Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 28.12.1998 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике в связи с принятием Таможенного кодекса, утвержденного Олий Мажлисом Республики Узбекистан 26 декабря 1997 года"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.12.1998 г.

N 30



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В СВЯЗИ

С ПРИНЯТИЕМ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА,

УТВЕРЖДЕННОГО ОЛИЙ МАЖЛИСОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА


В связи с применением судами норм нового Таможенного кодекса возникли некоторые вопросы, требующие руководящих разъяснений Пленума Верховного суда.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан



ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. При рассмотрении дел о преступлениях и иных правонарушениях в сфере таможенной деятельности суды должны иметь в виду, что законодательство о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса и иных актов законодательства, в том числе актов Государственного таможенного комитета.

Разъяснить, что таможенные органы относятся к органам государственного управления, правомерные решения которых обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности.

При этом следует иметь в виду, что акты Государственного таможенного комитета нормативного характера приобретают юридическую силу после их регистрации в Министерстве юстиции.


2. Дела о нарушениях таможенного законодательства, если они не содержат в себе признаков преступления, рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности, и подведомственны таможенным органам. В частности, к компетенции начальника таможенного органа и его заместителя относится применение административных взысканий в виде штрафа, а также конфискации товаров, перечень которых установлен законодательством.

Необходимо иметь в виду, что на основании части второй статьи 245 Кодекса об административной ответственности судьи по административным делам рассматривают дело по существу, если правонарушитель оспаривает факт правонарушения.


3. Обратить внимание судов, что законодательством Республики Узбекистан предусмотрены важные гарантии прав граждан, перемещающих товары через таможенную границу. В соответствии со ст.315 Кодекса об административной ответственности постановление таможенного органа по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган (должностному лицу) или районному (городскому) судье по административным делам, а постановление судьи по административным делам - председателю районного (городского) суда или в вышестоящий суд.

Лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Важной гарантией прав граждан являются и нормы, содержащиеся в ст.189 Таможенного кодекса, о том, что подача в установленный срок жалобы или принесение протеста приостанавливает исполнение постановления о применении взыскания до рассмотрения жалобы или протеста, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии со ст.192 Таможенного кодекса отмена постановления по делу о нарушении таможенного законодательства с прекращением производства по делу влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением.


4. Разъяснить судам, что согласно статье 183 Таможенного кодекса в производстве по делу о нарушении таможенного законодательства, кроме лица, привлекаемого к ответственности, могут участвовать его представитель, адвокат, эксперт, специалист, переводчик, свидетель, понятые.

В соответствии с частью второй статьи 294 Кодекса об административной ответственности дело об административном нарушении может рассматриваться в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела, и от него не поступало ходатайства об отложении дела. При этом таможенным органам и судам следует иметь в виду, что дела о нарушениях таможенного законодательства, связанные с конфискацией, могут быть рассмотрены без участия виновного лица либо его представителя лишь в исключительных случаях, когда приняты все меры, чтобы избежать этого. К таким случаям могут относиться, например нахождение виновного лица вне пределов Республики Узбекистан либо невозможность установления его местопребывания.


5. Необходимо иметь в виду, что разъяснения таких понятий как "перемещение товаров или иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием" содержатся в Постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27 февраля 1996 года N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенного законодательства".

Действия лиц, незаконно перемещающих товары через таможенную границу в крупных или особо крупных размерах, влекут уголовную ответственность по соответствующим частям ст.182 Уголовного кодекса.

Стоимость товаров, являющихся предметом правонарушения, исчисляется по правилам, установленным Законом Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" от 29 августа 1997 года, введенным в действие 1 января 1998 года.


6. Преступление считается оконченным с момента фактического противоправного перемещения товаров через таможенную границу Республики Узбекистан. Действия, направленные на подготовку такого перемещения, должны квалифицироваться как покушение на преступление.

Если незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Узбекистан было связано с незаконным выездом за границу, въездом в Республику Узбекистан или переходом границы в нарушение установленного порядка, такие действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 223 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

По смыслу диспозиции статьи 182 Уголовного кодекса, а также норм Кодекса об административной ответственности и Таможенного кодекса, предусматривающих ответственность за аналогичные правонарушения, противоправное перемещение товаров через таможенную границу может совершаться только умышленно.


8. Разъяснить судам, что контрабанда, ответственность за которую предусмотрена статьей 246 Уголовного кодекса, является одним из видов нарушения таможенного законодательства, но представляет более повышенную общественную опасность, а поэтому не требует дополнительной квалификации по статье 182 Уголовного кодекса.


9. Обратить внимание судов на то, что назначение законных и справедливых наказаний лицам, виновным в совершении преступлений и иных нарушений таможенного законодательства, имеет важное значение для правильного разрешения дела.

Неприменение административного взыскания в виде конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения возможно только при наличии оснований, предусмотренных статьей 33 Кодекса об административной ответственности.

10. Судам следует исключить факты нарушений сроков рассмотрения уголовных и административных дел о нарушениях таможенного законодательства, добиваться безусловного исполнения судебных решений.

При этом в обязательном порядке один экземпляр судебного решения должен направляться органу, возбудившему уголовное или административное преследование.


11. При рассмотрении дел данной категории судам необходимо выявлять причины и условия, способствующие нарушениям таможенного законодательства, и принимать меры для их устранения путем вынесения частных определений.


12. Верховному суду Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областным и Ташкентскому городскому судам по уголовным делам, а также Военному суду Республики Узбекистан обеспечить надзор за правильностью рассмотрения судами дел о преступлениях и иных правонарушениях в сфере таможенной деятельности.

13. Надзорным судебным инстанциям систематически изучать и обобщать судебную практику по донной категории дел, своевременно исправляя допускаемые судебные ошибки.


Председатель

Верховного суда                                                           У.К. Мингбаев