Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление совместного Пленума Верховного суда и Пленума Высшего хозяйственного суда от 10.04.2009 г. N 06/196 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении судами Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СОВМЕСТНОГО ПЛЕНУМА

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

И ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.04.2009 г.

N 06/196



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНЕНИИ

СУДЕБНЫХ АКТОВ

В связи с внесением изменений и дополнений в законодательство об исполнении судебных актов и актов иных органов, направленных на совершенствование исполнительного производства, в целях обеспечения единой судебной практики при применении норм указанного законодательства, руководствуясь статьями 17, 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Верховного суда и Пленум Высшего хозяйственного суда ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов на то, что обеспечение исполнения судебных актов играет важную роль в защите прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.


2. В соответствии со статьей 138 Конституции Республики Узбекистан, статьей 16 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК), статьей 15 Экономического процессуального кодекса (далее - ЭПК), статьей 16 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее - КоАС) акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Важным условием обращения судебного акта к исполнению является его вступление в законную силу.

Следовательно, если срок для подачи апелляционной жалобы (протеста), поступившей после вступления в законную силу судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, восстанавливается, а жалоба или протест принимаются к производству, то в определении о восстановлении срока и принятии апелляционной жалобы (протеста) также должен быть решен вопрос о приостановлении исполнения судебного акта по правилам, указанным в пункте 3 статьи 409 ГПК, в статье 271 ЭПК и статье 212 КоАС соответственно.

3. Следует иметь в виду, что по закону суд может отступить от правила выдачи одного исполнительного листа по каждому решению в случаях, если:

- судебный акт вынесен в пользу нескольких взыскателей;

- в судебном акте предусмотрено взыскание с нескольких должников;

- исполнение судебного акта должно быть произведено в различных местах.

В случае, если предусматривается взыскание с солидарных должников, в каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и перечислены все должники с указанием на их солидарную ответственность.


4. Законом Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" (далее - Закон), установлен общий порядок обращения судебного акта к исполнению, в соответствии с которым исполнительный лист, как правило, должен выдаваться взыскателю.

В соответствии со статьей 448 ГПК исполнительный лист выдается взыскателю по вступлении судебного акта в законную силу.

Суд, по просьбе взыскателя, может направить исполнительный лист по решению, выносимому по некоторым гражданским делам, непосредственно в орган исполнения.

Согласно части пятой статьи 336 ЭПК и части четвертой статьи 278 КоАС исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения государственному исполнителю.

В соответствии с частью второй статьи 449 ГПК, частью шестой статьи 336 ЭПК и частью пятой статьи 278 КоАС исполнительные документы, выданные по судебным постановлениям о взыскании платежей в доход государства (в бюджет) направляются судами непосредственно в отделы Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Исполнительный лист (судебный приказ) может быть направлен взыскателю и государственному исполнителю в виде электронного документа, подтвержденного электронной цифровой подписью судьи, через информационную систему.

5. В случаях утраты подлинника исполнительного листа, суд, вынесший постановление, может в соответствии с требованиями статьи 450 ГПК и статьи 341 ЭПК выдать дубликат. При этом, судам следует различать выдачу дубликата исполнительного листа от восстановления утраченного исполнительного производства, предусмотренного статьей 43 Закона.

Выдача дубликата исполнительного листа по судебному решению, подлежащему исполнению на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с правилами, установленными международными и двухсторонними соглашениями государств.

5-1. Разъяснить судам, что утраченное исполнительное производство может быть восстановлено судом по заявлению лиц, участвовавших в деле, сторон исполнительного производства, государственного исполнителя, прокурора, а также по инициативе суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ. Суды данное заявление рассматривают в соответствии с правилами, установленными статьей 43 Закона, статьей 462 ГПК и главой 30 ЭПК.

6. Обратить внимание судов на то, что законом установлены обязательные требования к содержанию исполнительного документа (статья 337 ЭПК). Исполнительный лист должен дословно соответствовать резолютивной части судебного акта и содержать полные данные, касающиеся взыскателя и должника (фамилия; имя, отчество, год рождения, адрес, а в отношении юридического лица - его точное наименование). В случае невыполнения данных требований, государственный исполнитель может возвратить исполнительный лист для устранения недостатков.

При вынесении судом по гражданским делам решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд в исполнительном листе может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе произвести эти действия с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд указывает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Суды в исполнительных листах, выдаваемых на основании определения о признании и обращении к исполнению решения иностранного суда, должны указывать дату вступления в законную силу решения суда иностранного государства.

7. В статье 453 ГПК и статье 340 ЭПК установлен порядок восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

В случае признания судом пропуска срока уважительным, он может быть восстановлен.

По результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику. На определение экономического суда по результатам рассмотрения заявления может быть подана жалоба или принесен протест, а на определение суда по гражданским делам об отказе в восстановлении пропущенного срока - частная жалоба или частный протест.

8. В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, либо установления разночтения между ним и судебным актом, государственный исполнитель, в соответствии со статьей 31 Закона, вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении, судебного акта и устранении допущенных в указанных документах описок, опечаток и арифметических ошибок. В заявлении государственного исполнителя не может быть затронут вопрос касающийся законности судебного акта.

Заявление государственного исполнителя рассматривается судом по гражданским делам в десятидневный срок, а экономическим судом - в двадцатидневный срок с момента его поступления, по результатам которого выносится определение.

На определение экономического суда по результатам рассмотрения заявления может быть подана жалоба или принесен протест, на определение суда по гражданским делам может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.

Разъяснение дается судом лишь в отношении неисполненного судебного акта либо той его части, которая не приведена в исполнение.


9. В соответствии со статьей 454 ГПК, статьей 342 ЭПК суд вправе по заявлению государственного исполнителя, взыскателя или должника отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, а также изменить способ и порядок его исполнения.

10. Государственный исполнитель обязан принять исполнительный документ для исполнения от суда, иного органа или взыскателя и возбудить исполнительное производство.

Если исполнительный документ направлен по истечении срока для предъявления к исполнению либо исполнительный документ не соответствует требованиям статьи 8 Закона, государственный исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа.

Постановление государственного исполнителя о возвращении любого исполнительного документа может быть обжаловано в административный суд в порядке, установленном КоАС.

11. Разъяснить судам, что в соответствии с частью первой статьи 34 Закона, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае:

- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство;

- признания должника недееспособным;

- оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законодательством;

- подачи жалобы в суд на решение органов (действия должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

- предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу.

Следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 35 Закона, исполнительное производство может быть приостановлено судом в случае:

- обращения должника или взыскателя в соответствующий суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения исполнительного документа, изменении способа и порядка его исполнения;

- нахождения должника в длительной служебной командировке или на лечении в стационарном лечебном учреждении;

- подачи жалобы на действия (постановления) государственного исполнителя;

- оспаривания результатов оценки описанного имущества;

- просьбы взыскателя.

Суды должны иметь в виду, что приостановление исполнительного производства не должно в дальнейшем затруднить или сделать невозможным исполнение решения.

Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается судом по гражданским делам в десятидневный срок, а экономическим судом в двадцатидневный срок с момента его поступления, без вызова сторон и судебного разбирательства.

О приостановлении исполнительного производства суд выносит определение. На данное определение суда может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ГПК или ЭПК.

Согласно части третьей статьи 36 Закона, после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление исполнения, исполнительное производство возобновляется судом, приостановившим его, или государственным исполнителем на основании заявления взыскателя или по инициативе государственного исполнителя.

Обратить внимание судов, что, если в определении суда о приостановлении исполнительного производства не указан срок приостановления, суды вправе возобновить исполнительное производство.


12. Судам необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой статьи 34 Закона, приостановление исполнительного производства производится на основании обращения государственного исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 и 5 части первой статьи 35 Закона - судом, одновременно с принятием заявления об отсрочке или рассрочке, либо жалобы на действия государственного исполнителя или заявления об оспаривании результатов оценки к производству, в определении указывается о приостановлении исполнительного производства.

Перечень случаев, предусмотренных в статьях 34 и 35 3акона, при наступлении которых суд обязан и вправе приостановить исполнительное производство, является исчерпывающим.

Вместе с тем следует принять во внимание, что согласно статье 79 Закона Республики Узбекистан "О неплатежеспособности" основанием для приостановления исполнения исполнительного документа также является определение экономического суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника.

13. Согласно статье 407-6 ГПК, статье 236 КоАС и статьи 294 ЭПК судья Верховного суда одновременно с принятием решения вопроса о принятии кассационной жалобы к производству вправе по ходатайству лица, подавшего жалобу, приостановить исполнение оспариваемого судебного акта до окончания производства по делу в кассационном порядке. В случае воспользования этим правом, судья указывает о приостановлении исполнения судебного акта в определении о принятии кассационной жалобы к производству. В случае подачи ходатайства о приостановлении исполнения судебного акта после принятия кассационной жалобы к производству, по этому ходатайству выносится отдельное определение.

14. Следует иметь в виду, что на основании судебного акта исполнительное производство прекращается государственным исполнителем в случае:

- отказа взыскателя от взыскания, если отказ принят судом;

- заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного судом;

- заключения между взыскателем и должником медиативного соглашения;

- вынесения судом определения о замене уголовного наказания в виде штрафа другими видами наказания либо об освобождении от уголовного наказания в виде штрафа на основании акта амнистии;

- отмены судебного акта или акта иного органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо отмены или признания недействительным документа, который в силу закона является исполнительным документом.

Исполнительное производство прекращается судом в случае:

- смерти взыскателя или должника, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом либо актом иного органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или доверительному управляющему имуществом безвестно отсутствующего;

- утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.


17. Согласно статье 88 Закона действия (бездействие) государственного исполнителя могут быть обжалованы в суд. Объектом судебного обжалования может быть непринятие государственным исполнителем мер по исполнению вступившего в законную силу судебного акта или совершение других неправомерных действий.

Обжалование действий (бездействия) государственного исполнителя осуществляется путем подачи заявления (жалобы) с соблюдением требований, предусмотренных КоАС. Такие заявления (жалобы) рассматриваются административным судом по общим правилам, предусмотренным КоАС, с учетом особенностей, установленных в главе 23 указанного Кодекса.

18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с требованиями статьи 166 ГПК и статьи 131 ЭПК, стороны могут окончить дело мировым соглашением в любой стадии судебного процесса, в том числе, и в стадии исполнения.

Мировое соглашение, заключенное по судебному акту на стадии исполнения, утверждается судом, выдавшим исполнительный документ, или соответствующим судом по месту осуществления исполнения, а по актам иных органов - судом по гражданским делам по месту нахождения государственного исполнителя.

19. Решение экономического суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства должно быть направлено государственному исполнителю по месту нахождения должника и его имущества.

Государственный исполнитель прекращает исполнительное производство с момента получения решения экономического суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства. Исключение составляют исполнительные производства о признании права собственности, компенсации морального вреда, истребовании имущества из чужого незаконного владения, возврате неосновательного обогащения, признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности.

Одновременно с прекращением исполнительного производства государственный исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения, связанные с исполнением.

Поскольку исполнение всех обязательств должника допускается в рамках ликвидационного производства, исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления государственного исполнителя об окончании исполнительного производства в течение трех рабочих дней направляются ликвидатору. О направлении исполнительного документа ликвидатору государственный исполнитель, в соответствии с частью третьей статьи 62 Закона, сообщает взыскателю.

20. Взыскание по долгам юридического лица, в том числе при недостаточности его имущества, для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, может быть обращено на денежные средства и иное имущество собственников, учредителей и членов (участников) этого юридического лица на основании судебного акта на условиях и в порядке, установленных законом.

При этом, если должник владеет имуществом, находящимся в общей собственности с другими лицами, взыскание обращается на его долю, которая определяется в соответствии с законом.


21. Согласно статье 284 ГК Республики Узбекистан, в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу, за исключением залога товаров в обороте и случаев, когда залогодержатель согласен на переход права собственности или права хозяйственного ведения на заложенное имущество к другому лицу без сохранения залога.

В связи с этим, государственный исполнитель не вправе прекратить исполнительное производство на том основании, что заложенное имущество, на которое судом обращено взыскание, продано другому лицу.

22. Согласно статье 81 Закона за неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств банком или иной кредитной организацией, которым предъявлен исполнительный документ, экономическим судом на них налагается штраф в размере до пятидесяти процентов суммы, подлежащей взысканию.

Заявление о применении штрафа к банкам и иным кредитным организациям, поданное в экономический суд, должно рассматриваться судом по общим правилам, предусмотренным ЭПК, с особенностями, установленными в главе 27 указанного Кодекса. Такое заявление может быть подано как государственным исполнителем, так и взыскателем (субъектом предпринимательства).

23. В случае неисполнения должником - физическим лицом, требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, государственный исполнитель на основании заявления взыскателя или по собственной инициативе вправе вынести постановление об ограничении на выезд должника из Республики Узбекистан.

Если исполнительный документ выдан не на основании судебного акта, ограничение на выезд производится судами по гражданским делам на основании заявления взыскателя или государственного исполнителя.

24. Поручить судам периодически обобщать судебную практику по применению законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов, выявлять обстоятельства, препятствующие их исполнению, а также принимать меры к устранению допущенных нарушений закона.

Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан

Б.М. Мустафаев

Председатель

Высшего хозяйственного суда

Республики Узбекистан

Д.А. Мирзакаримов

Секретарь Пленума,

судья Верховного суда

Ю.Э. Турсунбаев

Секретарь Пленума, судья

Высшего хозяйственного суда

С.Р. Нуманова

"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2009 г., N 7