Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о государственных специализированных образовательных учреждениях (школах-интернатах) санаторного типа (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 13.09.2011 г. N 256)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 13.09.2011 г. N 256



ПОЛОЖЕНИЕ

о государственных специализированных

образовательных учреждениях (школах-

интернатах) санаторного типа


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании", "О гарантиях прав ребенка", "О Национальной программе по подготовке кадров" направлено на обеспечение прав детей, нуждающихся в лечении и оздоровлении, на образование и воспитание в особых условиях и регулирует деятельность государственных специализированных образовательных учреждений санаторного типа (далее - специализированные образовательные учреждения).


2. Специализированные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, иными актами законодательства, а также своим уставом.


3. Специализированные образовательные учреждения являются учебно-воспитательными, лечебно-оздоровительными учреждениями и создаются в целях оказания помощи детям, нуждающимся в лечении, оздоровлении в получении ими общего среднего образования и воспитания в соответствии с их познавательными возможностями.


4. Основными задачами специализированных образовательных учреждений являются:

создание условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

воспитание гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности, формирование у учащихся культурно-эстетических ценностей, гражданственности и патриотизма;

создание условий для получения качественного образования, в том числе профессиональной ориентации, на основе государственных образовательных стандартов, развитие индивидуальных способностей детей, поощрение и поддержка наиболее способных и талантливых детей;

обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями, склонностями, способностями, интересами и требованиями охраны жизни и здоровья детей.


5. Специализированное образовательное учреждение является юридическим лицом в форме государственного учреждения, имеет свой устав, лицевые счета в подразделениях казначейства, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и указанием своего наименования, штамп, бланки со своим наименованием.


6. Аккредитация специализированных образовательных учреждений осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.



II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ


7. Специализированные образовательные учреждения создаются учредителями и проходят государственную регистрацию в органах государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.


8. Учредителями специализированных образовательных учреждений могут быть Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.


9. Специализированное образовательное учреждение создается по итогам совместного изучения Министерством народного образования, Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, областными управлениями народного образования, Главным управлением народного образования г. Ташкента и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Каракалпакстан, областными управлениями здравоохранения, Главным управлением здравоохранения г. Ташкента контингента детей с нарушениями здоровья, нуждающихся в лечении, оздоровлении и в особых условиях для получения образования и воспитания.

При наличии контингента детей, нуждающихся в лечении, оздоровлении и в особых условиях для получения образования и воспитания, Министерство народного образования совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан обращается в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента с обоснованным предложением о создании специализированного образовательного учреждения в местах с благоприятными экологическими условиями.

Предложение по созданию специализированного образовательного учреждения должно быть обосновано официальными статистическими данными органов здравоохранения за последние 5 лет, показывающими рост соответствующих заболеваний среди детей в возрасте от 3 до 16 лет в регионе предлагаемого к созданию специализированного образовательного учреждения.


10. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента поручают Министерству финансов Республики Каракалпакстан, финансовым управлениям областей и г. Ташкента, а также Министерству народного образования Республики Каракалпакстан, областным управлениям народного образования, Главному управлению народного образования г. Ташкента в месячный срок изучить и выбрать, в экологически благоприятном регионе, типовое здание из числа существующих объектов либо участок для строительства нового здания по специальному проекту, разработанному с учетом нормативных требований, предъявляемых при организации специализированного образовательного учреждения для его размещения.


11. Решение о создании специализированного образовательного учреждения в недельный срок принимается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента при наличии положительных заключений Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлений народного образования, Главного управления народного образования г. Ташкента и Министерства финансов Республики Каракалпакстан, финансовых управлений областей и г. Ташкента.


12. Специализированные образовательные учреждения в соответствии с их специализацией подразделяются на следующие типы:

школы-интернаты санаторного типа для детей, больных сколиозом;

школы-интернаты санаторного типа для детей группы риска по туберкулезу и хроническим заболеваниям органов дыхания.


13. Максимальное количество учащихся в специализированных образовательных учреждениях не должно превышать 250 человек.



III. ПОРЯДОК ПРИЕМА УЧАЩИХСЯ

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ


14. В специализированные образовательные учреждения в соответствии с их типом принимаются дети школьного возраста:

больные сколиозом I - IV степеней;

группы риска по туберкулезу и хроническим заболеваниям органов дыхания, нуждающиеся в лечении и оздоровлении в особых условиях.


15. Направление детей в специализированное образовательное учреждение производится Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, областными управлениями народного образования, Главным управлением народного образования г. Ташкента по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, созданной при Министерстве народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлениях народного образования, Главном управлении народного образования г. Ташкента (далее - психолого-медико-педагогическая комиссия), с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.


16. Прием детей в специализированное образовательное учреждение осуществляется с 7-летнего возраста.


17. На каждого ребенка, направляемого в специализированное образовательное учреждение родителями или лицами, заменяющими родителей (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - органами опеки и попечительства), оформляется и представляется личное дело.

В личном деле ребенка содержатся следующие документы:

1) заявление родителей или лиц, заменяющих родителей;

2) протокол с заключением психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по организации образовательно-воспитательной и лечебно-коррекционной работы с ребенком, направленным в специализированное образовательное учреждение;

3) копия свидетельства о рождении;

4) документы об образовании;

5) справка и характеристика с места учебы с отражением данных о продолжительности обучения, успеваемости и поведении, подробный анализ принятых мер по индивидуальной помощи ребенку;

6) подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом поликлиники по месту жительства ребенка, с заключениями:

педиатра об общем состоянии развития ребенка;

психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;

оториноларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи;

офтальмолога с характеристикой органа зрения;

врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, больных сколиозом);

врача-фтизиатра (для детей группы риска по туберкулезу и хроническим заболеваниям органов дыхания).


18. На детей, не обучавшихся в образовательных учреждениях, документы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 17 настоящего Положения, не предъявляются.


19. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых в специализированное образовательное учреждение, кроме документов, указанных в пункте 17, в личных делах также должны находиться следующие документы:

копии решения хокима района (города) об установлении попечительства или определении в образовательное учреждение;

сведения о родителях или лицах, заменяющих родителей (копии паспортов или свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о длительной болезни родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

опись имущества ребенка, оставшегося после родителей (если оно имеется), с указанием, где имущество находится, какие меры приняты к обеспечению его сохранности и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документы о закреплении жилой площади за ребенком (копии ордера, домовой книги, плана жилого помещения, справка из отдела по земельным ресурсам и государственному кадастру района (города) о владельце и факте приватизации жилья);

пенсионная книжка на ребенка, получающего пенсию, копия решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов (или копия нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов) в пользу ребенка, сберегательная книжка.


20. В специализированное образовательное учреждение не принимаются дети со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков) в развитии.


21. Не подлежат приему в специализированные образовательные учреждения:

а) умственно отсталые дети;

б) дети с глубокими отклонениями в поведении, нарушениями в эмоционально-волевой сфере (органического происхождения);

в) дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями;

г) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, самостоятельно не передвигающиеся и не обслуживающие себя;

д) слепые и глухонемые;

е) страдающие частыми эпилептическими припадками (эпилептическая дименция, с дневными и частыми ночными судорожными припадками);

ж) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Директор несет личную ответственность за прием в специализированное образовательное учреждение учащихся в установленном порядке.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


22. Обучение в специализированных образовательных учреждениях ведется на основе учебных планов и образовательных программ общего среднего образования.


23. Специализированное образовательное учреждение является оздоровительным образовательным учреждением, дающим учащимся обязательное общее среднее образование в объеме 1 - 9-го классов в соответствии с государственными стандартами общего среднего образования.


24. Прием детей, нуждающихся в лечении, оздоровлении и образовании в специализированные образовательные учреждения в 1 - 9-е классы осуществляется на основании направлений Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлений народного образования и Главного управления народного образования г. Ташкента по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, а также согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.


25. Прием детей проводится до начала учебного года и оформляется приказом директора специализированного образовательного учреждения.


26. Срок пребывания детей в специализированном образовательном учреждении определяется в соответствии с медицинскими показаниями и заключением психолого-медико-педагогической комиссии, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей, но не более 3 лет.


27. Наполняемость классов и воспитательских групп в специализированных образовательных учреждениях для детей группы риска по туберкулезу и хроническим заболеваниям органов дыхания составляет не менее 25 человек, а наполняемость классов и воспитательных групп в специализированных образовательных учреждениях для детей, больных сколиозом - не менее 20 человек.


28. Начало учебного года, продолжительность учебных занятий и каникул, а также проведение итоговой государственной аттестации и порядок выдачи документов об образовании государственного образца определяются в соответствии с законодательством.


29. Режим дня, обеспечивающий обоснованное сочетание обучения, добровольного общественно полезного труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительности пребывания детей в специализированных образовательных учреждениях.


30. Продолжительность урока в I классе - 35 мин. в первом полугодии, во втором полугодии в I классе и II - IV классах начального образования (школы) - 40 мин., в V и последующих классах - 45 мин.


31. Трудовое воспитание детей осуществляется на основе сочетания обучения с приобретением трудовых навыков с учетом медицинских показаний и рекомендаций педагогических и медицинских работников специализированного образовательного учреждения.


32. Для учащихся в специализированных образовательных учреждениях создаются различные кружки, клубы по интересам, секции (в том числе спортивные, по рекомендации врачей) и студии, предназначенные для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.


33. Психологическое обеспечение образовательного процесса в специализированном образовательном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.



V. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


34. Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей, осуществляется штатными медицинскими и педагогическими работниками специализированного образовательного учреждения и медицинскими работниками закрепленного за ним учреждения здравоохранения.


35. Медицинские работники специализированного образовательного учреждения проводят лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни, сопутствующих заболеваний и улучшение здоровья детей. В своей работе медицинские работники руководствуются соответствующими нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.


36. Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором по лечебной физкультуре или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.


37. Принятие медицинских оздоровительных процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при согласовании расписания занятий.


38. В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной работоспособностью щадящий режим, с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели.


39. В специализированном образовательном учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям или лицам, заменяющим родителей, по окончании срока пребывания ребенка в нем.


40. Осуществление контроля за правильной организацией и осуществлением всех медико-оздоровительных работ и реабилитационных мероприятий в специализированном образовательном учреждении возлагается на органы здравоохранения по месту нахождения специализированного образовательного учреждения.


41. Органами здравоохранения оказывается помощь специализированному образовательному учреждению в укомплектовании его штата медицинскими работниками, повышении квалификации медицинских работников, привлечении квалифицированных специалистов для оказания консультативной помощи и во внедрении современных методов лечебно-оздоровительных работ.



VI. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ


42. Участниками образовательного процесса специализированного образовательного учреждения являются учащиеся, родители или лица, заменяющие родителей, педагогические, медицинские и другие работники.


43. Учащиеся имеют право на получение бесплатного общего образования, медицинского обслуживания, обеспечение бесплатным питанием в соответствии с установленными нормами питания для специализированных оздоровительных образовательных учреждений, участие в различных кружках, клубах по интересам, секциях (в том числе в спортивных, по рекомендации врачей) и студиях, предназначенных для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.


44. Учащиеся обязаны соблюдать устав и правила внутреннего распорядка специализированного образовательного учреждения, а также санитарные нормы и правила.


45. Другие права и обязанности учащихся специализированных образовательных учреждений определяются законодательством и уставом учреждения.


46. Право на занятие педагогической и медицинской деятельностью в специализированных учреждениях имеют лица с соответствующим профильным образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами.


47. Родители и лица, заменяющие родителей, имеют право защищать законные права и интересы детей, знакомиться с образовательно-воспитательной деятельностью специализированного образовательного учреждения, ходом оказываемой медицинской и социальной помощи их ребенку.



VII. УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


48. Непосредственное руководство специализированным образовательным учреждением осуществляет директор, назначаемый Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, управлениями народного образования областей и Главным управлением народного образования г. Ташкента по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан.

Трудовой договор с директором специализированного образовательного учреждения заключается сроком на один год.

Квалификационные требования, предъявляемые к должности директора специализированного образовательного учреждения, определяются Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством народного образования Республики Узбекистан.

49. Директор действует от имени специализированного образовательного учреждения и представляет его интересы, распоряжается в установленном законодательством порядке его имуществом и заключает договоры.


50. Директор:

принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию специализированного образовательного учреждения, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на специализированное образовательное учреждение задач и функций;

определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и степень их ответственности;

в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников образовательного учреждения;

вносит на рассмотрение в соответствующие органы народного образования предложения по решению отдельных вопросов, связанных с укреплением учебно-материальной базы, совершенствованием учебно-воспитательной работы, обеспечением квалифицированными педагогическими кадрами, и по другим вопросам деятельности школы-интерната;

заключает трудовые договоры с педагогическими и иными работниками;

осуществляет другие полномочия, не противоречащие законодательству.

Директор не менее одного раза в квартал представляет соответствующему сходу граждан отчет о своей деятельности.

51. В специализированном образовательном учреждении формируются и функционируют психолого-медико-педагогическая комиссия, педагогический, методический и попечительский советы, порядок деятельности которых устанавливается Министерством народного образования Республики Узбекистан.



VIII. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


52. Финансирование деятельности специализированного образовательного учреждения осуществляется в установленном законодательством порядке за счет:

ассигнований из Государственного бюджета Республики Узбекистан;

благотворительных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц;

других источников, не запрещенных законодательством.


53. Специализированные образовательные учреждения финансируются на основании смет расходов, зарегистрированных в соответствующих финансовых органах и утвержденных в установленном законодательством порядке.


54. Штатное расписание утверждается в соответствии с типовыми штатами в установленном законодательством порядке.


55. Заработная плата работников специализированного образовательного учреждения устанавливается в соответствии с законодательством.


56. Учащиеся специализированных образовательных учреждений обеспечиваются питанием за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан по среднесуточным рациональным нормам потребления пищевых продуктов для специализированных образовательных учреждений.


57. Плата за содержание и обучение учащихся в специализированных образовательных учреждениях с родителей или лиц, заменяющих родителей, не взимается.


58. Специализированное образовательное учреждение ведет финансовую и статистическую отчетность, установленную уполномоченными государственными органами.


59. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью специализированного образовательного учреждения осуществляется финансовыми органами.



IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


60. Специализированное образовательное учреждение имеет право осуществлять международную деятельность по вопросам образования в соответствии с законодательством.


61. Реорганизация и ликвидация специализированного образовательного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством.


62. Реорганизация или ликвидация специализированного образовательного учреждения осуществляются, как правило, по окончании учебного года, при этом Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления народного образования и Главное управление народного образования г. Ташкента берет на себя ответственность за перевод учащихся в другие образовательные учреждения по согласованию с их родителями или лицами, заменяющих родителей.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 37, ст. 380