Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Предыдущие редакции к Постановлению Пленума ВХС РУз от 18.04.2007 г. N 180

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

Предыдущие редакции

к Постановлению Пленума ВХС РУз

от 18.04.2007 г. N 180




Редакции, предшествующие

Постановлению Пленума ВС РУз

от 19.05.2018 г. N 17



Предыдущая редакция абзаца третьего пункта 2


Также государственная пошлина взимается с заявлений о выдаче судебного приказа и за выдачу хозяйственными судами копий документов.



Предыдущая редакция пункта 3


3. Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства), обращающиеся в хозяйственные суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов, если они не освобождены от ее уплаты. (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 19.06.2015 г. N 284) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция пункта 4


4. В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 112 ХПК в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если иск подлежит оценке. Указание на цену иска необходимо для проверки правильности уплаты государственной пошлины, так как при неоплате государственной пошлины в установленном порядке и размере хозяйственный суд возвращает исковое заявление на основании пункта 5 части первой статьи 118 ХПК, кроме случаев удовлетворения ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.



Предыдущая редакция абзаца второго пункта 4.3


При передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда на основании статьи 33 ХПК, судом должна быть принята во внимание ранее уплаченная государственная пошлина (почтовые расходы). (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 17.06.2016 г. N 299)



Предыдущая редакция пункта 4.6


4.6. Если при подаче апелляционной и кассационной жалобы обжалуется судебный акт лишь в части взыскания или отказа во взыскании, то государственная пошлина исчисляется исходя из оспариваемой суммы.

В случае обжалования судебного акта только в части государственной пошлины, государственная пошлина оплате не подлежит.При этом обратить внимание судов, если по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы обжалуемый судебный акт изменен или отменен не только в части взыскания государственной пошлины, то вопрос взыскания государственной пошлины разрешается в общем порядке, предусмотренном ХПК. (Абзац в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 23.12.2016 г. N 307) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция пункта 7


7. В соответствии с частью четвертой статьи 91 ХПК в исключительных случаях хозяйственный суд вправе по заявлению истца, исходя из его имущественного положения, отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины. Следует иметь в виду, что хозяйственный суд вправе также отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины при обращении лиц, участвующих в деле, с апелляционной или кассационной жалобой.



Предыдущая редакция пункта 7.1


7.1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении.

До обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной и кассационной жалобой ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины хозяйственным судом не принимается.

В ходатайстве должны быть приведены основания отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины с приложением документов, подтверждающих то, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном порядке при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.



Предыдущая редакция пункта 7.3


7.3. Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства - в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. В определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.

Определение о возвращении искового заявления (заявления) и апелляционной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях. Такие жалобы государственной пошлиной не оплачиваются.



Предыдущая редакция пункта 9


9. В соответствии со статьей 327 НК плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. Исходя из этого, судам следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины не может быть произведена лицом, не участвующем в деле. Если уплата государственной пошлины произведена за истца (заявителя) или за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом (за исключением случаев оплаты государственной пошлины руководителем или учредителем за предприятие), следует исходить из того, что государственная пошлина фактически не уплачена и, следовательно, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежит возврату на основании пункта 5 части первой статьи 118, пункта 3 части первой статьи 162 и пункта 4 части первой статьи 180 ХПК соответственно. (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)



Предыдущая редакция пункта 14


14. Следует учитывать, что по общему правилу при окончании рассмотрения дела вынесением определения о прекращении производства по делу, государственная пошлина не возвращается, а неуплаченная государственная пошлина - взыскивается с истца. Вместе с тем в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 9 части первой статьи 342 НК, в случаях: - прекращения производства по делу в связи с его не подведомственностью суду; - смерти лица, участвовавшего в деле, если спорное правоотношение не допускает правопреемство; - в связи с не соблюдением истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон, и возможность такого урегулирования утрачена; - если юридическое лицо, участвующее в деле, ликвидировано, государственная пошлина подлежит возврату.



Предыдущая редакция пункта 15


15. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что при окончании рассмотрения дела вынесением определения об оставлении иска (заявления) без рассмотрения, государственная пошлина не возвращается, а неуплаченная государственная пошлина - взыскивается с истца.

При повторном обращении в хозяйственный суд с исковым заявлением (заявлением) после оставления первоначального иска (заявления) без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.



Предыдущая редакция пункта 16


16. Уплаченная государственная пошлина возвращается и при возвращении апелляционной или кассационной жалобы. В случае отказа от апелляционной или кассационной жалобы и принятии отказа от жалобы судом, суд соответствующей инстанции прекращает производство и уплаченная государственная пошлина не возвращается, а неуплаченная государственная пошлина взыскивается с лица, подавшего жалобу.



Предыдущая редакция абзаца второго пункта 17


При обоснованном уменьшении хозяйственным судом размера неустойки на основании статьи 326 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.



Предыдущая редакция пункта 18


18. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина взимается в соответствии с увеличенной ценой иска.

К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере. Однако непредставление такого документа к заявлению об увеличении размера исковых требований не является основанием для возвращения этого заявления. В этом случае, в соответствии с частью второй статьи 91 ХПК, недостающая сумма государственной пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска.



Предыдущая редакция пункта 20


20. Согласно части третьей статьи 93 ХПК по заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в хозяйственный суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.

Возврат государственной пошлины производится в соответствии с "Инструкцией по бухгалтерскому учету в финансовых органах исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан от 10 апреля 2006 года N 1560.



Предыдущая редакция пункта 21.3


21.3. Частью третьей статьи 95 ХПК предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, предусмотренного законом для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе отнести на это лицо судебные расходы независимо от исхода дела.


Абзац второй исключен в соответствии с

Постановлением Пленума ВХС РУз от 19.06.2015 г. N 284


Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, хозяйственный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из части первой статьи 95 ХПК.



Предыдущая редакция пункта 22


22. В соответствии с частью девятой статьи 138 ХПК в резолютивной части решения указывается о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов по государственной пошлине. Это же правило распространяется на случаи, когда рассмотрение дела заканчивается вынесением определения о прекращении производства по делу и оставлении иска без рассмотрения.

При рассмотрении дела в судах апелляционной, кассационной инстанций или в надзорном порядке, в случае изменения или отмены судебных актов, хозяйственный суд в постановлении должен рассмотреть вопрос перераспределения расходов по государственной пошлине, понесенных лицами, участвующими в деле, с учетом ранее уплаченной.

При отмене судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебный акт которой отменен, вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине разрешается хозяйственным судом, вновь рассматривающим дело, с учетом уже оплаченной государственной пошлины и размера удовлетворенных исковых требований.



Предыдущая редакция пункта 26


26. Основания освобождения от уплаты государственной пошлины установлены статьей 330 НК и другими актами законодательства. При этом следует иметь в виду, что под освобождением от уплаты государственной пошлины понимается полное освобождение либо освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления (заявления) в хозяйственный суд.

При обращении в суд в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину, указанную в подпунктах "а"-"г" и "е" пункта 2 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1994 года N 533, в размере 50 процентов от установленной ставки. При этом, статус субъекта малого бизнеса должен быть подтвержден прилагаемой к исковому заявлению справкой органа статистики, которая должна быть датирована не ранее тридцати дней до даты обращения в суд. (Абзац в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 23.12.2016 г. N 307) (См. Предыдущую редакцию)

Если при обращении в хозяйственный суд субъектом малого бизнеса и частного предпринимательства государственная пошлина оплачена в размере 50 процентов установленной ставки и исковые требования удовлетворены, взыскиваемая по результатам рассмотрения дела с ответчика государственная пошлина ограничивается уплаченной истцом суммой. В случае отказа в иске, государственная пошлина дополнительно с истца не взыскивается. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)

Апелляционные и кассационные жалобы по этим делам оплачиваются государственной пошлиной в размере 50 процентов от пошлины, оплаченной (взысканной) в суд первой инстанции. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)



Предыдущая редакция пункта 26.4


26.4. Обратить внимание судов, что согласно пункту 31 статьи 330 НК по делам о применении мер правового воздействия заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. Настоящая льгота применяется к ним также при обращении с апелляционными и кассационными жалобами на судебные акты. (Пункт введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 30.09.2015 г. N 286)



Предыдущая редакция пункта 28


28. Согласно пункту 21 статьи 330 НК органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков в хозяйственных судах, освобождены от уплаты государственной пошлины. Однако, следует иметь в виду, что при удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику, освобожденному от уплаты государственной пошлины, истцу возмещаются расходы по государственной пошлине. В связи с этим хозяйственный суд принимает меры по взысканию с ответчика - государственного органа, освобожденного от уплаты государственной пошлины, - в пользу истца расходов, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины. (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 30.09.2015 г. N 286) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция абзаца первого пункта 29


29. При отказе в удовлетворение иска (прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения), заявленном прокурором, государственным и иным органом в интересах юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с лица, в интересах которого был подан иск, государственная пошлина не взыскивается, за исключением прекращения производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения на основании пункта 7 статьи 86 ХПК. Если само лицо, в интересах которого предъявлен иск, на основании статьи 40 ХПК изменило предмет иска либо увеличило размер исковых требований, то данное правило не распространяется на данную измененную (увеличенную) часть иска, за исключением случаев освобождения от уплаты государственной пошлины на основании статьи 330 НК. (Абзац в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 17.06.2016 г. N 299) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция абзаца третьего пункта 29


В случае отмены по апелляционной или кассационной жалобе ответчика (с уплатой государственной пошлины в установленном порядке и размере) решения суда об удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, и отказе в удовлетворении иска в связи с его необоснованностью, уплаченные ответчиком судебные расходы подлежат взысканию с истца в пользу ответчика. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 17.06.2016 г. N 299)




Редакции, предшествующие

Постановлению Пленума ВХС РУз

от 23.12.2016 г. N 307



Предыдущая редакция абзаца второго пункта 4.6


В случае обжалования судебного акта только в части государственной пошлины, государственная пошлина оплате не подлежит. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)



Предыдущая редакция абзаца второго пункта 26


При обращении в суд в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов установленной ставки. При этом, статус субъекта малого бизнеса должен быть подтвержден справкой органа статистики, прилагаемой к исковому заявлению. (Абзац введен в соответствии с Постановлением Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)




Редакции, предшествующие

Постановлению Пленума ВХС РУз

от 17.06.2016 г. N 299



Предыдущая редакция абзаца первого пункта 29


29. При отказе в иске (при прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения), заявленном прокурором, государственным и иным органом, в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов, а также в интересах юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственная пошлина с лица, в интересах которого был подан иск, взысканию не подлежит. (Абзац в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)




Редакции, предшествующие

Постановлению Пленума ВХС РУз

от 30.09.2015 г. N 286



Предыдущая редакция пункта 28


28. Согласно пункту 21 статьи 330 НК органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы, а также органы по приватизации, демонополизации и поддержке конкуренции, выступающие в качестве истцов и ответчиков в хозяйственных судах, освобождены от уплаты государственной пошлины. Однако, следует иметь в виду, что при удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику, освобожденному от уплаты государственной пошлины, истцу возмещаются расходы по государственной пошлине. В связи с этим хозяйственный суд принимает меры по взысканию с ответчика - государственного органа, освобожденного от уплаты государственной пошлины, - в пользу истца расходов, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины. (Пункт в редакции Постановления Пленума ВХС РУз от 05.12.2013 г. N 255)




Редакции, предшествующие

Постановлению Пленума ВХС РУз

от 19.06.2015 г. N 284



Предыдущая редакция пункта 3


3. Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя), обращающиеся в хозяйственные суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов, если они не освобождены от ее уплаты.



Предыдущая редакция пункта 4.1


4.1. Следует иметь в виду, что по делам о взыскании денежных сумм цена иска определяется исходя из требуемой суммы. Иски о признании имущественного права, а также о признании отсутствия правоотношения (например, признание договора недействительным) не подлежат оценке. По таким искам государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.




Редакции, предшествующие

Постановлению Пленума ВХС РУз

от 01.12.2011 г. N 235



Предыдущая редакция пункта 27


27. В соответствии с частью первой статьи 13 Закона Республики Узбекистан "О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан" и пунктом 6 статьи 330 НК Палата имеет право предъявлять иски в суд в интересах членов палаты, а также обжаловать решения органов государственного и хозяйственного управления, действия (бездействие) их должностных лиц без уплаты государственной пошлины.

Судам следует иметь в виду, что указанными законодательными актами право предъявлять иски в суд без уплаты государственной пошлины в интересах членов Палаты предоставлено Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан. При этом льготы по уплате государственной пошлины, предоставленные Палате, ее территориальным управлениям, а также созданным ею предприятиям и организациям, переданы быть не могут.