Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Методические рекомендации по оценке напряженности трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РУз 12.05.2004 г.)

Внимание!!! Перед Вами ознакомительный фрагмент документа. Полный текст документа доступен на сайте nrm.uz
Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИНСТИТУТ САНИТАРИИ, ГИГИЕНЫ

И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ МЗ РУз


ТАШКЕНТСКИЙ ИНСТИТУТ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ



УТВЕРЖДЕНЫ


ГЛАВНЫМ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ

САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Б. И. НИЯЗМАТОВЫМ

12.05.2004 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оценке напряженности трудового процесса

при проведении аттестации рабочих мест


Напряженность трудового процесса оценивается в соответствии с "Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".

Оценка напряженности труда профессиональных групп работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные; сенсорные; эмоциональные; монотонные; режимные нагрузки.

В качестве примеров приведены результаты оценки некоторых профессиональных групп исполнительского, управленческого, операторского и творческого видов труда.

В скобках указаны классы условий труда в соответствии с "Гигиеническими критериями".



1. НАГРУЗКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ХАРАКТЕРА


1.1. "Содержание работы" указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением заданий при отсутствии алгоритма.


Пример. В работе отсутствует необходимость принятия решений у лаборантов (1 класс условий труда), простые альтернативные задачи по инструкции решают медсестры, телефонисты, телеграфисты (2 класс условий труда), деятельность, требующая решения сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) в свободном ритме характерна для мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств и др. (класс 3.1). Сложные задачи, решаемые по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) в условиях дефицита времени имеют место в работе руководителей промышленных предприятий, авиадиспетчеров и др. (класс 3.2). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.3).


1.2. "Восприятие сигналов (информации) и их оценка" - по данному фактору трудового процесса восприятия сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.).


1.3. "Распределение функций по степени сложности задания". Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Следовательно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей

...