль качества дезактивационных работ в ОРЗ и специальной обработки личного состава и техники на пункте специальной обработки (ПуСО);

информирование вышестоящих и взаимодействующих органов управления о результатах работ по обезвреживанию и захоронению НИИИ.


Министерство здравоохранения:

прибытие на место происшествия (обнаружения);

участие в организации и проведении радиационной разведки и идентификации материала;

оценка ситуации (опасности) и определение режима радиационной безопасности;

выработка и представление предложения для принятия решения на проведение работ по локализации и ликвидации ОРЗ;

участие в организации и проведении работ по обезвреживанию и захоронению НИИИ;

организация и осуществление индивидуального дозиметрического контроля персонала и личного состава, привлекаемого к работам в ОРЗ;

контроль качества дезактивационных работ в ОРЗ и специальной обработки личного состава и техники на ПуСО;

документирование результатов идентификации обнаруженного (выявленного) НИИИ, а также информирование вышестоящих и взаимодействующих органов управления по ним.


Министерство внутренних дел:

организация оцепления и охраны территории опасной зоны с целью недопущения посторонних лиц и автотранспортных средств;

проведение следственно-оперативных мероприятий по установлению происхождения обнаруженного (выявленного) НИИИ;

участие в эвакуации людей и постороннего автотранспорта с территории опасной зоны;

организация сопровождения по маршруту вывоза обнаруженного (выявленного) НИИИ;

информирование органов управления, взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомств о результатах проведенных специальных работ.


Государственный таможенный комитет:

информирование взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомств в случаях обнаружения (выявления) НИИИ в ходе осуществления радиационного контроля за ввозом/вывозом/транзитом на/из/через территорию республики радиоактивных материалов;

проведение предварительной радиометрии и идентификации выявленного (обнаруженного) НИИИ;

организация и осуществление мероприятий по защите персонала и населения от вредного воздействия НИИИ;

инициирование в установленном порядке процедуры по недопущению ввоза или транзита (возврат отправителю), а также несанкционированного вывоза выявленных (обнаруженных) НИИИ;

обеспечение неприкосновенности выявленного (обнаруженного) НИИИ до окончания работ по его идентификации и вывозу;

всестороннее обеспечение мероприятий по идентификации и обезвреживанию выявленного (обнаруженного) НИИИ.


Служба государственной безопасности:

общее руководство реагирования на факты обнаружения НИИИ, выявленного вследствие оперативно-розыскных работ по противодействию терроризму, информирование органов управления взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомств о фактах выявления НИИИ;

согласование порядка и пределов обмена информацией о результатах работ взаимодействующих подразделений контролирующих органов и силовых структур, других вовлекаемых министерств и ведомств;

проведение следственно-оперативных мероприятий по установлению происхождения выявленного НИИИ;

организация сопровождения по маршруту вывоза обнаруженного (выявленного) НИИИ (в случае необходимости);

организация и осуществление индивидуального дозиметрического контроля личного состава, привлекаемого к работам в ОРЗ, с последующим индивидуальным учетом полученных сотрудниками доз ионизирующего излучения.


Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан:

подготовка соответствующего заключения и разрешения для Республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов Академии наук Республики Узбекистан (РПЗРО) по организации и проведению комплекса мероприятий по захоронению обнаруженного (выявленного) НИИИ;

участие в идентификации обнаруженного (выявленного) НИИИ;

обеспечение взятия на учет/снятие с учета выявленного (обнаруженного) НИИИ;

информирование в установленном порядке вышестоящих, координируемых и взаимодействующих органов о результатах работ по обезвреживанию и захоронению НИИИ.


Институт ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан (ИЯФ АН Республики Узбекистан):

обеспечение прибытия экспертов и участия их в идентификации обнаруженного радиоактивного материала на месте (по мере возможности);

работа в горячей камере;

в случае необходимости обеспечение временного хранения обнаруженного (выявленного) НИИИ.


Республиканский пункт захоронения радиоактивных отходов Академии наук Республики Узбекистан:

обеспечение прибытия специального автотранспорта к месту обнаружения (выявления);

погрузка и доставка выявленного НИИИ к месту постоянного (РПЗРО) или временного (ИЯФ АН Республики Узбекистан) хранения по получении специального разрешения Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан;

захоронение (долговременное хранение) выявленного (обнаруженного) НИИИ.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Порядку



СХЕМА

взаимодействия контролирующих органов

и силовых структур при обнаружении НИИИ

   

         


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2012 г., N 51, ст. 579