Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан (Утверждено Постановлением КМ РУз от 30.09.1993 г. N 476 )

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением КМ РУз

от 30.09.1993 г. N 476



ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве социального обеспечения

Республики Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Министерство социального обеспечения является органом государственного управления Республики Узбекистан по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми. В своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Министерство социального обеспечения осуществляет свою работу во взаимодействии с другими республиканскими органами государственного управления, а также органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента и общественными организациями.


2. В своей деятельности Министерство социального обеспечения руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями и иными решениями Верховного Совета Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативными актами и настоящим Положением.


3. Министерство социального обеспечения Республики Узбекистан является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные (в том числе валютные) счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы. Местонахождение Министерства социального обеспечения Республики Узбекистан - город Ташкент, ул. А. Авлони, 20-а.

Финансирование аппарата Министерства социального обеспечения Республики Узбекистан производится за счет средств республиканского бюджета, направляемых на содержание республиканских органов.


4. Министерство социального обеспечения Республики Узбекистан, Министерство социального обеспечения Республики Каракалпакстан, управления и отделы социального обеспечения областей, районов, городов и районов в городах составляют единую систему органов социального обеспечения республики. При Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан образуется Пенсионный фонд с соответствующими территориальными отделениями и отделами при Министерстве социального обеспечения Республики Каракалпакстан и местных органах социального обеспечения. Министерство социального обеспечения Республики Узбекистан направляет, координирует и контролирует деятельность всех этих органов в решении вопросов, отнесенных к его ведению.

5. Министерству социального обеспечения Республики Узбекистан непосредственно подчинены Республиканское производственное объединение "Протезист", Узбекский научно-исследовательский институт экспертизы и восстановления трудоспособности инвалидов (УзНИИЭВТИН), санатории "Алтыарык" и "Таваксай", Республиканский пансионат для ветеранов войны и труда, Ташкентский техникум социального обеспечения и Республиканское профтехучилище для инвалидов, курсы повышения квалификации работников социального обеспечения, редакция журнала "Саховат", служба врачебно-трудовой экспертизы.



II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


6. Основными задачами Министерства социального обеспечения являются:

- формирование и проведение государственной политики в области социального обеспечения и социальной помощи нетрудоспособному населению;

- организационно-методическое руководство и координация деятельности министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов, предприятий и организаций по вопросам развития пенсионного дела и социального обслуживания нетрудоспособного населения;

- разработка и реализация целевых программ в области социальной защиты престарелых и нетрудоспособных граждан в условиях формирующихся новых экономических отношений и многообразия форм собственности;

- координация работ по эффективному использованию средств социального страхования, направляемых на выплату пенсий и пособий, а также предоставление льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Узбекистан;

- осуществление международных связей, изучение использования зарубежного опыта в деле социального обеспечения населения;

- содействие созданию и организации деятельности негосударственных организаций, учреждений и предприятий социальной защиты населения; привлечение внебюджетных средств для финансирования программ социальной помощи и укрепления материальной базы системы социального обеспечения;

- организация разработки и внедрения автоматизированной системы обработки информации, назначения и выплаты пенсий и пособий по социальному обеспечению;

- организация врачебно-трудовой экспертизы, руководство врачебно- трудовыми экспертными комиссиями и научно-исследовательской работой в этой области, организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- организация протезно-ортопедической помощи населению;

- организация материально-бытового, медицинского обслуживания граждан, находящихся в домах-интернатах, пансионатах и санаториях для инвалидов и престарелых.


7. Министерство социального обеспечения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

а) по развитию системы социального обеспечения:

- разрабатывает с участием республиканских органов государственного управления, органов исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента предложения по основным направлениям в деле социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;

- на основе анализа и прогнозирования уровня жизни разрабатывает проекты республиканских программ по социальной защите указанных категорий населения, подготавливает методические рекомендации для разработки региональных программ;

- определяет направление и координирует научные исследования по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов и матерей с несовершеннолетними детьми, нуждающимися в государственной поддержке;

б) по организации пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями:

- участвует совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в осуществлении политики государства в деле обеспечения пенсиями и пособиями по социальному обеспечению;

- осуществляет организацию и методическое руководство работой по назначению и выплате пенсий и пособий;

- осуществляет сбор и аккумуляцию взносов и отчислений на государственное социальное страхование; обеспечивает финансирование расходов на выплату пенсий и пособий по социальному страхованию в установленных размерах;

- организует работу по разработке предложений об установлении дополнительных льгот и доплат к пенсиям и пособиям по социальному обеспечению, а также по введению таких льгот и доплат на региональном уровне;

- взаимодействует с республиканскими органами, отраслевыми ассоциациями, концернами и объединениями по вопросам применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, подготавливает согласованные предложения по их совершенствованию;

- принимает участие в разработке методологии и создании условий для развития негосударственной системы пенсионного обеспечения;

- организует выплату персональных пенсий, назначенных за особые заслуги перед республикой, осуществляет контроль за работой на этом участке органов социального обеспечения Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

в) в области социального обслуживания:

организует:

- с участием республиканских, областных, районных, городских органов исполнительной власти социально-бытовое обслуживание престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;

- предоставление им установленных законодательством льгот, путевок на санаторно-курортное лечение и специальных средств передвижения, внедрение новых форм и видов натуральной помощи;

- материально-бытовое, медико-социальное и культурное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, находящихся в учреждениях социального обеспечения (в домах-интернатах, пансионатах, санаториях), укрепление материальной базы этих учреждений;

- создание комплексной сети служб социальной помощи одиноким престарелым гражданам, контроль за их работой;

- содействие созданию негосударственных служб и учреждений, оказывающих социальную помощь и услуги пенсионерам и инвалидам;

- координацию работы подведомственных социально-бытовых учреждений и организаций, в том числе их коммерческую деятельность, осуществляемую исходя из нужд финансирования программ социальной помощи населению;

г) по врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи:

- осуществляет руководство службой врачебно-трудовой и медико- социальной экспертизы, работой по реабилитации инвалидов;

- руководит ведомственными учебными заведениями по профессионально-техническому обучению и переобучению инвалидов;

- участвует в формировании государственной политики в области градостроительства, обеспечивающей доступность объектов инфраструктуры для инвалидов и престарелых граждан;

- оказывает помощь общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и их трудоустройстве;

- содействует созданию и развитию специализированных предприятий по использованию труда инвалидов и пенсионеров, развитию надомных видов труда и других форм занятости;

- способствует развитию физической культуры и спортивного движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;

- определяет потребность и осуществляет заказы на производство специальных транспортных средств, приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;

- обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, проведение совместно с другими министерствами, промышленными объединениями и органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента работы по увеличению производства и совершенствованию технологии изготовления протезно-ортопедических изделий, по производству новых их видов;

- устанавливает порядок снабжения инвалидов протезно- ортопедическими изделиями и средствами передвижения, руководит работой республиканского производственного объединения "Протезист";

- содействует созданию и совершенствованию деятельности научно- исследовательских организаций, центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных организаций, осуществляющих функции социальной защиты инвалидов и престарелых;

д) в области законодательства по социальному обеспечению:

- организует выполнение законодательных и нормативных актов;

- обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к ведению Министерства социального обеспечения Республики Узбекистан, разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан предложения о совершенствовании законодательства по социальной защите населения;

- подготавливает в соответствии с поручениями Кабинета Министров Республики Узбекистан заключения по проектам законодательных актов, а также нормативных актов министерств и ведомств по вопросам, отнесенным к ведению Министерства социального обеспечения Республики Узбекистан;

- обеспечивает единообразное применение законодательства Республики Узбекистан по социальному обеспечению населения на всей ее территории;

е) в области международного сотрудничества:

- участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами социальной защиты пенсионеров, инвалидов и других категорий населения;

- обеспечивает подготовку предложений к проектам соглашений с государствами, входящими в СНГ, по социальной защите пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также к проектам соглашений с другими зарубежными странами по вопросам социальной политики;

- участвует в пределах своей компетенции в подготовке и заключении с зарубежными государствами договоров по социальной защите населения;

- организует проведение международных конференций, семинаров, симпозиумов, учебных курсов по проблемам социальной защиты населения;

- участвует в разработке и осуществлении на территории Республики Узбекистан и за ее пределами программ сотрудничества по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

ж) по финансовой и хозяйственной деятельности:

- организует планово-финансовую работу в системе Министерства социального обеспечения Республики Узбекистан, финансирование мероприятий по социальной защите, проводимых подведомственными организациями и учреждениями, а также научных исследований в этой области;

- подготавливает экономические обоснования по организации различных видов социальной помощи населению;

- участвует в подготовке предложений о льготах по налогам пенсионерам и инвалидам;

- осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации, нормирования и оплаты труда работников системы;

- рассматривает балансы и отчеты по хозяйственной деятельности подведомственных организаций и учреждений;

- организует в отрасли контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;

- обеспечивает оптимальное использование подведомственными организациями и учреждениями государственных централизованных капитальных вложений, организует разработку перспективных программ по строительству новых, реконструкции и техническому перевооружению действующих организаций и учреждений системы Министерства социального обеспечения. Совместно с органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, г.Ташкента принимает решения по строительству и развитию сети учреждений социального обеспечения, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Министерства социального обеспечения Узбекистана;

- обеспечивает взаимодействие государственных, общественных, религиозных и благотворительных организаций, учреждений и предприятий в работе по привлечению средств для финансирования программ социальной помощи населению;

- образует в установленном порядке республиканские и территориальные фонды социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми. Осуществляет контроль за полнотой, своевременностью поступления и целевым использованием средств, поступающих в эти фонды. Положение о фонде утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


8. Министерство социального обеспечения Республики Узбекистан в пределах своей компетенции:

- осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства в территориальных органах системы социального обеспечения и в подведомственных организациях и учреждениях;

- рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан в сроки, установленные законодательством, и принимает по ним необходимые меры; осуществляет прием граждан по вопросам социального обеспечения;

- организует и проводит мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров подведомственных организаций и учреждений, а также территориальных органов социального обеспечения;

- осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подведомственных учебных заведений, курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы социального обеспечения;

- с помощью средств массовой информации информирует население республики по вопросам социального обеспечения;

- привлекает на договорной основе научные учреждения и высококвалифицированных специалистов к разработке программ законодательных и нормативных актов по вопросам социального обеспечения, образует в установленном порядке временные научные коллективы, экспертные группы и советы по этим вопросам;

- организует претензионно-исковую работу органов социального обеспечения;

- участвует по поручению Правительства Республики Узбекистан в подготовке и заключении межправительственных соглашений и договоров с зарубежными странами по вопросам социального обеспечения, сотрудничества с органами социальной защиты других государств.


9. Министерство социального обеспечения Республики Узбекистан возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Указом Президента Республики Узбекистан с последующим представлением на утверждение Верховного Совета Республики Узбекистан. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и распределяет обязанности между ними.


10. Министр социального обеспечения Республики Узбекистан:

- руководит деятельностью Министерства социального обеспечения Узбекистана;

- вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан проекты нормативных актов по вопросам, отнесенным к ведению Министерства социального обеспечения республики;

- устанавливает степень ответственности заместителей министра и руководителей структурных подразделений Министерства за выполнение возложенных на них обязанностей;

- в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными организациями и учреждениями, а также территориальными органами социального обеспечения;

- утверждает, в пределах установленных Кабинетом Министров республики фонда оплаты труда и численности его работников, штатное расписание центрального аппарата, положения о структурных подразделениях Министерства, положения о подведомственных Министерству учреждениях;

- назначает на должность и освобождает от должности работников Центрального аппарата Министерства социального обеспечения и руководителей подведомственных учреждений и учебных заведений в соответствии с действующим законодательством;

- представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград;

- имеет другие права в соответствии с действующим законодательством.


11. В Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра по должности, руководящих работников Министерства, руководителей подведомственных организаций и учреждений.

Члены коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


12. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социального обеспечения и социальной защиты населения, назначения и освобождения от должностей начальников и заместителей начальников областных и Ташкентского городского управления социального обеспечения, утверждения членов советов этих органов. Постановления и другие решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра.

В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит свое решение в жизнь, докладывая о возникших разногласиях Кабинету Министров. Члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров.


13. В Министерстве социального обеспечения Узбекистана создается научно-методический совет для планирования и организации научных исследований по важнейшим научно-практическим проблемам социального обеспечения, контроля за результатами исследований, разработки рекомендаций по внедрению в практику достижений науки, техники и передового опыта. Состав научно-методического совета и Положение о нем утверждаются министром.


14. Министерство социального обеспечения Республики Узбекистан наделено правом на учреждение и издание ежемесячного журнала "Саховат".