Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение об исчислении и уплате в бюджет и фонд охраны природы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов на территории Республики Узбекистан (Утверждено Постановлением от 18.01.2002 г. МФ N 18, ГНК N 2002-11 и Госкомприроды N 09-81, зарегистрированным МЮ 15.02.2002 г. N 1099)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением от 18.01.2002 г.

МФ N 18, ГНК N 2002-11 и

Госкомприроды N 09-81,

зарегистрированным МЮ

15.02.2002 г. N 1099



ПОЛОЖЕНИЕ

об исчислении и уплате в бюджет и фонд

охраны природы платы за выбросы (сбросы)

загрязняющих веществ в природную среду

и размещение отходов на территории

Республики Узбекистан


Настоящее Положение разработано в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "Об охране природы", статьей 7 Закона Республики Узбекистан "О государственной налоговой службе", постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2001 года N 490 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2002 год".



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Данное Положение устанавливает единый порядок исчисления и уплаты в бюджет и фонд охраны природы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов на территории Республики Узбекистан.



II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ (СБРОСЫ)

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ


2. Плательщиками платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов являются юридические лица независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющие выброс (сброс) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водные объекты и на рельеф местности, а также размещение отходов на территории Республики Узбекистан.


3. Плательщиками платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов не являются учреждения и организации, финансируемые исключительно из государственного бюджета.


4. Юридические лица, осуществляющие сброс загрязняющих веществ в канализационную сеть, плату за этот сброс не производят. Эти юридические лица производят оплату предприятиям системы коммунального обслуживания за прием и очистку сточных вод согласно заключенным договорам. Плату за массу загрязняющих веществ в сточных водах производят предприятия системы коммунального обслуживания, осуществляющие очистку и сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности.


5. В случаях, когда отходы размещаются для утилизации и переработки на специально отведенных местах хранения или специализированных полигонах других предприятий, то плату за размещение отходов производят предприятия, на землях которых производится размещение отходов.



III. ОБЪЕКТ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ (СБРОСЫ)

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ


6. Объектом платы является масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов как нормативные (лимитированные), так и сверхнормативные (сверхлимитные), а также аварийные и залповые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов, включающие:

- массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности;

- массу токсичных и нетоксичных отходов, размещаемых на территории Республики Узбекистан.


7. За производственные отходы, не подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных накопителях различного вида, плата производится как за размещение отходов на территории Республики Узбекистан.


8. В случаях утечки загрязняющих веществ из хвостохранилищ или накопителей в водные объекты или на рельеф местности плата за массу загрязняющих веществ производится как за сброс в водные объекты и на рельеф местности.


9. Отвалы вскрышных (пустых) пород, размещаемые временно на отведенных площадках за пределами карьеров, являются нетоксичными отходами добывающей промышленности, и за их размещение плата производится в соответствии с настоящим Положением.


10. Объектами платы не являются:


а) отходы горнодобывающей промышленности, подлежащие дальнейшей переработке, и размещаемые на специально оборудованных хвостохранилищах в качестве сырьевых ресурсов полезных ископаемых;


б) отвалы вскрышных пород, размещаемые внутри карьеров без предварительного размещения за пределами карьеров;


в) забалансовые руды, находящиеся на специальном хранении и относящиеся к разряду сырьевых ресурсов;


г) отходы производства, размещаемые временно (до шести месяцев) на специально отведенных площадках и затем используемые как вторичное сырье;


д) загрязняющие вещества, находящиеся в составе очищенных сточных вод, используемых по согласованию с органами охраны природы для орошения технических культур и лесных насаждений;


е) минеральные и органические удобрения, используемые в сельском хозяйстве.


11. Перечень загрязняющих веществ может корректироваться по решению Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы. Нормативы (лимиты) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов утверждаются органами охраны природы.



IV. РАЗМЕРЫ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ (СБРОСЫ)

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ


12. Размеры платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


13. По предприятиям коммунального обслуживания и метрополитена применяется коэффициент 0,1 к установленным ставкам.


14. За сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов платежи производятся с применением коэффициента 1,2 к установленным ставкам по каждому веществу в отдельности.


15. При отсутствии у юридических лиц утвержденных нормативов (лимитов) на выброс (сброс) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов или при истекшем сроке их действия платежи производятся за всю фактическую массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещенных отходов с применением коэффициента 1,2 к установленным ставкам.

Фактическая масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов определяется юридическими лицами исходя из технологического регламента производства и первичного учета.



V. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПЛАТЫ

ЗА ВЫБРОСЫ (СБРОСЫ) ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В ПРИРОДНУЮ СРЕДУ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ


16. Сумма платы исчисляется плательщиками самостоятельно в соответствии с настоящим Положением, согласно утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан размерам платы и утвержденным органами охраны природы нормативам (лимитам) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов.


17. Юридические лица ежемесячно производят авансовые платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Авансовые платежи исчисляются исходя из фактической среднемесячной массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещенных отходов по данным предыдущего квартала.

В случаях, когда сумма платы, исчисленная за квартал составляет менее 10-кратного размера минимальной заработной платы, плата производится один раз в квартал до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в этом случае расчеты массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещенных отходов на территории Республики Узбекистан согласовываются с органами охраны природы (кроме предприятий малого и среднего бизнеса) 1 раз в год в сроки, установленные для представления финансовой годовой отчетности.


18. Расчет суммы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов составляется в двух экземплярах по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению, и один экземпляр представляется в органы государственной налоговой службы по месту образования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов один раз в квартал в сроки, установленные для представления финансовой отчетности.

Другой экземпляр расчета направляется в местные органы охраны природы до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, кроме предприятий малого и среднего бизнеса. Местные органы охраны природы рассматривают правильность принятых масс выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещенных отходов. В случаях обнаружения ошибок направляют расчет юридическому лицу для исправления.


19. Сумма платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов определяется по формуле:


П = (Mн Ѕ R) + (Mсн Ѕ R Ѕ 1,2)


где: П - сумма платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в сумах;

- масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в пределах норм в тоннах килограммах или метр куб;

Mсн - масса выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов сверх нормы в тоннах, килограммах или метр куб;

R - размеры платы за 1 тонну выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в сумах;

1,2 - поправочный коэффициент за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов.

Предприятия коммунального обслуживания и метрополитена сумму платы, исчисленную по вышеприведенной формуле, умножают на коэффициент 0,1.


20. Для расчета суммы платы применяются фактические данные массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещаемых отходов на основе нормативов (лимитов), государственной статистической отчетности установленной формы, официальных данных по первичному учету выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещению отходов по их видам. При невозможности определения фактической массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещенных отходов за отчетный период их масса рассчитывается исходя из ожидаемой годовой массы по технологическому регламенту производства.


21. Масса сверхнормативного (сверхлимитного) выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду и размещенных отходов определяется для каждого источника за отчетный период путем инструментального замера или рассчитывается исходя из установленных нормативов (лимитов).

При аварийном или залповом выбросе (сбросе) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов их масса определяется путем инструментального замера или расчетным способом исходя из технологического регламента производства. Платежи производятся за период времени с момента возникновения нарушения до его ликвидации как за сверхнормативные выбросы.


22. За выбросы в атмосферу загрязняющих веществ при сжигании моторного топлива размеры платы утверждаются за всю фактическую массу загрязняющих веществ, без подразделения их на виды. Фактическая масса загрязняющих веществ принимается согласно приложению N 2 к настоящему Положению. Если инструментальными замерами юридического лица или органов охраны природы выявлено превышение установленных нормативов, то за эту массу плата производится как за сверхнормативные выбросы.



VI. ПОРЯДОК УЧЕТА ПЛАТЕЖЕЙ


23. Бухгалтерский учет расчетов юридических лиц с бюджетом по платежам за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов ведется по счету учета задолженности по платежам в бюджет (по видам).

Сумма начисленной платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов отражается:

- дебет счета учета расходов периода;

- кредит счета учета задолженности по платежам в бюджет.

Перечисленные в бюджет и фонды охраны природы суммы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов отражается:

- дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет;

- кредит счета учета денежных средств.


24. Юридические лица уплачивают платежи по месту образования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов на территории Республики Узбекистан отдельными платежными поручениями, 80% из начисленной суммы платежа перечисляется в доход местного бюджета, 20% на счета местных фондов охраны природы органов Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.



VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

И КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ


25. Плательщики платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов несут ответственность за правильность расчета и своевременность внесения платы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


26. Плательщики имеют право обжаловать решения органов государственной налоговой службы и действия их должностных лиц в вышестоящие органы государственной налоговой службы или в суд.


27. Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов не освобождает плательщиков от обязанности возмещения ущерба, причиненного этими выбросами (сбросами) и размещением отходов.


28. Контроль над правильностью применения настоящего Положения осуществляется органами государственной налоговой службы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению




Штамп

юридического лица




В государственную налоговую инспекцию

________________________________________ района (города)


Налогоплательщик


Идентификационный номер











Ответственное лицо за расчет

_____________________________________________________


Адрес, телефон плательщика

_____________________________________________________


Банковские реквизиты

_____________________________________________________

(наименование учреждения банка, код, расчетный счет)



РАСЧЕТ

суммы платежей за выбросы (сбросы)

загрязняющих веществ  в природную среду

и размещение отходов

за _____ квартал 200__ года

Наименование загрязняющих веществ и виды отходов

Масса, т

Размер платы за 1 т, сум


Коэф. за сверхнор- мативные выбросы (сбросы) и размещен. отходов


Сумма платежей, сум

в пределах нормы

(гр.1хгр.3)+ (гр.2 х гр.3 х гр.4)

А

1

2

3

4

5

1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:











Итого











2. Выбросы загрязняющих веществ при сжигании моторного топлива:











Итого











3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и рельеф местности:











Итого











4. Отходы производства:











Итого











Всего






в т.ч.: 80% в доход местного бюджета;






20% на счета местных фондов охраны природы






Авансовые платежи






Подлежит к уплате






Для предприятий коммунального обслуживания и метрополитена с К=0,1






Руководитель

____________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)


Главный бухгалтер

____________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)


Получил: налоговый инспектор

____________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)



Справка инспектора по учету:

По настоящему расчету в лицевой счет плательщика начислено _______________ сумов.


Инспектор

____________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)


____________________

            (дата)






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



МАССА

выброса загрязняющих веществ

при сжигании 1 тонны моторного топлива

Виды топлива

Масса загрязняющих веществ, кг

Автобензин этилированный

788,3

Автобензин неэтилированный

788

Дизельное топливо автомобильное

208,5

Дизтопливо для тепловозов

120,5

Сжатый природный газ

274

Сжиженный нефтяной газ

584,8

Реактивное топливо

178,5

Авиационный бензин

169,8

Топливо для водного транспорта (флотский мазут)

198,4

"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2002, N 3