Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 06.09.2013 г. N 18 "О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.09.2013 г.

N 18



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И КОНТРАБАНДЕ


В связи с вопросами, возникшими в судебной практике при применении законодательства об ответственности за нарушение таможенного законодательства и контрабанду, руководствуясь статьей 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Разъяснить судам, что по смыслу статьи 5 Таможенного кодекса Республики Узбекистан и статьи 3 Закона "О Государственной границе Республики Узбекистан" таможенная граница Республики Узбекистан (далее по тексту - таможенная граница) совпадает с Государственной границей Республики Узбекистан. К таможенной границе законом отнесены также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

Таможенную территорию Республики Узбекистан составляет вся ее государственная территория, за исключением территорий свободных таможенных зон и свободных складов (если иное не предусмотрено законодательством).


2. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу строго установлен Таможенным кодексом Республики Узбекистан (далее по тексту - ТмК) и иными актами законодательства. Любое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершенное с нарушением установленного порядка, считается незаконным и влечет административную либо уголовную ответственность.


3. Закон связывает вид ответственности за нарушение таможенного законодательства с размером незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров или иных ценностей, который определяется, исходя из их стоимости на день совершения правонарушения.

За незаконное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей до крупного размера всегда наступает административная ответственность, независимо от привлечения лица неоднократно в течение года к административной ответственности за аналогичные правонарушения.

Уголовная ответственность по части первой статьи 182 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту - УК) наступает лишь в случаях, если лицо, привлеченное к административной ответственности за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в крупном размере (статья 227-21, часть первая статьи 227-22 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), в течение года после применения административного взыскания вновь совершает аналогичное правонарушение в крупном размере.

При наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных в части второй статьи 182 УК, уголовная ответственность наступает независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за незаконное перемещение товаров или иных ценностей. При этом уголовная ответственность по пунктам "б", "в" и "г" части второй статьи 182 УК наступает лишь в случае нарушения таможенного законодательства в крупном размере.

4. Предметом преступления, предусмотренного статьей 182 УК, является, в частности:

любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе национальная валюта Республики Узбекистан, валютные ценности и другие ценные бумаги;

электрическая, тепловая и иные виды энергии;

транспортные средства (за исключением транспортных средств, указанных в части четвертой статьи 13 ТмК);

объекты интеллектуальной собственности (полезная модель, промышленный образец);

культурные ценности - движимые предметы материального мира, представляющие собой национальную, историческую, художественную, научно-познавательную, духовно-нравственную и иную культурную значимость (статья 3 Закона Республики Узбекистан "О вывозе и ввозе культурных ценностей");

объекты растительного и животного мира.


5. По смыслу статьи 182 УК незаконное перемещение товаров или иных ценностей (далее по тексту - товаров) через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории товаров одним из следующих способов:

помимо таможенного контроля;

путем сокрытия от таможенного контроля;

путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации;

путем недекларирования товаров или декларирования их не своим наименованием;

путем прорыва.


6. Перемещение товаров помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан или вне времени производства таможенного контроля.

7. Под сокрытием от таможенного контроля товаров понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить их обнаружение, подмена товаров таможенного контроля либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников (пустот, проемов между стенами (рамами) чемоданов, сумок, транспортных средств, контейнеров и других средств перевозки, по своей конструктивной особенности не предназначенных для хранения и перевозки предметов, специально изготовленных или приспособленных для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов преступления в теле человека, животного и т.п.).

8. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации следует, в частности, понимать предъявление таможенным органам:

заведомо поддельных документов;

документов, заведомо содержащих недостоверные сведения;

документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам;

недействительных документов;

использование поддельных средств таможенной идентификации (пломб, печатей, маркировки, идентификационных знаков, штампов и иных средств идентификации, предусмотренных статьей 197 ТмК) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Обратить внимание судов на то, что для каждой процедуры перемещения товаров через таможенную границу законодательством предусмотрен отдельный перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу (статьи 18-19 ТмК). Исходя из этого, не могут рассматриваться как незаконные действия лица, не представившего таможенным органам не предусмотренные указанными перечнями документы и сведения.

9. Перемещение товаров через таможенную границу путем недекларирования предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации сведений о товарах, необходимых для принятия решения о разрешении на ввоз или вывоз (о выпуске) товаров, помещении их под избранный таможенный режим, об исчислении и взимании таможенных платежей.

Под перемещением товаров через таможенную границу путем декларирования не своим наименованием следует понимать заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах (наименовании, качестве, свойствах, в том числе кодах ТН ВЭД).

Разъяснить, что самостоятельное исправление декларантом ошибок в таможенной декларации до начала проверки таможенной декларации, досмотра товаров и установления таможенным органом недостоверности указанных в таможенной декларации сведений (статьи 265-266 ТмК) исключает административную и уголовную ответственность.

10. Судам следует иметь в виду, что момент окончания преступления, предусмотренного статьей 182 УК, по каждому конкретному делу должен определяться в зависимости от способа незаконного перемещения товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или декларированием не своим наименованием).

Перемещение товаров, совершенное помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, считается оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами таможенной границы.

Перемещение товаров через таможенную границу, совершенное с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или декларированием не своим наименованием, считается оконченным преступлением с момента регистрации соответствующих документов таможенным органом (статья 264 ТмК).

11. При определении стоимости товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу, следует исходить из рыночных цен на момент совершения преступления.

В случае отсутствия товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу и прошедших таможенное оформление (в результате их выпуска в свободное обращение, реализации и т.д.) их стоимостью признается таможенная стоимость, установленная при таможенном оформлении в соответствии с главой 44 ТмК.

При невозможности определения стоимости товаров (например, фальсифицированные спиртные напитки, контрафактные товары) их стоимость определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

При определении размера незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров должна приниматься во внимание стоимость только той части товаров, которая перемещена через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием.


12. Если лицо наряду с нарушением таможенного законодательства совершит преступление в виде незаконного выезда за границу или въезда в Республику Узбекистан, его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 223 УК.

Деяния лица, представившего таможенным органам заведомо подложный документ в качестве достоверного документа, следует квалифицировать по статьям 182 УК и дополнительной квалификации по статье 228 УК не требуется.


13. Разъяснить судам, что действия лица подлежат квалификации по пункту "б" части второй статьи 182 УК, если преступление совершено путем прорыва таможенной границы. При этом под прорывом следует понимать действия, выразившиеся, в частности, в пересечении таможенной границы путем нападения на таможенный пост, иного активного противодействия правомерной деятельности таможенных органов (например, открытое неподчинение требованиям режима таможенной границы, принуждение к отказу от исполнения служебных обязанностей), повреждения либо вывода из строя технических средств таможенных служб и т. п.

Если при совершении прорыва через таможенную границу виновным причинено умышленное тяжкое телесное повреждение либо совершено умышленное убийство, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом "б" части второй статьи 182 УК и соответственно статьями 104 или 97 УК. Причинение в таких случаях умышленного легкого либо средней тяжести телесного повреждения, а также сопротивление представителю власти охватывается диспозицией части второй статьи 182 УК и дополнительной квалификации соответственно по статьям 105, 109, 173 и 219 УК не требует.

14. В тех случаях, когда незаконное перемещение через таможенную границу товаров признается совершенной организованной группой, по пункту "в" части второй статьи 182 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его незаконного ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан, содействовали его перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов, зная о незаконности груза).


15. Должностным лицом, совершившим преступление с использованием своего служебного положения (пункт "г" части второй статьи 182 УК), следует считать лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный контроль (проверка документов и сведений, устный опрос, таможенный досмотр, таможенная идентификация, учет товаров) перемещаемых через таможенную границу товаров. К указанным лицам относятся, также должностные лица, освобожденные на основании статьи 189 ТмК от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для незаконного перемещения товаров.

Действия должностных лиц, совершивших незаконное перемещение через таможенную границу товаров с использованием своего служебного положения, подлежат квалификации по пункту "г" части второй статьи 182 УК и дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за злоупотребление властью или должностными полномочиями (статьи 192-11, 205 УК) и превышение власти или должностными полномочиями (статья 206 УК), не требуют.

Действия должностного лица (организатора, подстрекателя, пособника преступления), использовавшего свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, квалифицируются по статье 28 УК и пункту "г" части второй статьи 182 УК (за исключением действия участников организованной группы).


16. При разрешении вопроса о виновности лица в незаконном перемещении через таможенную границу валюты судам следует иметь в виду, что количество свободно ввозимой и вывозимой из Республики Узбекистан наличной иностранной и национальной валюты установлен:

Законом Республики Узбекистан "О валютном регулировании";

Правилами ввоза и вывоза наличной валюты Республики Узбекистан и наличной иностранной валюты физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 2018 года N 66.

В случае декларирования лицом только части единовременно ввозимой или вывозимой из Республики Узбекистан наличной валюты, действия лица квалифицируются, исходя из размера недекларированной части наличной валюты.

17. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 246 УК перемещение через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документации или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, взрывных устройств, вооружения, огнестрельного оружия или боеприпасов, а равно наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, либо материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, радиоактивных материалов, которые заведомо могут быть использованы при его создании (далее по тексту - предметы контрабанды) образует состав другого преступления - контрабанды.

Для квалификации действий, выраженных в перемещении через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в части первой статьи 246 УК, размер предмета контрабанды правового значения не имеет.

В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу товаров, подпадающих под действие статьи 182 УК, совершает контрабанду, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 246 УК.

Если лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления, связанные с незаконным оборотом предметов контрабанды (статьи 247, 248, 273 УК и др.), действия виновного квалифицируется по совокупности преступлений.


17-1. Для правильной квалификации действий лица при незаконном перемещении через таможенную границу материалов религиозного содержания во всех случаях необходимо назначение по делу судебно-религиоведческой экспертизы на предмет определения вопроса о том, содержатся ли в них идеи пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма. Если по результатам экспертизы в материалах религиозного содержания будут установлены идеи пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма действия такого лица подлежат квалификации по статье 246 УК.

18. В соответствии со статьей 211 УПК при вынесении приговора, определения (постановления) о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о предметах, признанных по делу вещественными доказательствами, в том числе транспортных средствах.

При рассмотрении данного вопроса судам необходимо также руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 декабря 2012 года "О некоторых вопросах применения законодательства о вещественных доказательствах по уголовным делам".

Споры о принадлежности незаконно перемещенных через таможенную границу предметов (предметов контрабанды), признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.


18-1. Следует иметь в виду, что транспортные средства (контейнеры), используемые при незаконном перемещении товаров или иных ценностей через таможенную границу (статья 182 УК) признаются орудием преступления лишь в тех случаях, когда товары или иные ценности перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля.

19. При рассмотрении дел о нарушении таможенного законодательства и контрабанде суды должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению таких преступлений, и реагировать на них путем вынесения частных определений.

Судам по каждому делу о нарушении таможенного законодательства следует один экземпляр судебного решения направлять органу, возбудившему административное или уголовное преследование, для учета и анализа состояния правонарушений, допущенных в указанной сфере.


20. Суду Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому судам и Военному суду Республики Узбекистан периодически обобщать судебную практику по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде, а также принять меры к своевременному устранению допущенных нарушений закона.

21. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27 февраля 1996 года N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенного законодательства" и от 28 декабря 1998 года N 30 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике в связи с принятием Таможенного кодекса, утвержденного Олий Мажлисом Республики Узбекистан 26 декабря 1997 года".



Председатель

Верховного суда                                                              Б. Мустафаев



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                   А.Усманов