Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для страховщиков и страховых посредников (Утверждены Постановлением от 13.10.2009 г. МФ N 104 и Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре N 41, зарегистрированным МЮ 03.11.2009 г. N 2036)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 13.10.2009 г.

МФ N 104 и Департамента

по борьбе с налоговыми, валютными

преступлениями и легализацией преступных

доходов при Генеральной прокуратуре N 41,

зарегистрированному МЮ

03.11.2009 г. N 2036



ПРАВИЛА

внутреннего контроля по противодействию

легализации доходов, полученных от преступной

деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия

массового уничтожения для страховщиков

и страховых посредников

Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О страховой деятельности" и "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для страховщиков и страховых посредников.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:


бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или реально контролирует клиента и (или) лицо, в чьих интересах совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;

внутренний контроль - деятельность страховщика или страхового посредника по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;


государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, - государства и территории, определенные в официальных заявлениях Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, имеет стратегические недостатки;

клиент - физическое или юридическое лицо, обратившееся к страховщику или страховому посреднику с заявлением об осуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом;

идентификация клиента - определение страховщиком или страховым посредником данных о клиентах на основе представленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки клиента;


надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;


организация - страховщик или страховой посредник, деятельность которого лицензируется, - резидент Республики Узбекистан;


операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные организацией подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;


подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой в соответствии с критериями и признаками, установленными настоящими Правилами, возникли подозрения о ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

оффшорная зона - государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие и представление информации при проведении финансовых операций;

риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

замораживание денежных средств или иного имущества - запрет на перевод, конверсию, распоряжение или перемещение денежных средств или иного имущества;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в распространении оружия массового уничтожения, - физическое или юридическое лицо, определенное резолюциями Совета Безопасности ООН и международно-правовыми документами, признанными Республикой Узбекистан, направленными на предотвращение распространения оружия массового уничтожения;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в террористической деятельности, - физическое или юридическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности, прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности, а также юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности;

Перечень - перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, формируемый специально уполномоченным государственным органом на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций;

приостановление операции - приостановление исполнения поручений клиента о переводе, конверсии, передаче во владение и пользование другим лицам денежных средств или иного имущества, а также совершении других юридически значимых действий;

публичные должностные лица - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе, в том числе военных структурах иностранного государства либо в международной организации, а также высокопоставленные руководители предприятий иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств (включая бывших);

лица, близкие к публичным должностным лицам, - физические лица, непосредственно связанные с публичными должностными лицами по социальным и профессиональным признакам.

2. Целями внутреннего контроля являются:

эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения организации в преступную деятельность;

выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в деятельности организации;

обеспечение неукоснительного соблюдения организацией требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также внутренних документов организации при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

3. Задачами внутреннего контроля являются:

осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и внутренними документами организации;

идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности и определению источников денежных средств или иного имущества, используемых при осуществлении операций;

выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных пунктом 24 настоящих Правил и внутренними документами организации;

своевременное представление в специально уполномоченный государственный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и подлежащих сообщению;

осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

своевременное исполнение предписаний специально уполномоченного государственного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом;

приостановление операций и (или) замораживание денежных средств или иного имущества лиц, включенных в Перечень;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства организации достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

применение необходимых мер в целях уделения особого внимания пресечению угрозы использования услуг организации для совершения правонарушения, в частности, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения, с помощью новейших технологий, повышающих степень анонимности;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с законодательством;

принятие соответствующих мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в деятельности организации.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


4. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения назначается лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее - ответственное лицо), приказом руководителя организации.

5. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования организации, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями. При этом система внутреннего контроля должна предусматривать также деятельность обособленных подразделений организации (дочерние подразделения, представительства, филиалы, отделения и др. - при наличии таковых), расположенных как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами, по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

5-1. Организация обязана:

уделять внимание соблюдению ее зарубежными обособленными подразделениями, находящимися в странах, которые не выполняют или недостаточно выполняют международные требования по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, международных стандартов в этой сфере;

требовать от своих зарубежных обособленных подразделений информировать головной офис в случае невозможности применения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, из-за имеющегося запрета законодательством страны, в которой находятся такие обособленные подразделения. В свою очередь, организация должна уведомлять об этом Агентство по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Агентство по развитию страхового рынка) и специально уполномоченный государственный орган;

принять меры по недопущению злоупотребления технологическими достижениями в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения.

5-2. Зарубежные обособленные подразделения организаций при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать требования страны, в которой они находятся. В случае, если эти требования отличаются от требований законодательства Узбекистана, то применяются более высокие стандарты в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

6. Организация с учетом особенностей своей организационной структуры может сформировать или определить структурное подразделение по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, возглавляемое ответственным лицом.

Вышеуказанное подразделение действует на основании положения о данном структурном подразделении, утвержденного в соответствии с внутренними документами организации.


6-1. Порядок взаимодействия сотрудников подразделений организации с ответственным лицом - руководителем структурного подразделения или его работниками устанавливается внутренними документами организации.

7. К ответственному лицу и работникам структурного подразделения по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (при наличии структурного подразделения) предъявляются следующие квалификационные требования:

а) к ответственному лицу - руководителю структурного подразделения:

высшее образование и опыт работы на руководящих должностях в сфере страхования не менее двух лет, а при отсутствии высшего образования - опыт подобной работы не менее трех лет;

знание специфики работы организации;


б) к работникам структурного подразделения:

высшее образование и опыт работы в организации не менее двух лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала), а при отсутствии высшего образования - опыт работы в организации не менее трех лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала);

знание специфики работы организации.


8. Организация ежегодно до 10 января представляет в Агентство по развитию страхового рынка список ответственных лиц в организации и обеспечивает своевременное информирование об изменениях в данных списках. Агентство по развитию страхового рынка ежегодно до 20 января передает полученные от организаций списки в специально уполномоченный государственный орган и обеспечивает своевременное информирование об изменениях в данных списках.

9. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ответственное лицо выполняет следующие функции:

организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;

разрабатывает и вносит на утверждение руководства программы мер по осуществлению внутреннего контроля исходя из специфики деятельности организации;

обеспечивает своевременную передачу сообщений в специально уполномоченный государственный орган о подозрительных операциях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур внутреннего контроля, а также исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа о предоставлении дополнительной информации;

осуществляет сбор, оформление, хранение, обеспечивает конфиденциальность соответствующей информации (материалов, документов и др.), полученной в результате осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечивает конфиденциальность процесса реализации правил и программ внутреннего контроля;

осуществляет мониторинг по организации системы внутреннего контроля и устранению недостатков, выявленных в деятельности организации в ходе проведения мониторинга и контроля Агентством по развитию страхового рынка совместно со специально уполномоченным государственным органом.

10. Ответственное лицо вправе:

истребовать от руководителей и сотрудников своей организации распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для целей осуществления внутреннего контроля;

снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах организации для целей осуществления внутреннего контроля;

вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции).

Ответственные лица могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


11. Ответственное лицо обязано:

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;

осуществлять надлежащую проверку клиентов;

принимать меры по идентификации бенефициарных собственников и доступные меры по проверке их личности;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем сложным, необычно крупным операциям, а также по всем необычным схемам совершения операций, не имеющих явной или видимой экономической или законной цели, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента;

при выявлении подозрительных операций передавать в установленном порядке сообщения в специально уполномоченный государственный орган;

своевременно исполнять предписания специально уполномоченного государственного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операций с денежными средствами или иным имуществом;

принимать участие на учебных мероприятиях по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и доводить информацию, полученную на учебных мероприятиях до сотрудников организации;

принимать соответствующие меры по определению и оценке рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;

соблюдать конфиденциальность полученной информации.

Ответственное лицо осуществляет и иные полномочия в соответствии с законодательством.


11-1. Лицо, назначаемое на должность ответственного лица должно знать международные стандарты, законодательство Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

12. Положения пунктов 9, 10 и 11 настоящих Правил распространяются и на работников структурного подразделения по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (при его наличии).

13. Обучение и повышение квалификации ответственного лица проводятся специально уполномоченным государственным органом совместно с Агентством по развитию страхового рынка.

Обучение проводится по следующим направлениям:

ознакомление с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

изучение методов и современной техники противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

практические занятия по осуществлению внутреннего контроля;

участие ответственного лица (по возможности) в конференциях, семинарах и иных мероприятиях (в том числе международных), посвященных проблемам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Обучение проводится регулярно, не реже одного раза в год.


14. Обучение и повышение квалификации остальных сотрудников организации проводятся ответственным лицом.

Обучение проводится исходя из их должностных обязанностей по следующим направлениям:

ознакомление работников с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

изучение методов и современной техники противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

практические занятия по осуществлению внутреннего контроля.

Обучение проводится исходя из того, что основным условием успешного осуществления организацией внутреннего контроля является непосредственное участие каждого работника в рамках его компетенции в данном процессе.

Обучение проводится регулярно, не реже одного раза в год.


15. Организация ежегодно до 1 февраля представляет в Агентство по развитию страхового рынка отчет о результатах своей деятельности по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

15-1. Организации, исходя из требований настоящих Правил, должны разработать внутренние правила, в которых должны отражаться:

порядок осуществления мер по выявлению, оценке, мониторингу, снижению и документированию уровня рисков;

правила надлежащей проверки клиентов и их бенефициарных собственников, а также осуществления постоянного контроля за операциями клиентов;

порядок оформления необходимой информации и обеспечения ее конфиденциальности;

порядок выявления подозрительных операций, а также порядок подготовки и отправки сообщений о таких операциях в специально уполномоченный государственный орган;

порядок выявления и безотлагательного приостановления операции лиц, включенных в Перечень (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица) и (или) замораживания денежных средств или иного имущества указанных лиц без их предварительного уведомления;

квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

меры по предупреждению злоупотребления технологическими достижениями в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

порядок установления деловых отношений с публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам, а также осуществления мониторинга проводимых такими лицами операций;

меры по своевременному исполнению предписаний специально уполномоченного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом;

порядок учета и мониторинга клиентов, отнесенных к категории высокого уровня риска, и мониторинга операций таких клиентов;

другие правила, не противоречащие законодательству.


III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА

КЛИЕНТОВ


16. Организация принимает меры по надлежащей проверке клиентов при установлении следующих гражданско-правовых отношений:

при заключении договора личного страхования или сострахования - клиента, застрахованного лица, выгодоприобретателя, а также лица, от имени которых действует клиент, и собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо;

при осуществлении разовых сделок, сумма которых превышает 300-кратный размер базовой расчетной величины на день осуществления операции;

при заключении договора перестрахования - клиента, а также лиц, от имени которых действует клиент, и собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо;

при заключении соглашения о сотрудничестве по страхованию или перестрахованию, агентского соглашения, договора о размещении (вложении) средств и иных хозяйственных или гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением деятельности организации - клиента, а также лиц, от имени которых действует клиент, и собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо.

При этом если клиент является нерезидентом Республики Узбекистан, то необходимо также выявить информацию об участии государства, на территории которого расположен (зарегистрирован) клиент, в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Основанием для надлежащей проверки клиентов также могут служить:

наличие любых подозрений на причастность проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

наличие сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных данных для идентификации.

Меры по надлежащей проверке клиентов также осуществляются в отношении клиентов, имеющих гражданско-правовые отношения с организацией на основании действующих договоров на момент вступления в силу настоящих Правил.

16-1. Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые организациями, обязательно включают:

проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует на основании соответствующих документов;

идентификацию бенефициарного собственника клиента;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

При отсутствии возможности идентифицировать бенефициарного собственника клиента, организация должна идентифицировать руководителя клиента.

Помимо применения указанных в настоящем пункте мер по надлежащей проверке клиента, в отношении публичных должностных лиц, членов их семей и лиц, близких к публичным должностным лицам, выступающих в качестве клиента или бенефициарного собственника клиента, организация должна:

применять разумные меры для проверки сведений о статусе публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

устанавливать деловые отношения (или продолжать для существующих клиентов) с публичным должностным лицом только с разрешения руководителя (заместителя) организации;

осуществлять мониторинг деловых отношений.

Организация, в случае невозможности применения мер по надлежащей проверке клиента, обязана отказать во вступлении в деловые отношения с клиентом и (или) прекратить уже имеющиеся, а также направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган.

В случае, если принятие мер по надлежащей проверке клиента в отношении существующего клиента, по которому имеются обоснованные подозрения в его причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, может привести к тому, что клиент будет осведомлен о принятии в отношении него мер по надлежащей проверке клиента, допускается направление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган без принятия мер по надлежащей проверке клиента.

16-2. Организации обязаны принимать усиленные меры надлежащей проверки в случае, если одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, либо в оффшорной зоне, а также в отношении клиентов, отнесенных к категории высокого уровня рисков.

16-3. Усиленные меры по надлежащей проверке клиента включают:

получение дополнительной информации о клиенте (род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных и т. д.) и более частое обновление данных по клиенту и бенефициарному собственнику;

получение от клиента информации об источнике его денежных средств;

получение информации о причинах заключения договора страхования или ранее заключенных договорах страхования;

проведение мониторинга деловых отношений с клиентом путем анализа заключенных с ним договоров страхования.

17. Меры по надлежащей проверке клиента осуществляются на основе представленной клиентом информации и документов. Все документы, позволяющие осуществить проверку клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.


18. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах совершения операций.

Для установления бенефициарного собственника организация обязана определить, действует ли клиент от имени другого лица, и затем принять меры по идентификации и надлежащей проверке личности лица, от имени которого действует клиент.

Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо проверить их полномочия на совершение операции с использованием документов, представляемых ими в соответствии с законодательством. При этом меры по идентификации бенифициарного собственника или выгодоприобретателя должны быть приняты до осуществления выплат по договорам страхования.

19. При единовременном или многократном обращении клиента с поручением (заявлением, ходатайством) об осуществлении операций организация обязана:

идентифицировать клиента или выгодоприобретателя по операции в соответствии с требованиями законодательства и настоящих Правил;

изучить ранее проводившиеся операции данного клиента в течение прошлого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях имеются в распоряжении;

определить вид операции и степень ее соответствия целям деятельности клиента - юридического лица, закрепленным в его учредительных документах;

определить вид операции и степень ее соответствия цели и виду деятельности клиента - физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, указанным в его свидетельстве о государственной регистрации.


20. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании документа (паспорта, идентификационной ID-карты или приравненного к нему документа), удостоверяющего его личность.

В случае если клиент - физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной регистрации.


21. При идентификации клиента - юридического лица организация должна получить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения о руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.

При этом в случае, если от имени клиента - юридического лица в соответствии с законодательством действует физическое лицо, то организация также должна получить данные по идентификации такого физического лица.

21-1. Организация в целях более тщательного изучения клиента - юридического лица должна уделять особое внимание:

составу учредителей (акционеров, являющихся владельцами не менее чем десяти процентов акций общества, участников) клиента, определению лиц, владеющих долей свыше 10 процентов уставного фонда (капитала) клиента;

структуре органов управления клиента и их полномочиям;

размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента.

22. Организация вправе проверять представляемую клиентом информацию посредством:

использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и других организаций;

изучения взаимоотношений клиента с предыдущей организацией;

сбора информации о деловой репутации клиента.

Идентификационные и другие данные, необходимые для проведения надлежащей проверки клиента, должны обновляться организацией не реже одного раза в год.


22-1. При идентификации клиента и (или) бенефициарного собственника клиента организация обязана сверять полученную информацию с Перечнем, а также со списком государств, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, формируемыми и предоставляемыми организациям специально уполномоченным государственным органом в установленном законодательством порядке.

22-2. Осуществление повторной идентификации клиента и (или) бенефициарного собственника не является обязательным, если этот клиент и (или) бенефициарный собственник ранее были идентифицированы организацией в соответствии с настоящими Правилами.

22-3. Не требуется проведение мер надлежащей проверки клиентов в отношении органов государственной власти и управления.

23. Организация отказывает клиентам в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом при:

отсутствии по своему местонахождению (почтовому адресу) органа управления клиента или лица, действующего в соответствии с законодательством от имени клиента;

отсутствии по своему постоянному или временному местожительству (согласно паспортным данным или данным идентификационной ID-карты) клиента - физического лица;

представлении заведомо недостоверных документов или непредставлении документов, запрашиваемых организацией в соответствии с законодательством;

невозможности завершить меры по надлежащей проверке клиента и (или) бенефициарного собственника;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

При этом такие операции признаются подозрительными и организация обязана в порядке, установленном законодательством, сообщить о них в специально уполномоченный государственный орган.


III-1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА

23-1. Организация должна принимать меры по определению, оценке и снижению уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - уровень риска).

Уровень риска определяется и оценивается ответственным лицом ежегодно на основании представленной клиентом информации с учетом видов операций, совершаемых клиентом, критериев, определенных настоящими Правилами и результатов надлежащей проверки клиента.

Результаты оценки рисков должны оформляться в письменном виде и представляться в специально уполномоченный государственный орган.

23-2. К категории высокого уровня риска организация обязана отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, и проявлять в отношении них повышенное внимание:

лица, включенные в Перечень либо находящиеся в собственности или под контролем лица, включенного в Перечень, либо прямо или косвенно являющиеся собственником или контролирующие организацию, включенную в Перечень;

лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, либо в оффшорной зоне;

нерезиденты;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;

юридические лица, реальным владельцем которых является лицо, указанное в абзацах втором и третьем настоящего пункта;

клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев);

публичные должностные лица, члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам;

иные лица, финансовые операции которых вызывают обоснованные подозрения ответственного лица.


23-3. По мере изменения характера проводимых клиентом операций организация при необходимости должна пересматривать уровень риска работы с ним.

Организация должна уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или законной цели.

Информация о результатах осуществленных мер должна представляться руководству организации.


23-4. Организация должна принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях организация должна определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи:

с разработкой новых видов услуг и новой деловой практики;

с использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих видов услуг.

Такая оценка риска должна проводиться до запуска новых видов услуг, деловой практики либо использования новых или развивающихся технологий.

Организация должна принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.


23-5. Зарубежные обособленные подразделения организации (при наличии таковых) при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать требования страны нахождения, а в случае, когда данные требования отличаются от требований законодательства Республики Узбекистан, применять международные стандарты в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Организации обязаны требовать от своих зарубежных обособленных подразделений информировать головной офис организации в случае невозможности применения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения из-за имеющегося запрета в законодательстве страны, в которой они находятся. В свою очередь, организации должны уведомлять об этом Агентство по развитию страхового рынка и специально уполномоченный государственный орган.

Организации в своей деятельности обязаны систематически, не менее одного раза в год, проводить изучение, анализ и выявление возможных рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать результаты изучения.


IV. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ


24. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана подозрительной в следующих случаях:

немотивированный отказ в представлении клиентом сведений, запрашиваемых в соответствии со сложившейся практикой, в том числе о своем доверителе (в случае, когда клиент выступает в качестве представителя юридического или физического лица), а также при излишней озабоченности клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложении клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг;

если операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью страхование рисков;

предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке третьим лицам, в том числе на счет банка-нерезидента;

внесение клиентом в операцию (сделку) дополнений и изменений, не соответствующих установившейся практике деятельности организации;

внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств;

передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с организацией;

невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им контактным данным, в частности, почтовым, электронным адресам, номерам телефонов и каналам связи;

невозможность установления контрагентов клиента;

предложение клиента существенно (более чем в два раза) увеличить размер страховой суммы с соответствующим увеличением размера страховой премии по действующему договору страхования жизни, заключенному с юридическим и физическим лицами;

частое внесение изменений в договор страхования в связи с заменой страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя;

периодическое заключение клиентом двух и более договоров страхования жизни в пользу третьего лица сроком до пяти лет;

совершение нескольких операций на общую сумму не менее 1000-кратного размера базовой расчетной величины за счет внесенных клиентом в кассу организации единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или превышающем 1000-кратный размер базовой расчетной величины за квартал одного года;

перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы;

возврат страховой премии при досрочном расторжении клиентом договора добровольного страхования, если денежные средства были переведены из кредитной организации - нерезидента Республики Узбекистан;

выплата страхового возмещения или страховой суммы одному страхователю на сумму, равную или превышающую 1000-кратный размер базовой расчетной величины, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную данному размеру за квартал одного года;

выплата комиссионных вознаграждений одному страховому посреднику на сумму, равную или превышающую 1000-кратный размер базовой расчетной величины, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную данному размеру или превышающую ее за квартал одного года;

получение перестраховочных комиссий и тантьем от иностранных страховщиков (перестраховщиков), зарегистрированных на территории государств, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

25. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операции.


26. Операция с денежными средствами или иным имуществом безотлагательно и без предварительного уведомления подлежит приостановлению и (или) денежные средства или иное имущество замораживанию и сообщению в специально уполномоченный государственный орган, если:

один из ее участников действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

юридическое лицо - участник операции, находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.

Приостановление и возобновление операции осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. N 2833 от 11 октября 2016 года).

26-1. Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат также операции, если одной из ее сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

27. После признания операции клиента подозрительной, ответственное лицо принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:

сообщении о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

необходимости особого внимания к проведению операций с клиентом;

прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или заключенным с ним договором.


28. Сообщение о подозрительной операции передается организацией в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

29. Информация о каждой подозрительной операции заносится в специальный журнал, который ведется в бумажном и электронном видах ответственным лицом.


30. Организация должна также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.

30¹. Внутренними правилами могут быть установлены дополнительные критерии и признаки сомнительных и подозрительных операций.

Организации могут внедрять индикаторы раннего выявления сомнительных и подозрительных операций на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Агентством по развитию страхового рынка по согласованию со специально уполномоченным государственным органом и имеющих рекомендательный характер.


V. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ,

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

В   РЕЗУЛЬТАТЕ    ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


30-1. Организация запрашивает и собирает информацию и документы, необходимые для осуществления внутреннего контроля, по каждой операции, в том числе по операциям, не признанным по результатам надлежащей проверки подозрительными.

30-2. Организация формирует информацию и документы, полученные в ходе осуществления внутреннего контроля, с учетом особенностей своего функционирования, основных направлений деятельности, а также на основании настоящих Правил и внутренних документов.

30-3. В случае возникновения сомнений в достоверности представленных копий документов или другой необходимости организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

30-4. Вся информация и документы, полученные в ходе осуществления надлежащей проверки, должны быть доступны работникам организации, осуществляющим идентификацию клиента, для проверки информации о клиенте.

30-5. Данные об операциях с денежными средствами или иным имуществом должны быть оформлены таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции.

30-6. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки и идентификации клиента, должны обновляться ежегодно, в случаях установления с клиентом деловых отношений на срок более 1 года, а также по мере изменения какой-либо информации о клиенте или характере установленных с ним деловых отношений.

31. По операциям, подлежащим сообщению в специально уполномоченный государственный орган в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:

вид операции и основания ее совершения;

дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного) физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;

сведения, необходимые для идентификации выгодоприобретателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.


32. Организация обязана хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, включая деловую переписку, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения отношений с клиентами.

33. Организация ограничивает доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивает ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их подозрительных операциях в специально уполномоченный государственный орган.

Организация обеспечивает неразглашение либо неиспользование в личных целях или интересах третьих лиц его сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.


33-1. В целях ограничения доступа ко всем документам (перепискам касательно проведения внутреннего контроля, в том числе бумажным и электронным копиям сообщений, переданным в специально уполномоченный государственный орган, бумажным и электронным анкетам клиентов, специальным журналам и др.), использованным в деятельности ответственного лица, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим лицом в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.

33-2. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным лицом вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.

33-3. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки клиентов, должны обновляться исходя из значимости и рисков, и при наличии изменений в сведениях клиента, но не реже одного раза в год в случаях, когда организация оценивает риск осуществления клиентом легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, как высокий, в иных случаях не реже одного раза в два года.


VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


34. Мониторинг и контроль за соблюдением организацией требований настоящих Правил осуществляются Агентством по развитию страхового рынка совместно со специально уполномоченным государственным органом.

34-1. Организации проводят постоянный мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля организации с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также укрепляют ее по мере необходимости для обеспечения эффективной работы.

При наличии у организации службы внутреннего аудита мониторинг эффективности деятельности системы внутреннего контроля осуществляется службой внутреннего аудита.

35. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 45, ст. 494