Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.12.2007 г. N 19 "О состоянии кадровой работы в судах общей юрисдикции и вопросах соблюдения судьями судейской присяги"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.12.2007 г.

N 19



О СОСТОЯНИИ КАДРОВОЙ

РАБОТЫ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

И ВОПРОСАХ СОБЛЮДЕНИЯ СУДЬЯМИ

СУДЕЙСКОЙ ПРИСЯГИ


Конституция Республики Узбекистан, Закон "О судах" определяют правовое положение судей и предъявляют к ним особые требования, соответствующие их высокому статусу носителей государственной власти, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также государственных и общественных интересов при осуществлении правосудия.

Честное и добросовестное исполнение судьями своих профессиональных обязанностей, их независимость при принятии решений гарантирует эффективное восстановление нарушенных прав, утверждает в обществе уверенность в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

В этом контексте особое значение приобретают правильная постановка организационно-кадровой работы в судах общей юрисдикции, обеспечение соблюдения судьями судейской присяги.

Нынешняя система вступления в судейскую должность предусматривает принесение судьями судебной присяги перед Государственным флагом на заседании Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

Кроме того, в целях усиления независимости судебной власти, укрепления демократических основ в работе с кадрами, обеспечения стабильности судейского корпуса действуют квалификационные коллегии судей, создание которых соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права о независимости судебной власти.

Квалификационные коллегии судей в соответствии с законом проводят определенную работу по формированию резерва судей, проведению с ними теоретических и практических занятий, отбора кандидатур для рекомендации на судейские должности, оценке подготовленности кандидатов на судейские должности, квалификационной и периодической аттестации судей, рассмотрению вопросов, связанных с дисциплинарной ответственностью судей.

Анализ статистических данных показывает, что за период с 2001 по 2006 годы и 9 месяцев 2007 года квалификационными коллегиями судей всего принято и рассмотрено 3.417 заявлений о включении в резерв кандидатов в судьи. 3.305 лиц, сдавших квалификационный экзамен, приняты в резерв, 112 лицам отказано в зачислении в резерв.

За указанный период решениями квалификационных коллегий судей из числа лиц, желающих участвовать в отборе на замещение вакансий судьи, 2.828 кандидатов признаны соответствующими на эти должности и документы в отношении них переданы в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан. Из числа представленных на должность судьи лиц в последующем 1.000 кандидатов были назначены на эти должности.

Вместе с тем, статистические данные свидетельствует, что в сфере организационно-кадровой работы судов общей юрисдикции имеются  серьезные недостатки и упущения, отрицательно влияющие на эффективность системы правосудия в целом.

Так, за период 2001-2007 годы освобождены от занимаемых должностей 210 судей, что составляет почти четверть всего судейского корпуса, в том числе 130 - по собственному желанию, 28 - за нарушение судейской присяги. 25 судей привлечены к уголовной ответственности.

Крайне низким остается уровень соответствия работающих судей к предъявляемым к ним личным, моральным и профессиональным качествам. Так, в течении указанного периода из 521 кандидата, рекомендованного на новый судейский срок, только 269 (51,6 %) лиц назначены на соответствующие должности. При этом, материалы 214 (41,1) кандидатов возвращены на дополнительное изучение из-за отрицательной характеристики, а 23 (4,4%) кандидатов - действующих судей признаны несоответствующими на судейские должности или оставлены в резерве.

В результате этого в настоящее время 45,4% действующего судейского корпуса состоит из лиц, впервые назначенных на эти должности, судейский стаж которых не превышает 5 лет (320 судей) При этом количество лиц, проработавших на судейских должностях более 15 лет, составляет  всего 11,6% (82 судьи).

Вызывает озабоченность, что за период 2001-2007 годов за допущенные ошибки и недостатки в служебной деятельности возбуждены дисциплинарные производства в отношении 554 судей или более чем половины всего судейского корпуса.

Также высоким сохраняется количество жалоб на действия судей. Так, за анализируемый период в квалификационные коллегии судей поступило 4802 жалобы на действия судей, из которых 3122 - о процессуальных нарушениях, 233-нарушение судебной этики, 274 - злоупотребление служебным положением.

Причиной возникновения подобных негативных явлений является недостаточное осознание судьями своего высокого статуса и возложенной ответственности, ослабление работы по повышению правового уровня знаний и общественно-политической осведомленности, выставление своей личной выгоды выше интересов правосудия. Многочисленны факты проявления неуважения к участникам судебного процесса, нарушения установленных законом сроков, волокиты при рассмотрении дел и разрешении жалоб граждан.

Следует отметить, что подобное положение, в первую очередь является результатом недостаточной организации работы судов со стороны председателей областных и приравненных к ним судов, неудовлетворительной работы квалификационных коллегий судей, ослабления контроля за соблюдением судейской присяги и исполнительской дисциплины.

Недостаточно проводится работа по повышению профессионального уровня судей, периодические квалификационные аттестации приобретают формальный характер, имеется несерьезное и поверхностное отношение к проверке жалоб граждан, не принимаются достаточные меры реагирования со стороны вышестоящих инстанций на допущенные судьями нарушения.

Вышеизложенные обстоятельства опасны тем, что они, оказывая негативное влияние на осуществляемые реформы судебно-правовой сферы, дискредитируют всю судебную систему страны.

В целях предотвращения вышеизложенных негативных явлений Высшей квалификационной коллегией судей судов общей юрисдикции за период 2001-2007 годов в отношении 25 председателей областных и приравненных к ним судов применены соответствующие меры дисциплинарного взыскания.

Однако, несмотря на принимаемые меры, не достигнуто резкое улучшение работы в данной сфере. Стабильным остается количество нарушений судьями судейской присяги, обоснованных жалоб граждан на незаконные действия и решения судов, а также числа действующих судей отрицательно характеризуемых по своим личным, моральным и профессиональным качествам.

В связи с вышеизложенным, в целях улучшения кадровой работы в судах общей юрисдикции и обеспечения соблюдения судьями судебной присяги, на основании статьи 17 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Признать работу областных и приравненных к ним судов в сфере кадровой работы в судах общей юрисдикции неудовлетворительной.


2. Требовать от председателей областных и приравненных к ним судов установить действенный контроль над:

соблюдением судьями судейской присяги, судебной этики и правил поведения в обществе, а также добросовестным выполнением профессиональных обязанностей;

совершением судьями проступков, могущих принизить (порочащих) авторитет правосудия, честь и достоинство судьи или поставить под сомнение его беспристрастность;

строгим соблюдением исполнительской дисциплины, в частности сроков рассмотрения дел и разрешения жалоб граждан.


3. Председателям областных и приравненных к ним судов усилить работу с действующими судейскими кадрами по повышению их правового уровня знаний, профессиональной подготовки и общественно-политической осведомленности.


4. Отметить, что правильная организация работы по приёму граждан, усиливает доверие населения к судебной системе, повышает его авторитет.

Исходя из этого, потребовать от председателей областных и приравненных к ним судов усилить работу по приему граждан, законному разрешению их жалоб и заявлений, в установленные сроки.

Строго придерживаться графиков приема граждан. Не допускать фактов приема граждан и дачи разъяснений со стороны технического персонала судов.


5. Ввести в практику обязательное обсуждение на заседаниях квалификационных коллегий судей фактов грубого нарушения сроков рассмотрения дел и разрешения жалоб граждан, создания волокиты, безосновательного вызова участников судебных процессов в суд, а также иных порочащих авторитет суда проступков, с рассмотрением вопроса дисциплинарной ответственности виновных лиц.


6. Квалификационным коллегиям судей придерживаться принципиальной позиции при оценке профессиональных, моральных и личных качеств судей, бескомпромисно применять строгие меры дисциплинарных наказаний в отношении судей, на действия которых поступили жалобы о совершении служебных проступков, нашедшие свое подтверждение.


7. Вышестоящим судебным инстанциям, рассматривающим дела в апелляционной, кассационной инстанциях, указать на необходимость строгого реагирования на недостатки и нарушения, допускаемые судами нижестоящих инстанций.

8. Указать председателям областных и приравненных к ним судов, что за невыполнение или недостаточное выполнение требований настоящего постановления в отношении них будут применены строгие меры дисциплинарного взыскания, вплоть до постановки вопроса об освобождении от занимаемой должности.


9. Квалификационным коллегиям судей принять комплекс мер, направленных на коренное улучшение состояние кадровой работы в соответствующих судах и обеспечивающих строгое соблюдение судьями судейской присяги.



Председатель

Верховного суда                                                             Б. Мустафаев



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                   М. Хасанов