Предыдущие редакции к Постановлению Пленума ВХС РУз от 18.06.2010 г. N 210
Предыдущие редакции
к Постановлению Пленума ВХС РУз
от 18.06.2010 г. N 210
Редакции, предшествующие
Постановлению Пленума ВС РУз
от 19.05.2018 г. N 17
Предыдущая редакция пункта 1.1
1.1. В случае обнаружения несоответствия нормативно-правовых актов налогового законодательства установленным положениям Налогового кодекса при рассмотрении дел, связанных с неисполнением налоговых обязательств, в том числе с применением мер ответственности за налоговые правонарушения юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - налогоплательщики), в соответствии с частью третьей статьи 2 Налогового кодекса и частью третьей статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" применяются положения, установленные Налоговым кодексом. (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)
Предыдущая редакция пункта 1.2
1.2. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса, все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. При этом хозяйственным судам следует иметь в виду, что данное правило применяется во-первых, когда противоречия и неясности имеются только в налоговом законодательстве; во-вторых, когда соотношение актов законодательства нельзя устранить на основании установленных в статье 16 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" положений. (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)
Предыдущая редакция абзаца первого пункта 6
6. На территории Республики Узбекистан действуют налоговые и другие обязательные платежи, предусмотренные Налоговым кодексом. Как предусмотрено в статье 30 Налогового кодекса, льготы по налогам и другим обязательным платежам могут предоставляться Налоговым кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан. Предоставление льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти на местах в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
8. При рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщика, хозяйственным судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 54 Налогового кодекса, отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности предоставляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом на срок от одного до двадцати четырех месяцев в порядке, установленном законодательством.
Абзац второй исключен в соответствии с
Постановлением Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255
Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты налоговой задолженности не является основанием для отказа в удовлетворении требования органа государственной налоговой службы об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщиков, прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения. При удовлетворении хозяйственным судом такого требования, по заявлению взыскателя, должника или судебного исполнителя в соответствии с частью первой статьи 217 ХПК исполнение судебного акта может быть отсрочено или рассрочено. При этом хозяйственные суды должны определить виды налогов и других обязательных платежей, сумму и на какой срок Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом предоставлена отсрочка и (или) рассрочка в их уплате.
12. При рассмотрении дел об обращении взыскания на имущество налогоплательщика хозяйственным судам следует обратить внимание на соблюдение органом государственной налоговой службы досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Исковое заявление, поданное без соблюдения указанного порядка, в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 118 ХПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, то в соответствии с пунктом 5 статьи 88 ХПК иск оставляется без рассмотрения.
Предыдущая редакция пункта 12.1
12.1. В соответствии с частями второй и третьей статьи 60 Налогового кодекса, требование о погашении налоговой задолженности должно быть вручено налогоплательщику или его представителю способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования налогоплательщиком, а в случае, когда требование о погашении налоговой задолженности направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным на дату получения заказного письма, указанную в бланке уведомления о вручении почтового отправления.
Если налогоплательщик является филиалом или представительством юридического лица, требование может быть направлено филиалу или представительству.
Предыдущая редакция абзаца второго пункта 13
Исковое заявление органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, поданное без соблюдения мер по бесспорному взысканию ее с банковских счетов налогоплательщика, в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 118 ХПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 ХПК, иск подлежит оставлению без рассмотрения, за исключением случаев, когда у налогоплательщика нет банковских счетов или налогоплательщик выставил на свой банковский счет платежное поручение для уплаты налоговой задолженности.
Предыдущая редакция пункта 13.1
13.1. При обращении органа государственной налоговой службы с заявлением об обращении взыскания на имущество налогоплательщика размер налоговой задолженности не должен быть менее размера, установленного законодательными актами. Если сумма задолженности менее установленного размера, заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 117 ХПК, а при установлении данного обстоятельства после принятия заявления к производству, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 86 ХПК. (Пункт введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)
Предыдущая редакция абзаца второго пункта 14
Статья 63 Налогового кодекса устанавливает порядок бесспорного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика органом государственной налоговой службы. В связи с этим, хозяйственным судам следует иметь в виду, что исковые заявления (заявления) о взыскании налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика не подведомственны хозяйственным судам.
17. Хозяйственные суды при принятии искового заявления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика должны проверять наличие следующих документов, которые в соответствии с частью второй статьи 65 Налогового кодекса прилагаются к исковому заявлению:
выписка из имеющихся лицевых карточек налогоплательщика о наличии налоговой задолженности;
справка банка об отсутствии денежных средств на банковских счетах налогоплательщика;
справка о налоговой задолженности по результатам налоговой проверки (в случае проведения такой проверки);
копия бухгалтерского баланса налогоплательщика за последний отчетный период, за исключением вновь созданных юридических лиц, у которых еще не наступил срок представления финансовой отчетности.
Не приложение к исковому заявлению органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика вышеуказанных документов является основанием для возврата искового заявления в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 118 ХПК.
Предыдущая редакция абзаца первого пункта 18
18. При разрешении споров, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, хозяйственным судам следует иметь в виду, что согласно статье 120 Налогового кодекса, нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,033 процента за каждый день просрочки, но размер пени не может превышать суммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам. (Абзац в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)
20. При рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, применением финансовой санкции к налогоплательщику, приостановлением операций по счетам в банках, признанием решения уполномоченного органа недействительным, признанием инкассового поручения не подлежащим исполнению, обязанность доказывания возлагается на уполномоченный орган применительно к части первой статьи 55 ХПК.
Исходя из смысла части четвертой статьи 60 ХПК, приговор по уголовному делу в отношении руководителя или сотрудника налогоплательщика, обязателен для хозяйственного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они совершены. При этом уполномоченный орган освобождается от обязанности доказывания факта не нарушения порядка и правил проведения проверки и совершения налогового правонарушения налогоплательщиком, за исключением приговора, вынесенного по реабилитирующим основаниям, предусмотренным статьей 83 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.
Судам следует иметь в виду, что хозяйственным судом может быть принято в качестве доказательства определение (постановление) о прекращении уголовного дела без разрешения вопроса о виновности либо постановление о привлечении лица к административной ответственности, при даче правовой оценки обстоятельствам, установленным ими (определением, постановлением). (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 17.06.2016 г. N 299)
Предыдущая редакция пункта 20.1
20.1. Исходя из смысла части второй статьи 54 ХПК и в соответствии с частью четвертой статьи 67 Налогового кодекса, доказательства (документы или иная информация о налогоплательщике), полученные в нарушение требований законодательства, не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением суда по уголовным делам о привлечении работника налогоплательщика к административной ответственности за совершенное правонарушение, могут быть использованы хозяйственным судом в качестве доказательства.
Предыдущая редакция пункта 28.1
28.1. В случаях не составления акта налоговой проверки при проведении налоговой проверки, проверка считается не проведенной и налоговое правонарушение неустановленным. Поэтому, если решение органа государственной налоговой службы о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, выявленное в результате налоговой проверки, не основано на акте налоговой проверки, это обстоятельство является основанием для признания данного решения недействительным или отказа в применении финансовой санкции. Исключением из этого являются правонарушения, указанные в статьях 113, 118, 120 Налогового кодекса, а также другие правонарушения, предусмотренные законодательством. (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255) (См. Предыдущую редакцию)
Предыдущая редакция пункта 35.2
35.2. Разъяснить судам, что правила, предусмотренные частями восьмой и девятой статьи 108, частью четвертой статьи 112 Налогового кодекса применяются только к налоговым правонарушениям и финансовым, предусмотренным в главе 17 Налогового кодекса.
При рассмотрении дел, связанных с применением финансовых санкций, предусмотренных пунктом 3 Постановления Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2007 года N ПП-605 "О мерах по дальнейшему упорядочению розничной торговли алкогольной продукцией", пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2000 года N 245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка", частью шестой статьи 53 Налогового кодекса и другими актами законодательства, эти правила не применяются.
(Пункт введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 17.06.2016 г. N 299)
Предыдущая редакция абзаца третьего пункта 38
Санкция, предусмотренная частью первой статьи 114 Налогового кодекса, подлежит применению, если неоприходованные товары уничтожены на основании приговора, определения, постановления или решения суда по уголовным делам. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 30.09.2015 г. N 286)
Предыдущая редакция абзаца четвертого пункта 38
В связи с этим при применении финансовой санкции на основании части первой статьи 114 Налогового кодекса судам следует выяснять наличие связи хозяйственного дела с административным или уголовным делом и основываться на обстоятельства, изложенные в судебных актах. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 30.09.2015 г. N 286)
Предыдущая редакция пункта 42.2
42.2. При предъявлении органом государственной налоговой службы, после выдачи судебного приказа, иска о том же предмете и по тем же основаниям, исковое заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 2 части первой статьи 117 ХПК, а если исковое заявление принято к производству - производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 86 ХПК. (Пункт введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 17.06.2016 г. N 299)
Редакции, предшествующие
Постановлению Пленума ВХС РУз
от 17.06.2016 г. N 299
Предыдущая редакция абзаца второго пункта 35
Если органом государственной налоговой службы в соответствии с частью третьей статьи 54 Налогового кодекса разрешена рассрочка уплаты финансового штрафа, и в этот период, т.е. до окончания этого срока органом государственной налоговой службы подано заявление в суд о применении финансовой санкции, заявление подлежит возврату согласно пункта 6 части первой статьи 118 ХПК, а в случае обнаружения данного обстоятельства после принятия заявления, заявление подлежит оставлению без рассмотрения применительно пункта 5 статьи 88 ХПК. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 28.11.2014 г. N 271)
Редакции, предшествующие
Постановлению Пленума ВХС РУз
от 25.02.2016 г. N 292
27. В соответствии с частью второй статьи 96 Налогового кодекса орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках в следующих случаях:
воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения;
отсутствия налогоплательщика - юридического лица по заявленному адресу;
непредставления налоговой и (или) финансовой отчетности налогоплательщиком.
(Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 28.11.2014 г. N 271) (См. Предыдущую редакцию)
Предыдущая редакция абзаца первого пункта 38
38. В соответствии с частью первой статьи 114 Налогового кодекса хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, - влечет наложение штрафа в размере стоимости неоприходованного товара, а в соответствии с частью третьей настоящей статьи сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) - влечет наложение штрафа в размере 20 процентов от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг). (Абзац в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 30.09.2015 г. N 286) (См. Предыдущую редакцию)
Редакции, предшествующие
Постановлению Пленума ВХС РУз
от 30.09.2015 г. N 286
38. В соответствии с частью первой статьи 114 Налогового кодекса хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, - влечет наложение штрафа в размере стоимости неоприходованного товара, а в соответствии с частью второй настоящей статьи сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) - влечет наложение штрафа в размере 20 процентов от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг). (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 28.11.2014 г. N 271) (См. Предыдущую редакцию)
Редакции, предшествующие
Постановлению Пленума ВХС РУз
от 28.11.2014 г. N 271
23. В соответствии с частью восьмой статьи 71 Налогового кодекса, результаты хронометража поступления наличной денежной выручки используются исключительно для анализа достоверности представляемой налоговой отчетности, а также для ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением. Результат хронометража не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
27. В соответствии с частью второй статьи 96 Налогового кодекса, в случаях воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо связанных с содержанием объекта налогообложения, орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках. При наличии указанных обстоятельств по заявлению органа государственной налоговой службы операции по счетам налогоплательщика в банках приостанавливаются только по решению суда.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках может осуществляться также на основании решений органов государственной налоговой службы в случаях:
непредставления налоговой и (или) финансовой отчетности налогоплательщиком - юридическим лицом в течение пятнадцати дней после истечения установленного срока ее представления;
отсутствия налогоплательщика - юридического лица по заявленному адресу.
38. В соответствии с частью первой статьи 114 Налогового кодекса, хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, либо сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) влечет наложение штрафа в размере соответственно стоимости неоприходованного товара, либо суммы сокрытой (заниженной) выручки.
Предыдущая редакция абзацев первого-четвертого пункта 38.2
38.2. В соответствии с частью третьей статьи 114 Налогового кодекса, сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:
неотражение в регистрах учета суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) при документальном подтверждении факта реализации товаров (работ, услуг);
подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (работ, услуг);
отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные.
Предыдущая редакция пункта 38.3
38.3. В соответствии с частью второй статьи 114 Налогового кодекса, сумма сокрытой (заниженной) выручки в целях исчисления налогов и других обязательных платежей не учитывается и перерасчет по налогам и другим обязательным платежам в связи с данным налоговым правонарушением не производится. Если на сумму сокрытой (заниженной) выручки были начислены и взысканы (уплачены) налоги и другие обязательные платежи, то эти налоги и другие обязательные платежи признаются излишне уплаченными.
Предыдущая редакция абзаца второго пункта 40.1
При этом, под налоговым правонарушением, совершенным в течение одного года, понимается правонарушение, совершенное в течение двенадцати месяцев со дня добровольной уплаты штрафа за совершенное налоговое правонарушение или применения штрафа судом.
Редакции, предшествующие
Постановлению Пленума ВХС РУз
от 05.12.2013 г. N 255
Предыдущая редакция пункта 28.1
28.1. В случаях не составления акта налоговой проверки при проведении налоговой проверки, проверка считается не проведенной и налоговое правонарушение неустановленным. Поэтому, если решение органа государственной налоговой службы о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, выявленное в результате налоговой проверки, не основано на акте налоговой проверки, это обстоятельство является основанием для признания данного решения недействительным или отказа в применении финансовой санкции. Исключением из этого являются правонарушения, указанные в статьях 113, 115, 118, 120 Налогового кодекса, а также другие правонарушения, предусмотренные законодательством.
29. В соответствии с частью первой статьи 102 Налогового кодекса, материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем или заместителем руководителя органа государственной налоговой службы по истечении десяти, но не позднее пятнадцати рабочих дней со дня завершения налоговой проверки. Нарушение данного срока не является основанием для отказа в применении финансовой санкции налогоплательщику за совершенное правонарушение.
32. В соответствии с частью второй статьи 104 Налогового кодекса, в случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени в течение тридцати дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы, решение органа государственной налоговой службы в части применения к налогоплательщику штрафа считается отмененным. Данная норма не распространяется на случаи, указанные в статьях 114, 117, 119 Налогового кодекса.
37. В соответствии с частью первой статьи 53 Налогового кодекса, банки обязаны исполнять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налога и (или) другого обязательного платежа, а также в порядке, установленном Налоговым кодексом, Инструкцией "О порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан N 615 от 30 января 1999 года, и Положением "О безналичных расчетах в Республике Узбекистан", зарегистрированном Министерством юстиции Республики Узбекистан N 1122 от 15 апреля 2002 года, инкассовые поручения соответствующего уполномоченного органа о взыскании налогов и других обязательных платежей в порядке очередности, установленной актами законодательства.