Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление совместного Пленума Верховного суда и Высшего хозяйственного суда от 22.12.2006 г. N 12/149 "О вопросах, связанных с применением законодательства Республики Узбекистан, направленного на совершенствование системы правовой защиты и либерализацию финансовой ответственности субъектов предпринимательства"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СОВМЕСТНОГО ПЛЕНУМА

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

И ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

22.12.2006 г.

N 12/149



О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, НАПРАВЛЕННОГО

НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ

ЗАЩИТЫ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ ФИНАНСОВОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства, недопущения необоснованных ограничений их деятельности, а также безусловного соблюдения требований статьи 53 Конституции Республики Узбекистан, руководствуясь статьями 17 и 47 Закона Респ"ублики Узбекистан "О судах", Пленум Верховного суда и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, правоохранительных, контролирующих и других органов, их должностных лиц на необходимость точного выполнения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере экономики, а также настоящего постановления.


2. Согласно статьям 110 и 114 Конституции Республики Узбекистан и статьям 21 и 48 Закона Республики Узбекистан "О судах" акты судебной власти, а также разъяснения Пленума Верховного суда и Пленума Высшего хозяйственного суда по вопросам применения законодательства обязательны для судов, других органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.


3. Закон Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" и другие акты законодательства, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов, определяют полномочия контролирующих органов, основания, периодичность и сроки проведения проверок.

Указ Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года N УП-3619 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" (далее Указ N УП-3619) направлен на сокращение вмешательства контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства, обеспечение защиты их прав и законных интересов, недопущение необоснованных ограничений предпринимательской деятельности.

Руководители и должностные лица контролирующих органов несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за проведение любых проверок субъектов предпринимательства по вопросам, выходящим за рамки их полномочий и сферы контроля, а также за проведение встречных проверок с нарушением установленного порядка.

В связи с этим, суды должны реагировать на нарушения законодательства при проведении проверок, разъяснять участникам процесса право субъекта предпринимательства на обращение в суд о взыскании с виновного лица убытков, причинённых решением государственных органов либо незаконным действием (бездействием) должностных лиц. При этом следует учитывать, что такой вред подлежит возмещению в полном объёме непосредственно контролирующим органом в первую очередь за счёт его внебюджетного фонда. Возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц, по вине которых причинены убытки, в порядке и в размерах, установленных законодательством.


4. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

В соответствии со статьей 4 данного Закона субъектами предпринимательской деятельности (субъектами предпринимательства) являются юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Судам, исходя из целей, предусмотренных в Указах Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года N УП-3619 и от 24 июня 2005 года N УП-3622 "О либерализации финансовой ответственности субъектов предпринимательства за хозяйственные правонарушения" (далее Указ N УП-3622), необходимо обратить внимание на то, что к органам государственной власти и управления, государственным предприятиям (учреждениям, организациям), к некоммерческим организациям, к лицам, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также другим хозяйствующим субъектам, основной деятельностью которых не является предпринимательство, меры правового воздействия применяются судом только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.


5. Дела о применении мер правового воздействия к субъектам предпринимательства в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности рассматриваются хозяйственными судами по общим правилам искового производства, а судами по уголовным делам по правилам административного судопроизводства.

При рассмотрении дел о применении к субъектам предпринимательства мер правового воздействия судам следует иметь в виду, что на основании принципа приоритета прав субъекта предпринимательства, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности толкуются в пользу субъекта предпринимательства.

6. Обратить внимание судов на то, что при наличии оснований, предусмотренных в пункте 1 Указа N УП-3622, мера административной ответственности в отношении должностного лица субъекта предпринимательства применяется контролирующим органом без представления материалов в суд. Под малозначительным правонарушением, совершенным субъектом предпринимательства, следует понимать деяние, формально содержащее признаки административного правонарушения, однако, не повлекшее для Государственного бюджета и государственных целевых фондов существенного материального вреда.


7. Производство по делам о применении мер административной ответственности к должностным лицам субъектов предпринимательства осуществляется по правилам раздела 4 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.

Судам следует учитывать, что положения указанного раздела Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан в силу части 2 статьи 1 данного Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена актами законодательства, не включенными в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан.


8. В случаях, когда протокол (акт) об административном правонарушении составлен лицом, не имеющим на то полномочия, в нем не указаны время совершения, существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, или привлекаемое к ответственности лицо не ознакомлено с протоколом (актом) и материалами дела, судья возвращает протокол (акт) с материалами дела для устранения недостатков соответствующему органу.


9. При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц субъектов предпринимательства суд обязан проверить соблюдение контролирующим органом правил и порядка проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.


10. При выявлении факта проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства контролирующим органом с нарушением правил и порядка проведения проверок, суд выносит постановление о прекращении дела производством в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан и применяет меры реагирования в отношении должностного лица контролирующего органа.


11. Контролирующий орган, на которого законодательством возложено осуществление контроля, по вопросу о применении мер правового воздействия обращается с заявлением в хозяйственный суд или представлением в суд по уголовным делам.


12. При рассмотрении дел о применении мер правового воздействия суд в судебном заседании устанавливает: имело ли место событие правонарушения и факт его совершения субъектом предпринимательства; есть ли основания для составления документа о проверке и полномочия контролирующего органа; предусмотрена ли законодательством ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для применения мер правового воздействия к субъекту предпринимательства. При этом суд проверяет правильность расчёта и размера финансовых санкций, а также определяет меры правового воздействия.


13. Заявление (представление) о прекращении деятельности субъекта предпринимательства подается в суд только в случаях, предусмотренных законодательством.

Под предусмотренной Указом N УП-3619 мерой правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства в виде прекращения деятельности следует понимать прекращение деятельности субъекта предпринимательства в целом.

Прекращение деятельности субъекта предпринимательства есть мера правового воздействия, применяемая в случаях осуществления деятельности без лицензии (разрешения) или деятельности, запрещенной законом, или не сформирования своего уставного фонда в размере, предусмотренном учредительными документами, в течение одного года с момента государственной регистрации, а также и в иных случаях, предусмотренных законодательством.


14. Заявление (представление) о приостановлении деятельности субъекта предпринимательства может быть подано контролирующим органом лишь в случаях, когда возможность приостановления деятельности предусмотрена законодательством. Исключением являются случаи приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

Приостановление деятельности есть мера правового воздействия, применяемая в случаях нарушения субъектом предпринимательства нормативно-правовых актов.

Обратить внимание судов на то, что под приостановлением деятельности субъекта предпринимательства следует понимать приостановление деятельности субъекта предпринимательства в целом вследствие совершения им правонарушений, которые служат основанием для обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности.

При рассмотрении заявлений (представлений) о приостановлении деятельности субъектов предпринимательства и удовлетворении заявленных требований судам в резолютивной части решения следует указывать срок, на который приостанавливается деятельность, либо определить условие, до наступления которого приостанавливается деятельность (получение лицензии, свидетельства; устранение недостатков или приведение в соответствие со стандартами, нормами; исполнение предписания соответствующего контролирующего органа и др.).

Запрещение субъекту предпринимательства совершать определенные действия, применяемое хозяйственным судом в соответствии со статьей 77 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ХПК) при рассмотрении хозяйственного спора, является мерой обеспечения иска, отмена которой производится по правилам, установленным ХПК.


14.1. Под ограничением деятельности субъекта предпринимательства следует понимать прекращение (приостановление) отдельного вида (направления) деятельности, в т.ч. цеха, отдела, филиала, участка и т.д. (независимо от того, является ли оно временным или окончательным).

Ограничение деятельности субъекта предпринимательства как судом, так и контролирующим органом может быть применено только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.


14.2. Отзыв товара (работы, услуги) от потребителя и изъятие товара (работы, услуги) из оборота не являются мерами правового воздействия, применяемыми судом, и осуществляются изготовителем (исполнителем, продавцом) по предписанию органов государственного управления, на которых возложен контроль за безопасностью и качеством товара (работы, услуги). В случае неисполнения изготовителем (исполнителем, продавцом) предписания, на него налагается штраф судом, а в случае признания вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты штрафа - специально уполномоченным государственным органом. Уплата штрафа не освобождает лицо от обязанности исполнения предписания.


15. Приостановление операций по счетам в банках есть мера правового воздействия, применяемая с целью обеспечения исполнения требований должностных лиц в связи с неисполнением субъектом предпринимательства обязанностей, установленных законодательством.


15.1. Право на обращение в суд о приостановлении операций по счетам в банках имеют государственные органы в предусмотренных законодательством случаях.


15.2. Операции по счетам в банках могут быть приостановлены только в расходной части. Исключением являются платежи в бюджет и выдача средств на заработную плату, пособия, а также на возмещение ущерба, причинённого здоровью и жизни в результате несчастного случая на производстве.

В случае удовлетворения заявления (представления) о приостановлении операций по счетам в банках в резолютивной части судебного акта следует указывать срок, на который приостанавливаются операции, либо определить условие, до наступления которого приостанавливаются операции (до завершения проверки финансово-хозяйственной деятельности и принятия решения по её результатам и др.), а также поручение банку о возобновлении операций по счёту при устранении причин, послуживших основанием для приостановления операций по счетам в банках.

Судебный акт о приостановлении операций по счетам в банках является обязательным для всех банков, в которых субъект предпринимательства имеет счета.

Следует иметь в виду, что наложение ареста на денежные средства субъекта предпринимательства хозяйственным судом при рассмотрении хозяйственного спора является мерой обеспечения иска, вопрос об отмене которой разрешается в соответствии с правилами, установленными ХПК.


16. Заявление (представление) о применении финансовых санкций может быть подано в суд контролирующим органом, которому законодательством предоставлено право применения финансовых санкций.

Указ N УП-3619 по существу устанавливает досудебный порядок урегулирования вопроса применения финансовых санкций. В связи с этим, до обращения в суд контролирующий орган вручает либо направляет заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, к которому подлежит применению финансовая санкция, требование о добровольной ее уплате, а также расчёт с указанием суммы требуемой санкции.

Если в срок, установленный законодательными актами со дня получения субъектом предпринимательства требования оно не будет удовлетворено, то контролирующий орган вправе обратиться в суд. Несоблюдение этого требования контролирующим органом является основанием для возврата судом заявления.

16.1. В заявлении (представлении) о применении финансовых санкций должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны требования, доказательства, подтверждающие основания этих требований, требования заявителя со ссылкой на законодательство, виды финансовых санкций, которые заявитель просит применить. К заявлению (представлению) должны быть также приложены обоснованный расчёт суммы санкций и документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с субъектом предпринимательства.

Суммы доначисленных налогов и других обязательных платежей не являются финансовой санкцией и взыскиваются налоговым органом в установленном порядке без обращения в суд на основании принятого им решения.

В случае, если контролирующим органом в заявлении (представлении) наряду с требованием о применении финансовой санкции указаны также и требования о взыскании суммы доначисленных налогов и обязательных платежей, то производство по делу в этой части подлежит прекращению в связи с неподведомственностью суду данного требования.

16.2. В соответствии с пунктом 2 Указа N УП-3622 субъект предпринимательства имеет право добровольного возмещения в течение одного месяца ущерба, причинённого правонарушением за неуплату налогов и других обязательных платежей, и устранения его последствий, включая уплату пени. В этом случае субъект предпринимательства освобождается от применения к нему финансовых санкций.

В связи с этим, судам следует назначать день рассмотрения дела не ранее, чем через месяц после поступления заявления (представления) в суд.

Под ущербом, причинённым правонарушением за неуплату налогов и других обязательных платежей следует понимать сумму, которая поступила бы в бюджет и внебюджетные фонды в случае, если субъектом предпринимательства не было бы совершено правонарушение. В связи с этим, судам следует иметь в виду, что к правонарушениям, вследствие совершения которых бюджету и внебюджетному фонду ущерб не причиняется (невыдача кассовых чеков, талонов, квитанций, когда их выдача является обязательной; нарушение законодательства о рекламе и защите прав потребителей и др.), норма, предусмотренная пунктом 2 Указа N УП 3622, не применяется.

16.3. При удовлетворении заявления (представления) о применении финансовых санкций судам в резолютивной части решения следует указывать размер и вид применяемой финансовой санкции. Взыскание суммы применённых финансовых санкций возлагается на заявителя.

Исполнительный лист по таким делам не выдаётся.


17. Разъяснить судам, что в соответствии с Указом N УП-3619 проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (ревизии) осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. Проведение контролирующими органами проверки деятельности субъекта предпринимательства с нарушением правил и порядка её проведения является основанием для отказа в удовлетворении заявления (представления) о применении финансовых санкций.

В частности:

- проведение проверки при отсутствии оснований, предусмотренных в статьях 9 и 12 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов";

- проведение проверки лицами, не имеющими полномочий и оснований для его проведения;

- не представление субъекту предпринимательства выписки из координационного плана осуществления проверок, плана и приказа проведения проверки, утверждённого руководителем контролирующего органа, постановления следственного органа, если проверка проводится в рамках уголовного дела, а также акта, составленного по результатам проверки;

- проведение проверки, выходящей за рамки компетенции, срока и предмета проверки, являются нарушением норм законов.


17.1. Проверку деятельности субъектов предпринимательства вправе осуществлять аттестованные в установленном законодательством порядке, имеющие специальное удостоверение должностные лица контролирующих органов и только при наличии оснований, предусмотренных законодательством. Также следует учитывать, что контролирующий орган имеет право в установленном порядке привлекать к проверке на договорной основе экспертов и аудиторскую организацию.


17.2. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" и статьей 41 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" для осуществления должностными лицами контролирующих органов проверки деятельности субъектов предпринимательства необходимы следующие документы:

- выписка из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, или копии решения о проведении внеплановой либо встречной проверки, принятого этим органом;

- копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения;

- специального удостоверения о допуске к проведению проверок и удостоверения личности проверяющих должностных лиц.

Нижеследующие документы являются основанием для проведения проверки:

- выписка из плана-графика осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов, выданная специальным уполномоченным органом или его соответствующим территориальным подразделением;

- приказ контролирующего органа, изданный на основании плана-графика либо решения специального уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, в том числе ревизии, с указанием целей и сроков проведения проверки, состава проверяющих должностных лиц;

- постановление о возбуждении уголовного дела, если проверка проводится в рамках уголовного дела.


17.3. При рассмотрении дел, связанных с применением мер правового воздействия по результатам проверок, судам необходимо тщательно изучать все обстоятельства дела, обращая внимание на законность, обоснованность и гласность проверок, осуществленных контролирующими органами, соблюдение проверяющими периодичности и сроков проверки, прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Судам необходимо давать правовую оценку действиям должностных лиц контролирующих органов с точки зрения соблюдения ими требований законодательных актов при осуществлении своих полномочий и представления ими необходимых документов, предусмотренных статьями 6, 9, 12 и 17 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов", дающих право на осуществление проверок, внесение ими записи в книгу регистрации проверок, обеспечение сохранности государственных секретов, коммерческой и другой тайны, оформление акта проверки и вручение его субъекту предпринимательства, невмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.


18. По делам о применении к субъектам предпринимательства мер правового воздействия не допускается заключение мирового соглашения между контролирующим органом и субъектом предпринимательства.


19. Вопрос об обращении в доход государства предметов правонарушения разрешается судом, рассматривающим дело об этом правонарушении.

Обращение в доход государства предметов правонарушения возможно только в случаях, предусмотренных законодательством.


20. Лицензирующий орган с заявлением (представлением) о приостановлении или прекращении действия и аннулировании лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности обращается только в случаях, предусмотренных законодательством. При рассмотрении таких заявлений (представлений) судам следует руководствоваться статьями 22-24 Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которых приведён перечень оснований для приостановления или прекращения действия и аннулирования лицензий. Указанный перечень является исчерпывающим.

Предусмотренная Указом N УП-3619 мера правового воздействия в виде приостановления действия лицензий (разрешений) на срок более десяти рабочих дней есть мера административной ответственности организационного характера, применяемая в случаях выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении, невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Аннулирование лицензий (разрешений) есть мера правового воздействия, применяемая в случаях установления факта получения лицензии (разрешения) с использованием подложных документов.


21. В случае, если при обращении в суд с заявлением (представлением) о применении мер правового воздействия возникла необходимость принятия срочных мер по предупреждению необоснованного списания средств со счёта, суд на основании заявления (представления) лица, участвующего в деле (в данном случае заявителя - контролирующего органа), может принять меры по обеспечению иска, предусмотренные законодательством. При этом судам следует иметь в виду, что в случае отказа в удовлетворении заявления (представления) одновременно с принятием решения необходимо вынести определение об отмене мер по обеспечению иска.


22. Судам необходимо иметь в виду, что при обращении в суд с заявлениями (представлениями) о применении к субъектам предпринимательства вышеуказанных мер правового воздействия заявители (контролирующие органы) в предусмотренных законодательством случаях освобождаются от уплаты государственной пошлины. По результатам рассмотрения дел, в случае удовлетворения заявленных требований государственная пошлина взыскивается с субъекта предпринимательства в размере 10-кратной минимальной заработной платы, за исключением дел о прекращении деятельности.

Заявители - контролирующие органы уплачивают иные судебные расходы, в т.ч. и почтовые, в установленном законом порядке, независимо от того освобождены они от уплаты государственной пошлины или нет.

По делам об административной ответственности в отношении должностных лиц и граждан государственная пошлина не взыскивается.


23. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан и статьями 1 и 3 Закона Республики Узбекистан "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" субъектами предпринимательской деятельности могут быть обжалованы в суд любые действия (бездействия), акты государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан или должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.

Обжалование решения (постановления) о применении мер правового воздействия осуществляется в порядке, установленном законодательством.


24. Обратить внимание судов на то, что при рассмотрении дел данной категории необходимо повысить требовательность к контролирующим органам за неукоснительное соблюдение ими правил и порядка проведения проверок, полноте материалов об административной ответственности, остро реагировать на факты необоснованного привлечения к административной ответственности, незаконного изъятия принадлежащего субьектам предпринимательства имущества. По каждому факту нарушения законности необходимо ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать меры к их устранению путём вынесения частных определений.


        

Председатель Верховного суда

Республики Узбекистан

    

     

                               Б. Мустафаевт


И.о председателя Высшего

хозяйственного суда

Республики Узбекистан

  

                                    Н. Ахмонов

   

  


И.о. секретаря Пленума

Верховного суда, судья


                               М. Хасанов


Секретарь Пленума Высшего

хозяйственного суда, судья


                                   Ш. Саидов

"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2007 г., N 2