Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 24.04.2009 г. N 197 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства хозяйственными судами"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.04.2009 г.

N 197



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ

ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУДАМИ


В связи с возникающими в судебной практике некоторыми вопросами и в целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами таможенного законодательства, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание хозяйственных судов, что таможенное законодательство Республики Узбекистан состоит из Таможенного кодекса Республики Узбекистан (далее - ТК) и иных актов законодательства. При рассмотрении дел применяются ТК и иные акты законодательства, действующие на день принятия органом государственной таможенной службы Республики Узбекистан (далее - таможенный орган) таможенной декларации и иных документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены таможенным законодательством, то применяются правила международного договора.

Все неустранимые противоречия и неясности нормативно-правовых актов толкуются в пользу хозяйствующего субъекта.


2. В соответствии с частью первой статьи 17 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" (далее - Закон), основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимым товаром (далее - основной метод). При разрешении споров судам следует устанавливать наличие или отсутствие предусмотренных статьей 18 Закона условий для применения основного метода и ограничений, в силу которых его применение невозможно.


3. Согласно предусмотренному в статье 17 Закона последовательному применению методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. В связи с этим, таможенный орган, обязан обосновать суду невозможность применения предыдущих методов. При этом необходимо иметь в виду, что методы на основе вычитания и сложения стоимостей могут применяться в любой последовательности.


4. Судам следует учитывать, что в соответствии с частью третьей статьи 18 Закона основной метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:

существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением ограничений, установленных законодательством, и ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не подтверждены документально либо не являются достоверными;

участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.

При этом необходимо иметь в виду, что этот перечень является исчерпывающим.


5. В соответствии с пунктом 3 раздела I "Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан", зарегистрированных Министерством юстиции Республики Узбекистан 22 февраля 2000 года за N 899, определение таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется декларантом по методам, установленным статьями 18-23 Закона и "Инструкцией по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 13 января 1998 года за N 390.

Таможенный орган, производящий таможенное оформление ввозимого товара, осуществляет контроль за правильностью определения декларантом таможенной стоимости, включая правильность применения выбранного декларантом метода и возможность его применения, а также полноту (комплектность) представленных декларантом документов (обязательных и дополнительных) и их соответствие установленным требованиям.


6. Определение таможенной стоимости состоит из заявления декларантом таможенной стоимости и проверки ее таможенным органом.

Согласно статье 13 Закона и пункту 9.3 "Инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 13 января 1998 года за N 390, в случае несогласия с решением таможенного органа импортер (декларант) имеет право обжаловать его как в вышестоящие таможенные органы, так и в суд.


7. При обжаловании импортером (декларантом) решения (действия, бездействия) таможенного органа о невозможности использования выбранного декларантом основного метода определения таможенной стоимости, судам необходимо учитывать, что под несоблюдением установленного статьей 18 Закона условия о документальном подтверждении и достоверности цены сделки следует понимать:

- отсутствие внешнеторгового контракта (договора), заключенного в письменной форме и поставленного на учет в уполномоченных органах;

- отсутствие ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара;

- отсутствие информации об условиях его поставки и оплаты;

- наличие доказательств недостоверности указанных сведений.


8. При рассмотрении споров о непринятии таможенным органом примененного декларантом метода определения таможенной стоимости по причине наличия доказательств недостоверности представленных сведений, судам следует исследовать представленные доказательства наряду с другими документами.

Под недостоверностью представленных сведений следует понимать наличие неточности, двузначности, противоречий и других обстоятельств в представленных декларантом документах (сведениях). Также, в качестве доказательства недостоверности указанных декларантом сведений может быть наличие у таможенного органа иной документально подтвержденной информации в отношении декларируемого товара, об условиях его поставки, о сделке, в соответствии с условиями которой осуществляется импорт (экспорт) товара.

В случае представления таможенным органом доказательств, подтверждающих значительное отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с аналогичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Республики Узбекистан, судам следует оценивать эти доказательства с учетом объемов поставки, условий поставки и платежа, даты ввоза товара на территорию Республики Узбекистан.


9. При наличии указанных признаков декларант по требованию таможенного органа обязан представить сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости. В то же время, декларант вправе доказывать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара, в том числе путем представления документов и сведений, полученных им от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара.


10. В случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом сведений, либо в случае, когда такие сведения не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости, и принятия в связи с этим таможенным органом решения о невозможности использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, в порядке предусмотренном "Инструкцией по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан" зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 13 января 1998 года за N 390, при соответствующем уведомлении об этом декларанта.


11. Поскольку в соответствии с частью первой статьи 55 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ХПК) обязанность доказывания законности оспариваемого акта государственного органа возлагается на орган, принявший акт, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих возможность применения метода определения таможенной стоимости товара, предложенного декларантом.

Представленные таможенным органом доказательства оцениваются в совокупности со всеми доказательствами по делу.

Отказ декларанта от предоставления сведений, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее невозможность использования метода определения таможенной стоимости товара, предложенного декларантом.


12. При разрешении спора с таможенным органом судам следует предложить импортеру предоставить устав, свидетельство о государственной регистрации предприятия, а также грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) и другие документы предусмотренные пунктами 5 и 6 раздела II "Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан", зарегистрированных Министерством юстиции Республики Узбекистан 22 февраля 2000 года за N 899.


13. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 93 ТК с момента оформления принятия ГТД она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Судам следует учитывать, что порядок и форма декларирования товаров и транспортных средств с использованием ГТД и перечень сведений, необходимых для таможенных целей и заявляемых в ГТД, о товарах, помещаемых под таможенные режимы экспорта и выпуска для свободного обращения (импорт), определяется Инструкцией "О порядке заполнения грузовой таможенной декларации", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 3 ноября 1999 года за N 834.

Обратить внимание, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и в других случаях, предусмотренных ТК, уплачиваются таможенные платежи на основании статьи 103 ТК.


14. На территории Республики Узбекистан действуют налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан (далее - НК). В соответствии с частью четвертой статьи 23 НК, таможенные платежи отнесены к другим обязательным платежам, которые являются общеустановленными налогами.


14.1. Судам следует учитывать, что годичный срок возврата таможенных платежей, установленный частью первой статьи 113 ТК, не является сроком исковой давности, а является сроком для обращения в таможенные органы плательщиков с заявлением о возврате (зачете в счет будущих платежей) сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.

Согласно пункту 2.1 Инструкции "О возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 14 июля 2000 года за N 947, плательщик может обратиться в таможенный орган, в зоне деятельности которого производилось таможенное оформление, с требованием о возврате сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей или о зачете в счет будущих платежей в течение одного года с момента их уплаты или взыскания.

В случае, если до подачи искового заявления в суд плательщик в течение одного года не обращался в таможенные органы с заявлением о возврате (зачете) денежных средств, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 8 статьи 86 ХПК.

14.2. Согласно части третьей статьи 113 ТК и пункту 1.2 вышеуказанной Инструкции, при возврате таможенных платежей проценты для них не выплачиваются.

14.3. При решении вопроса о возврате денежных средств судам следует руководствоваться указанной Инструкцией согласно которой, суммы таможенных платежей возвращаются только плательщикам, производившим их уплату либо денежные средства которых списывались в бесспорном порядке. При этом следует учитывать, что возврат денежных средств третьим лицам без согласия плательщика не допускается.

Возврат денежных средств осуществляется с депозитного счета таможенного органа.


15. В соответствии с частью шестой статьи 69 НК, таможенные органы ведут учет поступлений в бюджет и государственные целевые фонды по другим обязательным платежам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Узбекистан, в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом

Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

В связи с этим, при предъявлении иска к таможенному органу о возврате необоснованно взысканных в бесспорном порядке денежных средств судам следует привлекать Министерство финансов Республики Узбекистан и (или) его территориальные органы в качестве второго ответчика.


16. При разрешении споров, связанных с возвратом уплаченной таможенной пошлины при импорте имущества предприятием с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд, судам следует иметь в виду, что факт отнесения продукции к категории, импортируемой предприятиями для собственных нужд, удостоверяется соответствующим сертификатом, который выдается в соответствии с Положением "О порядке определения имущества, ввозимого предприятиями с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 мая 2011 года N 136.

16.1. При этом следует учитывать, что согласно части шестой статьи 12 Закона Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях" имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее 33 процентов для собственных производственных нужд, освобождается в течение двух лет с момента их государственной регистрации от обложения таможенной пошлиной в порядке, установленном законодательством.

16.2. При разрешении споров, связанных с возвратом уплаченной таможенной пошлины при импорте имущества, ввезенного иностранным инвестором и предприятием с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд, судам следует устанавливать, когда было ввезено импортируемое имущество - до или после вступления в силу Закона Республики Узбекистан от 7 апреля 2008 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях совершенствования порядка применения таможенных льгот".


16.3. Также следует иметь в виду, что льгота по уплате таможенной пошлины, предусмотренная абзацем тринадцатым части первой статьи 33 Закона и частью шестой статьи 12 Закона Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях", не распространяется на потребительские товары, ввозимые в Республику Узбекистан юридическими лицами, за исключением потребительских товаров, ввозимых для оказания гостиничных услуг (часть третья статьи 33 Закона).


16.4. В соответствии с законодательством Республики Узбекистан Перечень потребительских товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан, утверждается Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.


17. При разрешении споров, связанных с применением статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", для установления факта ухудшения условий инвестирования следует требовать доказательства, подтверждающие ухудшение условий инвестирования, проверять наличие признаков такого ухудшения, предусмотренных настоящим Законом, а также Положением "О порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" (приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 августа 2005 года N 180).

Судам следует учитывать, что ухудшением условий инвестирования считается внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:

увеличение размера (ставки) налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы Республики Узбекистан, за исключением случаев приостановления уполномоченным государственным органом репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, преступлений или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;

введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;

введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;

введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов - физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

При этом необходимо иметь в виду, что этот перечень является исчерпывающим.


18. Поскольку таможенные споры вытекают из административно - правовых отношений, заключение мировых соглашений по ним не допускается.


19. Судам следует иметь в виду, что при выставлении инкассового поручения на основании статьи 112 ТК, таможенный орган в соответствии с абзацем вторым пункта 61 Положения "О безналичных расчетах в Республике Узбекистан", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 3 июня 2013 года за N 2465, обязан указывать в деталях платежа номер и дату документа (ГТД, акт проверки, заключение таможенного органа), на основании которого производится бесспорное списание.

19.1. Согласно абзацу третьему части пятой статьи 7 Закона Республики Узбекистан "О государственной таможенной службе" в целях обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства банки и иные финансово-кредитные организации исполняют распоряжения (инкассовые поручения) таможенных органов о бесспорном взыскании с хозяйствующих субъектов сумм неуплаченных в срок таможенных платежей, по которым предоставлялась отсрочка или рассрочка, и пени за просрочку их уплаты.

В связи с этим, при рассмотрении исковых заявлений о признании инкассовых поручений таможенных органов не подлежащими исполнению судам следует выяснять, действительно ли данные инкассовые поручения выставлены с целью взыскания сумм, предусмотренных в абзаце третьем части пятой статьи 7 Закона Республики Узбекистан "О государственной таможенной службе".

20. При разрешении таможенных споров, вытекающих из юридической классификации или переклассификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (далее - ТН ВЭД), судам необходимо обращать внимание на строгое соблюдение основных правил интерпретации ТН ВЭД и при необходимости привлекать специалистов для дачи разъяснений и заключений по этим вопросам, устанавливать причины переклассификации товаров, виновных должностных лиц, действиями (бездействием) которых нарушаются права и интересы хозяйствующих субъектов.

В связи с этим для правильного разрешения указанных споров, суды при необходимости могут привлекать к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ОАО "Узбекэкспертиза", Агентство "Узстандарт", Торгово-промышленную палату Республики Узбекистан с получением от них письменных заключений (отзывов) по возникшим вопросам.


21. При разрешении споров, связанных с ввозимым технологическим оборудованием, комплектующими изделиями и запасными частями, судам следует учитывать, что предусмотренные законодательством льготы по таможенным платежам предоставляются согласно соответствующему перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством Республики Узбекистан Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.


21.1. При разрешении данных споров судам следует выяснять, является ли ввезенное оборудование новым. При этом необходимо учитывать, что новым технологическим оборудованием признается технологическое оборудование, год выпуска которого не превышает трех лет на момент таможенного оформления в таможенный режим свободного обращения. Установление факта ввоза истцом оборудования, год выпуска которого превышает три года на момент таможенного оформления в таможенный режим свободного обращения, является основанием для отказа в удовлетворении иска.


21.2. Льготы по уплате импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость распространяются на комплектующие изделия и запасные части при условии, что они ввозятся в комплекте к новому технологическому оборудованию в соответствии с контрактом (договором) на поставку этого оборудования, и являются неотъемлемой частью данного оборудования.


21.3. При ввозе технологического оборудования, на которое распространяются льготы по таможенным платежам, в графе 36 ГТД "Преференции" указываются соответствующие коды освобождения от уплаты таможенных платежей.


21.4. При разрешении споров данной категории, следует руководствоваться пунктом 7 статьи 211 НК, абзацем девятнадцатым части первой статьи 33 Закона, Указом Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2007 года N УП-3860 "О дополнительных мерах по стимулированию модернизации, технического и технологического перевооружения производства", а также Положением "О порядке применения льгот хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд", зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 11 июня 2007 года за N 1688.

22. По каждому факту нарушения законности судам необходимо решать вопросы ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать меры по их устранению путем вынесения частных определений.



Председатель

Высшего хозяйственного суда                                   Д. Мирзакаримов


Секретарь Пленума,

судья Высшего хозяйственного суда                        С. Нуманова