Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Временное положение о размещении страховых резервов страховыми организациями на территории Республики Узбекистан (Зарегистрировано МЮ 26.07.2000 г. N 952, утверждено МФ 28.06.2000 г. N 66)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.07.2000 г.

N 952



УТВЕРЖДЕНО


МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.06.2000 г.

N 66




ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о размещении страховых резервов страховыми

организациями на территории Республики

Узбекистан


Вступает в силу с 5 августа 2000 года


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Временное положение разработано в соответствии пп. 1 и 3 статьи 22 и п. ”а” статьи 27. Закона Республики Узбекистан ”О страховании” и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июля 1998 года N 286 ”О мерах по государственному регулированию страховой деятельности”.


2. Действие настоящего Временного положения распространяется на страховые организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Узбекистан.


3. Действие настоящего Временного положения не распространяется на организации государственного социального страхования.



2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


4. ”Страховщик” - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имеющее лицензию на осуществление страхования соответствующего вида, если иное не предусмотрено законодательными актами.


5. ”Страховые резервы” - денежные фонды, формируемые из уплаченных страховых платежей (премий) и предназначенные для предстоящих страховых выплат.


6. ”Страховые платежи (премии)” - взносы, уплачиваемые страхователем страховщику, порядок исчисления и размеры которых устанавливаются договором страхования, и вносимые как в сумах, так и в иностранной валюте.


7. ”Инвестиционный портфель” - размещение средств страховщика в различные объекты вложений.


8. ”Диверсификация инвестиционного портфеля” - распределение инвестируемых средств между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь средств или доходов от них.


9. ”Возвратность средств” - обеспечение максимально возможной в конкретных условиях безопасности вложений путем сведения к минимуму инвестиционного риска. Под инвестиционным риском в данном случае понимается возможность того, что фактическая прибыль от инвестиций окажется ниже расчетной.


10. ”Прибыльность средств” - получение дохода от инвестиций.


11. ”Ликвидность средств” - возможность оперативной конверсии инвестированных средств в наличные платежные средства при сохранении их номинальной стоимости для выполнения страховщиком своих обязательств.


12. ”Госстрахнадзор” - Государственная инспекция по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Узбекистан.



3. ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ

СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ


13. В целях поддержания  финансовой  устойчивости  страховщики инвестируют или иным способом размещают средства страховых резервов (далее по тексту - средства).

Средства в соответствии с Законом Республики Узбекистан ”О страховании” размещаются страховщиками на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.


14. Общая сумма инвестиций страховщика в уставные капиталы других предприятий или организаций ограничивается размером 50% от уставного капитала страховщика. При этом участие в акционерном капитале любого одного предприятия (организации) не должно превышать  15% уставного капитала страховщика, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Узбекистан.

Долевое участие (инвестиции) страховщика в уставном капитале любого одного предприятия или организации не должно превышать 30 % от уставного капитала данного юридического лица, кроме дочерних организаций, занятых страховой, финансовой деятельностью, а также деятельностью, направленной на обеспечение страховой деятельности.


15. Не менее 80% средств должны быть инвестированы на территории Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено действующим законодательством и международными соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан.


16. При вложении средств в объекты недвижимого имущества не допускается инвестирование более 50 % квоты, отведенной на эти цели, в один земельный участок или иной объект недвижимого имущества, или совокупность земельных участков и объектов недвижимого имущества, которые могут рассматриваться как один объект инвестиций.


17. При размещении средств в банковские вклады (депозиты), вклад в один коммерческий банк не должен превышать 40% квоты, предусмотренной на эти цели.


18. Вложение средств в приобретение акций и других прав участия в одну организацию не должно превышать 10% квоты, предусмотренной на эти цели.


19. Запрещается использование средств на следующие цели:

- инвестиций, не предусмотренных настоящим Временным положением;

- создание инвестиционных фондов;

- заключение договоров купли-продажи, кроме случаев, предусмотренных настоящим Положением;

- вложения в интеллектуальную собственность;

- заключение договоров займа с физическими и юридическими лицами кроме случаев, предусмотренных Законом Республики Узбекистан ”О страховании”;

- приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж. Страховые резервы не могут служить предметом залога.


20. Страховщики при размещении средств обязаны соблюдать следующие соотношения:


N

п/п

Объекты инвестиций

Максимально допускаемые или минимально

устанавливаемые квоты (в процентах

к общей сумме средств)

По видам страхования,

иным чем страхование жизни

По страхованию

жизни*

1

Недвижимость

Не более 35%. Минимум не устанавливается

Не более 50%.

2

Государственные ценные бумаги

Не более 75% и не менее 15%

Не более 90%.

3

Депозиты в коммерческих банках

Не более 45%. Минимум не устанавливается

Не более 50%.

4

Ценные бумаги акционерных обществ

Не более 30%. Минимум не устанавливается

Не более 30%.

5

Прочие права участия, другие ценности

Не более 20%. Минимум не устанавливается

Не более 15%.

6

Денежные средства в кассе и на расчетных (валютных) и иных счетах в банке, приравниваемые к ним средства

Не менее 5% от суммы среднемесячных выплат в предыдущем квартале

Не менее 5% от суммы среднемесячных выплат в предыдущем квартале

7

Займы под страховой полис

Не допускаются

Не более 50%, в пределах выкупной суммы полисов

       


------------------------------------

*По страхованию жизни минимальные киоты не устанавливаются



4. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ СТРАХОВЩИКОМ ДЕЛ

СО СВЯЗАННЫМИ ЛИЦАМИ


21. Данный раздел настоящего Временного положения регламентирует правила, предотвращающие конфликтные ситуации между страховщиком и связанными с ним лицами, которые возникают в процессе осуществления деятельности данного страховщика.


22. Крупные акционеры страховщика (учредители), его директора, руководство, управленческий персонал и связанные с ними лица, не должны пользоваться услугами страховщика на льготных основаниях и обязаны соблюдать действующее законодательство и нормативные акты Министерства финансов Республики Узбекистан по данным вопросам.


23. Связанные лица - это юридические и физические лица, имеющие со страховщиком особые отношения, а именно:

- любое лицо из состава Наблюдательного Совета страховщика, или иного полномочного органа страховщика, а также их близкие родственники;

- любое юридическое или физическое лицо, владеющее долей более 10% уставного капитала страховщика или любой из руководителей и крупных акционеров (учредителей) этого юридического лица, а также их близкие родственники;

- юридические лица, по отношению к которым данный страховщик является участником в размере более 10% уставного капитала, а также должностные лица указанных юридических лиц и их близкие родственники;

- юридические   лица   и   их   управляющие,   которые   в   соответствии   с законодательством контролируют деятельность страховщика.

Лицо, связанное с одним из вышеуказанных лиц, признается лицом, связанным с каждым из них.


24. ”Крупный” акционер означает реального владельца акций (учредителя), обладающего более 10% от размера уставного капитала страховщика (юридического лица).


25. ”Контроль” в отношении компании или учреждения означает:

- владение контрольным пакетом акций в уставном капитале страховщика;

- обладание правом выбирать членов Наблюдательного Совета, Правления страховщика, доверенных лиц или других органов,  определяющих и формирующих деятельность руководимого ими страховщика (юридического лица).


26. Страховщики  не должны предоставлять льготных условий связанным лицам. Предоставление льготных условий означает:

- вступление в сделку, в которую по ее природе, целям, особенностям и риску страховщик не вступил бы как с иными клиентами, не связанными с ним особыми отношениями;

- взимание процентов, взносов, принятие залога в обеспечение инвестиций, а также других платежей в пользу страховщика, суммы которых меньше сумм, требуемых от других клиентов;

- отсрочка возврата инвестиционных средств без достаточных на то оснований.


27. По истечении первых двух лет деятельности страховщики размещают средства у связанных лиц только с разрешения Наблюдательного Совета или иного полномочного органа страховщика,   на   основании   подготовленного   технико-экономического обоснования инвестиционного проекта (бизнес-плана), оценки ликвидности, прибыльности и возвратности инвестируемых средств с учетом требований п. 22 настоящего Временного положения.


28. Показатели деятельности страховщика со связанными лицами определяются как отношение суммы инвестиций, размещенных страховщиком у одного связанного лица или группы связанных лиц, к уставному капиталу страховщика:


ИСx100%




СИСx100%


Пс =

-----------------,


Или

Пс =

---------------,



УК




УК


где ИС - инвестиционные средства, размещенные страховщиком у одного связанного лица;

СИС - совокупная сумма инвестиционных средств, выданных всем связанным лицам;

УК - уставный капитал.


Совокупная сумма инвестиционных средств, предоставляемых страховщиком любому одному связанному лицу, не должна превышать 15% уставного капитала страховщика (кроме государственных страховых организаций  и  страховых  организаций с государственной долей).

Совокупная сумма инвестиционных средств, предоставленных страховщиком всем связанным лицам, не должна превышать 100% уставного капитала страховщика (кроме государственных страховых организаций и страховых организаций с государственной долей).


29. В течение первых двух лет деятельности страховщика предоставление инвестиционных средств связанным лицам запрещается (кроме государственных страховых организаций и страховых организаций с государственной долей).



5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


30. Страховщики, перерегистрированные Госстрахнадзором, обязаны:

- до первого октября 2000 года привести в соответствие с настоящим временным положением, действующие в страховых организациях правила размещения средств;

- до 31 декабря 2000 года привести свои активы в соответствие с настоящим Временным положением.


31. Страховщики руководствуются в своей деятельности настоящим Временным положением начиная с первого января 2001 г.. Начиная с итогов работы за 2000 год страховщики ежеквартально представляют в составе бухгалтерского отчета отчет о размещении средств, установленных настоящим Временным положением, по форме, указанной в приложении.

Требование о представлении отчета о размещении средств, предусмотренное данным пунктом, не распространяется на малые и средние предприятия, а также на микрофирмы.


32. В случае установления несоответствия размещения средств настоящему Временному положению Страховщик в месячный срок разрабатывает комплекс мер по обеспечению требований, установленных настоящим Временным положением. При этом срок реализации мер, предусмотренных в комплексе, не может превышать шести месяцев. После согласования комплекса мер с Госстрахнадзором страховщик ежеквартально представляет в Госстрахнадзор отчет о ходе реализации комплекса одновременно с представлением финансовой отчетности.


33. В случае выявления несоответствия размещения средств настоящему Временному положению Госстрахнадзор вправе дать предписание изменить принятый Страховщиком порядок размещения средств, а также установить иной порядок представления информации о размещении средств в Госстрахнадзор.

При необходимости Госстрахнадзор направляет к страховщику своего представителя для выяснения причин создавшегося положения, а также производит в установленном порядке сплошную или выборочную проверку операций страховщика.


34. При недостижении в установленные сроки   результатов, предусмотренных комплексом мер по обеспечению требований настоящего Временного положения, к страховщику применяются меры в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


35. Срок действия   настоящего   Временного   положения   устанавливается   до 31.12.2005 г.

Срок действия настоящего Временного положения может быть изменен в случае принятия другого положения, вместо настоящего Временного положения.



Министр финансов

Р. Азимов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Временному положению размещения

страховых резервов страховыми организациями

на территории Республики Узбекистан


Страховая организация ______________________________________


ОТЧЕТ

о размещении страховых резервов

по состоянию на ____________

                                                                  (число, месяц, год)


тыс. сум

N

п/п

Объекты инвестиций

По видам

страхования, иным

чем страхование жизни

По страхованию жизни

1

Недвижимость




2

Государственные ценные бумаги




3

Депозиты в коммерческих банках




4

Ценные бумаги акционерных обществ




5

Прочие права участия, другие ценности




6

Денежные средства в кассе и на расчетных (валютных) счетах в банке, приравниваемые к ним средства




7

Займы под страховой полис




Инвестиции всего



        

Руководитель страховой организации              _______________

                                                                                     (Ф.И.О., подпись)

М.П.

Главный бухгалтер                                               _______________

                                                                                    (Ф.И.О., подпись)



"Бюллетень нормативных актов министерств,

государственных комитетов и ведомств

Республики Узбекистан", 2000 г., N 14, стр.72