Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Программа создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год (Приложение к Постановлению Сената ОМ РУз от 13.11.2014 г. N ПС-454-II)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Сената ОМ РУз

от 13 ноября 2014 года

N ПС-454-II



ПРОГРАММА

создания рабочих мест и обеспечения

занятости населения на 2015 год


Вопросы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения страны определены Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 17 января 2014 года важнейшим приоритетом социально-экономического развития страны.

Исходя из этого, в соответствии с Планом работы Кабинета Министров Республики Узбекистан на II полугодие 2014 года разработана Программа создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год (далее - Программа) в разрезе Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента, районов и городов с учетом прогноза и потребностей рынка труда, а также программ развития отраслей и сфер экономики, территорий страны.

Программа направлена на создание рабочих мест и обеспечение занятости населения за счет ввода новых объектов, модернизации, перевооружения и более полного использования действующих производственных мощностей, главным образом в промышленности, сфере услуг и сервиса, расширения масштабов инфраструктурного, коммуникационного и жилищного строительства, ускоренного развития малого бизнеса, в том числе индивидуального и семейного предпринимательства, фермерских и дехканских хозяйств, наращивания возможностей надомных форм труда, восстановления бездействующих предприятий.

Параметры Программы взаимосвязаны с инвестиционными проектами, программами развития территорий и отраслей, модернизации и технологического обновления предприятий, локализации производства, углубленной переработки сельскохозяйственной продукции, ускоренного развития транспортного и коммуникационного строительства, социальной и рыночной инфраструктуры.

Программа разработана при непосредственном участии депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, г. Ташкента, районов и городов, хокимиятов всех уровней, органов государственного и хозяйственного управления, субъектов предпринимательства.

Программа включает:

1) цели и задачи создания рабочих мест и обеспечения занятости населения;

2) результаты реализации территориальных и отраслевых программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в январе - сентябре 2014 года;

3) потребность в рабочих местах на 2015 год;

4) параметры и основные направления создания рабочих мест и занятости населения в 2015 году в Республике Каракалпакстан, областях, г. Ташкенте, районах и городах;

5) меры, направленные на трудоустройство незанятого населения, выпускников профессиональных колледжей, а также возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов;

6) мониторинг выполнения Программы.



I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы определено осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по созданию рабочих мест и обеспечению занятости населения путем задействования потенциала территорий и отраслей экономики, всемерного содействия развитию эффективных форм трудоустройства с учетом демографических факторов и конъюнктуры рынка труда.

Основными задачами Программы являются:

создание рабочих мест, главным образом в промышленности, сфере услуг и сервиса, за счет ввода новых объектов и расширения действующих предприятий в рамках реализации принятых программных документов по развитию отраслей и территорий страны;

дальнейшее повышение эффективности использования потенциала территорий и отраслей экономики по созданию и обеспечению стабильного функционирования ранее созданных рабочих мест;

развитие эффективных форм занятости, особенно малого бизнеса, надомного труда и семейного предпринимательства, как действенного средства снятия напряженности на рынке труда;

осуществление активных и целенаправленных мер на рынке труда путем трудоустройства, профессиональной переподготовки и социальной защиты безработных и незанятого населения, а также возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов, в первую очередь молодежи, женщин;

системный мониторинг и анализ реализации Программы в разрезе Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента, районов и городов, отраслей и конкретных предприятий с принятием при необходимости соответствующих мер по обеспечению безусловного выполнения утвержденных на 2015 год параметров создания рабочих мест.

Прогнозные параметры и направления создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год направлены на:

увеличение количества рабочих мест в соответствии с реализацией Программы "О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011 - 2015 годах", программ модернизации и перевооружения отраслей экономики, Программы углубления локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации на 2011 - 2013 годы, инвестиционных программ;

повышение уровня и совершенствование территориальной структуры занятости, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в связи с реализацией программ социально-экономического и индустриального развития территорий, сферы услуг и сервиса, строительства индивидуального жилья в сельской местности и подрядных строительных работ, дальнейшего развития многопрофильных фермерских хозяйств, модернизации сельскохозяйственного производства;

обеспечение сохранности и стабильного функционирования создаваемых рабочих мест, гарантированного трудоустройства безработных и незанятого населения, выпускников профессиональных колледжей, а также возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов, женщин, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке;

дальнейшее повышение роли малого бизнеса в создании рабочих мест, особенно за счет развития семейного предпринимательства, традиционного национального ремесленничества, в соответствии с принятыми законодательными актами, направленными на создание максимально благоприятной деловой среды, расширение доступа субъектов малого бизнеса к кредитным и материально-сырьевым ресурсам.

Меры, предусмотренные в Программе, разработаны в полном соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "О занятости населения", принципами государственной политики в области занятости населения и международными стандартами.

Исходя из того, что в предстоящие 10 лет в мире необходимо создание 600 млн рабочих мест, из них ежегодно около 40 млн рабочих мест для тех, кто впервые вступает на рынок труда, странам рекомендовано осуществлять:

активную политику на рынке труда, предусматривая увеличение спроса на труд, прямое создание рабочих мест и сохранение действующих, в связи с тем, что, по информации Международной организации труда, численность безработных в мире к концу 2013 года превысила 202 млн человек и возрастет на 4 млн в 2014 году и на 3 млн человек в 2015 году;

трудоустройство молодежи, совершенствование ориентированной на рынок труда системы ее профессиональной подготовки и вовлечения в предпринимательскую деятельность, обеспечение социальной защиты и трудовых гарантий для работающей молодежи, так как за последние 5 лет число безработных среди молодежи в мире возросло на 4 млн человек, или ежегодно в среднем на 800 тыс. человек;

содействие занятости вернувшимся из-за рубежа трудовым мигрантам, учитывая, что в настоящее время более 214 млн человек, или свыше 3% населения мира, проживают за пределами своих стран.

Указанные рекомендации Международной организации труда соответствуют принимаемым в Узбекистане мерам по обеспечению занятости населения, регулированию рынка труда, целям и задачам Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год.



II. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ ЗА ЯНВАРЬ - СЕНТЯБРЬ 2014 ГОДА


В соответствии с утвержденными параметрами Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2014 год предусматривалось создание 983,6 тыс. рабочих мест. В январе - сентябре текущего года введено 777,8 тыс. рабочих мест (102,3% к прогнозу периода), или 80% от годового параметра.

Выполнению утвержденных прогнозных параметров способствовала реализация конкретных мероприятий по следующим основным направлениям:

во-первых, проведение активной инвестиционной политики, техническое и технологическое перевооружение и обновление предприятий ведущих отраслей экономики обусловило создание 45,4 тыс. рабочих мест.

Этому способствовала реализация в рамках территориальных программ развития промышленного потенциала 2 696 объектов, в том числе ввод в эксплуатацию 1 651 нового производственного объекта. На реализацию данных проектов коммерческими банками выделены кредиты в объеме 555,3 млрд сумов, инвестировано 730 млрд сумов собственных средств инициаторов проектов, освоено 20,5 млн долларов прямых иностранных инвестиций.

С начала текущего года завершена реализация 64 проектов, включенных в Инвестиционную программу на 2014 год. В частности, осуществлен ввод в эксплуатацию производственных мощностей по таким проектам, как "Организация производства портландцемента и белого цемента в Джизакской области", "Организация производства керамической плитки на ИП ООО "Ehsan Maybod Manufacturing Group" в Ташкентской области, "Организация производства технического кремния на территории СИЗ "Ангрен", "Строительство и организация нового современного сахарного завода в Ташкентской области", "Организация производства легковых автомобилей модели "Дамас" на базе ООО "Хорезмское автомобильное производственное объединение", "Организация прядильного производства на базе ООО "Мангит" в Республике Каракалпакстан".

Освоено производство более 200 видов локализованной продукции, в том числе электродуховок, газовых и электрических плит, кондиционеров, электродвигателей и автомобилей, искусственного газона для спортивных полей, ковролана на резиновой основе, спортивного инвентаря и т. д.

Во-вторых, ускоренное развитие предпринимателями малого бизнеса и частного предпринимательства, создание максимально благоприятной деловой среды обеспечили создание всего 369,2 тыс. рабочих мест, из них 281,8 тыс. - на малых предприятиях и 87,4 тыс. - в индивидуальном предпринимательстве.

Большое влияние на создание рабочих мест на малых предприятиях и в микрофирмах оказала реализация в январе - сентябре т. г. мер по развитию в районах компактных трудоемких предприятий, специализированных на переработке местного сырья.

В целях содействия организации новых малых производств в январе - сентябре т. г. субъектам малого бизнеса реализовано 86 государственных активов, передано в аренду более 19 тыс. используемых объектов государственной собственности. Коммерческими банками выделено субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства в размере 4,8 трлн сумов кредитов, в том числе микрокредитов на сумму 1 трлн сумов.

В рамках реализации соответствующих мер по формированию максимально благоприятной деловой среды для развития малого бизнеса в январе - сентябре т. г. принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование механизмов выделения субъектам предпринимательства земельных участков, подключения их к сетям электроснабжения, на усиление правовой защиты предпринимателей и др.

Реализуемые меры способствовали созданию около 14,3 тыс. новых субъектов малого бизнеса (без фермерских и дехканских хозяйств), из них наибольшее количество приходится на промышленность (26% от общего количества), сферу торговли и общественного питания (29%) и строительство (12%).

В результате на малых предприятиях в промышленности (в основном по производству швейных и обувных изделий, готовой продовольственной продукции, строительных материалов, переработке сельскохозяйственного сырья) создано 50,2 тыс. рабочих мест, строительства (в том числе на работах по строительству и ремонту жилья) - 41,6 тыс. рабочих мест.

Основная часть введенных в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса (более 189,9 тыс., или 67%), что свидетельствует о росте доходов и покупательского спроса населения. Этому также способствует ускоренное развитие в сельской местности в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2013 года N ПП-1957 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности в 2013 - 2016 годах" услуг связи и информатизации, компьютерного программирования (включая электронное образование), финансовых (банковских, страховых, лизинговых), транспортных (включая логистические), строительных (включая возведение и ремонт зданий и сооружений), бытовых, сельскохозяйственных услуг, а также торговли, общественного питания, ремонта и обслуживания техники и автомобилей и др.

Таким образом из 281,8 тыс. рабочих мест, созданных на малых предприятиях, основная часть приходится на г. Ташкент (15,9%), Ташкентскую (9,9%), Андижанскую (8,8%), Самаркандскую (8,6%), Кашкадарьинскую (7,5%) и Ферганскую (6,8%) области.

В то же время за счет развития индивидуального предпринимательства, главным образом в торговле и сфере услуг, в том числе в связи с установлением фиксированных налоговых платежей, обеспечена занятость 87,4 тыс. человек, из них 11,3 тыс. - в Кашкадарьинской, 9,3 тыс. - в Самаркандской, 8,6 тыс. - в Андижанской, 6,9 тыс. - в Наманганской, 6,7 тыс. - в Бухарской областях.

В-третьих, развитие всех форм надомного труда, прежде всего в кооперации с предприятиями по трудовым договорам, и семейного предпринимательства способствовало трудоустройству 181,7 тыс. человек, преимущественно женщин, лиц с ограниченными возможностями.

В производственные и трудовые взаимоотношения с надомниками в январе - сентябре т. г. было вовлечено почти 2 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, в которых на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечена занятость 35,2 тыс. человек.

Наряду с этим в январе - сентябре т. г. 146,5 тыс. человек вовлечены в надомный труд за счет развития таких видов ремесленнической деятельности, как изготовление художественных изделий из кожи и керамики, ручное ковроткачество, гончарное дело, резьба по дереву, ганчу и др.

Меры по стимулированию и поддержке развития надомного труда, семейного предпринимательства и ремесленничества позволили создать рабочие места в регионах, в которых имеется значительная потребность в рабочих местах незанятых женщин, молодежи, инвалидов, - в Ферганской (23,5 тыс. человек), Наманганской (23,1 тыс.), Кашкадарьинской (19,8 тыс.), Андижанской (17,0 тыс.), Бухарской (15,5 тыс.) и Хорезмской (14,8 тыс.) областях.

В-четвертых, развитие и расширение субъектов сельского хозяйства, особенно специализированных на переработке и производстве готовой сельскохозяйственной продукции, хранении плодоовощной продукции, организации тепличных хозяйств, обеспечили занятость более 116,5 тыс. человек.

В целом по стране с начала т. г. осуществлена реализация 1 430 проектов по развитию животноводческих хозяйств (на это выделено 131,4 млрд сумов кредитов коммерческих банков), 660 проектов по развитию птицеводческих хозяйств (выделено 155,3 млрд сумов), 677 проектов по разведению рыбоводческих и 800 проектов по развитию пчеловодческих хозяйств (выделено 12,9 млрд сумов).

В целях расширения объемов производства сельскохозяйственных культур засеяно 255,8 тыс. га овощами, 81,5 тыс. га - картофелем, 57,1 тыс. га - бахчевыми, созданы новые сады на площади 2,4 тыс. га, интенсивные сады - на 5,6 тыс. га и виноградники - на 8,9 тыс. га.

Все это позволило за счет расширения производства и переработки в фермерских и дехканских хозяйствах животноводческой и плодоовощной продукции, организации выпуска других товаров и развития услуг обеспечить занятость более 16,3 тыс. человек в Самаркандской, 11,0 тыс. - в Бухарской, 10,4 тыс. - в Ферганской, 9,3 тыс. - в Ташкентской областях, 8,8 тыс. - в Республике Каракалпакстан.

В-пятых, последовательное развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства обусловило создание 53,4 тыс. рабочих мест.

При этом в производственной инфраструктуре в рамках выполнения работ по строительству и реконструкции автомобильных и железных дорог, объектов коммунального хозяйства, а также развития придорожной инфраструктуры и сервиса было создано более 23,7 тыс. рабочих мест. Наряду с этим развитие социальной инфраструктуры (частные клиники, аптеки и т. п.) обусловило создание 18,6 тыс. рабочих мест. На объектах рыночной инфраструктуры (филиалы страховых и инвестиционных компаний, коммерческих банков и др.) обеспечено создание свыше 11,1 тыс. рабочих мест.

Созданию рабочих мест на объектах инфраструктуры способствовали строительство и реконструкция 213,6 км автомобильных дорог, ремонт 88 км железнодорожных путей. По объектам, входящим в состав Узбекской национальной автомагистрали, освоено 425 млрд сумов капитальных вложений, в рамках реализации проектов по электрификации железнодорожных участков Мароканд - Карши и Карши - Термез освоено 20,3 млн долларов. Осуществлено строительство 600 км оптико-волоконных сетей широкополосного доступа по современной технологии.

В целях улучшения условий жизни населения с начала т. г. в рамках реализации Программы по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности освоено инвестиций на сумму 1,3 трлн сумов, сдано 4 486 индивидуальных домов, введено 417,3 км сетей водоснабжения, 74,6 км автодорог, 165,5 км электрических сетей, 149 км сетей газоснабжения.

В социальной инфраструктуре построено 17 новых объектов детского спорта, в строительстве и реконструкции объектов образования, здравоохранения и спорта освоено около 700 млрд. сумов.

Принятые меры по развитию микро- и потребительского кредитования, совершенствованию платежной системы, а также развитию институтов финансовой инфраструктуры позволили увеличить объемы финансовых услуг и количество создаваемых рабочих мест.

В-шестых, восстановление производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий-банкротов, принятых на балансы коммерческих банков, способствовало восстановлению 11,5 тыс. рабочих мест.

Наиболее активно восстановление рабочих мест за счет реанимации бездействующих предприятий происходило в Джизакской области (1 727 рабочих мест), г. Ташкенте (1 399 рабочих мест), Сырдарьинской (1 318 рабочих мест), Наманганской (1 029 рабочих мест) и Самаркандской (914 рабочих мест) областях.

Реализация Программы способствовала увеличению рабочих мест в регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, таких как Самаркандская (72,9 тыс.), Ферганская (71,2 тыс.), Кашкадарьинская (68,5 тыс.), Ташкентская (68,1 тыс.), Андижанская (61,3 тыс.), Наманганская (59,1 тыс.), а также Бухарская (56,8 тыс.), Сурхандарьинская (50,9 тыс.), Хорезмская (47,4 тыс.), Джизакская (34,1 тыс.), Навоийская (31,4 тыс.), Сырдарьинская (30,7 тыс.) области, Республика Каракалпакстан (38,3 тыс.) и г. Ташкент (69,7 тыс. рабочих мест).

Указанные меры способствовали сокращению численности нуждающихся в трудоустройстве и уровня безработицы в стране, определенного по методологии Международной организации труда, на допустимом уровне (4,8% от численности экономически активного населения).

Вместе с тем в ходе системного мониторинга Программы, проводимого Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента, районов и городов, выявлены регионы и отрасли, допустившие недостатки и отставание в выполнении Программы.

Острота ситуации обусловлена также недостатками в области создания рабочих мест. Как показывает анализ, из 777,8 тыс. созданных рабочих мест реальное число стационарных рабочих мест составило 427,3 тыс. (или 54,9%), в том числе 45,4 тыс. - на вновь вводимых и действующих предприятиях, 281,8 тыс. - на малых предприятиях и в микрофирмах (в промышленности, строительстве, сфере услуг), 53,4 тыс. - в производственной, социальной и рыночной инфраструктуре, 35,2 тыс. - в сфере надомного труда в кооперации с крупными и малыми промышленными предприятиями и 11,5 тыс. - за счет восстановления бездействующих предприятий. Остальные рабочие места (350,5 тыс.), созданные за счет развития индивидуального предпринимательства, фермерских и дехканских хозяйств, ремесленничества, семейного бизнеса, не являются нерабочими местами по сути, а отражают увеличение численности занятых отмеченными формами трудовой деятельности.

В связи с этим в Программе фактически созданные рабочие места будут определяться по данным статистических отчетов юридических лиц. Лица на рабочих местах в дехканских хозяйствах, ремесленничестве, семейном бизнесе (кроме зарегистрированных), индивидуальной трудовой деятельности будут рассматриваться как самозанятые, работающие без оформления трудовых отношений.

Оценка выполнения программ создания рабочих мест осуществляется безотносительно к их выбытию. С учетом реально созданных (427 тыс.) и выбывших (более 40%) рабочих мест их фактический прирост составляет не более 257 тыс., что делает актуальным вопрос сохранения создаваемых рабочих мест.

Кроме этого, оценка выполнения Программы производится по сравниваемым валовым показателям (абсолютно и в процентах) создания рабочих мест по Программе и фактически, что "стимулирует" хокимияты, ответственные за обеспечение занятости населения, завышать реальные показатели создания рабочих мест, в том числе путем приписок.

Расчеты показывают, что численность граждан, занятых нерегулярной трудовой деятельностью, составляет 4 362,7 тыс. человек. Это лица, занятые временными разовыми работами, а также незарегистрированные предприниматели, имеющие нерегулярные доходы. Подавляющая часть, не менее 70%, или 3 053,9 тыс. человек, относящихся к данной категории, нуждается в постоянной работе и стационарных оплачиваемых рабочих местах, представляя собой фактор потенциальной безработицы.

Наряду с этим, по данным совместного учета органов внутренних дел и органов по труду и социальной защите населения, выявлены как лица, длительно отсутствующие (более 6 месяцев) по месту постоянного жительства, 1 054,8 тыс. граждан, из которых 1 027,5 тыс. выехали на заработки за пределы страны, преимущественно в Россию. В результате активных мер по обеспечению возврата граждан, работающих за рубежом, к местам постоянного жительства, а также с учетом объективно неблагополучной социально-экономической ситуации в России ожидается, что до конца текущего года возвратятся на рынок труда Узбекистана не менее 105 тыс. человек, а в следующем году - около 410 тыс. Все эти граждане будут нуждаться в трудоустройстве и, соответственно, увеличивать потребность в занятости.



III. ПОТРЕБНОСТЬ В РАБОЧИХ МЕСТАХ И ТРУДОЗАНЯТОСТИ

НА 2015 ГОД С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА

И СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА


Потребность в рабочих местах формируется за счет лиц, впервые предлагающих рабочую силу на рынке труда (выпускники академических лицеев, профессиональных колледжей, высших учебных заведений и других образовательных учреждений), а также незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве (не имеющие работы и источника доходов, вернувшиеся из-за рубежа трудовые мигранты, уволенные со срочной военной службы неработающие лица, освобожденные из учреждений по исполнению наказаний и т. п.).

Исходя из этого, параметры потребности в рабочих местах на 2015 год определены на основе изучения фактических тенденций на рынке труда и анализа факторов демографического и социально-экономического развития страны, влияющих на баланс спроса и предложения рабочей силы.

В 2015 году сохранится значительное и непосредственное влияние на рынок труда демографического фактора. Согласно демографическому прогнозу, численность трудовых ресурсов в 2015 году составит 18,6 млн человек, из них численность занятых - 13,2 млн человек, прирост которых составит соответственно 2,2% и 2,5%.

Из общей численности трудовых ресурсов экономически активное население составит 13,9 млн человек, в том числе 13,2 млн человек - занятые и 0,7 млн человек - безработные.

При этом в результате реализации Программы доля занятых в промышленности возрастет до 13,0%, строительстве - до 9,6%, торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения - до 15,1%, в сельском хозяйстве снизится до 25,6%.

Численность экономически неактивного населения, не предъявляющего спрос на рабочие места, составит 4 740,7 тыс. человек, из них 1 875,4 тыс. - обучающиеся с отрывом от производства, 1 517,7 - женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, 1 347,7 тыс. человек - не имеющие возможности приступить к работе в связи с состоянием здоровья и семейными обстоятельствами.

Потребность в рабочих местах и трудозанятости составит 1 245,7 тыс. человек, при этом выполнение Программы будет способствовать трудоустройству 987,5 тыс. человек, что при наличии 258,2 тыс. вакантных и высвобождаемых рабочих мест обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.

При этом существенная часть потребности в рабочих местах будет складываться в Кашкадарьинской (135,0 тыс. человек, или 10,8% от общей потребности), Самаркандской (134,7 тыс. человек, или 10,8% от общей потребности), Андижанской (127,7 тыс. человек, или 10,2% от общей потребности), Ферганской (121,8 тыс. человек, или 9,8% от общей потребности), Сурхандарьинской (117,6 тыс. человек, или 9,4% от общей потребности) областях и г. Ташкенте (102,9 тыс. человек, или 8,3% от общей потребности).

При этом в 70 районах (городах) в 2015 году будет складываться напряженная ситуация на рынке труда в связи с высокими показателями выпускников профессиональных колледжей, впервые входящих на рынок труда, и численности возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов, что требует принятия адекватных мер.



IV. ПАРАМЕТРЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В 2015 ГОДУ


Прогнозные параметры Программы на 2015 год в разрезе территорий и направлений (отраслей) определены исходя из потребности в рабочих местах и трудозанятости населения, особенно для молодежи, впервые входящей на рынок труда, незанятых лиц, высвобождаемых работников, возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов, а также из расчета спроса на рабочую силу в связи с развитием промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей экономики, сферы услуг, малого бизнеса.

Программой предусматривается создание в 2015 году по стране всего 987,5 тыс. рабочих мест (приложения NN 1 - 15*) по следующим основным направлениям:


1. За счет создания 261,6 тыс. рабочих мест в соответствии с целевыми программами, из них 115,7 тыс. - в промышленности, 66,9 тыс. - сфере услуг, 48,8 тыс. - в сельском хозяйстве (в животноводстве, птицеводстве, садоводстве, рыбоводстве, пчеловодстве, овощеводстве, шелководстве, виноградарстве).

Весомым фактором создания рабочих мест в данном направлении является функционирование специальных индустриальных зон в Навоийской, Ташкентской и Джизакской областях, что обеспечит как ввод новых и наращивание рабочих мест на действующих производствах, так и создание сопряженных рабочих мест по цепочке межотраслевых связей (на транспорте, в строительстве, социальной инфраструктуре).

Создание рабочих мест за счет нового строительства и на действующих предприятиях будет осуществляться в системе компаний "Узбекенгилсаноат", "Узкимёсаноат", "Узбекнефтегаз", "Узбектуризм", "Узфармсаноат", "Узавтосаноат", Ассоциации предприятий пищевой промышленности и др.

Восстановление деятельности бездействующих предприятий обеспечит создание 30,2 тыс. рабочих мест.

По данному направлению будут задействованы механизмы реализации целевых "дорожных" карт по улучшению финансово-экономического состояния низкорентабельных и убыточных, ликвидации бесперспективных предприятий с последующей их реализацией новым собственникам при условии создания производственных мощностей и рабочих мест.

Из них наибольшая часть придется на Самаркандскую (5 220 рабочих мест), Наманганскую (4 505 рабочих мест), Ферганскую (4 162 рабочих места), Андижанскую (4 026 рабочих мест), Хорезмскую (2 721 рабочее место), Сырдарьинскую (1 696 рабочих мест) и г. Ташкент (1 896 рабочих мест).


2. Ускоренное развитие малых предприятий и микрофирм, за счет чего предусматривается обеспечить занятость 290,4 тыс. человек.

Данная сфера будет играть доминирующую роль в создании рабочих мест во всех регионах, особенно в городе Ташкенте, где на долю малых предприятий и микрофирм в 2015 году придется 74,1% от общей численности обеспечиваемого занятостью населения, а также в Ташкентской - 48,2%, Сурхандарьинской - 44,0%, Бухарской - 43,8% областях и Республике Каракалпакстан - 40,9%.

В 2015 году планируется сохранить высокую кредитную поддержку субъектов малого бизнеса. Коммерческими банками прогнозируется выделение на эти цели 8,5 трлн сумов кредитов. При этом льготные кредитные ресурсы будут преимущественно направляться на финансирование проектов, предусматривающих создание рабочих мест в отдаленных сельских районах с напряженной ситуацией на рынке труда.

Важным стимулом создания рабочих мест в данном направлении является относительно низкая фиксированная ставка единого налогового платежа для малых предприятий и микрофирм, составляющая 5% в промышленности и до 10% - для предприятий сферы торговли и общественного питания, а также дополнительные меры по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2013 года N ПП-2022 "О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства".

Важное значение имеет также деятельность созданного при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и его территориальных филиалов в регионах страны, которым предоставлено освобождение сроком до 1 января 2019 года от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, за исключением единого социального платежа.


3. Сфера индивидуального предпринимательства в 2015 году обеспечит занятость 104,3 тыс. человек.

Реальные финансово-экономические рычаги для развития индивидуального предпринимательства создают фиксированные ставки налога с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, установленные в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 декабря 2012 года N ПП-1887 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2013 год", в том числе для осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, продажу сельскохозяйственной продукции на дехканских рынках, торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, занятых производством и сбытом собственной продукции, оказывающих бытовые услуги.

Рабочие места по данному направлению будут создаваться в трудоизбыточных регионах (Андижанская, Наманганская, Ферганская области - 26,1 тыс.), индустриально развитых областях (г. Ташкент и Ташкентская область, а также Самаркандская, Бухарская и Навоийская области - всего 40,2 тыс.), в южной зоне с высокой потребностью в трудозанятости (Сурхандарьинская и Кашкадарьинская области - 22,8 тыс.), экологически неблагоприятных (Республика Каракалпакстан и Хорезмская область - 8,7 тыс.) и на слабозаселенных территориях (Джизакская и Сырдарьинская области - 6,5 тыс.).


4. Развитие всех форм надомного труда, в том числе в кооперации с предприятиями по трудовым договорам, ремесленничества и семейного предпринимательства будет способствовать трудоустройству 203,7 тыс. незанятых граждан, преимущественно женщин, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения, а также возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов.

В данном контексте решающая роль принадлежит Закону Республики Узбекистан "О семейном предпринимательстве", который обеспечил формирование необходимой законодательной базы для развития благоприятных условий в различных сферах экономики семейного бизнеса как важнейшей формы малого бизнеса и частного предпринимательства, создания рабочих мест. Особого внимания заслуживает тот факт, что на семейное предприятие распространяются все льготы, преференции и гарантии, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства.

В условиях семейного предпринимательства реально возможна разумная гибкость рабочего дня и разделения труда, невозможная при другой форме организации деятельности, а это позволяет частично вовлекать в производство и те категории населения, которые чаще всего оказываются нетрудоустроенными, женщин с малолетними детьми и другие категории лиц, неконкурентоспособных на рынке труда.

Значительная часть надомных рабочих мест будет организована в регионах, являющихся традиционными центрами национального ремесленничества, - Наманганской (27,3 тыс.), Ферганской (26,5 тыс.), Кашкадарьинской (23,4 тыс.), Самаркандской (17,5 тыс.), Хорезмской (17,0 тыс.), Бухарской (16,8 тыс.), Андижанской (14,3 тыс.) областях, в том числе в городах Намангане, Коканде, Маргилане, Фергане, Карши, Самарканде, Бухаре, а также в Касансайском, Турткульском, Уйчинском, Чартакском, Чустском, Китабском, Шахрисабзском, Ургутском, Хазараспском, Хивинском, Вабкентском, Гиждуванском, Джандорском, Риштанском, Асакинском, Пахтаабадском, Шахриханском, Кызылтепинском, Нуратинском, Амударьинском, Байсунском, Денауском, Джаркурганском, Хавастском, Чиракчинском и других районах.


5. В фермерских и дехканских хозяйствах производство продовольственных и непродовольственных товаров позволит охватить занятостью более 127,5 тыс. человек, преимущественно в Самаркандской, Хорезмской, Бухарской, Ферганской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Ташкентской областях, Республике Каракалпакстан и других регионах.

Важную роль в обеспечении занятости населения, прежде всего сельского, за счет увеличения производства продовольственных и непродовольственных товаров будут играть развитие многопрофильных фермерских хозяйств, оптимизация размещения сельскохозяйственных культур, льготы по уплате единого земельного налога и кредитованию фермерских хозяйств в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 22 октября 2012 года N УП-4478 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане".

Все перечисленные в пунктах 1 - 6 направления и параметры создания рабочих мест за счет нового строительства и модернизации действующих производств, развития малого бизнеса, надомного труда, инфраструктуры, дехканских и фермерских хозяйств, а также восстановления бездействующих предприятий конкретизированы в разрезе Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента, районов и городов.

При этом в 2015 году значительная часть рабочих мест будет создана и обеспечена занятость населения в Самаркандской (94,5 тыс.), Ферганской (92,8 тыс.), Кашкадарьинской (89,0 тыс.), Ташкентской (87,2 тыс.), Андижанской (79,6 тыс.), Наманганской (75,3 тыс.), Бухарской (73,8 тыс.) областях и г. Ташкенте (93,4 тыс.), а также исходя из потребности в трудозанятости в Сурхандарьинской (66,7 тыс.), Хорезмской (60,2 тыс.), Джизакской (44,0 тыс.), Навоийской (41,1 тыс.), Сырдарьинской (40,1 тыс.) областях и Республике Каракалпакстан (49,8 тыс.).

В рамках Программы предусмотрены разработка и реализация министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления отраслевых программ создания рабочих мест на 2015 год в разрезе конкретных предприятий, а также комплекса мер по безусловному обеспечению сохранности и стабильного функционирования ранее созданных рабочих мест.

Основными финансовыми источниками создания рабочих мест определены средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных фондов, направляемые в поддержку отдельных предприятий и отраслей экономики, средства Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан по важным инвестиционным проектам, иностранные инвестиции, кредиты коммерческих банков, средства предприятий и населения на организацию и ведение индивидуальной предпринимательской деятельности.



V. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО

НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ, ВЫПУСКНИКОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ, А ТАКЖЕ

ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ


В рамках исполнения Программы в 2015 году органами по труду и социальной защите населения продолжится осуществление активных мер на рынке труда, включая предоставление услуг по трудоустройству безработным, выпускникам профессиональных колледжей, возвращающимся из-за рубежа трудовым мигрантам (главным образом из России), лицам, уволенным со срочной военной службы, гражданам, потерявшим работу вследствие структурных изменений в экономике, инвалидам, многодетным и одиноким, жертвам торговли людьми и др.

В этих целях предусматривается трудоустройство на вновь создаваемые рабочие места, имеющиеся вакантные и резервируемые рабочие места, а также предоставление бесплатных консультаций по трудовому законодательству, выбору места работы для самостоятельного трудоустройства, включая возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов.

Для этого в деятельности территориальных органов по труду и социальной защите населения будут использованы современные информационные технологии, модифицированные программы поиска работы, сайты министерства www.mexnat.uz и его территориальных органов, через Единый портал интерактивных государственных услуг http://my.gov.uz будет оказываться содействие в трудоустройстве активно ищущим работу гражданам.

Наряду с этим незанятому населению и безработным, в первую очередь молодежи, женщинам, лицам с ограниченными возможностями, будут оказываться услуги по профессиональной переподготовке и трудоустройству. В этих целях будут задействованы возможности Центра профессионального обучения в городе Ташкенте, в котором будет осуществляться подготовка по востребованным профессиям в машиностроении, электротехнике, обслуживании автомобилей, а также базовых профессиональных колледжей для переподготовки и повышения квалификации безработных с учетом имеющихся вакантных рабочих мест.

В 2015 году намечается активное привлечение безработных граждан к оплачиваемым общественным работам, особенно на строительстве объектов транспортной, придорожной и социальной инфраструктуры, жилья по типовым проектам в сельской местности.

Совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента, районов и городов будет зарезервировано (квотировано) не менее 100 тыс. рабочих мест для трудоустройства инвалидов, многодетных матерей, родителей, в одиночку воспитывающих детей, жертв торговли людьми, возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов и других лиц, испытывающих трудности в поиске работы на рынке труда.

Действенным методом содействия занятости являются ярмарки вакантных рабочих мест, цель которых - ознакомление граждан, ищущих работу, с предлагаемыми вакансиями, а также предоставление им наиболее полной информации о рынке труда, предприятиях, испытывающих потребность в работниках, возможностях трудоустройства, переобучения на основе имеющихся свободных рабочих мест. В 2015 году планируется организовать и провести 1 180 ярмарок вакантных рабочих мест с охватом всех районов и городов и с участием потенциальных работодателей, предприятий и организаций, имеющих вакансии, а также незанятого населения.

На осуществление вышеуказанных мер районными и городскими центрами содействия занятости и социальной защиты населения в 2015 году предусматривается использовать 32,9 млрд сумов, включая содержание этих центров и их работников, осуществляющих трудоустройство, обучение и переподготовку безработных, их привлечение к выполнению оплачиваемых общественных работ, а также назначение и выплату пособий по безработице.

Отдельное внимание в рамках реализации Программы отведено трудоустройству выпускников образовательных учреждений.

В 2015 году намечено трудоустроить на создаваемые в рамках реализации Программы рабочие места, а также имеющиеся вакантные и резервируемые рабочие места 487,7 тыс. выпускников профессиональных колледжей.

В целях трудоустройства выпускников будут разработаны специальные мероприятия в разрезе каждого района и города, в реализации которых будут участвовать заинтересованные министерства и ведомства, органы государственного и хозяйственного управления, хокимияты, предприятия и организации.

Комплексом мер предусматривается:

повысить эффективность и реалистичность соблюдения условий трехсторонних договоров, заключаемых между предприятиями (работодателями), профессиональными колледжами, выпускниками и их родителями;

более полно использовать льготы малым предприятиям, принимающим на работу выпускников профессиональных колледжей, установленные Указом Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2010 года N УП-4232 "О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность";

проведение во всех областных центрах, крупных районах и городах специализированных ярмарок рабочих мест с участием потенциальных работодателей.

Наряду с трудоустройством на рабочие места предусматривается продолжить практику выделения коммерческими банками льготных микрокредитов выпускникам профессиональных колледжей и высших учебных заведений на организацию и ведение собственного предпринимательского дела.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Трудовой кодекс Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан "О занятости населения", будут задействованы нижеследующие новые возможности обеспечения занятости населения:

через дополнительные гарантии по трудоустройству молодежи, окончившей средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, выпускников высших учебных заведений, обучавшихся по государственным грантам, а также жертв торговли людьми;

путем информирования органов по труду и социальной защите населения о высвобождении по инициативе работодателя молодежи, окончившей средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, выпускников высших учебных заведений, обучавшихся по государственным грантам.

В Программе на 2015 год разработаны и будут реализованы специальные меры по обеспечению занятости возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов.

В 2015 году предусматривается содействие занятости (в том числе предпринимательской деятельности) 409,5 тыс. возвращающихся из-за рубежа трудовых мигрантов (главным образом из России). Наибольшая их часть приходится на Сурхандарьинскую (67,4 тыс. человек), Самаркандскую (55,9 тыс.), Кашкадарьинскую (50,8 тыс.), Наманганскую (43,7 тыс.), Андижанскую (41,0 тыс.), Бухарскую (34,5 тыс.), Ферганскую (32,3 тыс.) области.

В этих целях в Республикие Каракалпакстан, областях, г. Ташкенте, районах и городах предусматривается:

предложение возвращающимся из-за рубежа трудовым мигрантам, в первую очередь работавшим на неквалифицированных, эпизодических работах, вакантных рабочих мест для трудоустройства по месту жительства;

передача вернувшимся из-за рубежа трудовым мигрантам по "нулевой" стоимости неиспользуемых объектов при условии организации ими производства (оказания услуг) и соответственно рабочих мест;

выделение возвращающимся из-за рубежа трудовым мигрантам земельных участков, высвобождаемых в результате сноса неиспользуемых объектов;

предоставление коммерческими банками кредитов возвращающимся из-за рубежа трудовым мигрантам в целях создания предприятий малого бизнеса, развития частного предпринимательства, организации рабочих мест и обеспечения занятости.



VI. МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В целях обеспечения качественного выполнения утвержденных параметров создания рабочих мест в 2015 году будет организован системный и регулярный мониторинг реализации Программы в разрезе Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента, районов и городов, отраслей и конкретных предприятий с активным использованием электронных информационных систем Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Ход выполнения Программы будет анализироваться в режиме реального времени на конкретный период. Данный механизм позволит выявлять предприятия, отрасли, направления занятости, а также районы и города, в которых имеется отставание от утвержденных параметров создания рабочих мест до конца отчетного периода, и разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение безусловного выполнения параметров Программы в текущем отчетном периоде.

Для обеспечения прозрачности информации о создаваемых рабочих местах Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике, согласно Положению по приведению в соответствие оперативных сведений и отчетов государственной статистики о созданных рабочих местах, а также выборочному изучению их достоверности, будет установлен контроль за достоверностью показателей вновь создаваемых рабочих мест в разрезе направлений и территорий, а также организован статистический учет выбытия рабочих мест с определением причин такого выбытия.

Для этого планируется разработать и утвердить график совместного проведения в 2015 году выборочного изучения достоверности показателей создаваемых рабочих мест в разрезе направлений и территорий. Результаты проводимых проверок, а также мер, принимаемых по организации статистического учета выбытия рабочих мест с определением причин такого выбытия, будут рассматриваться на специальных совещаниях с участием ответственных руководителей от территорий.

Министерством экономики Республики Узбекистан совместно с органами хозяйственного управления отраслей экономики и крупными предприятиями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента будет осуществляться мониторинг создания рабочих мест исходя из параметров инвестиционных программ, программ развития промышленности, сферы услуг и сервиса, инфраструктуры, локализации и т. п.

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, их рабочими комиссиями будет регулярно, каждый месяц, на основе утвержденных адресных списков и сетевых графиков рассматриваться ход выполнения территориальных программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения с принятием соответствующих мер.

На основе анализа мониторинга выполнения Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения будет ежемесячно вноситься в Кабинет Министров Республики Узбекистан на рассмотрение обобщенная информация с указанием имеющихся отставаний, их причин, а также выработкой конкретных предложений, которые будут обсуждаться на специальных совещаниях в Кабинете Министров Республики Узбекистан с участием руководителей ответственных министерств и ведомств, органов хозяйственного управления, хокимиятов и крупных предприятий.

Результаты мониторинга Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год будут регулярно рассматриваться на заседаниях коллегии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, специальных совещаниях в министерстве и его территориальных управлениях, по итогам которых в хокимияты всех уровней и органы хозяйственного управления отраслей экономики будут направляться предложения для принятия необходимых мер по обеспечению реализации Программы.



*) Приложение не приводится



"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2014 г., N 11, ст. 317